Дидактическое наглядное пособие "Книжка -шкатука Приозерск"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Докучаева Юлия Владимировна

 Дидактическое наглядное пособие «Книжка – шкатулка Приозерск» разработано

для детей от 5 до 7 лет ( старший дошкольный возраст).

Использовать данное пособия можно в пяти образовательных областях («Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»).

Познавательное развитие через организационную беседу по теме, рассматривание картинок со страниц пособия и комплектов открыток, игры: «Мемо Приозерск», «Разрезные картинки Приозерск», «Математические пазлы Приозерск», «Узнай по силуэту», «Трафареты», «Рыбалка», что способствуют развитию познавательных и умственных способностей детей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представлений; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умения высказывать свои суждения, делать умозаключения.

         Речевое развитие через обогащение  и активизацию словаря по теме, развитие связной речи, умение правильно выражать свои мысли, совершенствование разговорной речи в процессе беседы и свободного общения детей и игр: «Мемо Приозерск», «Рыбалка» - названия 9 видов рыб водоемов: реки Вуокса и Ладожского озера, логоритмический стишок «Приозерск».

«Художественно-эстетическое развитие» через игру «Трафареты», можно обвести, раскрасить и дополнить сюжет.

«Физическое развитие» через игру «Приозерск», игру «Рыбалка» развитие ловкости, координации движений.

Социально-коммуникативное развитие через совместную беседу и игры, где дети учатся выполнять правила,  развивают взаимоотношения между детьми,  проявляют чуткое отношения к сверстникам, учатся быть справедливыми, уступать в случае необходимости и делиться: «Мемо», «Рыбалка» если проводить как эстафету.

Пособие способствует формированию представлений о родном городе Приозерск, развитию познавательного интереса, развитию речи, формированию навыков коммуникации, совершенствованию интеллекта, логического мышления дошкольника, а также применению этих знаний в практической деятельности.

Этот продукт предназначен для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskoe_posobie_knizhka-shkatulka_priozersk.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическое наглядное пособие

«Книжка – шкатулка Приозерск»

                                         Автор: Докучаева Юлия Владимировна

воспитатель первой квалификационной категории

                                                      

С помощью дидактического наглядного пособия «Книжка – шкатулка Приозерск» решаются следующие задачи:

        1.  формирование и расширение представлений о родном городе;

        2.  развитие мышления и математических умений и навыков;

  1. развитие зрительного и слухового внимания, памяти;
  2. обогащение и активизация  словаря по темам «Город  Приозерск»;
  3. развитие речевой активности детей, связной речи;
  4. развитие социально - коммуникативных навыков;
  5. развитие мелкой моторики, графических навыков, творческих способностей;
  6. развитие познавательной  активности, любознательности;
  7. развитие ловкости, координации движений;
  8.  содействие повышению роли семьи посредством привлечения родителей к изготовлению и подбору материала (картинок) по заданным темам.
  1. Изготовление дидактического наглядного пособия «Книжка – шкатулка Приозерск» и описание работы.

              Разрабатывая дидактическое наглядное пособие «Книжка – шкатулка Приозерск» я учитывала следующие характеристики:

- насыщенность материалом

- трансформируемость;                                                                                                                                                                          - полифункциональность;                

- вариативность;                                                

-  безопасность: детали;

- доступность.

             Дидактическое пособие «Книжка – шкатулка Приозерск» может использоваться со средней группы до подготовительной. Начинать можно с простых не сложных бесед и игр, его можно использовать для закрепления темы или проекта,  оно хорошо вписывается в организацию развивающей предметно пространственной среды для самостоятельной деятельности детей в центре «Краеведения» или «Патриотизма».

В течение организованной образовательной деятельности я обычно обыгрываю это пособие новыми картинками, предлагаю игры, входящие в состав пособия, а дальше дети уже самостоятельно с ним справляются: рассматривают картинки, общаются, открывают шкатулку и играют в игры: «Мемо Приозерск», «Разрезные картинки Приозерск», «Математические пазлы Приозерск», «Узнай по силуэту», «Трафареты», «Рыбалка».

Внешние характеристики:

         У «Книжки – шкатулки Приозерск» шесть страниц, т.е. готовлю шесть картинок, на которых содержится материал по изучаемой теме.

        Картинки могут быть:

-  Предметные (живые и неживые объекты окружающего мира  города)

-  Сюжетные (сюжеты города, природы)      

Картинки можно и нужно менять, что бы у детей расширялись и закреплялись знания о городе  и  был постоянный интерес к  пособию  и желание поиграть.

