Статья на тему: "Теоретические подходы к решению проблемы оказания платных образовательных услуг в ДОУ"
статья

Актуальность данной темы обусловлена тем, что организация дополнительных образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) - неотъемлемый компонент социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования. Современное дошкольное образование уже сложно представить без дополнительного.

Дополнительные образовательные услуги как платные, так и бесплатные организуются администрацией ДОУ совместно с коллективом педагогов и осуществляются посредством организации кружковой работы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Платные дополнительные образовательные  услуги  организуются администрацией дошкольного образовательного учреждения совместно с коллективом педагогов и осуществляются посредством организации кружковой работы.
      Образовательные услуги предоставляются с целью всестороннего удовлетворения потребности населения, улучшения качества, развития и совершенствования услуг, расширения материально-технической базы, создания возможности для организации и проведения занятий по месту жительства. Предоставление дошкольными образовательными учреждениями платных услуг является частью их хозяйственной деятельности и регулируется Налоговым и Гражданским кодексами Российской Федерации (с учетом изменений, внесенных в них Законом № 83-ФЗ), уставом учреждения, нормативными правовыми актами РФ, субъекта РФ и муниципального образования, на территории которых дошкольное учреждение функционирует. Законодательно уточнено, что осуществление приносящей доход деятельности государственными и муниципальными образовательными учреждениями допускается, если это не противоречит федеральным законам.
        Платные дополнительные образовательные услуги в дошкольном учреждении предоставляются с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан (ребенка). Возможность их оказания должна предусматриваться уставом образовательного учреждения.     Осуществляются они за счет внебюджетных средств (спонсоров, сторонних организаций или частных лиц, в т.ч. и родителей) и не могут быть использованы взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из бюджета. В противном случае заработанные таким путем средства изымаются учредителем в его бюджет. Оказание платных дополнительных  услуг осуществляется на договорной основе и базируется на иных правовых принципах, нежели предоставление бесплатного образования. Гражданско-правовой договор, заключаемый на оказание платных образовательных услуг между гражданином и образовательным учреждением, должен соответствовать положениям Конституции РФ, гражданского кодекса РФ о возмездных договорах на оказание услуг (гл. 39 ГК РФ), федеральному законодательству об образовании и Закону РФ « О защите прав потребителей». При этом Законом РФ «О защите прав потребителей» гражданину гарантирована защита его прав на надлежащую информацию об исполнителе и оказываемых услугах, на надлежащее качество услуг, на соответствие условий договора требованиям законодательства, на восстановление его нарушенных прав.
          Для договора об оказании платных  образовательных услуг существенными (иначе говоря, обязательными) являются следующие моменты: 
         -предмет договора, в нашем случае - это конкретный перечень образовательных услуг, которые обязуется предоставить исполнитель; 
         -сроки оказания услуг; 
         -все иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Поэтому при заключении договора заказчик вправе требовать внесения в текст договора любых условий, имеющих для него значение [1,с.329].
          Необходимость развития платных дополнительных  услуг диктует выполнение следующих позиций:
          -ассортимент образовательных услуг должен быть достаточно широк и интенсивно обновляться с учетом требований клиентов, общества, научно-технического прогресса, потенциала дошкольного образовательного учреждения;
          -процессы и технологии оказания образовательных услуг должны быть гибкими, легко переналаживаемыми;
         -ценовая политика учреждения должна выступать в комплексе с величинами прогнозируемого эффекта и дополнительных затрат потребителя на использование, потребление образовательных услуг, включая процессы их освоения;
         -продвижение и продажа образовательных услуг должны быть децентрализованы, как включение в предпринимательскую деятельност.
         Для организации платных  дополнительных образовательных услуг в дошкольных учреждениях необходимо:
         1.Изучить спрос в дополнительных образовательных услугах и определить предполагаемый контингент.
         2.Создать условия для предоставления платных дополнительных образовательных услуг с учетом требований по охране и безопасности здоровья детей.
         3.Указать в уставе образовательного учреждения перечень планируемых платных дополнительных образовательных услуг и порядок их предоставления.
