Конспект занятия по развитию речи "Дары осени" для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая группа)

Березовская Маргарита Васильевна
  • Уточнить представления детей об овощах. Продолжать учить составлять описательные рассказы об овощах.
  • Совершенствовать грамматический строй речи: правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе в различных падежных формах; упражнять в образовании прилагательных от существительных, существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
  • Продолжать учить отвечать полными ответами. Развивать связную речь, фонематическое восприятие, зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, внимание, память.
  • Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.
  • Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами в, на.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_dary_oseni.docx30.1 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №13 «Веснушки»

143969, Московская область город Реутов, Юбилейный проспект, 74

Конспект группового занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Дары осени».

                                                              Выполнил: воспитатель МАДОУ №13

                                                          Березовская Маргарита Васильевна

г. Реутов

2020

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Дары осени».

Цель: способствовать развитию речи как средства общения.

Задачи:

  • Уточнить представления детей об овощах. Продолжать учить составлять описательные рассказы об овощах.
  • Совершенствовать грамматический строй речи: правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе в различных падежных формах; упражнять в образовании прилагательных от существительных, существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
  • Продолжать учить отвечать полными ответами. Развивать связную речь, фонематическое восприятие, зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, внимание, память.
  • Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.
  • Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами в, на.

Словарная работа:

  • Обогащение словаря: корнеплод, овощехранилище, консервируют.
  • Активизация словаря: названия овощей, растущих в огородах; томат,  салат, щи, борщ, пюре; огородные, белокочанная,  сочная, ароматная, бордовая, хрустящая, сладкая, горькая, длинные, вкусная, овальная; заготавливать, консервировать, солить, тушить, жарить, варить, мариновать, запекать, печь.

Оборудование: картинки овощей, модели овощей для описания, интерактивный планшет, муз.колонка, указка.

Форма организации детей: групповая.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

План занятия:

  1. Организационный момент;
  2. Игра «Рассказовка»;
  3. Игра «Отгадывание загадок»;  
  4. Физминутка;
  5. Игра «Назови ласково»;
  6. Итог занятия;
  7. Список используемой литературы.

Ход занятия:

  1. Организационный момент. 

Дети входят в группу под музыку. (В колонне, друг за другом).

- Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по осенним станциям на поезде. Но сначала мы должны, как настоящие путешественники, встретиться на перроне и поздороваться друг с другом.

- Но здороваться ребята будем необычно. Давайте встанем в круг. Возьмемся за руки и передадим, друг другу своё «здравствуйте». Здороваться мы будем правой рукой.

- Раз, два, три! Круг собери! (Развитие тактильных ощущений)
Попевка:

 -Здравствуй, здравствуй! Не зевай и ладошку мне давай!

Ну вот, мы все поздоровались, а теперь вы можете отправляться в путешествие.
Приготовились…

По дороге золоченной

Осень в гости к нам пришла,

И зверятам и ребятам-

Всем подарки принесла. (Маршировка)

Мы на грядочки идем

Урожай соберем,

Мы морковки натаскаем,

Мы картошки накопаем

Срежем мы кочан капусты

Круглый, сочный, очень вкусный

Щавеля нарвем немножко и вернемся по дорожке.

А вот и наша первая остановка.        

  1. Игра «Рассказовка». (Появляется Буратино, в руках он держит корзину с овощами).

Буратино: Здравствуйте ребята! Я так давно не был на ярмарке. Мне очень захотелось что-нибудь купить. Чего там только нет! Такие там красивые и аппетитные овощи лежали! Вот я и не удержался, купил вам много разных овощей. Но, к сожалению, читаю я плохо, всех названий я не знаю. Вы мне поможете?

Ответы детей: Да!

Воспитатель: Здравствуй, Буратино! Молодец, овощи полны витаминами, мы их очень любим, но не все из них едят сырыми. Давайте, ребята, посмотрим, что же купил нам Буратино, и расскажем ему, как они называются и что из них готовят.

Буратино высыпает овощи из корзинки, ребята рассматривают их:

Ребята: это помидор.  Он красного цвета, круглой формы. На вкус сладкий. Растет на грядке. На ощупь он мягкий. Из него можно приготовить салат и т.д.

Ребята вместе с Буратино собирают овощи в корзинку.

Воспитатель: Ребята Буратино вместе с нами поедет до следующей остановки. Это остановка называется «Загадочная».

  1. Игра: «Отгадывание загадок».  

Буратино: Ребята, я для вас приготовил интереснейшей задание, а вы умеете отгадывать загадки?