        Последовательность изготовления пособия:

Я взяла прямоугольную заводскую подарочную коробку из-под игрушки (прочную), которая находится внутри «книги» из двух листов и может свободно выдвигаться, как комод. Обклеила  цветной бумагой листы и коробку, по краям страниц  наклеила полоски 0.5 см. из двухстороннего скотча на 4 сторонах и приклеила прочные полиэтиленовые файлы. Так получились прозрачные кармашки для картинок. Узкой цветной окантовочной лентой скотч  украсила пособие.   Получилась яркая привлекательная книжка с прозрачными кармашками, куда можно вставлять и менять картинки.  Серии картинок  из количества 6 штук на  темы «город Приозерск»  печатаются на обычных листах. Картинки свободно вставляются в страницы и меняются. Сама коробка это шкатулка, в которой хранятся игры, изготовленные воспитателем и наглядный производственный материал – комплекты открыток разного года выпуска по темам «Приозерск», «Приозерск город ленинградской области», «старый Кякисальми и его окресности». Пособие безопасно для детей, в изготовлении несложное, но трудоемкое, больших материальных  затрат не требует. Если такой  книжки - коробки в наличии нет, то можно сделать самим, но потребуется больше времени.

Серии картинок из количества 6 штук на разные темы печатаются на обычных листах. Картинки свободно вставляются в прочные файлы - страницы и меняются. Набор картинок (19х27) находится в альбоме (картотеке). Он должен соответствовать возрасту детей;  в нем должны быть хорошо выражены  характерные особенности города; наглядность должна быть привлекательной, безопасной, устойчивой, прочной; отличаться разнообразием. Хранить дидактическое наглядное пособие и картотеку к нему, необходимо  в доступном для детей месте, они знают, что пособие используется как на  занятии, индивидуальной работе так и  самостоятельно, оно хорошо вписывается в организацию развивающей предметно - пространственной среды для самостоятельной деятельности детей в центре «Краеведения» или «Патриотизма».

         После ознакомительной беседы, воспитанники самостоятельно  рассматривают картинки,  выбирают игры пособия и начинают играть.  Картотека картинок постоянно пополняется воспитателем  на различные лексические темы о городе.

Пособие готово к игре. Учитывая особенности дошкольников, дидактическое наглядное пособие сделано аккуратно, качественно и ярким. «Книжка – шкатулка Приозерск» - готова к занятию на тему: «Достопримечательности города»

  1. Технологическая карта по работе с дидактическим наглядным пособием «Книжка – шкатулка Приозерск»

Возрастная группа: Дидактическая пособие «Книжка – шкатулка Приозерск»» может использоваться со старшей группы до подготовительной

Форма организации: Совместная деятельность педагога с воспитанниками, самостоятельная деятельность детей.

Тема совместной деятельности:     Начинать можно с простых не сложных задач, его можно использовать для закрепления темы или проекта. Свободная тема согласно программному содержанию или разрабатываемому проекту.

Цель совместной деятельности: Формирование, расширение и закрепление знаний детей о родном городе через дидактическое наглядное пособие.

Задачи: 1.формирование и расширение представлений о родном городе;

        2.  развитие мышления и математических умений и навыков ;

3. развитие зрительного и слухового внимания, памяти;

4. обогащение и активизация  словаря по темам «Город  Приозерск»;

5. развитие речевой активности детей, связной речи;

6. развитие мелкой моторики, графических навыков, творческих способностей;

7. развитие социально - коммуникативных навыков;

8.развитие познавательной  активности, любознательности;

9. развитие ловкости, координации

10. содействие повышению роли семьи посредством привлечения родителей к изготовлению и подбору материала (картинок) по заданным темам.

Оборудование: Дидактическое наглядное пособие «Книжка – шкатулка Приозерск»»: набор картинок на разные темы в количестве 6 штук, игры: «Мемо Приозерск», «Разрезные картинки Приозерск», «Математические пазлы Приозерск», «Узнай по силуэту», «Трафареты», «Рыбалка».

Ход совместной деятельности

Вводный (организационный момент): Обсуждение текущей темы (по программе, проекту) дошкольной организации.Дети вспоминают, называют и рассказывают о полученных на обучение знаниях, позже закрепляют в самостоятельной игре в течение дня.

Активизация внимания детей на мыслительную деятельность, развитие познавательного интереса и

формирование положительного эмоционального настроя.

Основной этап.

Беседа  на текущую тему.

