Образовательный проект "Волшебный мир звуков"
проект (старшая группа)

Порозова Татьяна Александровна

Образовательный проект музыкального руководителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx387.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Сибирячок» с.Богучаны

«Волшебный мир звуков»

Образовательный проект (старшая группа)

Разработала: Порозова Т.А.

Музыкальный руководитель

С. Богучаны 2017

«Волшебный мир звуков».

(образовательный проект)

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Возраст воспитанников: старший дошкольный

Длительность проекта: долгосрочный (сентябрь  - декабрь 2017г.)

Участники проекта: дети старшей группы, родители.

Актуальность проекта: детям-дошкольникам для развития и поддержки познавательной активности необходимы новые, необычные, разнообразные впечатления.

Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях. Особенно актуально решение данной проблемы в русле формирования у детей готовности к школьному обучению. Исследования свидетельствуют о значительном снижении познавательной активности детей, находящихся на пороге школьного обучения. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности, устойчивое познавательное отношение к миру.

Именно поэтому необходимо при обучении детей использовать приемы и методы, направленные на поддержку познавательной активности, обогащение разного рода положительного опыта у детей, а также развитие у них коммуникативных навыков. Одним из таких методов в арсенале музыкального руководителя, на мой взгляд, является совместное с детьми исследование свойств музыкального и немузыкального звука. Для этого наряду с исследованием звуков окружающего мира необходимо также и использование шумовых музыкальных инструментов как традиционных, так и необычных.

       Важнейшей особенностью работы с детскими музыкальными инструментами является то, что освоение их не требует специальной подготовки. Благодаря этому ребёнок почти сразу начинает играть на музыкальном инструменте и самостоятельно приобретать опыт в процессе практической работы.

В результате игры на шумовых инструментах у детей развивается любознательность, воображение, речевая и общая инициатива, преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и творческих способностей. Элементарное музицирование способствует реализации потребности детей в движении. Шумовые музыкальные инструменты, сделанные своими руками, вызывают особый интерес к музыке и желание познавать, исследовать и музицировать.

В основе образовательного проекта – опора на совместное с детьми исследование свойств музыкального и немузыкального звука и сотрудничество с их родителями.

Цель: Развитие и поддержка детской познавательной активности.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с разновидностями детских музыкальных инструментов;

- обогатить музыкально-слуховой опыт детей.

Развивающие:

- развивать метроритмический слух, мелкую моторику;

- развивать воображение, фантазию;

- поддерживать творческую инициативу;

- побуждать к исследованию свойств звука, творческому музицированию.

Воспитательные:

- формировать коммуникативные навыки в коллективной творческой деятельности;

- формировать первоначальное понятие о волонтерах.

Этапы проекта:

1 этап. Мотивация.

Задуматься над данным проектом меня побудили результаты анкетирования родителей в начале учебного года. Почти никто не уделяет внимания развитию у детей интереса к музыке, не поддерживает естественного желания детей фантазировать и музицировать с подручными гремящими, шуршащими, звенящими, стучащими окружающими предметами, исследовать природу повсюду окружающих нас звуков. Родители откликнулись на мое предложение совместно разработать и реализовать проект с целью развития детской познавательной активности.
С целью мотивации детей на работу над проектом на одном из первых в учебном году музыкальном занятии я задала детям вопрос:

- Как вы думаете, где можно услышать музыку? Ответы детей были ожидаемы: по телевизору, на концерте, в садике на музыкальном занятии, на празднике. Тогда я рассказала детям такую историю: «Сегодня утром по дороге в детский сад я услышала необычную музыку. Её исполняли необычные музыканты. У них не было ни дудочки, ни пианино, ни гармошки, но музыка была очень красивая. Этими музыкантами были ветер, ласково шумевший листвой деревьев, проезжающие машины, шуршащие шинами колес и поющие своими моторами, летящий в небе самолет. Музыка – это не только то, что сочиняют композиторы и исполняют певцы и другие музыканты. Музыку можно услышать везде. Вы согласны?» Не все согласились со мной. Некоторые дети высказали своё мнение, мол, что же это за музыка, если её не играют на музыкальном инструменте. Тогда я спела детям песню Н. Тананко «Всё звучит вокруг».

Песня детям понравилась, и я спросила у них: – Хотите ли вы научиться слышать музыку вокруг нас? А сами исполнять музыку дождя, ветра, сделать музыкальные инструменты хотите? А потом ещё и малышам подарить некоторые сделанные вами инструменты, то есть, стать маленькими волонтёрами хотите? Дети с энтузиазмом согласились с моим предложением.

2 этап. Разработка совместного плана.

Так мы перешли к модели трех вопросов Л. В. Михайловой-Свирской и разработке совместного плана реализации проекта.

1. Что мы знаем о звуках?   (звуки бывают разные, звуки бывают у природы, а бывают у музыкантов, музыканты музыку играют на инструментах, а природа сама играет свою музыку).

2. Что мы хотим узнать? (как звуки получаются, как устроены музыкальные инструмент?, из чего делают инструменты, как самим научиться играть музыку?)

3. Что нужно сделать, чтобы узнать? (спросить у взрослых, надо попробовать самим сделать какие-то игрушки и послушать, как они звучат, нужно посмотреть в интернете).

На основе этой модели был создан совместный план работы над проектом. Свои предложения вносили дети, и родители. Дети предложили сделать погремушки для малышей из киндер-сюрпризов, шумелки, трещалки,гремелки из разных вещей: из металлических трубок, из флаконов от шампуня, из коробочек от йогуртов и т. д. и т. п. Потом поиграть музыку самодельными инструментами, настоящими инструментами. Родители обещали собирать коробочки, стаканчики, флакончики, словом, всё, из чего можно сделать что-нибудь звучащее.

План работы над проектом

Сентябрь - "Звуки вокруг нас".

Октябрь - "Деревянные истории", "Металлическая фантазия".

Ноябрь – "Бумажный карнавал".

Декабрь - Итоговое развлечение "Путешествие в страну волшебных звуков".

Режим реализации проекта:

* Музыкально-игровая и исследовательская деятельность с детьми была включена в перспективное и календарное планирование и осуществлялась во время музыкальных занятий (2 раза в неделю согласно плану);

* В свободное время дети слушали аудиоматериалы по теме проекта, а также повторяли некоторые игры для закрепления результатов.

Формы реализации проекта:

*Исследование звуков окружающего мира.

*Изготовление необычных шумовых инструментов, исследование свойств их звука.

*Игра на знакомых инструментах под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским стихам и песенкам.

*Звуковая иллюстрация стихов.

Методы: показ, объяснение, совместное творчество, наблюдение, исследование, экспериментирование, импровизация, музицирование.

Ожидаемые результаты:

*Повышение эмоциональной отзывчивости, заинтересованности детей творческим процессом, усиление познавательной активности.

*Закрепление навыка игры на шумовых инструментах на доступном детям-дошкольникам уровне.

*Улучшение индивидуальных диагностических показателей музыкального развития детей.

3 этап. Практический.

На первом же занятии в рамках проекта дети проявили интерес к теме «Звуки вокруг нас», включились в дискуссию о разнообразии «звучащей» природы, приводили примеры, где, кроме концерта, можно услышать музыку. В процессе беседы и звуковых опытов выяснили, что некоторые звуки можно спеть, а некоторые спеть нельзя, потому что они шуршат, гремят или трещат. Решили сделать маленькие погремушки из контейнеров от «киндер-сюрпризов», которые принесли заранее.

В одни «киндер-сюрпризы» насыпали горох, в другие – рис. Потом сложили их в «паровозик» и стали играть в игру «Найди парный звук». В процессе игры дети искали коробочки, которые звучат одинаково. Внимательно прислушивались к звучанию, помогали тем, кто затруднялся. Эта игра способствовала развитию тембрового слуха, внимательности, умения слушать себя и других.

C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSCN5058.jpg

На последующих занятиях клавесами изображали веселую лошадку, колокольчиками и металлофонами играли "Вальс-шутку" Шостаковича, Озвучивали сказку об осени "Приключения листика" самодельными шумовыми инструментами, делали барабанчики для малышей из пластиковых контейнеров для яиц, из металлических предметов - ключей, трубочек, цепочек.

4 этап. Итоговый.

Итоговым мероприятием проекта стало развлечение «Путешествие в страну волшебных звуков» с участием детей.

Путешествие в страну волшебных звуков

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Обобщение эмоционального и творческого опыта, полученного детьми в результате реализации проекта «Волшебный мир звуков».

Задачи:

Образовательные:

- расширить диапазон знаний о природе музыкальных и немузыкальных звуков (звуков природы);

- обогащать слуховой, двигательный, эмоциональный опыт посредством использования лучших образцов музыкального фольклора и классической музыки.

Развивающие:

- развивать эстетический вкус, эмоциональную отзывчивость;

- побуждать к активному участию в импровизации, в коллективном творчестве, к игре на музыкальных инструментах;

- развивать чувство ритма, динамический, тембровый, внутренний слух;

- развивать навыки игры на музыкальных инструментах;

- развивать исполнительские навыки.

Воспитательные:

- формировать доброе, уважительное отношение к младшим, к сверстникам, к старшим;

- развивать коммуникативные навыки в взаимодействии в совместных играх, музыкально-ритмической деятельности, музицировании.

Участники и действующие лица:  музыкальный руководитель – ведущая, Мышка (воспитатель, дети старшей группы)

Оборудование и атрибуты: музыкальный центр; стол; ширма; сумка с металлическими предметами (чайные ложки, вилки, крышки от кастрюль, ключи, трубки и т. п.) и неметаллическими (пластмассовые игрушки, клубочки и т. п.);металлические музыкальные инструменты: колокольчики, бубенцы, бубны, треугольники, металлофоны; деревянные музыкальные инструменты: ложки, клавесы, трещотки, маракасы; детские погремушки; бумажные бабочки; бумажные листы.

Ход развлечения:

Дети под песню Н. Тананко «Всё звучит вокруг» входят в зал, выстраиваются в хоровод, подпевают со «звучащими жестами».

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, дорогие ребята и гости! Вы любите путешествовать? (Да) А приключения любите? (Да) Я приглашаю вас отправиться в увлекательное путешествие в страну волшебных звуков. Хотите? (Да) Тогда в путь! Но сначала нам нужно выбрать транспорт – на чём мы отправимся. У нас есть машина, есть поезд, воздушный шар, и даже есть ракета, а еще ковер-самолет. Что выбираем? (Дети выбирают из предложенных вариантов, музыкальный руководитель включает соответствующую фонограмму).

Ракета

Звучит музыка из кинофильма «Гостья из будущего». Дети встают в круг, кладут руки друг другу на плечи, качаются в такт музыке, педагог комментирует: «Пролетаем луну, смотрите, комета» и. т. д.

Машина

Звучит песня «Бибика». Дети выполняют движения по тексту.

Поезд

Звучит песня из мультфильма «Паровозик из Ромашково». Дети движутся паровозиком по кругу или змейкой.

Ковер-самолет

Звучит Восточная музыка. Дети садятся по-турецки на ковер, качаются в такт музыке.

Музыкальный руководитель: Где же мы оказались? Давайте закроем глаза и послушаем. Играет за ширмой на деревянных инструментах. Дети рассуждают. Музыкальный руководитель при необходимости помогает им наводящими вопросами. Вместе приходим к выводу, что оказались в Деревянном городе страны Волшебных звуков.

Музыкальный руководитель: Деревянный звук какой? Он стучащий и сухой, теплый и трескучий, тихий и гремучий…

А вы хотите стать музыкантами и сами поиграть на деревянных инструментах? (Да)

Оркестр-импровизация на деревянных инструментах

Дети берут со стола деревянные ложки, трещотки. Музыкальный руководитель играет пьесу «На лошадке», дети по очереди импровизируют, играя в такт музыке на своём инструменте. C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSCN1155.jpg

Музыкальный руководитель: Ну что, отправляемся в следующий город нашей Волшебной страны! На чем на этот раз будем путешествовать? Дети выбирают «вид транспорта», музыкальный руководитель – соответствующую фонограмму. Дети выполняют движения под музыку.

Музыкальный руководитель: Послушайте внимательно, куда мы на этот раз попали? Играет за ширмой на металлических инструментах. Дети рассуждают. Музыкальный руководитель при необходимости помогает им наводящими вопросами. Вместе приходим к выводу, что оказались в Металлическом городе страны Волшебных звуков. C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSCN1153.jpg

Дети отгадывают; рассуждая, подходят к тому, что мы оказались в Металлическом городе страны Волшебных звуков.

Звучит музыка, появляется Мышка с тяжелой сумкой.

Музыкальный руководитель: Здравствуй, Мышка! Ты здесь живешь? А что такое тяжелое ты несешь в сумке? Тебе не тяжело?

Мышка: Тяжело! Но я живу в металлическом городе, и у нас сегодня праздник – Карнавал металлических звуков! Вот и я хочу принять участие! Собрала все, что нашла в своем чуланчике! Ах, как тяжело!

Музыкальный руководитель: Дорогая Мышка, наши дети – маленькие волонтёры, они помогают тем, кому тяжело. Помогут и тебе. Поможете, дети? (Да) А как думаете вы, ребята, почему же сумка Мышки получилась такая тяжелая? Ответы детей. Давайте поможем мышке перенести сумку и заодно посмотрим, что же в ней, на чем Мышка собралась играть! Дети рассматривают содержимое корзинки, отделяют металлические предметы от неметаллических, металлические предметы вешают на подготовленную стойку, собирают «звенелку». Смотри, Мышка, какой музыкальный инструмент мы сделали! Давайте придумаем ему название. Дети предлагают названия. Мышка, можно мы тоже в празднике поучаствуем?

Мышка: Конечно, давайте участвовать вместе. Дети разбирают металлические инструменты, попутно вспоминая их названия, в том числе «звенелку».

Оркестр-импровизация

(р. н. п. «Вечерний звон», Шостакович, «Вальс-шутка»)

Дети складывают инструменты обратно в сумку Мышки.

Мышка: Спасибо вам, ребята, вы устроили настоящий праздник! А можно, я вашу «звенелку» всем жителям Металлического города покажу?

Музыкальный руководитель: Конечно, мы дарим её тебе, приходи к нам в детский сад на праздник!

Мышка: До свидания, ребята, счастливого вам пути! Уносит и убирает музыкальные инструменты, дети помогают.

Музыкальный руководитель: А мы отправляемся дальше. Дети выбирают «вид транспорта», музыкальный руководитель – соответствующую фонограмму. Дети выполняют движения под музыку.

Музыкальный руководитель: Прислушайтесь, друзья, куда мы попали? Играет за ширмой на погремушках. Это Гремящий город Страны волшебных звуков! Какие инструменты здесь живут? Ответы детей. А из чего можно сделать погремушки? Дети вспоминают, из чего делались «Подружки –тарахтушки», придумывают, из чего еще можно сделать погремушки) Дети выбирают «тарахтушки» или «хохотушки», дети слушают их звук и определяют, чем наполнена погремушка (рис или горох, встают по группам («хохотушки»- погремушки с рисом, «тарахтушки»-с горохом).

Оркестр-импровизация

(р. н. п. «Ах вы, сени»)

После оркестра дети убирают погремушки в коробку.

