Дополнительная парциальная образовательная программа детско-родительского клуба "За руку с семьёй"
рабочая программа (средняя группа)

Дополнительная парциальная образовательная программа детско-родительского клуба "За руку с семьёй" обеспечивает учёт потребностей и интересов детей, а также сложившихся традиций группы. Расчитана на возраст 4-5 лет, который справедливо называют средним дошкольным. 

Цель детско-родительского клуба - оказание психолого-педагогической поддержки семьям, всестороннее сопровождение воспитания и развития детей, посещающих ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_za_ruku_s_semyoy.docx168.09 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С

ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ

ПОЗНАВАТЕЛЬНО - РЕЧЕВОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

ВОСПИТАННИКОВ»  №1 КОР.2

C:\Users\Пользователь\Desktop\img1.jpg

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

КЛУБА  «ЗА РУКУ С СЕМЬЕЙ»

                                       C:\Users\Пользователь\Desktop\выводить\deti-i-roditeli-risunok_1.jpg

                       

Разработала:

Проскурнова Наталья

Геннадьевна,

воспитатель 1 квалификационной категории

                                                         

                                                           

                                                             

                                                               п. Энергетик

                                                                    2016 г

                                       

                                    СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

I.

Целевой раздел

Пояснительная записка

1.1.

Актуальность парциальной образовательной программы

3

1.2.

Цель и задачи парциальной образовательной программы

4

1.3

Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы

4

1.4

Возрастные характеристики развития детей

5

1.5

Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы

6

II.

Содержательный раздел

2.1

Тематическое планирование образовательной деятельности

7-8

2.2

Содержание парциальной образовательной программы

9-10

III.

Организационный раздел

3.1

Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной программы

11

3.2

Методическое обеспечение материалами и средствами развития, обучения и воспитания

11

3.3

Время и сроки реализации парциальной образовательной программы

11

3.4

Организация развивающей предметно-пространственной среды

11

IV.

Дополнительный раздел

4.1

Приложения

12-33

V.

Литература

34


              1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1     Актуальность парциальной образовательной программы

Согласно современным представлениям о движущих силах, источниках и условиях развития психики и личности человека, психическое развитие ребенка опосредовано общением и взаимодействием со взрослым, в первую очередь, с родителем.Семья как ближайшее социальное окружение ребенка, удовлетворяет потребность ребенка в принятии, признании, защите, эмоциональной поддержке, уважении (Э.Эриксон, А.Фрейд, М.Клейн, Д.Винникотт, Э.Бронфенбреннер, Дж.Боулби, М.Эйнсворт, П.Криттенден, А.Бандура, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, М.И.Лисина). В семье ребенок приобретает первый опыт социального и эмоционального взаимодействия.

В процессе воспитания ребенка в семье особое значение приобретает родительская позиция, включающая такие компоненты, как особенности эмоционального отношения к ребенку, мотивы, ценности и цели родительства, стиль взаимодействия с ребенком, способы разрешения проблемных ситуаций, социальный контроль и находящая выражение в типе семейного воспитания (Х.Джайнот, Д,Баумринд, А.Е.Личко, А.Я. Варга, А.А.Бодалев, В.В.Столин, Ю.Б.Гиппенрейтер, А.С.Спиваковская, О.А.Карабанова). В литературе описана обширная феноменология стилей семейного воспитания. Разработкой критериев выделения типов воспитания занимались многие отечественные и зарубежные исследователи (Д.Баумринд, А.Е.Личко, Э.Г.Эйдемиллер, В.Юстицкис, Г.Т.Хоментаускас, А.Я.Варга и др.).

Одним из важнейших компонентов процесса воспитания в семье является стиль родительской дисциплины. К стилю родительской дисциплины относятся следующие характеристики: требования и запреты со стороны родителя, контроль за их выполнением, родительские санкции, и мониторинг.

Традиционно исследования детско–родительских отношений строятся вокруг изучения роли взрослого в построении взаимодействии с ребенком, а позиция ребенка, особенно на ранних стадиях развития рассматривается как пассивная/реактивная. При таком подходе, ребенок, по сути, не является активным субъектом взаимодействия с родителем.

Однако принципиальным моментом общения и взаимодействия в детско–родительских отношениях является активно–действенная позиция ребенка по отношению к родителю (М.И.Лисина, 1986). Активно–действенная позиция ребенка отражается в ориентирующем образе детско–родительских отношений у ребенка. Образ детско–родительских отношений включает в себя: отражение и принятие ребенком форм межличностных отношений с родителем, личностно–ориентирующий образ Я у ребенка, личностно–ориентирующий образ родителя (О.А.Карабанова,2002). Образ детско–родительских отношений у ребенка носит регулирующий, направляющий, контролирующий характер и определяет тактику взаимодействия с родителями. В настоящее время представляется недостаточно изученной проблема формирования у ребенка образа детско–родительских отношений и соотнесения особенностей образа с реализацией реального взаимоотношения с родителями.

Программа обеспечивает учёт потребностей и интересов детей, а также сложившихся традиций группы.

1.2 Цель детско-родительского клуба: оказание психолого-педагогической поддержки семьям, всестороннее сопровождение воспитания и развития детей, посещающих ДОУ.

Основными задачами детско-родительского клуба: 

  • Обеспечение эффективного взаимодействия ДОУ и семей воспитанников в целях оптимизации воспитания и развития детей в условиях ДОУ и семьи.
  • Повышение родительской компетентности в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка.
  • Оказание помощи родителям   в выборе методов, приемов и средств общения, взаимодействия с ребенком, организации досуга.
  • Просвещение родителей в вопросах воспитания и обучения дошкольников.
  • Вовлечение родителей в жизнь детского сада.

1.3 Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы

В основу программы заложены следующие принципы:

Системно-деятельностный подход – это переход к построению стандартов нового поколения с ориентацией на итоговые результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов.

Организационно-деятельностный - обеспечение материально-технических условий для проведения опытно-экспериментальной работы.

 Технократический подход к воспитанию  - формирование «функционального» человека- исполнителя, адаптированного к жизни в данной общественной системе, подготовленного к выполнению соответствующих социальных ролей.  

Гуманистический подход к воспитанию  главными понятиями которого являются «Самоактуализация человека», «личностный рост», «развивающая помощь».

1.4 Возрастные особенности детей, на которых рассчитана программа

Программа рассчитана на возраст 4-5 лет, который справедливо называют средним дошкольным. Ближе к пяти годам у детей начинают проявляться черты, свойственные дошкольникам старшего возраста: некоторая произвольность психических процессов, рост познавательных интересов и самостоятельности, попытки объяснить интересующие их явления окружающей жизни. Любознательность, потребность и самостоятельности и активности, в свою очередь, благотворно влияют на психику и поведение. Эти черты, например, облегчают ребёнку пятого года жизни освоение норм родного языка и функций речи. Вместе с тем неустойчивость настроения, внимания, эмоциональная ранимость, конкретность и образность мышления, увлечённость игрой и игровыми ситуациями сближают детей пятого года жизни с младшими дошкольниками. И расширяющиеся на данном возрастном этапе возможности воспитания и обучения детей не могут быть реализованы без знания и учёта этой двойственности развития. (В. В. Гербова). В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5 – 6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.    Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. В этом возрасте дети лучше удерживают равновесие, перешагивают через небольшие препятствия. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет.  Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7 – 8 названий предметов. Дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.    Начинает развиваться образное мышление. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивое внимание. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. В этом возрасте улучшается произношение звуков и дикции. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывает ритмическая структура речи, рифмы. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.    Взаимодействие со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другими, что ведет к развитию образа Я- ребенок, его детализации.

