Рабочая программа дополнительного образования "Угадай - ка".
проект (старшая группа)

Акопян Эрмине Валериевна

 

 Характеристика программы предусматривает:

- развитие и совершенствование сенсорных эталонов у детей старшего дошкольного возраста;

- развитие общения и речи;

- развитие внимания, памяти, восприятия, мышления;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_dopolnitelnogo_obrazovaniya_ugaday-ka_wecompress.com_.docx86.99 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Даша\Desktop\Новая папка\IMG_20210413_135610.jpg

Актуальность

Основой успешной учебной деятельности является хорошо развитые познавательные психические процессы: память, внимание, мышление, воображение, восприятие, речь.

 Подготавливая ребенка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию. В некоторой степени разрешить эти вопросы поможет организация работы кружка «Угадай-ка».

В программе предусмотрено использование большого разнообразия развивающих игр, головоломок, лабиринтов, задач, вопросов, стимулирующих развитие широкого спектра интеллектуальных способностей, формирование целостного взгляда на мир, которым отличаются широко образованные люди. В то же время у нее есть ряд особенностей, к которым можно отнести:

- использование игр с обновляемым банком вопросов и заданий, гибкие правила и содержание которых позволяет подобрать задания, соответствующие возрасту и способностям детей;

- подбор и систематизация материала, упражнений по развитию умственных психических процессов;

- проведение занятий в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

- свободная, самостоятельная деятельность детей, которая обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который сам выбирает вид деятельности, отвечающий его способностям и интересам.

Во время занятий учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Поэтому основной упор делается на развитие зрительного восприятия, а также большое внимание уделяется развитию мелкой моторики. Умелыми пальцы становятся не сразу. А, как известно «ум находится на кончиках пальцев», а также развитию интеллектуальных базовых способностей: внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления.

Программа позволяет индивидуализировать сложные игровые задания: более сильным детям можно находить варианты посложнее, менее подготовленным — работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл игры сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать.

Цель: развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

  1. Формировать психические познавательные процессы (память, мышление, воображение, восприятие, внимание).
  2. Обогащать опыт самопознания дошкольников.
  3. Совершенствовать логическое мышление

Развивающие:

  1. Развивать эмоционально-волевую сферу, мелкую моторику руки.
  2. Развивать самостоятельность и инициативу.
  3. Развивать познавательную активность, познавательную мотивацию, интеллектуальные способности детей.

Воспитательные:

  1. Воспитывать каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремление к активной деятельности и творчеству.
  2. Воспитывать коммуникативные навыки.

Принципы, лежащие в основе программы:

1. Принцип развивающего обучения.

Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена на обучение дошкольников выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления.

2. Принцип постепенности.

Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.

3. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.

3. Принцип доступности.

Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний.

4. Деятельностный принцип.

Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.

6. Принцип наглядности (наличие и разнообразие дидактических материалов).

Организационно-методическое обеспечение программы

Рабочая программа кружка «Угадай-ка» обеспечивает развитие внимания, восприятия, мышления детей в возрасте от 5 до 6 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Программа обеспечивает развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Перспективный  план рассчитан на 1 год.

Занятия в группе проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня.

Продолжительность занятий 25 минут.

Методы и приёмы, используемые на занятиях:

Формы работы с детьми:

- индивидуальные;

- подгрупповые;

- групповые;

 - игра;

- ситуативный разговор;

- беседа;

- проблемная ситуация;

- показ презентаций.

Методы работы с детьми:

- словесные (беседа, загадки);

- наглядные (рассматривание дидактических пособий, предметов);

- практические (дидактические игры и упражнения, показ способов действия с предметами, эксперимент).

Материалы и оборудование

- Цветные карандаши

- Простые карандаши

- Демонстрационный материал

- Раздаточный материал

- Цветная бумага

- Цветной и белый картон

- Игрушки

Предполагаемые результаты освоения программы кружка «Угадай-ка» для детей 5 – 6 лет

  У детей будут развиты:

- мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение);

- познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение);

- мелкая моторика рук и глазомер.

- творческие способности и фантазия, способность к моделированию и конструированию.

Проявится интерес к интеллектуальным играм.

 Сформируется стремление доводить дело до конца.

Планируемые результаты:

К концу обучения по программе предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функциях, формировании у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей, произвольности деятельности.

При этом у детей формируются следующие основные умения:

• Умения выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.

