Рабочая программа по финансовой грамотности детей дошкольного возраста
рабочая программа

Кононенко Ирина Павловна

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx27.61 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи, а именно: ходят с родителями за покупками, сталкиваются с финансами, рекламой, оплачивают счета в банке, получая при этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности.

К сожалению, реализация задач по финансовой грамотности дошкольников происходит спонтанно, отсутствует целенаправленная систематическая образовательная работа. Одной из причин является несформированность компетенций педагогов в области основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста.

Как показывает практика, в дошкольном образовательном учреждении ознакомление с финансовой грамотностью проводят крайне редко. А чем раньше мы ознакомим детей грамотно относится к собственным деньгам, и опыту использованию финансовых продуктов, тем более успешными они будут, когда вырастут.

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений.

Проведенные статистические исследования говорят o том, что заниматься повышением финансовой грамотностью населения необходимо на государственном уровне.

Результаты исследований в области финансовой грамотности детей дошкольного возраста свидетельствуют о том, что первоначальные экономические представление формируются начиная со средней группы, а к подготовительной группе дети могут объяснить смысл таких сложных экономических понятий, как «стоимость», «деньги», «бюджет семьи», «реклама», «богатство» и т.д.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ. Основной идеей данной программы – создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, формирование основ финансовой грамотности дошкольников, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию. В реализация программы используются новые формы развивающего обучения, при которых синтезируются элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия, которые диктуют современные требования к дошкольному образованию. Одно из ее преимуществ — игровая составляющая. Знакомство детей с финансовой азбукой проходит в игровой форме.

На занятиях дети знакомятся с понятием «труд» - экономической первоосновой финансовой грамотности. Большое внимание акцентируется на нравственную составляющую этого понятия. Трудолюбивый человек чувствует потребность в труде, ему доставляет большое удовольствие и радость сам процесс труда, который ведет к созданию общественно полезного продукта.

Также дети знакомятся с такими понятиями как «трудиться», «работа», «заработок», «профессия». В ходе ознакомления с этими понятиями, раскрывается взаимосвязь: «трудиться – работать – зарабатывать».

Вознаграждение и похвала всегда следуют за общественно полезным трудом, а не наоборот. Труд – это созидательная деятельность, которая приносит пользу и удовлетворение, прежде всего самому себе.

Весь окружающий мир, большинство товаров, без которых жизнь человека невозможна, создаются трудом.

2. Цель и задачи программы

Цель программы: формировать у дошкольников первичные социальные компетенции в сфере личных и семейных финансов.

Задача программы:

  1. Заложить у детей нравственные основы финансовой культуры.
  2. Знакомить детей с основными экономическими понятиями (деньги, ресурсы, цена и т.д.).
  3. Формировать представление детей о финансовой грамотности, организации производства.
  4. Формировать понятие основных правил расходования денег, умение учитывать важность и необходимость покупки.
  5. Воспитывать уважение к труду, людям труда, бережливого отношения ко всем видам собственности.
  6. Обогатить словарный запас основными понятиями по финансово-экономическим представлениям.
  7. Воспитывать трудолюбие, деловитость, предприимчивость, умение правильного обращения с деньгами, разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями семейного бюджета.
  8. Побуждать к взаимопомощи и поддержке, учить делиться, отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему.

3. Описание форм и методов проведения занятий

Формы работы: Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности проводится в различных формах: беседы о финансовой грамотности с привлечением родителей, использование ИКТ-технологий, виртуальные экскурсии, тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями, сюжетно-ролевые игры, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием.

Ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок как бы проживает недосягаемую для него действительность. Поэтому финансовая грамотность дошкольников формируется в ходе игры, используя различные методы и приемы в их сочетании.

Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.

Образовательная деятельность с детьми организуется один раз в неделю, во второй половине дня, в форме кружка, длительность – 25 минут.

Сроки реализации программы: программа рассчитана на один учебный год, с сентября по май включительно.

4. Календарно-тематический план по финансовой грамотности.

Сентябрь

1.Чтение Экономики (Л. В. Кнышева) для детей:

История 1: Как Миша стал бизнесменом.

2. Беседа на тему «Как возникают потребности».

3. Настольная игра «Ассоциации» - (необходимость предметов в различных ситуациях).

4. Д. и. «Кому что нужно» (Чудесный мешочек - дети объясняют, кому и для чего эти вещи нужны).

5. Сюжетно-ролевая игра: «Семья», «Путешествие на машине».

6. Просмотр мультфильма «Простоквашино»

Октябрь

1. Чтение Экономики (Л. В. Кнышева) для детей: История 2: Откуда в Мишином магазине мед взялся?

2. Д. и. «Кто что делает?»

3. Сюжетно - ролевая игра: «Парикмахерская» и «Детский сад»

4. Заучивание пословиц и поговорок о труде и лени.

«С детства не научишься, всю жизнь промучаешься»;

«Хочешь, есть калачи, так не сиди на печи» и т. д.

5. Совместная деятельность детей и родителей (изготовление машин из бросового материала).

Ноябрь

1. Чтение Экономики (Л. В. Кнышева) для детей:

История 3: Как Сорока Мишин товар хвалила.

2. Беседа на тему «Откуда берётся то, что нам необходимо для комфортной жизни».

3. Сюжетно-ролевая игра: «Магазин», «Кафе»

4. Беседа на тему «Что такое товары и услуги». (составление рассказа «Кем работает моя мама, мой папа»)

5. Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал».