Вот послушайте загадки:

1)Золотистый и полезный,

Витаминный, хотя резкий,

Горький вкус имеет он…

Обжигает… Не лимон. (Лук)

2) Красный, детки, но не мак.

В огороде - не бурак.

Сочный лакомый синьор.

Угадали? (Помидор)

3)В огороде - жёлтый мяч.

Только не бежит он вскачь,

Он как полная луна.

Вкусные в нём семена. (Тыква)

4)Как на грядке под листок

Закатился чурбачок –

Зеленец удаленький,

Вкусный овощ маленький. (Огурец)

5) Зелёная толстуха

Надела уйму юбок.

Стоит как балерина,

Из листьев пелерина. (Капуста)

Буратино: Молодцы ребята! Вы все угадали!

Воспитатель: Спасибо тебе большое, нам очень понравилось, но пора отправляться в путь. До свидания! Мы поехали.

  1.  Физминутка 

Ребята, а вы знаете, как заготавливают капусту на зиму? Давайте научимся и попробуем все вместе. (Развитие мелкой моторики).

Капуста

Мы капусту рубим – рубим

 (Прямыми ладонями, пальцы зафиксированы, имитируем движения топора вверх – вниз, движения повторяющиеся, ритмичные.) 

Мы морковку трем – трем

(Поочередное поглаживание подушечек пальцев, пальцы собраны щепоть – имитация соления.) 

Мы капусту солим – солим

(Трение кулачка о кулачок – движения вертикально вверх – вниз.) 

Мы капусту жмём – жмём. 

(Энергично сжимаем пальцы в кулак, сжимаем и разжимаем, движения 

ритмичные, одновременные.)  

Умнички, ребята!

А теперь мы отправляемся в путь! Следующая остановка «Ласковая».

  1. Игра «Назови ласково».

Воспитатель: Давайте все вместе поиграем в очень интересную игру.

- Я буду вам показывать и называть овощ, вы будете называть этот овощ ласково. 

Помидор – помидорчик; морковь – морковочка;

Огурец – огурчик; тыква – тыковка; 

Лук – лучок; свёкла – свёколка; 

Чеснок – чесночок; капуста – капустка; 

Горох – горошек; картошка – картошечка. 

Молодцы, ребята! Мы с вами отправляемся дальше! Следующая остановка «Осенняя поляна».

Воспитатель:

- Ребята, вот и подходит к концу наше путешествие по осенним станциям, и нам пора отправляться домой.

- Слышите? Кажется, это поют птицы. Давайте сделаем последнюю остановку, ляжем на полянку, закроем глазки и увидим сладкий сон под прекрасное пение птиц. (Звучит фонограмма пения птиц).

Птицы стали щебетать, глазки будем открывать.

В погожий осенний денек мы ездили.

Мы пели и плясали, гостей встречали.

А теперь пора прощаться нам.

Гостям мы говорим: «До свиданья вам!».

  1. Итог занятия: оценка деятельности детей.

Воспитатель: Ребята, куда мы с вами сегодня ездили? Кто приходил в гости? Что приносил? Что видели интересного?

Список используемой литературы:

  1. Капышева, Н.Н. Составление рассказа по серии картинок с использованием картинно-символического плана // Логопедия. – 2004. - №;
  2. Наталья Теремкова: Практический тренажер по развитию. Выпуск 4. ФГОС ДО.

Интернет-ресурсы:

  1. https://www.maam.ru/detskijsad/logoritmicheskoe-zanjatie-sunduchok-oseni.html
  2. http://zagadka.yaxy.ru/zagadki_pro_ovoshi.html

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Занятие по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста

Закрепить у детей знания признаков зимних явлений природы; обогащать словарь с помощью прилагательных....

Конспекты занятий по развитию познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр и упражнений.

Примерные  конспекты занятий для детей старшего дошкольного возраста  на развитие познавательных психических процессов ( восприятия, внимания, мышления) , а так же произвольной сферы с...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Пересказ сказки "Как лисичка бычка обидела"

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела»....

Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста « Путешествие в сказочную страну» (песочная терапия)

Цель: ·        Создание атмосферы единства, сплочение группы;·        Повышение позитивного настроя;Задачи:·...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по теме: «Домашние птицы» (с использованием технологий развития критического мышления «Синквейн», «Диаграммы Венна»)

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.  Цель: Уточнение представлений детей о домашних птицах , развитие речи.Задачи:Коррек...