• Умения объединять группы предметов, выделять части, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.

• Овладение детьми приемами логической обработки информации, формирование и развитие навыка самоконтроля.

В период учебного процесса:

- дети выполняют дидактические задания на подбор, группировку предметов (игрушек);

- сравнивают предметы (по форме, цвету, величине и др. признакам);

- обобщают (по выделенным признакам);

- подбирают соответствующие детали-вкладыши при выборе из 4-6 деталей;

- с помощью взрослого раскладывают предметы по убыванию или

возрастанию величины; — понимают слова «побольше»«поменьше»«большой», «маленький»«одинаковы»

- подбирают предметы по заданному признаку;

- ориентируются одновременно в подборе: (цвет и величина, форма и цвет);

- выполняют задания на ориентировку среди не менее 4 предметов 4

цветов (красный, желтый, синий и зеленый, выбирает один из 2 предметов,

запоминает названия и повторяет за взрослыми);

- пользуются предметами-заместителями;

Для педагогов:

- Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по воспитанию дошкольников.

- Повышение теоретического и профессионального уровня педагогов в рамках кружковой деятельности в работе с детьми.

Для родителей:

-  Просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу (индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, листки-памятки и т. д.).

-  Организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства (родителей, воспитателя, музыкального руководителя, психолога.) т. е. обмен мыслями, идеями, чувствами.

-  Совместная продуктивная деятельность родителей и детей.

УЧЕБНЫЙ  ПЛАН

№ п.п.

Тема занятия

Всего часов

Срок

Практические занятия

Форма работы

1

Ориентировка в пространстве, на плоскости листа

2 часа

еженедельно

2 часа

Дидактические игры, игры на прогулке

2

Развитие восприятия.

2часа

еженедельно

2 часа

По подгруппам

3

Зрительное восприятие

3часа

еженедельно

3часа

Индивидуальная работа

4

Развитие памяти

2часа

еженедельно

2 часа

Воспроизведение рассказа.  Игры

5

Слуховая память

Зрительная память

Образная память

3 часа

еженедельно

3 часа

По подгруппам

6

Развитие внимания

3 часа

еженедельно

3часа

Индив. работа

7

Развитие воображения

2 часа

еженедельно

2 часа

Игры. Индивид. работа

8

Развитие мышления

2 часа

еженедельно

2 часа

Беседа, игры.

9

Развитие воображения

2 часа

еженедельно

2 часа

Игры, методика

Перспективный план работы с детьми

Сентябрь

1) Ориентировка в пространстве, на плоскости листа.

1. Игра на формирование умений ориентироваться в движении «Куда пойдешь и что найдешь»

2. Игра на формирование умений ориентироваться на плоскости «Назови соседей»

3. Дидактические игры на ориентирование в пространстве.

4. Игра на улице «Новая походка»

Октябрь

2)Развитие восприятия.

1. Игра «Белый лист», игра «Сделай так».

2. Игра «Сравни предмет», игра «Зашиваем ковер»(по подгруппам)

3. Игра «Круг треугольник, квадрат», игра «Найди игрушку».

4. Игра «Узнай предмет», игра «Составь картинку» (по подгруппам)

Ноябрь

Зрительное восприятие.

1. Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (индивид. работа)

2. Методика для развития наблюдательности (индивид. работа)

3. Упражнение «Назови животных»(индивид. работа)

4. Слуховое восприятие «Понимание текста»(индивид. работа)

Декабрь

4)Развитие памяти.

1. Развитие слуховой памяти. Воспроизведение рассказа.

Игра «Запомни картинки»

2. Воспроизведение рассказа. Игра «Запоминаем вместе»

3. Развитие зрительной памяти Игра «Какой игрушки не хватает?», игра «Рисуем по памяти узоры»

4. Развитие образной памяти

Игра «Запомни и назови»

Январь

1. Слуховая память. Методика «10 слов» (по подгруппам)

2. Зрительная память. Методика Д. Векслера. (по подгруппам)

3. Образная память. Методика изучения образной памяти. Упражнение по картинкам. (по подгруппам)

Февраль

6)Развитие внимания.

1. Игра «Найди одинаковые предметы», Игра «Что появилось?» (индивид. работа)

2. Игра «Найди отличия» (индивид. работа)

3. Игра «Найди игрушку». Рисование на тему «Моя любимая игрушка»

Март

8)Развитие воображения.