        4.Получить лицензию на виды деятельности, которые будут организованы в данном образовательном учреждении в виде услуг с учетом запросов родителей детей, соответствующей учебно-материальной базы и наличия специалистов.
       5.Заключить договор с заказчиком на оказание услуг, предусмотрев в нём: характер оказываемых услуг, срок действия договора, размер и условия оплаты предоставляемых услуг, а также иные условия. Оплата за предоставляемые услуги должна производиться только через учреждения банков.
        6.На основании заключенных договоров издать приказ об организации работы учреждения по оказанию платных образовательных услуг, предусматривающий: ставки работников подразделений, занятых оказанием платных услуг, график их работы, смету затрат на проведение услуг, учебные планы и штаты.
         7.Заключить трудовые соглашения со специалистами на выполнение платных образовательных услуг.
           Размер платы за оказание дополнительных образовательных услуг  устанавливается по соглашению сторон. При определении размера этой платы следует исходить из того, что взимание налога на добавленную  стоимость и спец налога не производится при наличии лицензии на платную образовательную деятельность.
Расходование привлеченных средств осуществляется в соответствии с утвержденной сметой.
Учет платных услуг  ведется в соответствии с Инструкцией  по бухгалтерскому учету в учреждениях  и организациях, состоящих на бюджете, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 3 ноября 1993 года № 122. 
Облагаемая прибыль от платной или иной образовательной  деятельности при фактически произведенных  затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении образовательного учреждения, уменьшается на суммы. Они  направлены государственными и муниципальными образовательными учреждениями, получившими  лицензии в установленном порядке, непосредственно на обеспечение, развитие и совершенствование образовательного процесса, (включая оплату труда) в  данном образовательном учреждении. 
         В соответствии со ст. 41 Закона РФ «Об образовании» образовательные  учреждения независимо от их организационно-правовых норм вправе привлекать дополнительные финансовые ресурсы за счет предоставления платных дополнительных услуг, предусмотренных  уставом учреждения.
        Введение дополнительных образовательных услуг предполагает системную работу и большую ответственность перед заказчиками, то есть родителями. Перед руководителями образовательных учреждений новый подход к управлению является сложным и непривычным делом и на практике порождает много вопросов и трудностей. Руководитель сам должен инициировать нововведение образовательных услуг, видеть его последствия, достижения и издержки. 
           Встаёт вопрос подбора кадров соответствующей квалификации, их обучение. Как правило, функции педагога дополнительного образования исполняет воспитатель, увлеченный каким-нибудь разделом работы – театром, пением, танцами, изобразительной деятельностью, природой. Часто на эту должность приглашают художников, преподавателей иностранного языка, профессиональных танцоров, т. е. людей искусства. Это неплохо, но нередко они переоценивают возможности детей и завышают предъявляемые требования.
            Не только педагоги дошкольного  учреждения могут оказывать дополнительные образовательные услуги, но и педагоги других образовательных учреждений. Кадровую проблему можно решить, подойдя к этому вопросу со стороны потенциальных возможностей педагога, увидеть лучшее в его работе, помочь сконцентрировать свои знания в методических разработках и перспективных планах, а также обеспечить повышение квалификации педагога через курсы, практикумы, стажировки. Только тогда руководитель может быть уверен, что дополнительная платная услуга обеспечена кадрами, а значит, оценена родителями и будет ими востребована. 
         Встаёт также вопрос о том, кто будет оказывать помощь в организации образовательных  услуг, осуществлять контроль за качеством предоставляемой услуги, помогать в организации и подготовке к участию детей в конкурсах, смотрах, выставок. Важно представить работу дополнительного образования не только в дошкольном учреждении, но и в микрорайоне, районе, городе.
           Для успешной реализации платных дополнительных образовательных  услуг необходимо провести полный комплекс мер по их изучению и организации, который предполагает действия:
         -изучение спроса на  конкретные виды образовательных  услуг;
        -анализ платёжеспособности  родителей, установление цены;
        -анализ возможностей дошкольного образовательного учреждения (кадры, помещение, программы);
       -сбор информации о  конкурентах, предлагающих подобные  услуги;
       -формирование перечня  намечаемых услуг;
       -предварительный расчёт  себестоимости;
       -организации рекламы;
       -анализ изменения спроса на предлагаемые услуги.