        1.5  Планируемые результаты

1.Эффективное взаимодействие ДОУ и семей воспитанников в целях оптимизации воспитания и развития детей в условиях ДОУ и семьи.

2.Достаточный уровень родительской компетентности в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка.

3.Овладение родителями методами организации игр со своим ребенком, приемами оценивания его уровня развития, достижения, проблем и определение оптимальных путей взаимодействия с ним.

4.Овладение родителями основами дошкольной психологии и педагогики.

5.Мотивация  родителей к участию в жизни детского сада.

Личностные качества:

- проявляет устойчивый интерес к организации досуга ребенка;

- владеет основами психолого-педагогических знаний;

-мотивирован к взаимодействию с воспитателями ДОУ, откликается на просьбы;

-владеет методами и приемами организации игр, приемами оценивания достижений ребенка.

Формы подведения итогов деятельности клуба

-Диагностика стиля родительского отношения (Тест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я.Варга, В.В.Столин)

-Диагностика семейных взаимоотношений  "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) 

-Наблюдение за самочувствием, активностью, настроением детей.

-Беседа с родителями и детьми.

-Рисуночные тесты.

II.  СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛУБА

Модуль/Тема

Объём ОД (в мин.)

Цель занятия

Форма проведения занятия

Модуль 1. Психолого-педагогические аспекты воспитания дошкольников

1.1

«Воспитание- наше общее дело».

сентябрь

40 минут

Круглый стол.

Вводное занятие клуба: ознакомление с целевыми установками, задачами деятельности.

1.2

«Ребенок- дошкольник- кто он?» (психолого-педагогическая характеристика ребенка-дошкольника: возрастные нормы развития).

октябрь

40 минут

Повышение педагогической компетентности родителей по вопросам воспитания дошкольников.

Лекция – визуализация ( теоретическая подача материала, сопровождающаяся показом видео-фрагментов).

1.3.

Педагогические знания родителям.

октябрь

Создавать благоприятные условия для совместной деятельности  родителей и детей.

Индивидуальные консультации по заявкам.

1.4

Совместное творчество детей и родителей.

По годовому плану ДОУ

Развивать интерес родителей к совместным занятиям с детьми, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности.

Конкурс поделок из природных материалов.

                                                               

                                                                 Модуль 2. Гармонизация детско-родительских отношений

2.1

«Что такое семейный досуг?» (аспекты организации семейного досуга).

ноябрь

40 минут

Обучение эффективным способам организации семейного досуга.

Беседа- обмен мнениями.

2.2.

«Общение без проблем».

декабрь

40 минут

Помочь родителям понять характер общения с ребенком.

Практическое занятие.

2.3.

 «Стиль общения: как правильно выбрать».

декабрь

Расширение навыков конструктивного общения в контексте детско-родительских отношений.

Оформление буклетов и распространение среди членов клуба.

2.4

Новый год.

По годовому плану ДОУ

Развивать интерес родителей к совместным занятия с детьми, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности

Конкурс поделок и игрушек на новогоднюю елку.

2.5

«Маленькие агрессоры. Кто они?»

январь

40 минут

Повышение родительской компетентности в понимании природы внутренних переживаний и потребностей ребенка.

Практическое занятие с элементами тренинга.

2.6

 «Как побороть детскую агрессию»

январь

Познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию гармоничных детско-родительских взаимоотношений

Папка – передвижка.

2.7

«Внимание: гиперактивный ребенок!»

Февраль

40 минут

Помочь родителям понять характер взаимодействия с особым ребенком, обучение эффективным способам взаимодействия с ним

Обучающий семинар с элементами тренинга

2.8.

 «Как развивать внимание»

февраль

Познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию внимания

Письменная консультация с иллюстрациями в уголке для родителей.

2.9.

 «Будь природе другом».

март

Развивать интерес родителей к совместным занятия с детьми, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности

Трудовая акция взрослых с детьми «Изготовление и развешивание скворечников на территории детского сада».

2.10

Спорт и семья.

апрель

Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу воспитания ребенка в единстве с требованиями педагогов и учетом индивидуальных особенностей дошкольника

Спортивные состязания между семьями

 «Папа, мама, я, спортивная семья»

2.11.

Совместные интересы детей и родителей.

Итоговое заседание клуба.

май

40 минут

Развивать интерес родителей к совместным занятия с детьми, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности

«Выставка совместных работ детей и родителей «Мир своими руками».

2.2. СОДЕРЖАНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ТЕМА 1.1

«Воспитание - наше общее дело».

Вводное занятие клуба: ознакомление с целевыми установками, задачами деятельности

Методы: беседа, обсуждение, рефлексия.

ТЕМА 1.2

«Ребенок- дошкольник. Кто он?» (психолого-педагогическая характеристика ребенка-дошкольника: возрастные нормы развития)

Лекция – визуализация (теоретическая подача материала, сопровождающаяся показом видеофрагментов)

Методы: лекция, демонстрации видеофрагментов

ТЕМА 1.3.

Индивидуальные консультации по заявкам.

Методы: беседа, демонстрация, рассказ

ТЕМА 1.4

Конкурс поделок из природных материалов.

Методы: совместная деятельность

ТЕМА 2.1

«Что такое семейный досуг?» (аспекты организации семейного досуга)

Беседа- обмен мнениями

Методы: беседа, разъяснение, ответы на вопросы.

ТЕМА 2.2.

«Общение без проблем»

Практическое занятие

Методы: тренинг, рефлексия, ролевые игры

ТЕМА 2.3.

Оформление буклетов «Стиль общения: как правильно выбрать»

Методы: иллюстративные методы

ТЕМА 2.4

Конкурс поделок и игрушек на новогоднюю елку.

Методы: совместная деятельность

ТЕМА 2.5

«Маленькие агрессоры. Кто они?»

Практическое занятие с элементами тренинга

Методы: практические методы, элементы тренинга.

ТЕМА 2.6

Оформление папки-передвижки «Как побороть детскую агрессию»

Методы: иллюстративные методы.

ТЕМА 2.7

«Внимание: гиперактивный ребенок!»

Обучающий семинар с элементами тренинга

Методы: практические методы, элементы тренинга.

ТЕМА 2.8.

Разработка рекомендаций «Как развивать внимание»

Методы: иллюстративные методы

ТЕМА 2.9.

Акция «Будь природе другом»- изготовление кормушек для птиц

Методы: совместная деятельность

ТЕМА 2.10

Спортивные состязания «Папа, мама, я, спортивная семья»

Методы: совместная деятельность

ТЕМА 2.11.

 «Выставка совместных работ детей и родителей «Мир своими руками».

Методы: совместная деятельность

                              III   ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

     Кадровое обеспечение 

     Воспитатели, родители группы дошкольников.

3.1 Материально-техническое обеспечение Программы

Мультимедиа, интерактивное оборудование, видео-аудио-библиотека.

3.2 Научно-методическое обеспечение Программы 

Образовательная программа МБДОУ  «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно – речевого направления развития воспитанников» 1 кор.2 п. Энергетик Новоорского района Оренбургской области

3.3 Время и сроки реализации Программы

В течение года, 1 раз - 2 раза  в месяц

 3.4 Организация развивающей предметно-пространственной среды

Центр познания, центр природы, центр конструирования и творчества, центр социально-эмоционального развития, центр театра, центр сюжетных игр.