1. Методика «Найди и вычеркни» (индивид. работа)

1. Игра «Поможем художнику»

2. Игра «Волшебные картинки»

Апрель

10) Развитие мышления.

1. Игры «Третий лишний»«Какое что бывает»

2. Живое- неживое

3. Беседа «Кто это?» знакомимся с профессиями.

Развивающая настольная игра «Профессии».

Май

11)Развитие воображения

5. Игра «Угадай игрушку»

6. Методика «Вырежи фигуры»

7. Методика «Что здесь лишнее?»«Раздели на группы» 2 мин.

Методическое обеспечение программы.

В рамках реализации программы по развитию познавательных способностей используются:

- сборники загадок, стихов, фольклорные сборники (пословицы, поговорки);

- предметные картинки по темам: овощи, фрукты, игрушки, мебель, одежда, обувь, домашние животные и птицы, дикие животные и птицы, цветы, деревья, насекомые, профессии, посуда, транспорт, водный мир, части суток и время;

- пособия для развития слухового внимания, для развития зрительного внимания, для развития речевого внимания, для развития логического мышления;

- настольно-печатные игры.

Мониторинг освоения программы

С целью определения степени усвоения данной программы проводится итоговая диагностика.

За каждое задание ставится определенный балл:

1 балл - ставится ребенку, если он не справился с заданием

2 балла - если справился с заданием с дозированной помощью воспитателя

3 балла - если ребенок справляется с заданием самостоятельно

Полученный результат суммируется, выводится общий балл, делится на количество заданий, выводится средний балл. По среднему баллу определяется уровень освоения программы воспитанником.

Рекомендуемые уровни:

Низкий уровень - 1  балл

Средний уровень - 2  балла

Высокий уровень – 3 балла

Характеристики уровней

 Высокий уровень:

  • дети имеют предусмотренный программой кружка запас знаний, умеют использовать их для решения поставленных перед ними задач,
  • справляются с заданием самостоятельно, без посторонней помощи и дополнительных (вспомогательных) вопросов,
  • владеют необходимыми навыками,  применяют их,
  • ответы дают полные с объяснениями и рассуждениями, используют полные предложения,
  • речь спокойная, с достаточным запасом слов, оперируют предметными терминами.

Средний уровень:

  • дети имеют предусмотренный программой запас знаний, умеют использовать его для решения задач, однако им требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы,
  • если дети пытаются справиться сами, то делают это не в полном объеме, рекомендуемой программой для данного возраста,
  • дети знакомы с необходимыми навыками и умеют использовать их, но для этого им нужна помощь,
  • при использовании навыков выполнения задания результат получается недостаточно качественным,
  • ответы дают без объяснений и рассуждений, применяют простые предложения и словосочетания,
  • речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.

Низкий уровень:

  • дети имеют представления о знаниях и навыках, предусмотренных программой для данного возраста, однако испытывают затруднения при их использовании,
  • помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы,
  •  дети не всегда справляются с заданием, часто отмалчиваются, отказываются выполнять задания или делают их с большими ошибками,
  •  соглашаются с предложенным вариантом, не вникая в суть задания,
  • речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.

 

Методическое обеспечение программы.

В рамках реализации программы по развитию познавательных способностей используются:

- сборники загадок, стихов, фольклорные сборники (пословицы, поговорки);

- предметные картинки по темам: овощи, фрукты, игрушки, мебель, одежда, обувь, домашние животные и птицы, дикие животные и птицы, цветы, деревья, насекомые, профессии, посуда, транспорт, водный мир, части суток и время;

- пособия для развития слухового внимания, для развития зрительного внимания, для развития речевого внимания, для развития логического мышления;                                                                                                

- настольно-печатные игры;

- презентации.

Используемая литература

1. Блинова Г. М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие. -М.:ТЦ Сфера, 2006

2. Веракса Н. Е. Индивидульные особенности познавательного развития детейдошкольного возраста-М:ПЕРСЭ, 2003

3. Тихомирова Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей» -Ярославль «Академия развития», 1996

4. Светлова И. Е.Тренируем память: Учебное пособие, М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа дополнительного образования по реализации программы "От звука к букве. Обучение дошкольников обучению грамоты"Е. В. Колесниковой в старшей группе через кружковую работу.

Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, слогами, которые помогут детям научиться читать и выполнять звуко - буквенный анализ, а также способствуют развитию м...

Приказ № 234 "О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2014 - 2015 уч"

О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2014 - 2015 уч...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...