В  беседе воспитатель дает новый информационный материал и показывая картинки задает вопросы по теме, объясняет,  использует речевой материал в виде стихотворения и  подвижной  игры с речевым сопровождением «Приозерск» -(М. В. Сидорова)логоритмический стишок, который можно использовать как физминутку. Вставляет картинки в кармашки.  Предлагает игру из шкатулки. Т.об. обыгрывает с детьми дидактическое наглядное пособие  «Книжка – шкатулка Приозерск»

Пособие поможет детям вспомнить об объектах родного города, или познакомиться с новой информацией.

Заключительный этап

     Воспитатель предлагает попробовать поиграть с  пособием: ребенок рассматривает картинку,  нужно назвать объект который видишь. Таким образом, закрепляется материал. При затруднении другие дети могут помогать. Воспитывается взаимовыручка.

     Дети рассказывают о том, что они узнали, а также делятся своими впечатлениями о том, что понравилось, заинтересовало, а что вызвало затруднения.

          В течение дня дети самостоятельно рассматривают картинки и  играют по выбору в игры  пособия «Книжка – шкатулка Приозерск»

Применение полученных знаний в самостоятельной игре.

Заключение

          Данное дидактическое наглядное пособие «Книжка – шкатулка Приозерск»» доступно и понятно детям.  Его можно использовать в среднем и старшем дошкольном возрасте. Систематическая работа с дидактическим наглядным пособием имеет для детей большое значение:  формирует  и расширяет у детей знания о родном городе, всесторонне развивает ребенка: внимание, память, мышление, речь, моторику, творческие способности, навыки общения и взаимодействия, помогает в игре закрепить полученные знания.

          Успешно применяется в организованной образовательной деятельности, в  режимных моментах, в самостоятельной игровой деятельности детей.

Такое дидактическое наглядное пособие можно рекомендовать для использования воспитателям и специалистам дошкольных образовательных учреждений, и родителям в домашних условиях,  ведь рассматривание картинок и проведение дидактической игры не требует особых знаний в области педагогических наук.

Список использованной литературы

  1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
  2. Адаптированная примерная  основная программа для дошкольников  с тяжелым нарушениями речи под редакцией Л.В.Лопатиной.
  3. Книга для семейного чтении о природе, истории и культуре Ленинградской  области «Бабочка над заливом»
  4. книга Музей – крепость Корела» М.П.Лихая, А.П Дмитриев, М.В.Дубовцевакая
  5. книга
  6. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Издательство «МОЗАИКА – СИНТЕЗ» Москва 2016.
  7.     Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. – Издательство «МОЗАИКА – СИНТЕЗ» Москва 2014.
  8.       Веракса Н.Е., О.Р. Галимов Позновательно – исследовательская деятельность дошкольников. - Издательство «МОЗАИКА – СИНТЕЗ» Москва 2016.
  9.      Буре Р.С. Социально – нравственное воспитание дошкольников. - Издательство «МОЗАИКА – СИНТЕЗ» Москва 2016.
  10.  Электронные интернет ресурсы.            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое наглядное пособие "Кубик - расскажи".

Дидактическое наглядное пособие «Кубик - расскажи» разработано для детей от 3 до 7 лет (младший - старший дошкольный возраст).Использовать данное пособия можно в пяти образовательных ...

Дидактическое наглядное пособие Презентация

    Использовать данное пособие можно в пяти образовательных областях («Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развити...

Дидактический наглядный материал «Семейное чудо-дерево».

Данная разработкаспособствует организации взаимодействия между участниками образовательного процесса...

Дидактическое наглядное игровое пособие "Волшебный круг – Шэдитэ духэриг"

Игровое пособие предназначено для  запоминания новых слов и закрепления и составления предложений , самый первый круг - местоимения, прикрепляются условные фигуры....

Таблица "Оценки дидактического наглядного материала по ФГОС ДО"

ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕТОД СЧИТАЕТСЯ ВЕДУЩИМ В ФОРМИРОВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙИменно этот фактор повлиял на выбор темы!!!Рассмотрим и оценим один из факторов, которые влияют на успешное усвоение мат...

«Ресурс - находка» Дидактическое наглядное пособие «Геометрический поезд»

Согласно ФГОС необходимо создавать развивающую предметно-пространственную среду с тем, чтобы обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка.В силу наглядно-образного мышления ...

Проект "ФЭМП посредством занимательного и дидактического наглядного материала"

Создание условий педагогам для формирования элементарных математических представлений детей, посредством занимательного и наглядного материала с математическим содержанием для использования в разных в...