                                            IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 

Приложение 1

Карта наблюдения за эффективностью реализации программы

№ пп

Целевые ориентиры

Критерии оценки

Качество проявляется

часто

редко

Не проявляется

1

Стиль родительского отношения

Тест-опросник родительского отношения  (ОРО), авторы А.Я.Варга, В.В.Столин

2

Семейные взаимоотношения

"Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) 

3

Самочувствие, активность, настроение

Методика САН

4

Детско-родительские отношения

-Беседа с родителями и детьми.

-Рисуночные тесты «Наша семья», «Мы на прогулке»

                                                                                                   

                                                                                                    Приложениe 2

             Конспект практического занятия «Общение без проблем!»

Задачи:

  • помочь родителям понять характер общения с ребенком,
  • расширение навыков конструктивного общения в контексте детско-родительских отношений.

Предварительная работа: аудиозапись детских высказываний (использованы высказывания детей 5-6 летнего возраста) по вопросам:

  • Самое страшное для меня наказание?
  • Самое приятное поощрение?

Материал: коробка с цветными кружками, аудиозапись, аптекарские весы, монетки, плакаты, фломастеры, карандаши, карточки для индивидуальной работы.

Ход заседания

Упражнение “Знакомство”

П. Здравствуйте! Я рада видеть вас в родительском клубе “Связующая нить»”. Давайте познакомимся, друг с другом, а заодно и узнаем, какой теме будет посвящена наша встреча. А знакомиться мы будем так: вы будете передавать коробочку друг другу, называть себя, характерную особенность вашего ребенка и как вы с ним взаимодействуете.

Например: Я, Лилия Вениаминовна, мой ребенок бывает, упрям, я пытаюсь его переубедить. Или, мой ребенок самый замечательный и у меня не бывает проблем.  При этом вы выбираете себе кружок из коробки.  Родители,  высказываются и передают коробку своему соседу.

П. Посмотрите, какие разные кружки у вас оказались, а если учесть, что речь идет о детях, мы можем увидеть, насколько многогранны наши дети и насколько различны методы взаимодействия с ними. Сегодня мы поговорим о детско-родительских отношениях.

Давайте посмотрим на ребенка другими, непривычными, несвойственными нам сегодня глазами.

Упражнение: “Моё солнышко”

  П. Возьмите на столе листочек с нарисованным солнышком. Нарисуйте в кружке схематично лицо вашего малыша, каким вы обычно его видите, а на лучиках запишите те качества, которые есть у вашего ребенка.

 Родители выполняют задания

П. Любой малыш имеет свою палитру красок. В нем как бы смешались доброта и агрессия, смелость и страх, тяга к познаниям и лень, смех и слезы и многое-многое другое. Но эта палитра гораздо шире, чем вы себе представляете. Снимите верхний слой листка, и вы увидите, как многогранен ваш малыш.

Современный мир устроен так, что сегодня все благополучно, а завтра все идет кувырком и, кажется, нет выхода. Но, для выживания в этом мире, человеку нужны не только положительные качества, но и отрицательные, чтобы он мог постоять за себя, защититься от хамства и насилия. Человек не может ощутить сладость доброты, не познав того, что в мире есть зло. Не сможет сочувствовать, сам не испытав боль. Ребенок, как и мы, живет не в идеальном мире. Мне часто приходиться слышать вопрос: как оградить ребенка от влияния окружающей среды? Как уберечь? Оградить, наверное, нельзя ни стенами шикарных квартир, ни тонированными стеклами лимузинов, ни угрозами в адрес “обидчика”, ни сменой учреждения, ни виртуальным миром компьютера. А вот уберечь наверно можно, при условии правильного воспитания.

Когда же мы начинаем воспитывать своего ребенка?

Ответы родителей.

П. Если обобщить все сказанное получается, что тогда, когда ребенок не соответствует некоему эталону, который мы себе нарисовали. Но каждый любящий родитель хотел бы, чтобы ребенок был похож на него и прошел тот путь, который мы для него придумали в наших мечтах. Наверно, малыш действительно чем-то напоминает вас. И все-таки он проживает свою жизнь, а не чью-то, и жизненный опыт он получит только свой, спотыкаясь о свои кочки и находя свои способы преодоления трудностей. Поэтому каждый малыш сравним только с собой. Никому не известно, что ждет его, да и каждого из нас. И пригодятся ли ребенку наши нотации. Ребенок не стоит на месте, он развивается. А мы, замечая у него новые и новые ошибки, пытаемся замаскировать их от глаз окружающих, подгоняя ребенка под некий стандарт.

Но наш ребенок неординарен. И где гарантия, что те проблемы, которые мы так тщательно прятали в своем ребенке, не всплывут позже?

Где же ударов больше всего получает малыш?

Отвечают родители.

П. Да, чаще всего это сфера общения ребенка. В ней он получает как отрицательные, так и положительные эмоции.

Упражнение “Круг общения малыша”

П. Давайте на листе ватмана запишем, с кем общается ваш малыш (высказывания родителей записываются на листе № 1). Прежде всего, ваш ребенок общается и воспитывается в семье. А если в доме, кроме вас, есть другие члены семьи, то каждый воспитывает по-своему, поставляя малышу свои эмоции. И нередко негативные эмоции затмевают положительные.

  Упражнение “Стрелы воспитания”

  П. Предлагает родителям подумать и записать на листе ватмана № 2 на что направлены воспитательные воздействия со стороны взрослых.

 Мы воспитываем ребенка, а он ждет от нас нежности, любви, тепла, улыбки, поддержки.

Но круг общения малыша постоянно растет (продолжает записывать высказывания родителей на листе № 1).

П. Посмотрите, у маленького ребенка получается довольно большой круг общения. И мы постоянно контролируем, с кем он общается. Порой взгляд взрослого малыш ощущает, даже когда нас нет рядом. Но, свобода и контроль не совместимы, и если не ослабить пресс, малыш с подрезанными крыльями вряд ли сможет взлететь.

Наверно, вам хотелось бы узнать, а как ребенок чувствует себя, находясь рядом с вами? Для этого давайте посмотрим, как же мы воспитываем своих детей?

У вас на столах лежат карточки (показывает), давайте запишем свое мнение в них.

Родителям предлагаются карточки:

Как я воспитываю своего ребенка?

наказываю

поощряю

 

 

Родители вписывают свои высказывания в соответствующую графу.

П. Итак, давайте назовем, как мы наказываем своего ребенка, и как поощряем.

(Родители называют, а ведущий кладет на ту или иную чашу весов монетку.)

П. Обратите внимание, какая чаша перевешивает? (Как правило, чаша с наказаниями.)

Мы стираем все шероховатости, пытаемся сделать ребенка гладким, удобным. Но для кого? Сможет ли такой ребенок защитить себя? А зачастую мы изживаем в ребенке свои, а не его ошибки.

Мы читаем нотации, обвиняем, не пытаясь разобраться в сути, тем самым унижаем своего ребенка, а не помогаем ему. Отсюда нерешительность, неуверенность в себе, скрытность и, как следствие, заниженная самооценка.

Мы ругаем ребенка, срываемся на нем, а нередко применяем и физические наказания. Но каждое физическое наказание в свое время откликнется физическим протестом.

 Мы внушаем малышу готовые правила поведения. Но это правила закрепленного пространства. А как быть ребенку, выходящему в большой мир?

