Семинар-тренинг для педагогов "Конфликты. Конструктивные способы их разрешения"
методическая разработка

Семинар-тренинг для педагогов "Конфликты. Конструктивные способы их разрешения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konflikty.docx26.58 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-тренинг для педагогов ДОУ

«Конфликты. Конструктивные способы их разрешения»

Цель: Формирование и развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

Задачи: 
1. Обобщить представления педагогов о сущности конфликтов, понимание естественности их возникновения в повседневной жизни;

2. Способствовать овладению знаниями и навыками, необходимыми для конструктивного разрешения конфликтных ситуаций;

3. Отработать стратегии решения повседневных конфликтов

Ход семинара-тренинга:

I. Организационный этап.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Даже в самом дружном коллективе люди могут конфликтовать. Причины конфликтов очень разнообразны: от распределения трудовых функций до непонимания между коллегами, родителями. Конфликт возникает, когда люди не могут достичь согласия и противостоят друг другу. 

Конфликт – это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьезное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.

Существует притча, отражающая основную суть большинства конфликтов.

Притча «Коробочка»

Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран. Наконец, в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоявшей в середине коробочке и заглянуть в одно из ее окошек.

Когда это удалось страннику, то он был потрясен тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь. Вечером, счастливый, он расположился на отдых под крепостной стеной.

Рядом пристроился такой же, как он, бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки. Но оказалось, он видел совсем другое. Как так? – Ты просто смотрел с другой стороны, был ответ. 

Главная мысль притчи в том, что все мы разные, каждый человек имеет свой жизненный опыт, свои взгляды, привычки, мечты. Поскольку мы воспринимаем мир неодинаково, возможны и недопонимания, и различия в ценностях и потребностях.  А это значит, что наши интересы и интересы окружающих людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной возникновения конфликтов.

II. Основной этап.

Упражнение «Яблоко и червячок».

Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!» Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ. Подумайте, какие чувства вы испытывали в этот момент?

Конфликт легче предупредить, чем разрешить. Для этого необходимо использовать в общении Я-высказывания, которые позволяют выразить свои чувства, не принижая собеседника. 

Упражнение «Чувства и конфликт»

Подумайте, как личные чувства могут втянуть вас в конфликт? Выскажите свою точку зрения.

Мы рассмотрим одну из техник управления конфликтом под названием Я – утверждение. Эта техника представляет собой способ ясно описать, как вы себя чувствуете и почему, принимая свои чувства и при этом не обвиняя, и не упрекая других.

Давайте посмотрим, что происходит, когда вы обвиняете кого-нибудь. Я произнесу две фразы любому из участников, а вы опишите свои чувства в этой ситуации и предложите возможные варианты ответов.

Фраза № 1. «Вы по-настоящему меня раздражаете – постоянно опаздываете на занятия».

Фраза № 2 «Когда вы опаздываете на занятия, меня это расстраивает, потому что приходится повторять еще несколько раз, из-за чего теряется много драгоценного времени».

Упражнение «Другими словами»

Ваша задача перефразировать ряд Ты - утверждений в Я - утверждения. Высказывания могут быть следующими:

«Ты ни разу в жизни для меня ничего не сделала!» («Мне не хватает внимания и заботы с твоей стороны»);

«Меня обидели!» («Я предпочла обидеться»);

«Меня заставили». («Я не сумела отказаться»);

«Он – упрямый осёл». («Я не смог убедить его»);

«Он меня унизил». («Мне было неприятно»);

«Прекрати меня злить!». («Я начинаю злиться»);

Выскажите свое мнение, просто или сложно перефразировать?

Если все же конфликт разгорелся, необходимо выйти из него достойно. Упражнение «Достойный ответ»

Обратитесь к соседу справа с замечаниями о внешности или поведении человека, написанными на карточках. Сосед должен ответить на «выпад». Примеры замечаний: «Ты слишком высокого мнения о себе», «Ты ведешь себя так, будто ты самая главная здесь», «Ты никогда никому не помогаешь», «Ты постоянно выступаешь с глупыми предложениями на педсоветах».

Легко было выполнять задание? Какие чувства вызывали нелестные замечания о себе? Какие способы вы используете, чтобы легче воспринимать негативную информацию?

Упражнение «Хорошо-плохо»

Играем по кругу. Первый человек начинает фразу со слов «Это хорошо…», называя какое-то событие, следующий опровергает его утверждение словами «Это плохо…» и т.д.

Пример:

- Это хорошо я люблю кушать пирожные.

- Это хорошо, что я вышла вечером гулять.

- Это хорошо, что задали много домашнего задания.

- Это хорошо, что я решаю все сама. 

Отлично получилось!  Как вы думаете, чему учит эта игра?

В любом событии можно найти хорошее и плохое. И от того, как мы относимся к разным событиям в жизни, могут возникать различные конфликты и недопонимания.

III. Заключительный этап.

Упражнение «Приемы эмоциональной разгрузки»

В работе педагог постоянно сталкивается с эмоциональными перегрузками. Чтобы напряжение не вылилось в конфликт, используйте приемы эмоциональной разгрузки. Напряжение помогают снять гимнастика, дыхательные упражнения или игра «Сосиска – Кетчуп – Кока-кола».

Когда я произнесу слово «Сосиска», необходимо изобразить удивление и поднять правую ногу в сторону. На слово «Кетчуп» участники хмурятся и поднимают в сторону левую ногу, на слово «Кока-кола» – улыбаются и танцуют, постепенно опуская руки.

Понравился ли вам тренинг? Насколько важными для вашей работы были темы тренинга? Получили ли вы новые знания и навыки?

Список литературы:

1. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – Спб.: Питер, 2000, 215с.

2.Тимофеева М., Сценарий семинара-тренинга для профилактики конфликтов

     между педагогами /М. Тимофеева // Справочник педагога-психолога.

    Детский сад. - 2018. - № 2.

  1. Эксакусто Т. В. Групповая психокоррекция. / - М.: Феникс, 2016. - 256 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конфликты и способы их разрешения.

В презентации даётся понятие "конфликт", структура, классификация, виды конфликтов. А, также, стратегия поведения в конфликтной ситуации....

презентация на тему "конфликты в коллективах.причины и способы их разрешения"

Конфликты являются вечным спутником нашей жизни. И потому даже самая последовательная политика гуманизации на предприятиях и в учреждениях и лучшие методы управления не защитят от необходимости жить в...

«Конструктивное взаимодействие в разрешении конфликтов» отчет

Участники семинара вместе с ведущей говорили о законах  естественного развития мышления ребенка, об одностороннем и смешанном доминантных профилях, о функциональных нарушениях в работе мозговых с...

Семинар-тренинг для педагогов «Способы снятия психоэмоционального напряжения»

Знакомство со способами снятия эмоционального напряжения у педагогов...