Рабочая программа младшей разновозрастной группы (3-5 ЛЕТ)
учебно-методический материал (младшая группа)

Мозгунова Татьяна Александровна

Рабочая программа по развитию детей младшей разновозрастной группы разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Целевой раздел

2

1.1.Пояснительная записка

2

1.2. Цель и задачи реализации программы

3

1.3. Возрастные и индивидуальные особенности детей от 3 лет до 5 лет.

4

1.4. Основные содержательные направления работы с детьми.

8

1.5.Планируемые результаты освоения детьми Программы.

12

II.   Содержательный раздел

14

2.1.Модель организации воспитательно - образовательного процесса на день

14

2.2.Модель работы  на  неделю

15

2.3. Модель работы на год.

17

    Перспективно – тематическое планирование (приложение)

17

2.4.Тематическое  планирование

17

2.5. Перспективный план работы с родителями.

19

III.  Организационный раздел

22

3.1. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса.

22

3.2. Материально-техническое обеспечение программы.

23

3.3.  Режим дня  (младшая разновозрастная  группа)

24

    Холодный период года (сентябрь-май)

24

    Тёплый период года (июнь-август)

25

    Образовательные  развивающие  ситуации  на  игровой  основе

26

    Двигательный режим

27

     Закаливающие мероприятия

28

3.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды в младшей разновозрастной  группе в соответствии с ФГОС ДО.

29

I. ЦЕЛЕВОЙ  РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка 

Рабочая программа по развитию детей младшей разновозрастной группы разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МКДОУ  детский  сад № 11 города Россоши, в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.

           Рабочая программа по развитию детей младшей разновозрастной группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от трёх до пяти лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.

Реализуемая программа строится на принципе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Рабочая образовательная программа  младшей разновозрастной   группы (3-5 лет) МКДОУ  детский сад № 11 разработана в соответствии:
- Уставом МКДОУ детский сад № 11;                                                                            
-  Нормативными документами МКДОУ;                                                                             - Основной образовательной программой МКДОУ.

Рабочая программа рассчитана на два учебных года: 2019-2020 уч.г. и 2020-2021 уч.г.

При составлении рабочей программы учтена новизна программы «Детство». Она определяется тем, что в ней впервые практически реализован подход к организации целостного развития и воспитания ребёнка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения. Органичное вхождение ребёнка в современный мир обеспечивается в программе широким взаимодействием дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой и трудом.

Основными приоритетными направлениями младшей разновозрастной группы являются: формирование представления о здоровом образе жизни через привитие культурно - гигиенических навыков, обучение уходу за своим телом; формирование элементарных представлений о строении собственного тела, назначении органов, выработку осознанного отношения к своему здоровью; воспитание у детей любви к матери, родному дому, своим близким, родной природе.

Программа обеспечивает разностороннее развитие детей от 3-4 и 4 - 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-творческому и физическому. Она представляет собой модель процесса воспитания, развития и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в  младшем и среднем дошкольном возрасте.

1.2. Цель и задачи реализации программы

Цель:  Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности воспитанников.

Задачи:

  •         охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  • обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия — великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим;
  • формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;
  • обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

1.3. Возрастные и индивидуальные особенности детей от 3 лет до 5 лет.

