"Современные формы организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в работе педагога- психолога"
статья

Ишмикеева Юлия Викторовна

Данная статья посвящена вопросу взаимодействия детского сада и  семьи и роли педагога-психолога в образовательном процессе.  Усиление воспитательной функции дошкольного учреждения, а также изменения, происходящие в жизни общества, обуславливают необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей. Главная  идея  статьи  состоит  в  том  что, «семья  и дошкольное  учреждение- два  важных  социальных  института  социализации ребёнка».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные формы организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в работе педагога- психолога

В основе современного взгляда на взаимодействие семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность.

В статье 18 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сделан акцент на психолого-педагогических условиях, включающих «…поддержку Организацией и педагогами родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс».

Перечисленные документы определяют роль педагога-психолога в образовательном процессе и обеспечении психологического благополучия каждого ребенка, создании благоприятных условий для участия семьи в образовательном процессе дошкольного учреждения.

Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных взаимоотношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество – общение на «равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие – способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании общения в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода.

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях: 1) работа педагогического коллектива детского сада по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями; 2) педагогической культуры родителей; 3) вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Основные задачи работы: 1) установить партнерские отношения с семьями каждого воспитанника; 2) объединить усилия для развития и воспитания детей; 3) создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки; 4) поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципы взаимодействия ДОУ и семьи

  • Открытость детского сада для семьи: каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живёт и развивается их ребёнок.
  • Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании ребёнка, основанное на доверии и позитивных способах общения; родители и педагоги являются партнёрами в воспитании и обучении детей.
  • Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
  • Организация работы с родителями на основе изучения общих и частных проблем в воспитании и развитии дошкольников, а также реальных потребностей и интересов родителей.
  • Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми.
  • Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов и последовательное планирование дальнейшего сотрудничества на их основе.

В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада.

В своей педагогической деятельности использую:

Информационно-аналитические - направлены на выявление интересов, запросов  родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями  и  детьми (анкетирование «Взаимодействие родителей и педагогов»; «Почта доверия», сочинение родителей на тему «Мой ребёнок», анализ детских рисунков).

Наглядно-информационные - близки к задачам познавательных  форм  и направлены  на  обогащение  знаний, просвещение родителей (родительские клубы «Мы вместе»; мини-библиотека; информационные стенды «Психологическая полянка»; выпуск газеты «Советчик семьи», фотовыставки «Досуг в семье»).

Еженедельные записки. Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.

Неформальные записки. Короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи также посылают в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.

Личные блокноты. Такие блокноты помогают каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи извещают педагогов об особых семейных событиях, таких, как дни рождения, новая работа, поездки, гости.

Познавательные формы  направлены - на  обогащение  педагогического опыта  родителей,  развитие  педагогической  компетентности  по  разным  вопросам воспитания,  ознакомление  родителей  с  возрастными  и  психологическими особенностями  детей  дошкольного  возраста,  формирование  у  них  практических навыков воспитания (детско- родительские гостиные «Семейная гостиная»; нетрадиционные родительские собрания; устные журналы «Вокруг нас»; семинары-практикумы «Эмоциональное состояние взрослого как опосредующий фактор эмоционального состояния детей»; тренинги «Сказочный калейдоскоп: жить в ладу с собой»; педагогический брифинг «Портрет идеального родителя»; педагогическая гостиная «Будущий первоклассник»; «Мозговой штурм»; проекты «Я люблю свою семью», «Метод мандала»,  деловая игра «Семейная игротека», исследовательская деятельность «Лаборатория профессора Почемучкина»).

Включаю методы взаимодействия:

• Групповая дискуссия, повышающая психолого-педагогическую грамотность родителей, позволяющая выявить индивидуальные приемы воспитания.

• Видеокоррекция. Участники просматривают видеозаписи проблемных ситуаций с участием родителя и ребенка, родителя и педагога, педагога и ребенка, а затем анализируют увиденное и пытаются найти решение.

• Игра, с помощью которой можно моделировать и воспроизводить проблемные ситуации, выявленные в ходе дискуссии («Автопортрет», «Портрет моего детства»).

• Совместные действия – выполнение заданий педагогом и родителей с дальнейшим самоанализом.

• Конструктивный спор, помогающий сравнивать различные точки зрения на воспитание детей, выслушивать мнение других участников встречи, выбирать наиболее эффективные и рациональные подходы к решению проблем на основе сотрудничества.

• Вербальные дискуссии, воспитывающая культуру диалога в семье и обществе, вырабатывающая умение аргументировать свои доводы, учитывая аргументы оппонентам, в том числе и собственного ребенка.

Собрания-встречи проходят в разных формах и носят интригующие названия («Дискуссионные качели», «Круглый стол с острыми углами», «Вечер вопросов и ответов», «Встречи отцов/ мам»).

«Родительский университет». В нем работают разные кафедры по потребностям родителей: «Кафедра грамотного материнства», «Кафедра семейных традиций», «Кафедра ответственного родительства».

Досуговые – они призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные  отношения, эмоциональный  контакт между  педагогами  и родителями,   между   родителями   и   детьми.   Досуги   позволяют   создать эмоциональный комфорт в группе.  Родители становятся более открытыми для общения (праздники «День хорошего настроения»; совместные досуги «Семейные интеллектуальные игры»; акции; участие родителей в конкурсах, выставках, дни открытых дверей «Неделя психологии», клубы по интересам «Семь Я», «В мире интересного», «Здоровички»).

«Встречи-знакомства» - это встречи, целью которых является разностороннее знакомство семей воспитанников между собой и знакомство с педагогами, воспитывающими ребенка в детском саду. Для этого использую специальные методы: «Выбери дистанцию», «Ассоциативный ряд», «Язык фотографий», «Разговор без умолку» и др.

Дистанционные формы сотрудничества с семьей - оказание педагогической поддержки родителям в удаленном доступе, помощь в подборе актуальной информации (сайт ДОУ, социальные сети, электронная почта, персональная страница педагога, электронный банк мультимедиа). В нашем дошкольном учреждении создан электронный банк мультимедиа: видео, презентации, игровые задания, познавательный и  иллюстративный  материал, развивающие упражнения, материалы для взаимодействия с семьями воспитанников.

Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи

Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ...

Статья "Формы результативного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей"

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги. Макаренко А. С.В статье помещен материал о  формах взаимодействия  ...

Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей

Взаимодействие родителей с дошкольным учреждением....

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО, КАК ФОРМА ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ

Статья в рамках научно-практической конференции с международным участием "Парадигмальный подход в отечественном педагогическом знании"...

Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по вопросам развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста

Аннотация: Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи до...

"Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи на этапе адаптации ребёнка к детскому саду как проблема современной теории и практики"

 А. А. Труфанова          Аннотация: в статье доказана актуальность проблемы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи на ...

Опыт работы "Дистанционные встречи как нетрадиционная форма организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи"

Вопросы повышения эффективности взаимодействия родителей и педагогов детского сада, вовлечение родительской общественности в вопросы повышения качества дошкольного образования, организация эффективног...