         Практическая деятельность педагогов дополнительного образования в дошкольном учреждении осложняется еще и тем, что некоторые из них не являются специалистами в области дошкольного образования.
         Не менее важным условием является определение время проведения занятий. Это наиболее сложный вопрос организации дополнительного образования: нужно соблюсти нагрузку детей по продолжительности занятий и нагрузку по дням недели. Дополнительные занятия должны сочетаться с основными. Например, нерационально проводить в один день занятие по математике и кружковое занятие по развивающим играм. Нежелательны и вечерние занятия по пятницам, так как к концу недели дети устают.      

В начале учебного года медики должны предоставить педагогам дополнительного образования информационный лист по группам здоровья с конкретными рекомендациями (в зависимости от заболевания). Психологи - аналитическую справку «О результатах проведения первичной диагностики по определению уровней развития психических процессов».
          На основе полученных данных для каждого ребенка составляется карта индивидуального образовательного маршрута. Такая карта способствует открытию новых перспектив его развития, обогащению личности, социализации; поддержанию в нем жажды открытий и уверенности в своих силах, поощрению и стимулированию интересов и развитию способностей. При этом не должны быть забыты и родители. Они активно вовлекаются в творческий процесс как партнеры педагога. Первый маршрут разрабатывается для детей, нуждающихся в особой психолого-педагогической поддержке и заботе, второй – для детей с нормальным психологическим развитием и хорошими способностями, третий — для одаренных. Главная задача педагога дополнительного образования в работе с детьми первого маршрута — создание благоприятной психологической атмосферы на занятиях в кружках и студиях, установление с ними доверительных отношений, подбор специальных коррекционных и психотерапевтических игр для нормального психического развития и личностного роста. На занятиях в студии педагог ставит перед ними только посильные задачи (задания репродуктивного типа). Похвала в присутствии других детей приносит им уверенность в своих силах и действиях. Рекомендуется использовать формы индивидуальной работы. 
Дети, «идущие» по второму маршруту, в основном работают в подгруппах. Педагог поддерживает их увлечения. Дети третьего маршрута, обладающие высоким интеллектом, креативностью и уникальными способностями, требуют на занятиях дополнительного образования особых условий. Педагог включает в индивидуальную работу с ними задания психотерапевтического характера, специально подобранные игры и упражнения, которые помогают формировать навыки коммуникаций со сверстниками и решать некоторые личностные проблемы, укреплять психологическое здоровье. На занятиях создается атмосфера самостоятельного поиска для саморазвития, свободного выражения и воплощения нестандартных замыслов.
         Практика показывает, что  родители традиционно хотят, чтобы  дети готовились к школе, учили иностранный. Поэтому необходимо убеждать родителей в необходимости разнообразия кружков. А для этого детский сад должен организовать рекламу своего дополнительного образования. Очень эффективно включать на родительских собраниях пап и мам в спортивные игры, танцы, изготовление поделок.
         Таким образом, система дополнительного образования на современном этапе характеризуется поисковой деятельностью учреждений дополнительного образования, в них активно идут инновационные процессы, обновляющие их цели, содержание, формы и методы работы.  Организация дополнительных образовательных услуг в детском саду осуществляется в форме кружков, секций, студий, клубов. Чтобы  детский сад выжил в современных условиях, необходимо учитывать запросы родителей, выстраивать стратегию развития дошкольного образовательного учреждения так, чтобы быть современным, востребованным, авторитетным, открытым образовательным пространством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила оказания платных образовательных услуг в ДОУ.

Правила оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования  1. Настоящие Правила, разработанные в соответствии с Законами Российской Федерации "Об образо...

Как заключить договор на оказание платных образовательных услуг в ДОУ

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5725405","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 160px; height: 160px; margin-left: 10px; margin-right: 10px; float: left;"}}]]Н...

Аналитическая справка о результатах реализации программы по оказанию дополнительных платных образовательных услуг в период с 14.01.2016г. по 30.04.2016г.

Анализ результатов реализации программы по оказанию дополнительных платных образовательных услуг в период с 14.01.2016г. по 30.04.2016г....

ПРИКАЗ от 29.12.2015 год № 312 Об открытии групп для оказания платных образовательных услуг

ПРИКАЗ  от 29.12.2015 год № 312  Об открытии групп для оказания платных образовательных услуг...

Этапы оформления образовательным учреждением разрешения на оказание платных образовательных услуг.

Согласно п.1 ст. 45 Закона РФ "Об образовании" государственное и муниципальное образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям, платные дополнительные о...

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.2013г. № 706 г.Москва «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.2013г. № 706 г.Москва «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»...

Нормативно-правовое регулирование оказания платных образовательных услуг в ДОО

Консультация для педагогов, реализующих дополнительные платные образовательные услуги в ДОУ...