Мы разряжаемся на ребенке, а он в свою очередь заряжается нашей отрицательной энергией. И копит эту энергию в себе. Но ведь рано или поздно она даст о себе знать. И кто знает, чем обернется ваш пример воспитания.

Как правило, детство — это идиллия, где нет места отрицательным эмоциям. Но ребенок не только испытывает их, но и порождает. Поэтому важно научиться гасить агрессию. Воспитывая ребенка, необходимо, чтобы чаша поощрений перевешивала хотя бы в два - три раза. Только тогда ребенок будет ощущать себя комфортно.

Психолог предлагает пополнить чашу поощрений.

Воспитывая ребенка, необходимо, чтобы мы научили его летать, а не ползать.

А хотите послушать, что по этому поводу говорят дети? (Включается аудиозапись).

Надеюсь, это не требует комментария.

Для многих родителей в настоящее время важнее профессиональная деятельность,  наши повседневные заботы.

А вопросы воспитания мы оставляем на потом, или прибегаем к ним в состоянии агрессии. Поэтому прежде чем воспитывать, откройте двери в свое детство. Вспомните, какими были вы, чего ждали от своих родителей? Что вы испытываете, воспитывая своего ребенка? Превосходство или сочувствие к нему? А можно ли обойтись без воспитательных воздействий?

 Но, самое главное, никогда не воспитывайте малыша в состоянии аффекта. Семь раз отмерьте и один отрежьте. Посмотрите на совершённое его глазами и с его позиции. Старайтесь стать ему таким родителем, о котором вы мечтали в детстве.

Зачитывается стихотворение:

«Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть
И лучше проводить меня, чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха, поймут все без труда.
Слова порой запутаны, пример же – никогда.
Тот лучший проповедник – кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии – вот лучшая из школ.
И если все мне показать – я выучу урок.
Понятней мне движенье рук, чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить и мыслям и словам,
Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму твой правильный совет.
Зато пойму как ты живешь, по правде или нет».

Закончить наше заседание я хочу словами Аллы Исааковны Баркан: “Всю жизнь мы стремимся познать сладости рая. И ищем его даже в отблесках мгновений, не понимая, что владели раем в далеком детстве, и из которого ушли.

Божественное наказание — изгнание из рая. А ваш ребенок сам уходит из него, взрослея, чтобы окунуться в половодье жизни. Однако, прежде чем малыш уйдет из детства, мы сами изгоняем нашего ребенка из него земными методами воспитания, где наказаниям - зеленый свет”.

Имеем ли мы право, лишать ребенка детства? В конце занятия родителям дарятся памятки “Прежде чем воспитывать…”

                                                                                                     Приложение 3

Обучающий семинар  для родителей с элементами тренинга

                   «Внимание: Гиперактивный ребенок!»

Задачи:

  • помочь родителям понять характер взаимодействия с особым ребенком;
  • обучение эффективным способам взаимодействия с ним.
  • обучение родителей приемам развития внимания, контроля над активностью и импульсивностью ребенка;

Ход занятия

  1. Упражнение «Ритуалы приветствия»

Цель: снятие напряжения, настроить группу на рабочий лад, формировать оптимистическое настроение.    

       Участники здороваются друг с другом, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах.  Предложите группе образовать круг. Один из участников начинает «круг знакомств»: выступает на  середину, приветствует партнера, стоящего справа. Потом идет по часовой стрелке и поочередно  приветствует всех членов группы.

       Каждый раз участник должен приветствовать своего визави новым жестом. При этом он представляется, называя свое имя. Во втором раунде в круг вступает другой участник, стоящий  справа от первого, и т.д.          

       Варианты приветствия:

  • легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония);
  • объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки (Россия);
  • легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);
  • рукопожатие и поцелуй в обе щеки (Франция);
  • легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);
  • поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера (Испания);
  • простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);
  • мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия);
  • потереться друг о друга носами (эскимосская традиция).

       Добрый вечер, уважаемые родители. Тема нашей встречи  «Гиперактивные дети» выбрана не случайно. Проблема гиперактивных детей, проблема, связанная с так называемым синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, в последнее время приобретает все большую актуальность. Сегодня, вы познакомитесь, с понятием гиперактивности, поиграете в игры, в которые нужно играть с такими детьми, научитесь лучше понимать своего ребенка.

  1. Мини-лекция «Что такое гиперактивность».

«Гипер ... » (от греч. hyper - «над», «сверху») - составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «activis» и означает «действенный, деятельный». Причины появления гиперактивности у ребенка могут быть генетические факторы, родовые травмы, перенесенные ребенком инфекционные заболевания и др. Внешние проявления гиперактивности это - невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенная двигательная активность. Известный американский психолог В. Оклендер так характеризует этих детей: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко  отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов». С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ерзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать,  им  трудно долго сидеть на одном месте, молчать, Подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям, потому что очень подвижны, раздражительны, вспыльчивы и безответственны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы,  толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают.  Вероятно, каждому педагогу и родителю знаком этот портрет.

Часто гиперактивности  сопутствуют проблемы  во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет, и продолжается до подросткового возраста. Чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.  Однако некоторые люди и в зрелом возрасте продолжают сохранять черты гиперактивности: излишнюю подвижность, суетливость, импульсивность, эмоциональность и болтливость.

      Наиболее сложный период жизни гиперактивных детей связан с поступлением в школу. Несмотря на то, что после семи лет дети становятся более усидчивыми, проблемы продолжаются, и на первый план выступает так называемый «дефицит внимания». Учащимся с гиперактивностью трудно сосредоточить внимание и удержать его на чем-то одном, трудно запоминать и выполнять инструкции учителя, не отвлекаясь на посторонние  раздражители.

Определить признаки импульсивности   поможет анкета «Признаки импульсивности»

Импульсивный ребенок 

1. Всегда быстро находит ответ, когда его о чем-то спрашивают (возможно, и неверный).

2. У него часто меняется настроение.

3. Многие вещи его раздражают, выводят из себя.

4. Ему нравится работа, которую

 можно делать быстро.

5. Обидчив, но не злопамятен.

6. Часто чувствуется, что ему все надоело.

7. Быстро, не колеблясь, принимает решения.

8. Может резко отказаться от еды, которую не любит.

9. Нередко отвлекается на занятиях.

10. Когда кто-то из ребят на него кричит, он  кричит в ответ.

11. Требует к себе внимания, не хочет ждать.

12. Обычно уверен, что справится с любым заданием

13. Может нагрубить родителям, воспитателю.

14. Временами кажется, что он переполнен энергией.

15. Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.

16. В играх не подчиняется общим правилам.

17. Горячится во время разговора, часто повышает голос.

18. Легко забывает поручения старших, увлекается игрой.

19. Любит организовывать и предводительствовать.

20. Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.

Для получения объективных данных необходимо, чтобы 2-3 взрослых человека хорошо знающих ребенка, оценили уровень его импульсивности  с помощью данной анкеты. Затем   надо суммировать все баллы во всех исследованиях и найти средний балл.

Результат:  15-20 баллов свидетельствует о высокой импульсивности;

 7 -14 баллов   о  средней;  

 1-6 баллов - о  низкой.