6. Составление рассказа «Реклама моей игрушки», «Моя игрушка лучше всех»

Декабрь.

1 Чтение Экономики (Л. В. Кнышева) для детей:

История 4. Как Миша цену назначал.

2. Просмотр мультфильма «Простоквашино».

3. Знакомство с понятием экономика.

4. Работа в тетради О. Дыбиной «Природные объекты и предметы, созданные человеком».

5. Игра - занятие «Природные богатства нашего края»

6. Труд. Создание подарков, игрушек к новому году.

Январь.

1. Просмотр мультфильма «Кабы не было зимы» Простоквашино.

2. Рассматривание и обсуждение коллекций, полезные ископаемые

«Металл», Земля», «Вода», «Уголь».

3. Д. и. «Чудесный мешочек»- овощи, фрукты, зерно, вата - необходимая часть экономики. Расширить представления детей о профессиях занимающихся растениеводством (иллюстрации, презентация).

4. Создание лэпбука по финансовой грамотности.

Февраль:

1. Рассматривание альбома полезные ископаемые «Минералы», «Газ», «Нефть».

2. Игры с мелким стройматериалом «Наша ферма» - животные тоже являются природным богатством.

3. Чтение Экономики (Л. В. Кнышева) для детей:

История 5. Как Миша продал много-много малины.

Коллективная аппликация «Лес наше богатство». Закрепить понятие необходимости беречь лес, как источнике природных богатств - воздух, древесина, редкие животные, ягоды, грибы, орехи.

4. Д. и. «Чудесная коробочка» Закрепить знание о материалах необходимых для изготовления разных предметов, напомнить какие природные богатства были использованы (при помощи карточек, расширить знания о профессиях людей (иллюстрации или презентация, которые делают предметы, использованные в игре.

Март

1. Просмотр мультфильма «Уроки совы - Что такое деньги»

2. Знакомство с внешним видом денег. Ручной труд: изготовление монеток из бумаги для детских игр.

Просмотр мультфильма «Трое из простоквашино»

3. Чтение сказки А. Толстого «Буратино» - обсуждение поступков героев.

Где хранятся деньги. Изготовление кошелька.

4. Беседа, зачем нужны деньги. С - Р. и "Путешествие на Автобусе".

5. Где можно заработать деньги. С - р. и «Больница» и «Школа для кукол».

Апрель

1. Чтение сказок «Муха-Цокотуха», И. Галлиев «Три копейки за покупку»

2. Выставка рисунков «Сказки и деньги»

3. Беседа на тему «Семейный бюджет - из чего он складывается»

4. Совместная деятельность «Кондитерский цех»

4. С - р. и «Семья», «Стройка», «Гастроном»

Май

1. Чтение Экономики (Л. В. Кнышева) для детей:

История 6. Почему у Миши растет не только малина, но и цена.

2. Беседа на тему «Как сохранить Семейный бюджет»

3. Игра «Хорошо-плохо» - сладости, игрушки.

4. Совместная деятельность родителей и детей «Изготовление одежды для бумажной куклы»

5. Беседа-размышление «Чего нельзя купить за деньги».

 

5. Содержание программы

Фундамент по финансовой грамотности детей дошкольного возраста необходимо закладывать с раннего возраста. Финансовая грамотность позволит маленькому человеку быть успешным во взрослой жизни, грамотно вести свой семейный бюджет.

В данной программе закрепляется представление о непростом мире предметов и услуг, как результата труда людей, человеческих взаимоотношений.

Играя в профессии, дети постигают смысл труда, моделируют реальные жизненные ситуации, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений, повышая интерес к экономическим знаниям.

В дидактических играх систематизируются представления детей о мире финансовых явлений, терминах, закрепляются представления о понятии «реклама», обогащается словарный запас, развиваются коммуникативные и творческие способности детей.

 6. Прогнозируемые результаты, целевые ориентиры

На этапе завершения реализации программы ребенок может:

  • применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);
  • осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;
  • иметь представление о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд;
  • проявляет ответственность за начатое дело;
  • понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными ;
  • осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей;
  • понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи;
  • осознавать правила честного зарабатывания денег, взаимосвязи понятий “труд - деньги”, понимание факта купли-продажи, деньги не возникают сами собой, а зарабатываются;
  • понимать, что сначала зарабатываем – затем расходуем: в соответствии с этим, чем больше зарабатываешь и рациональнее тратишь, тем больше имеешь возможность приобрести;
  • осознавать, что цена товара зависит от его качества, необходимости и от того, насколько трудно его изготовить;
  • проявлять такие качества: умение честно соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша;
  • иметь представления об элементарных правилах финансовой безопасности;
  • осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;
  • следовать социальным нормам и общепринятым правилам общества.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста»

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут пр...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Целью статьи является расширение  основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гр...

Распространение педагогического опыта по реализации программы дополнительного образования «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста» и организации предметно пространственной развивающей среды

Финансовая грамотность играет важную роль в жизни каждого человека. Чем раньше дети узнают о роли денег в семейной и общественной жизни, тем раньше у них смогут быть сформированы полезные финансо...

«Финансовая грамотность детей дошкольного возраста» (средний и старший дошкольный возраст) Тема проекта: «Дорога к финансовой грамотности»

Актуальность проекта обусловлена необходимостью подготовки ребенка кусловиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильнойориентацией его в экономических явлениях, а также необходимость...

Презентация на тему: "Обзор программы по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста"

Обзор программы  по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста....