Возрастные особенности слуха и голоса детей дошкольного возраста.
статья

Римма Шепилова

Очень важно, чтобы ребенок при пении чувствовал себя комфортно, т.е. пел свободно, легко и с удовольствием.

Непринужденность является важнейшим физиологическим критерием работы голосового аппарата.

Детский голос сильно отличается от голоса взрослых. У детей дошкольников голос не сформирован и слаб. У ребенка гортань располагается на 1-2 позвонка выше чем у взрослого.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возрастные особенности слуха и голоса детей дошкольного возраста.

Пение – это исполнение музыки средствами певческого голоса, искусство передавать средствами голоса художественно-образное содержание музыкального произведения.

Пение это психофизиологический процесс. Он связан с работой важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система.

Очень важно, чтобы ребенок при пении чувствовал себя комфортно, т.е. пел свободно, легко и с удовольствием.

Непринужденность является важнейшим физиологическим критерием работы голосового аппарата.

Детский голос сильно отличается от голоса взрослых. У детей дошкольников голос не сформирован и слаб. У ребенка гортань располагается на 1-2 позвонка выше чем у взрослого.

Голосовая мышца у ребенка не сформирована. Ее место занято соединительной ткань, железами и сосудами. У детей до 5-летнего возраста ведущую роль в регуляции натяжения голосовых связок играют перстне-щитовидные мышцы. Эти мышцы суживают голосовую щель и одновременно натягивают голосовые связки. К 7 годам голосовой аппарат ребенка формируется.

Доктор Е. И. Алмазов, изучающий природу детского голоса, в своих исследованиях отмечал, что общее развитие ребенка на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности, оказывают положительное влияние на формирование его голосового  аппрата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми  вязками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый, он усиливается резонаторми. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний, поэтому  голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.

Действительно, дети этого возраста могут петь уже в более широком диапазоне (ре первой – до второй октавы). Низкие звуки звучат более напряженно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, т. е. такие песни, в которых встречается больше высоких звуков, а низкие должны быть проходящими. Удобными (примерными) звуками для детей 5-6 лет чаще всего являются (ми) фа – си первой октавы. Именно в этом диапазоне звучание наиболее легкое, естественное.

Уровень общего музыкального развития, в частности, уровень развития мелодического слуха, музыкальной памяти, певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста очень разнороден. Некоторые из них могут правильно интонировать мелодию в пределах 3-4 звуков, но есть еще и те, кто поет монотонно, низко или высоко, но фальшиво. Это говорит о том, что у ребенка еще не сформирована координация слуха и голоса, т. е. взаимодействие певческой интонации и слухового, мышечного ощущения. Исследование взаимосвязи слуха и голоса ведутся многими учеными. Тот же доктор Е. И. Алмазов подчеркивает особое значение развитого слуха для правильной вокальной интонации. Анализируя несовершенное качество детского пения, он называет причины плохого интонирования (дефекты слуха, больное горло, отсутствие связи между слухом и голосом) и говорит о необходимости своевременных врачебных осмотров и лечения различных заболеваний [25, 9].

Певческий диапазон - это объем звуков, который определяется интервалом от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос.

Таблица диапазонов детского голоса

2 - 3 года -ми - ля первой октавы

3 - 4 года -ре - ля первой октавы

4 - 5 лет -ре - си первой октавы

5 - 6 лет -ре - си (до) первой октавы

6 - 7 лет -(до) ре первой октавы - до второй октавы.

Во время обучения дошкольников пению следует вначале определить диапазон голоса каждого ребенка и стремиться систематически его укреплять. Наряду с этим важно создать благоприятную звуковую атмосферу, способствующую охране голоса и слуха ребенка. А координация слуха и голоса - важнейшее условие развития певческих способностей детей [24].

Развивая вокально-хоровые навыки, необходимо учитывать физическое состояние ребенка 6-7 лет и особенности анатомо-физиологического строения голосового аппарата. В этот период голосовой аппарат у ребенка не совершенен, окончательно не сформирован. Гортань маленькая, голосовые связки короткие, тонкие, небо малоподвижное, дыхание короткое, слабое, поверхностное. Поэтому голос у детей этого возраста не сильный, хотя порой, и звонкий.

Голосовые связи требуют к себе бережного отношения, поэтому нельзя допускать, чтобы дети кричали, напрягали и не берегли голос. Охране детского голоса необходимо уделять достаточное внимание. Певческий аппарат ребёнка в дошкольном возрасте анатомически и функционально только начинает складываться, и поэтому задача охраны детского певческого голоса является главной. Детям вредит громкое пение, крик, шёпот, горячие и холодные напитки, пение на холодном воздухе. Музыкальные занятия следует проводить в проветренных, не душных помещениях. Нежелательно заниматься с детьми в раннее время, когда голос ещё «спит», или поздно вечером, когда наступает время детского биологического сна. При заболеваниях голосового аппарата занятия проводить не рекомендуется, т. к. можно навредить здоровью ребёнка. Заботясь о формировании певческого голоса ребёнка, необходимо оберегать его от распространённой в последнее время эстрадной манеры пения, которая требует наличия определённых певческих навыков, громкого, форсированного звучания, которых пока ещё нет у дошкольников в силу их возрастных особенностей.

Музыкальному руководителю, а также воспитателям необходимо наблюдать за тем, чтобы дети не перегружали голос, связки, не форсировали звук во время пения, следили за плавным голосоведением, не говорили громко в группе. Крик, шум портит голос детей, притупляет слух и отрицательно влияет на их нервную систему. Проводить соответствующую работу с родителями. Показывать им песни, которые они могут разучить с детьми дома, объяснять им вред крикливого пения, громкого разговора детей и взрослыхособенно на улице в холодную, сырую погоду.

Воспитателям и родителям надо знать, что диапазон у детей формируется с возрастом, что к старшему дошкольному возрасту у детей певческий диапазон расширен только от ре первой октавы и до второй октавы, а рабочий диапазон, где дети достигают наиболее легкого звучания, ограничен звуками ми - си первой октавы.

Считается, что уровень развития музыкальных способностей детей зависит от уровня их природных данных. Любые способности, даже самые слабые данные, можно развить до высокой степени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности слуха и голоса детей дошкольного возраста. Охрана детского певческого голоса.

В данной статье освещаются возрастные физиологические особенности строения голосового аппарата детей. Задачи педагога по вокалу. Правила по охране детского певческого голоса...

Возрастные особенности слуха и голоса детей раннего возраста

Консультация для родителей по вопросам особенностей развития музыкального слуха  и голоса, охране голоса детей раннего возраста....

Возрастные особенности слуха и голоса детей дошкольного возраста

Консультация для родителей и педагогов по охране детского голоса...

«Возрастные особенности слуха и голоса детей дошкольного возраста»

Доктор Е. И. Алмазов, изучающий природу детского голоса, в своих исследованиях отмечал, что общее развитие ребенка на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности, о...