       3. Упражнение «Портрет гиперактивного ребенка»

  • Слишком говорлив
  • Отказывается от коллективной игры
  • Чрезмерно подвижен
  • Имеет высокие требования к себе
  • Не понимает чувств и переживаний других людей
  • Ощущает себя отверженным
  • Любит ритуалы
  • Имеет низкую самооценку
  • Часто ругается со взрослыми
  • Создает конфликтные ситуации
  • Отстает в развитии речи
  • Чрезмерно подозрителен
  • Вертится на месте
  • Совершает стереотипные механические движения
  • Постоянно контролирует свое поведение
  • Чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий
  • Сваливает вину на других
  • Беспокоен в движениях
  • Имеет соматические проблемы: боли в животе, в горле, головные боли
  • Часто спорит со взрослыми
  • Суетлив
  • Кажется отрешенным, безразличным к окружающему
  • Любит заниматься головоломками, мозаиками
  • Часто теряет контроль над собой
  • Отказывается выполнять просьбы
  • Импульсивен
  • Плохо ориентируется в пространстве
  • Часто дерется
  • Имеет отсутствующий взгляд
  • Часто предчувствует «плохое»
  • Самокритичен
  • Не может адекватно оценить свое поведение
  • Имеет мускульное напряжение
  • Увлекается коллекционированием
  • Имеет плохую координацию движений
  • Опасается вступать в новую деятельность
  • Часто специально раздражает взрослых
  • Задает много вопросов, но редко дожидается ответов
  • Робко здоровается
  • Годами играет в одну и ту же игру
  • Мало и беспокойно спит
  • Говорит о себе во 2-м и 3-м лице
  • Толкает, ломает, рушит все кругом
  • Чувствует себя беспомощным

Группа делится на 3-4 подгруппы. Каждой подгруппе,  выдается карточка «Портрет "особого" ребенка», на которой перечислены индивидуальные особенности всех категорий детей. Участники подгрупп совместно выбирают черты, которые свойственны гиперактивным  детей, дополняют этот список и, таким образом, составляют портрет ребенка. Затем каждая подгруппа зачитывает составленную характеристику, после чего проводится общее обсуждение.

Надо отметить, что некоторые индивидуальные особенности и поведенческие проявления, зафиксированные в карточке, нельзя четко отнести к какой-либо одной категории. Поэтому в процессе обсуждения могут возникать разногласия. Задача ведущего состоит в том, чтобы дать возможность высказаться каждому желающему участнику и лишь, затем выступать в роли эксперта.

       После того, как портрет составлен, основные характеристики ребенка данной категории фиксируются на доске или на стенде.

  • Игра «Подпрыгни, пожалуйста»

 (Модификация игры «Саймонд сказал», или «Пожалуйста»)

Цель: развитие внимания в слуховой модальности.

       Перед началом игры все участники встают в круг. Ведущий просит детей назвать «волшебные», или вежливые, слова. Это «спасибо» и «пожалуйста». Далее Ведущий сообщает участникам, что он будет просить их выполнить некоторые команды, а участники выполнят их только в том случае, если тренер попросит об этом вежливо и скажет «пожалуйста». Если ведущий забудет сказать «волшебное» слово, команду выполнять не надо. Например: «Подпрыгните, пожалуйста» (все участники выполняют команду), «а теперь хлопните в ладоши три раза» (команда не выполняется).

       4. Мини-Лекция «Как выявить гиперактивного ребенка»

       Диагноз « синдром гиперактивности» ставит невропатолог, и у некоторых детей в медицинской карте это отмечено. В таких ситуациях можно сразу начать соответствующую диагнозу коррекционную работу. Если диагноз отсутствует, а у ребенка день за днем проявляются отдельные признаки гиперактивности, тогда взрослые (воспитатель, учитель, психолог, родители и т. д.) проводят дополнительное целенаправленное наблюдение за ним.

       Американскими психологами разработаны критерии выявления гиперактивного ребенка в группе, которые помогут в практической работе.

Двигательная расторможенность

1. Постоянно ерзает.

2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.

4. Очень говорив.

Дефицит активного внимания

1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

2. Не слушает, когда к нему обращаются.

3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

4. Испытывает трудности в организации.

5. Часто теряет вещи.

6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

7. Часто бывает забывчив.

Импульсивность

1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.

2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.

3. Плохо сосредоточивает внимание.

4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).

5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабоуправляемо правилами.

6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других - нет, на одних уроках он успешен, на других  нет.)

Вывод: Если в возрасте до 7 лет появляются, хотя бы шесть из перечисленных признаков, взрослый может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.

По результатам наблюдения при необходимости следует обратиться к невропатологу и провести соответствующее медицинское обследование.

  • Игра «Черепахи»

Цель: научить  контролировать свои действия, слушать и понимать инструкцию.

 Участники встают по одну сторону ковра, тренер стоит на другой стороне, напротив. По его команде участники должны двигаться к нему. Их задача — идти как можно медленнее. Побеждает тот, кто придет последним. Стоять на одном месте нельзя.

В процессе обсуждения участники  рассказывают, трудно ли им было двигаться медленно и как им это удалось сделать.

5. Мини лекция «Как помочь гиперактивному ребенку»

Помня об индивидуальных особенностях гиперактивных детей, целесообразно работать с ними в начале дня, а не вечером, уменьшить их рабочую нагрузку, делать перерывы в работе. Перед началом работы (занятий, мероприятия) желательно провести индивидуальную  беседу с таким ребенком, заранее оговорив правила, за выполнение которых ребенок получает вознаграждение (не обязательно материальное). Гиперактивного ребенка необходимо чаще поощрять, например, каждые 15-20 минут выдавать ему жетоны, которые в течение дня он может менять на награды: право идти на прогулку в первой паре, дежурство во время обеда (если работаем с ребенком в образовательном учреждении), дополнительное время для игры, совместная прогулка с родителями, совместное чтение (если работаем с ребенком дома), в зависимости от особенностей и желания конкретного ребенка.

       Взрослому необходимо помнить, что инструкции гиперактивному ребенку должны быть очень четкими и краткими (не более 10 слов). Зачастую гиперактивные дети склонны к манипулированию родителями и воспитателями. Чтобы не допустить этого, взрослому надо помнить: в любой ситуации он должен сохранять спокойствие.

  • Упражнение «Инструкция»

       Ведущий вызывает из группы одного желающего - водящего. Ему вручается лист с заранее нарисованными фигурами. Задача водящего - в течение одной минуты дать четкие вербальные указания группе, в результате которых у каждого участника должно быть воспроизведено изображение с листа водящего.  Затем ведущий просит всех участников поднять листы с выполненным заданием, проходя по кругу, сверить их с эталоном. (Возможный вариант: ведущий закрепляет эталон на доске (блокноте)). Тогда каждый участник сам сравнивает свою работу с эталоном).  После выполнения упражнения участники обсуждают, точно ли ими выполнена инструкция водящего. Как правило, большинство участников допускают ряд ошибок. В этом случае группа выявляет причины неточного выполнения задания и совместно формулирует четкую, лаконичную инструкцию.

 6. Памятка для родителей гиперактивных детей.