Музыкальный руководитель: Ну что, устали путешествовать? Музыкальный руководитель предлагает выполнить релаксацию – сесть «на травку и посмотреть на облака», желающим дает белые платочки.

Музыка для релаксации

По окончании музыкальный руководитель за ширмой шуршит бумагой.

Музыкальный руководитель: А на что похож этот звук?. Дети рассуждают. Музыкальный руководитель при необходимости помогает им наводящими вопросами. Вместе приходим к выводу, что оказались в Бумажном городе страны Волшебных звуков. Над этим городом летают бумажные бабочки и звучат причудливые шуршалки.

Девочки берут бумажных бабочек, мальчики –бумагу разной текстуры, садятся вокруг девочек и шуршат, девочки исполняют танец-импровизацию.

Импровизация «Танец бумажных бабочек»

C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSCN1158.jpg

Дети убирают бумагу в коробку.

Музыкальный руководитель: Ну что, друзья, понравилось вам в Стране волшебных звуков? Однако нам пора возвращаться в детский сад. На чем мы еще не путешествовали? Дети выбирают вид транспорта, «возвращаются домой».

Музыкальный руководитель: Вот мы и вернулись домой из Страны волшебных звуков.

Давайте поделимся друг с другом впечатлениями!

Вопросы детям:

1. В какой стране вы сегодня побывали?

2. Какие города этой страны посетили?

3. Что вы делали в этих городах?

4. С какими звуками встречались в каждом городе?

5. Кого встречали?

6. Кому помогали?

7. В каком городе вам больше всего понравилось и почему?

Музыкальный руководитель: Вы согласны, что страна волшебных звуков для нас всегда открыта? Ведь звуки окружают нас повсюду, надо только услышать их, и сразу окажетесь в волшебной стране!

Звучит песня Н. Тананко «Всё звучит вокруг», дети подпевают.

Под музыку покидают зал.

Полученные результаты

*Дети приобрели навык тембрового различия звуков различного происхождения, поэкспериментировали с различными материалами, из которых можно извлекать звуки.

*Расширился диапазон знаний о музыкальных инструментах.

*В ходе совместной творческой деятельности дети приобрели навыки позитивного сотрудничества и взаимодействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект индивидуальной логопедической образовательной деятельности (автоматизация звука Ш) "В гости к Каркуше-говоруше"

Конспект для проведения логопедического занятия для ребенка-дислалика старшей группы детского сада....

конспект групповой логопедической образовательной деятельности "Дифференциация звуков с-ш"

Цели: 1. Развитие выразительности мимики, мелкой моторики, артикуляции,           речевого дыхания, динамики голоса....

конспект логопедической образовательной деятельности "Автоматизация звука Р"

Цели: закрепление правильного произношения  [Р] изолированно, в прямых и обратных слогах; автоматизация [Р] в словах; развитие артикуляционной моторики, моторики рук; закрепление темы «фрук...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности (дифференциация звуков [с] и [с\']) в подготовительной логопедической группе «Поможем Снеговику»

Цель: Закрепить звуки [с] и [с\'] в речи детей. Программные задачи:·        Учить детей дифференцировать звуки [с] и [с\'] по твердости и мягкости в слогах,...

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПОДГРУППОВОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях

ЦЕЛИУточнить артикуляцию и изолированное произношение звука [р].Продолжать учить правильно произносить звук [р] в слогах, словах и предложениях.Упражнять в определении наличия звука [р] в словах...

Конспект непрерывной образовательной деятельности Тема: «звук, слог, слово» (КВН) Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте) Подготовительная к школе группа № 7 «Сказка» (возраст детей 6-7 лет)

Цель: Обучать детей грамоте с помощью игры КВН, а именно: распознавать слоги в слове, их последовательность; формировать умение находить слова с заданным слогом.Образовательные задачи: Уточнение предс...