Консультация для воспитателей «Познаем эмоциональный мир ребенка»
консультация

Киселева Светлана Евгеньевна

Консультация для воспитателей

«Познаем эмоциональный мир ребенка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult_vospit.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей 

«Познаем эмоциональный мир ребенка»

Эмоциональное развитие дошкольника тесно связано с познавательным развитием. Если хорошо развиты эмоции ребенка, то он лучше понимает детей и взрослых, ему легче дается обучение.

К началу дошкольного возраста ребенок приходит уже с относительно богатым эмоциональным опытом. Он обычно довольно живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих его людей. Выражение эмоций носит у него очень непосредственный характер, они бурно проявляются в его мимике, словах, движениях.

К сожалению, детям не всегда удается понять и правильно определить испытываемое ими чувство, поскольку способность к произвольной регуляции эмоций развита недостаточно.

Задача педагога — помочь детям разобраться в сложном мире взаимоотношении с взрослыми и сверстниками, научиться вступать в контакт и вести разговор, внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей.

Научиться полноценно выражать свои чувства ребенок может через овладение умением различать и сравнивать эмоциональные ощущения; определять их характер, например, приятно — неприятно, спокойно — беспокойно и т. д.

Для развития эмоциональности детей можно использовать любимые ими виды деятельности:

-рисование, танцы;

-игры – драматизации;

-беседы.

Необходимо также проводить специально организованные занятия, в ходе которых вы не только поможете детям решить их эмоциональные проблемы, развить воображение, ловкость, смекалку, уверенность в себе, но и получите огромную радость от общения с ними, завоюете их доверие и дружбу.

Специально организованные занятия рекомендуется проводить по подгруппам, предпочтительно во второй половине дня. Продолжительность каждого занятия не более 15-20 минут.

Понимание духовного мира и эмоциональной сферы ребенка, умение почувствовать его настроение позволяют воспитателю установить с ним эмоциональный контакт и своевременно оказать помощь в налаживании контактов с ровесниками, а также помочь родителям осознать (и преодолеть) трудности, связанные с воспитанием ребенка.

Взрослый, который сумел завоевать симпатии дошкольника, легко добивается от него выполнения предъявляемых требований, подчинения нравственным нормам поведения.

Эмоциональное развитие детей происходит успешно при условии удовлетворения их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и поддержке, активном познании и информационном обмене, самостоятельной деятельности (по интересам), в общении и сотрудничестве с взрослыми и сверстниками, самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны окружающих.

Живой пример воспитателя, его искреннее участие в делах и проблемах детей, умение поддержать их инициативу и побудить к проявлению добрых чувств - важнейшие условия успешного эмоционального развития дошкольников.

Пример, показанный воспитателем, и организация совместных действий детей помогают накоплению положительного опыта.

Подражание - важнейший механизм формирования социального поведения. Маленькие дети внимательны к действиям и словам взрослых. То, помочь разрешить конфликт и т.п.

Помочь пережить чувство удовлетворения от успешно разрешенной проблемы, понять, как изменилось эмоциональное состояние участников ситуации, и порадоваться вместе с ними:

 -Все ли удовлетворены?

 -Как мы будем поступать в подобных случаях?

 -Какие чувства мы пережили?

 -Как хорошо, когда мы поддерживаем друг друга!

 -Как хорошо, когда тебе помогают друзья!

 -Если мы вместе, мы решим все наши проблемы».

Выделим два основных способа эмоционального влияния на детей - прямое и опосредованное.

Прямое воздействует непосредственно, побуждает к переживанию, влияет на состояние («Сейчас самый главный сюрприз!», «Почему ты так поступил?» «Успокойся, не стоит из-за этого так плакать»).

Опосредованное ограничивается эмоциональным проявлением взрослого, например,

-строгим взглядом (чтобы остановить не в меру активного шалуна),

-улыбкой (радость встречи, поддержка).

Дети тонко чувствуют и доброжелательное отношение, и порицание. Огорчение на лице педагога невольно заставит ребенка задуматься...

Значительное, но не всегда достаточно учитываемое влияние оказывает на эмоциональное состояние ребенка оценка воспитателем его поступков.

У большинства детей положительные оценки воспитателя повышают тонус нервной системы, увеличивают эффективность выполняемой деятельности. В то же время отрицательные оценки, особенно если они повторяются, создают подавленное настроение, угнетают физическую и умственную активность.

Для понимания детских эмоций воспитателю необходимо выявить источники их происхождения, лежащие в осмысленной деятельности ребенка, под влиянием которой он начинает по-новому не только понимать.

что они постоянно наблюдают в их поведении, становится частью личного опыта детей. Поэтому воспитателю необходимо демонстрировать правильные формы поведения, вежливую речь, добрые чувства и отношения.

Организуемые педагогом ситуации накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер, т.е. всегда заключают в себе близкую ребенку жизненную задачу, в разрешении которой он принимает непосредственное участие.

В каждой ситуации воспитателю необходимо следующее.

Заинтересовать проблемой, требующей решения, эмоционально представить ее, ввести детей в ситуацию:

-Что происходит?

-Что случилось?

-Какая возникла проблема?

-Кто участники события?

-Почему возникло затруднение?».

          Вызвать активное сопереживание участникам ситуаций и понимание их трудностей:

-Какие чувства они испытывают?

-Какое у них настроение?

-Кому хорошо, а кому плохо?

-Было ли у вас такое в жизни?

-Какие чувства вы тогда испытали?.

         Побудить к поиску возможных вариантов и способов разрешения ситуации:

-Что может произойти?

-Как помочь?

-Что можно сделать?

-Как поступить каждому участнику ситуации, чтобы разрешить проблему?

-Как поступил бы ты на месте того или иного участника?

Обсудим все предложения и найдем общее решение, как нам поступить и добиться успеха.

Включить детей в конкретное практическое действие: проявить заботу, утешить, выразить сочувствие, но и переживать этот мир. Если педагог отзывчив, понимает душевное состояние воспитанников, причину их переживаний, тогда в группе царит положительный эмоциональный настрой, уверенность, между детьми устанавливаются взаимоотношения на уровне «соучастия сердец».

Как справедливо отмечает Ю.Б. Гилленрейтер, «разделенная радость удваивается, а разделенное горе уменьшается вдвое».

В воспитательной работе очень важно добиваться единства этих двух моментов — сочетания глубокого понимания ребенком тех или иных фактов действительности с правильным отношением к ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Обеспечение эмоционального благополучия ребенка в семье"

Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка в семьеДошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям (особенно к матери), причем не в виде зависимост...

Консультация для родителей. «Обеспечение эмоционального благополучия ребенка в семье»

Неврозы детей дошкольного возраста.Причины их возникновения.Типы неправильного воспитания.Как предотвратить невроз....

Консультация для родителей ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Отношения человека к окружающему миру не только понимаются им и проявляются в действиях, но и переживаются в виде эмоций. Эмоции есть одна из форм отражения сознанием реального мира.Сопровождая практи...

Консультация для родителей "Особенности эмоционального состояния ребенка 2-3 лет"

В этом возрасте малыш еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит большей частью непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции...

Консультация для родителей "Особенности эмоционального состояния ребенка 2-3 лет"

В консультации затронута проблема нестабильного эмоционального состояния ребенка младшего дошкольного возраста и способы преодоления негативных последствий для психики ребенка....

Консультация для педагогов «Влияние эмоционального состояния ребенка на его здоровье»

У детей взаимосвязь эмоционального состояния и здоровья очень выражена, т.к. психика ребенка, его органы и системы находятся в стадии формирования, а значит более уязвимы для воздействия негативных фа...

Консультация для родителей «ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности. Раз...