  • Первая группа рекомендаций относится к внешней стороне поведения близких ребенку взрослых людей.
  1. Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.
  2. Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить "нет”, "нельзя”, "прекрати” – лучше попробуйте переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.
  3. Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.
  • Вторая группа рекомендаций касается организации среды и окружающей обстановки в семье.
  1. Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную "территорию”). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.
  2. Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому, проявляйте одновременно гибкость и упорство.
  3. Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.
  • Третья группа рекомендаций направлена на активное взаимодействие ребенка с близким взрослым, на развитие способности, как взрослого, так и ребенка почувствовать друг друга, сблизиться эмоционально.
  1. И здесь совершенно незаменима самая важная для детей деятельность – игра, поскольку она близка и понятна ребенку. Использование же эмоциональных воздействий, содержащихся в интонациях голоса, мимике, жестах, форме реагирования взрослого на свои действия и действия ребенка, доставит обоим участникам огромное удовольствие.
  1. Не опускайте рук. Любите вашего норовистого ребенка, помогите ему быть успешным, преодолеть школьные трудности. Помните, что "Норовистые дети похожи на розы – им нужен особый уход. И иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту” (Мэри Ш. Курчинка).

Когда становится совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. По наблюдениям большинства врачей и психологов, общая двигательная активность с возрастом уменьшается, а выявленные невротические изменения постепенно нивелируются. В мозгу у ребенка появляются связи, которых не было или они были нарушены. Важно, чтобы ребенок подошел к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности. Так что, если у вас гиперактивный ребенок, помогите ему, все в ваших руках.

Подведение итогов, рефлексия:

Педагог предлагает родителям (по желанию) поделиться впечатлениями о встрече, рассказать, что для них оказалось важным.

                                                                                             

                                                                                                   Приложение 4

Конспект практического занятия «Я злюсь, когда…»

Задачи:

  • осознание состояния агрессии и гнева,  
  • отработка навыков конструктивного общения, самоконтроля, адекватных способов выражения агрессии и гнева,
  • проигрывание различных эмоций и состояний.

Ход занятия

  • Упражнение «Комплименты»

Цель: снятие напряжения, сплочение группы.

Участники мероприятия становятся в круг. Каждый участник называет свое имя и приветствует рядом стоящего жестом, словами и говорит комплимент.

  • Упражнение «Связующая нить»

Цель: создание работоспособности, позитивного настроения и сплоченности группы.

Участники становятся в круг. Ведущий, держа в руках клубок, говорит: «Я злюсь, когда меня отвлекают от важной работы» и   передает клубок соседу. Тот, к кому попал клубок, говорит тоже самое,  только свою версию, почему он злится, и передает клубок следующему игроку, оставляя ниточку у себя. И так по кругу. Когда клубок возвращается к ведущему, все оказываются «связаны» одной нитью. Ведущий говорит: «слегка натяните ниточку и почувствуйте, что мы – единое целое в этом мире, и у нас одни проблемы на всех, которые мы и будем решать вместе».

  • Упражнение «Представь себя…»

Цель: создание позитивного настроения, сплочения группы, развитие наблюдательности, раскованности, способности к самовыражению, возможности посмотреть на себя со стороны.

Участники образуют большой круг. Каждый участник,  по очереди выходит в центр (придумывает заранее. От лица, какого героя фильма, сказки, литературного произведения он будет действовать) и называет это имя.

Например: «Я – Золушка», «Я – Робин Гуд». При этом выполняет движение, характерное для выбранного персонажа. После того как участник возвращается на свое прежнее место, группа повторяет его имя, манеру двигаться, говорить, идя в центр круга. И так три раза. Человек, чье имя названо. Наблюдает за этим процессом со стороны.

  • Танец свободы и победы  «Святой Георгий»

Цель: снятие агрессии, чувства вины, накопившегося внутреннего напряжения, развитие способности к самовыражению. Сплочению группы.

       Это древний танец, в котором стоящие участники группы «убивают» вообразимым копьем представленного в центре круга дракона (змея. Противника…). При этом благодаря эффекту группой динамики снимается значительная часть груза от чувства вины,  за проявленную агрессию служит другой повторяемый элемент танца  - танцующие идут под веселую музыку по кругу и радуются, что «убили дракона». При выражении радости каждый проявляет свои чувства свободно. Как хочет и как может.

  • Игра «Толкалки»

Цель: развитие умения анализировать свою агрессию через игру, соизмерять свои силы, отработка навыков самоконтроля игры по правилам, снятие напряжения, расширение контакта в группе.

Упражнение выполняется в парах. По знаку ведущего участники попарно упираются  друг в друга в ладонями, стараясь сдвинуть партнера с места. Ведущий следит за тем за тем, чтобы никто никому не причинил боли, не делал резких толчков.

Постепенно можно ввести новые варианты игры. Например, участники, взявшись за руки, тянут напарника на себя.

  • Игра «дракон кусает свой хвост»

Цель: снятие напряженности, невротических состояний, страхов.

Звучит веселая музыка. Участники встают друг за другом и крепко держат друг друга за плечи. Первый человек – «голова дракона», последний – «хвост дракона».

«Голова» дракона пытается поймать «хвост», а тот уворачивается от нее. Ведущий следит, чтобы участники не опускали друг друга.

  • Игра «Ворвись в круг»

Цель: снятие эмоционального напряжения, возможность исполнить роль тирана, пережить чувство отверженности, приобрести навыки конструктивного поведения в подобных ситуациях. Развитие групповой сплоченности.

Участники встают в круг и крепко держатся за руки. Один из участников должен остаться за кругом и попытаться прорваться в круг. Как только ему удается, следующий должен выйти за круг и попытаться ворваться в него и остаться в нем.

 Ведущий следит за тем, чтобы никому не причинили боли, чтобы была предоставлена возможность собственными силами  проникнуть в круг.

 После выполнения упражнения обязательно обсуждение.

- что вы чувствовали, когда были частью круга?

-  что вы чувствовали, когда пытались проникнуть в круг?

- что вы чувствовали, когда проникли в круг?

  • Упражнение «Баржа»

Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие познавательных процессов, преодоление неуверенности в себе.

      Участники встают в круг и называют слова, перебрасывая при этом друг другу мяч, то есть «грузят баржу». Называют все, что может чувствовать  и переживать человек, например радость, грусть, злость, счастье….

  • Презентация «Игра без правил»

Цель: развитие умения адекватно выразить свое эмоциональное состояние, повышение самооценки.

Тема упражнения «Я злюсь и раздражаюсь, когда …». В данном задании важно искренне, честно и открыто высказать свои чувства, посмотреть на себя глазами другого.

  • Упражнение «Только  вместе»

Цель: Физический контакт. Возможность почувствовать друг друга, настроиться на сотрудничество и взаимопонимание.

Участникам нужно разбиться на пары, встать спина к спине и попробовать медленно. Не отрывая своей спины от партнера, сесть на пол. И точно так же встать. Поменяться парами. После игры обсуждение:

- что было самым трудным  в этом упражнении?

- с кем вставать и садиться было легче всего?

  • Рефлексия «Колокол»

Цель: сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.

Участники становятся в круг, поднимая поочередно правую и левую руки, соединяя руки в центре круга в виде «колокола». Произносят «БОМ!» и синхронно с силой бросают руки вниз.

На вдохе поднимают руки. На выдохе произносят «БОМ» и бросают руки. Ведущий задает ритм. Повторить несколько раз.

Подведение итогов, рефлексия.

                                                                                                   

                                                                                                Приложение 5

Семинар- практикум для родителей  «Играя, обучаем вместе»

Задачи:

  • обучение родителей эффективным способам взаимодействия с детьми,
  • повышение педагогической культуры родителей.

Задачи:

  • показать родителям значимость игры для полноценного   эмоционального развития ребенка.
  • научить  управлять ребенком с помощью игры;
  • показать необходимость совместной  обучающей деятельности родителей и детей;
  • обучение практическим приемам  формирования навыков сотрудничества с детьми,

Предварительная работа:

  • В группе оформить с детьми приглашения для родителей
  • Оформить плакаты «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
  • Выставка книг, журналов на тему «Игровая деятельность»
  • Магнитофонная запись  ответов родителей других групп на тему: «Нужно ли руководить играми детей?»
  • Магнитофонная запись ответов детей на  вопросы:
  •  Вы любите играть?
  •  В какие игры играете дома?
  • У вас есть любимые игрушки? Какие? Как вы играете с ними?
  • Играют ли с вами взрослые? Кто?
  •  Как бережёте игрушки?

Ход семинара.

(Звучит песня «Куда уходит детство» муз. А. Зацепина, сл. Л.  Дербенёва)

Вступление:

 Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра»

А. С. Макаренко

Основная часть:    

1. Приветствие-разминка.

Упражнение «Настроение». Участники по очереди (по кругу) представляются и говорят о своем настроении (можно использовать жесты), например: «Меня зовут Лилия Вениаминовна, у меня сегодня радостное настроение, я готова к общению  с вами» (улыбается, разводит руками, выражая доброжелательность и открытость).

Как вы уже поняли, сегодня речь пойдет об игре.

2. Демонстрация мультфильма «Маша и медведь» (при наличии видеооборудования).

Для создания настроения и актуализации темы семинара вниманию участников представляется фрагмент любой серии мультфильма «Маша и медведь».

3. Беседа «Игры нашего детства». 

 После просмотра фрагмента мультфильма родителям предлагается поделиться своими впечатлениями и вспомнить, в какие игры они играли в детстве. Ведущий также может поделиться собственным опытом или привести примеры из литературы, например прочитать стихотворение «Страна кровати» Роберта Льюиса Стивенсона (перевод В. Брюсова).

Когда я много дней хворал,

На двух подушках я лежал,

И чтоб весь день мне не скучать,

Игрушки дали мне в кровать.

Своих солдатиков порой

Я расставлял за строем строй,

Часами вёл их на простор

По одеялу, между гор.

Порой пускал я корабли;

По простыне их флоты шли;

Брал деревяшки иногда

И всюду строил города.

А сам я был как великан,

Лежащий над раздольем стран

Над морем и громадой скал

Из простыни и одеял.

 4. Прослушивание магнитофонной записи с ответами детей на вопросы.

• Вы любите играть?

• В какие игры играете дома?

• У вас есть любимые игрушки? Какие? Как вы играете с ними?

• Играют ли с вами взрослые? Кто?

• Как бережёте игрушки?

Сегодня мы поговорим о том, во что играют наши дети. Зачем нужна игра ребенку? Какие игры воспитывают и как, а какие вредны? Умеют ли дети радоваться, сострадать во время игры? Почему я предлагаю вам об этом поговорить? Да потому, что наши современные мальчики и девочки, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. А те игры, в которые играют дети, стали невеселыми, агрессивными. Поэтому наша задача – направлять детей на гуманистический путь, воспитывать у них желание помогать друг другу, учится терпимости к другим точкам зрения. Научить детей играть – значит научить жить.         Прервалась цепочка передачи игровой традиции от одного детского поколения к другому. Совсем исчезли групповые игры – воздух детской жизни старших поколений. Где они – салки, «казаки-разбойники», бояре, жмурки, лапта и прочие детские шалости, радости?

Игра – это школа произвольного поведения. Заставьте ребенка стоять смирно, он не простоит и двух минут, но, если это игра «Море волнуется раз ...», ребенок, даже самый непоседливый, простоит на одной ноге и пять минут.

Игра – школа морали в действии. Можно сколько угодно долго объяснять ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональное переживание, через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Игры при умелой организации взрослых учат многим добродетелям: терпимости, доброте, отзывчивости, взаимовыручке, честности, смирению... Психологические исследования показали: если «недругов» включить в игровое взаимодействие, в котором они вынуждены работать сообща, заботясь, друг о друге, взаимная неприязнь вскоре улетучится. Но может быть и, наоборот – для друзей, оказавшихся игровыми соперниками, азарт, желание выиграть часто оказываются сильнее дружбы.

5. Дискуссия «Нужно ли руководить играми детей?»

  • прослушивание магнитофонной записи с ответами родителей других групп.
  • вопросы родителям: Как вы считаете, нужно ли руководить игрой ребёнка?

Обобщение педагогом:

Если не играть, не руководить игрой малыша в раннем возрасте, то у него не сформируется умение играть как самостоятельно, так и с другими детьми.

В младшем возрасте игра становится средством развития и воспитания в том случае, если построена на содержательном общении со взрослым. Играя с дочерью или сыном, помните, что подавлять инициативу малыша нельзя. Играйте с ним на равных. Играя, следите за своей речью: ровный, спокойный тон равного партнёра по игре вселяет в ребёнка уверенность в том, что его понимают, его мысли разделяют, с ним хотят играть. Потому, надо взять себе за правило: несколько раз в день включаться в игру малыша, это побуждает ребёнка к новым действиям.

Наверное, многие родители, хотели бы  иметь какой – то один универсальный, «волшебный» рецепт воспитания умных, общительных, контактных детей. Однако такого рецепта нет, и не может быть. В наши дни доказано, что процесс воспитания зависит не только от родителей. На него не малое воздействие оказывают и сами дети своим характером, темпераментом, индивидуальными особенностями психики. Как признает сегодня большинство специалистов по проблемам воспитания, взаимодействие детей и родителей – неотъемлемая сторона семейного общения.

Простые игры и упражнения, способствующие развитию основных коммуникативных умений, можно использовать дома в индивидуальных занятиях с ребенком, а также во время прогулки или на дне рождения малыша. Некоторым играм мы с вами сегодня и обучимся,  поиграем и почувствуем, как в жизни помогают эмоции.

6. Игры и упражнения:

  • «Я и мое настроение»

Цель – развитие эмоционально-личностной сферы, расширение словарного запаса игроков.

В игре участвуют два и более человек. Они перекидывают друг другу мяч, называя  и показывая при этом какое-либо настроение (эмоцию). Когда участник возвращает мяч обратно, он называет противоположное настроение (эмоцию). Например:

Веселый - грустный;

Добрый – злой;

Молчаливый – общительный. И т.д.

Эмоциональные проявления нередко очень сложно не только показать мимикой и жестами, но и выразить словами.

  • «Знакомство с друзьями».

Цель – формировать умение устанавливать доверительные отношения между людьми в атмосфере сотрудничества.

Каждый участник называет свое имя и говорит, что он больше всего любит. Можно рассказать о любимых домашних делах, хобби и т.д.

  • «Построй в темноте»

Цель- развитие произвольного внимания, сосредоточения.

Приготовьте для игры 10–12 кубиков или оклеенных спичечных коробков. Играющий должен с завязанными глазами и одной рукой соорудить столбик с основанием в 1 кубик. Это не так трудно, но у каждого получаются столбики разной высоты. Построивший столбик получает столько очков, сколько в нем было кубиков до того, как он развалился.

  • «Запомни звуки»

Цель – формировать умение концентрировать внимание, развивать слуховую память.

Для игры необходима коробка с различными предметами, звучание которых хорошо знакомо всем (дудочка, барабан, погремушка, деревянные ложки, баночка с песком).

Задача играющих – угадать, какой предмет звучал. Звуки (ритмичный рисунок можно «зарисовывать», отстукивать, отхлопывать). Такая игра организует и увлекает, помогает управлять эмоциями.

  • «Аукцион»

Цель – создать здоровый эмоциональный подъем в группе.

Ведущий предлагает игрокам быстро называть предметы, имеющие одинаковый признак, например: круглый стол, круглая тарелка, и т.д. Когда темп замедлится, ведущий считает до трех: «Круглый раз, круглый два, круглый – три!» выигрывает тот, кто последний произнесет заключительный предмет.

  • «Спичечный узор»

Цель – развивать познавательную сферу, произвольность внимания, мелкую моторику, пространственные представления и укрепить взаимодействие между родителем и ребенком.

Играющие берут три-пять спичек, бросают их на стол, запоминают узор и прикрывают его листом бумаги. После этого выкладывают узор по памяти и сравнивают с оригиналом.

  • «Давайте поздороваемся»

Цель-развитие и коррекция  невнимательности, двигательного контроля, импульсивности.

Игроки хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным способом по сигналу ведущего:

1 хлопок – за руку;

2 хлопка – соприкоснувшись плечами;

3 хлопка – спинами.

Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих этой игре, даст гиперактивному ребенку  возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение.

Существует много игр для коррекции агрессии.

  • «Солнышко».

Цель – снять напряжение, развить коммуникативные навыки, поднять эмоциональный настрой участников группы.

Все участники прикрепляют друг другу листок бумаги и рисуют на нем солнышко. А затем пишут пожелания друг другу на этом же листке.

7. Игра-задание

       Я предлагаю необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда – жёлтого, никогда – синего.

Вопросы:

  1. Каждый вечер уделяю время на игры с детьми
  2. Рассказываю о своих играх в детстве
  3. Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком
  4. Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры
  5. Слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду
  6. Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т.е. не лишаю его на время игры или игрушки
  7. Часто дарю ребёнку игру, игрушку.

Обобщение:
      Если на вашем столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ваш малыш активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра – это самое интересное в жизни ребёнка.

8. Практикум Упражнение «Подарите нам игру!»

Психолог предлагает участникам семинара научить друг друга какой-нибудь игре,  или самим придумать игру.  После нескольких игр объявляет о проведении в детском саду тематических пятниц «Мамины-папины игры»: перед тем как брать ребёнка домой, родителям предлагают поиграть со всеми детьми группы в какую-либо игру своего детства.

 Подведение итогов, рефлексия:

Конечно, взрослому легче указать как нужно себя вести ребенку, усадить, запретить, сказать, чтоб не мешал. Но для ребенка такие усилия родителей нередко становится источником беспокойства, вызывают тревогу.

Чтобы получить поддержку взрослого, ребенок может прикинуться глупым, беспомощным, слабым, скучающим, медлительным. В игре же и игровых  отношениях он учится поддерживать себя сам. Ведь в своей игре ребенок всегда успешен. Поэтому через игровую роль он благополучнее переживает моменты преодоления трудностей. Этим и уникальна игровая деятельность как воспитательное средство. Вот почему сегодняшнему родителю, живущему в условиях стрессогенности современной жизни, ради сохранения добрых отношений с детьми столь полезно развивать собственную игровую находчивость и изобретательность, обогащать свое родительское поведение навыками игрового умения, принимать активное участие в играх детей, принимать активное участие в изготовлении игр, игрушек, их починке, организовать семейные экскурсии по интересам детей.  

Педагог предлагает родителям (по желанию) поделиться впечатлениями о встрече, рассказать, что для них оказалось важным

Раздаточная информация: Каждый участник получает раздаточный печатный буклет - памятку  «Поиграйте, родители с нами!» или «Как научить ребенка играть?». 

           

                   V.  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Лютова Е.К., Монина Г.Б., Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.—СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001.—190., ил.
  2. Лютова Е.К., Монина Г.Б.,  Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными античными детьми.—СПб.: Издательство «Речь»; «ТЦ Сфера», 2002.—136с.: ил.
  3. Лютова-Робертс Е. К, Монина Г. Б. Статья № 23/2006 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Программа тренинга для родителей гиперактивных детей. «Учимся понимать своего ребенка».
  4. Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Работа педагога-психолога в ДОУ: Методическое пособие.-М.: Айрис – пресс, 2005.- 384 с. (Дошкольное воспитание и развитие).
  5. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей.—М.: «Издательство ГНОМ и Д» , 2000.—160 с. (В помощь психологу.)
  6. Романов А..А., Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей. Диагностические и коррекционные методики. Пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей.—М.: Школьная Пресса. -  48 с.—(«Воспитание школьников. Библиотека журнала»; Вып. 39).
  7. Смирнова Т.П., Психологическая коррекция агрессивного поведения у детей. Серия «Психологический практикум».—Ростов н/Д: «Феникс», 2003.—160с.
  8. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду: - М.: ВАКО, 2009.- 320 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
  9. Широкова Г.А. справочник дошкольного психолога/ Серия «Справочники». – Ростов н/Д.: Феникс, 2003 – 384 с.

Интернет- сайты

http://dohcolonoc.ru

http://ponyatovskaya.ucoz.ru

adalin.mospsy.ru

                        Аннотация программы

Парциальная образовательная программа детско-родительского клуба «За руку с семьёй» соответствует ФГОС ДО.

 Программа обеспечивает учёт потребностей и интересов детей, а также сложившихся традиций группы, рассчитана на возраст детей 4-5 лет, который справедливо называют средним дошкольным.

Мероприятия клуба проводятся в течение года, 1 раз - 2 раза  в месяц.

Цель детско-родительского клуба- оказание психолого-педагогической поддержки семьям, всестороннее сопровождение воспитания и развития детей, посещающих ДОУ.

          Планируемые результаты.

1.Эффективное взаимодействие ДОУ и семей воспитанников в целях оптимизации воспитания и развития детей в условиях ДОУ и семьи.

2.Достаточный уровень родительской компетентности в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка.

3.Овладение родителями методами организации игр со своим ребенком, приемами оценивания его уровня развития, достижения, проблем и определение оптимальных путей взаимодействия с ним.

4.Овладение родителями основами дошкольной психологии и педагогики.

5.Мотивация  родителей к участию в жизни детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа детско-родительского клуба «Речецветик» по сопровождению семей с детьми младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Цель программы:     Осуществление комплексного коррекционного сопровождения семей воспитанников младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через организацию деятельн...

Дополнительная парциальная образовательная программа "Мой организм"

В дошкольном возрасте закладываются основы самопознания. Усвоение ребенком-дошкольником знаний о человеческом организме будет способствовать лучшему самопознанию, пониманию зависимости своей жизни от ...

Дополнительная парциальная образовательная программа "Терем-теремок" средняя группа (2020г.)

Создание данной программы по развитию связной  речи детей дошкольного возраста  через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деятельность позволяет решить многие...

Парциальная образовательная программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста (6лет-7 лет) «Елочка»

Программа разработана на основе программы экологического воспитания «Юный эколог» автор С.Н.Николаева ...

Парциальная образовательная программа дополнительного образования (по интересам воспитанников) для детей дошкольного возраста 3г.-4г. речевой направленности «Игры по методике Железновых».

Влияния воздействия руки на мозг человека было известно очень давно. В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью.Известный исследователь детской речи М. М . Кольцов пише...