 На рубеже трех лет любимым выражением ребёнка становится «Я сам!». Отделение себя от взрослого и вместе с тем желание быть как взрослый — характерное противоречие кризиса трех лет. Эмоциональное развитие ребёнка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребёнок способен к эмоциональной отзывчивости — он может сопереживать другому ребенку. В младшем дошкольном возрасте поведение ребёнка непроизвольно, действия и поступки ситуативные, их последствия ребёнок чаще всего не представляет, нормативно развивающемуся ребенку свойственно ощущение безопасности, доверчиво-активное отношение к окружающему. Дети 3—4 лет усваивают элементарные нормы и правила поведения, связанные с определёнными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»). У развивающегося четырёхлетнего ребёнка есть все возможности овладения навыками самообслуживания (становление предпосылок трудовой деятельности) — самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться носовым платком, расчёской, полотенцем, отправлять свои естественные нужды. К концу четвёртого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания в туалетной комнате. Ребёнок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений стремление к целеполаганию (быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др.). Накапливается определённый запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребёнка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, жёлтый, синий, зелёный). Четырёхлетний ребенок способен выбрать основные формы предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, допуская иногда незначительные ошибки. Ему известны слова больше, меньше, и из двух предметов (палочек, кубиков, мячей и т. п.) он успешно выбирает больший или меньший. В 3 года дети практически осваивают пространство своей комнаты (квартиры), групповой комнаты в детском саду, двора, где гуляют, и т. п. На основании опыта у них складываются некоторые пространственные представления (рядом, перед, на, под). Освоение пространства происходит одновременно с развитием речи: ребёнок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения (предлоги и наречия). Малыш знаком с предметами ближайшего окружения, их назначением (на стуле сидят, из чашки пьют и т. п.), с назначением некоторых общественно-бытовых зданий (в магазине, супермаркете покупают игрушки, хлеб, молоко, одежду, обувь); имеет представления о знакомых средствах передвижения (легковая машина, грузовая машина, троллейбус, самолёт, велосипед и т. п.), о некоторых профессиях (врач, шофёр, дворник), праздниках (Новый год, День своего рождения), свойствах воды, снега, песка (снег белый, холодный, вода тёплая и вода холодная, лёд скользкий, твёрдый; из влажного песка можно лепить, делать куличики, а сухой песок рассыпается); различает и называет состояния погоды (холодно, тепло, дует ветер, идёт дождь). На четвёртом году жизни ребенок различает по форме, окраске, вкусу некоторые фрукты и овощи, знает два-три вида птиц, некоторых домашних животных, наиболее часто встречающихся насекомых. Внимание детей четвёртого года жизни непроизвольно. Однако его устойчивость зависит от интереса к деятельности. Обычно ребенок этого возраста может сосредоточиться в течение 10—15 мин, но привлекательное для него дело может длиться достаточно долго. Память детей непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остаётся в их памяти без всяких внутренних усилий (понравившиеся стихи и песенки, 2-3 новых слова, рассмешивших или огорчивших его). Мышление четырёхлетнего ребёнка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путём непосредственного действия с предметами (складывание матрёшки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. п.). В 3 года воображение стремительно, начинает развиваться, и прежде всего это происходит в игре. Малыш действует с одним предметом и при этом воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камешек вместо мыла, стул — машина для путешествий и т. В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Взрослый для ребёнка — носитель определённой общественной функции. Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры. Дети овладевают игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Игра ребёнка первой половины четвёртого года жизни — это скорее игра рядом, чем вместе. В играх, возникающих по инициативе детей, отражаются умения, приобретённые в совместных со взрослым играх. Постепенно к 4 годам ребёнок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использовать речевые формы вежливого общения. В 3-4 года ребёнок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Однако ему всё ещё нужны поддержка и внимание взрослого. Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь. Словарь младшего дошкольника состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребёнок овладевает грамматическим строем речи, начинает использовать сложные предложения. Девочки по многим показателям развития (артикуляция, словарный запас, беглость речи, понимание прочитанного, запоминание увиденного и услышанного) превосходят мальчиков. В 3-4 года в ситуации взаимодействия с взрослым продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Круг чтения ребёнка пополняется новыми произведениями, но уже известные тексты по-прежнему вызывают интерес. Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов. Работы чаще всего схематичны, поэтому трудно догадаться, что изобразил ребёнок. Конструирование носит процессуальный характер. Ребёнок может конструировать по образцу лишь элементарные предметные конструкции из двух-трёх частей. Музыкально-художественная деятельность детей носит непосредственный и синкретический характер. Восприятие музыкальных образов происходит при организации практической деятельности (проиграть сюжет, рассмотреть иллюстрацию и др.). Совершенствуется звукоразличение, слух: ребёнок дифференцирует звуковые свойства предметов, осваивает звуковые предметы, эталоны (громко — тихо, высоко — низко и пр.). Начинает проявлять интерес и избирательность по отношению к различным видам музыкально-художественной деятельности (пению, слушанию, музыкально-ритмическим движениям). Дети 4–5 лет всё ещё не осознают социальные нормы и правила поведения, однако у них уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо и не надо себя вести. Как правило, к пяти годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. Кроме того, они могут по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам, и как — мальчикам. Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своём собственном. Таким образом, поведение ребёнка 4—5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3—4 года, хотя в некоторых ситуациях ему всё ещё требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил. В этом возрасте детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания, одевания, купания, приёма пищи, уборки помещения. Дошкольники знают и используют по назначению атрибуты, сопровождающие эти процессы: мыло, полотенце, носовой платок, салфетку, столовые приборы. Уровень освоения культурно-гигиенических навыков таков, что дети свободно переносят их в сюжетно-ролевую игру. К 4—5 годам ребёнок способен элементарно охарактеризовать своё самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания. Дети имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют её по ряду признаков («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая причёска»). К пяти годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространённых мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах. К четырем годам основные трудности в поведении и общении ребёнка с окружающими, которые были связаны с кризисом трех лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое, и любознательный ребенок активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре. Дети 4—5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности: ребёнок сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол перед куклами (в раннем и в самом начале дошкольного возраста последовательность действий не имела для игры такого значения). В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. В 4—5 лет сверстники становятся для ребёнка более привлекательными и предпочитаемыми партнёрами по игре, чем взрослый. В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребёнок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим. В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребёнку необходимо отчётливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Внимание становится всё более устойчивым, в отличие от возраста трех лет (если ребёнок пошёл за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к пяти годам появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки). В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребёнка. В 5 лет он может запомнить уже 5—6 предметов (из 10—15), изображённых на предъявляемых ему картинках. В возрасте 4—5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т.д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании. В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения), наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего?), стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера. Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью), однако уже отмечаются и ситуации чистого общения. Для поддержания сотрудничества, установления отношений в словаре детей появляются слова и выражения, отражающие нравственные представления: слова участия, сочувствия, сострадания. Стремясь привлечь внимание сверстника и удержать его в процессе речевого общения, ребёнок учится использовать средства интонационной речевой выразительности: регулировать силу голоса, интонацию, ритм, темп речи в зависимости от ситуации общения. В процессе общения со взрослыми дети используют правила речевого этикета: слова приветствия, прощания, благодарности, вежливой просьбы, утешения, сопереживания и сочувствия. Речь, становится более связной и последовательной. Но при этом взрослому следует учитывать иформированность волевых процессов, зависимость поведения ребёнка от эмоций, доминирование эгоцентрической позиции в мышлении и поведении. В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на произведения музыкального и изобразительного искусства, художественную литературу, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных, сказочных персонажей. Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжеты и понимать образы. Важным показателем развития ребёнка-дошкольника является изобразительная деятельность. К четырем годам круг изображаемых детьми предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети замысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов её исполнения.

1.4. Основные содержательные направления работы с детьми.

Содержание Программы  обеспечивает  развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ

2 младшая группа

Средняя группа

 «Физическое развитие»

Формировать интерес к процессу занятий физическими упражнениями путем введения игровых элементов.

Развивать основные виды движений.

Формировать умение выполнять сходное с образцом движение.

Знакомить детей с оздоровительными свойствами физических упражнений.

Воспитывать привычку к  специальным закаливающим процедурам.

Знакомить детей с гигиеническими требованиями типа «чистые руки», «чистое лицо» и т.д..

Воспитывать потребность в физическом самосовершенствовании.

Формировать интерес к процессу занятий физическими упражнениями путем введения игровых элементов.

Способствовать формированию интереса в самостоятельной и совместной с воспитателем  деятельности по овладению необходимыми навыками.

Учить точно и правильно выполнять упражнения в соответствии с образцом.

 «Социально-коммуникативное развитие»

Формировать умение взаимодействовать с партнёром в соответствии с игровой ролью.

Учить словесно обозначать свою роль.

Развивать умение произвольно действовать по одному-двум простым правилам.

Развивать умение правильно вести себя  с близкими, в детском саду, общественных местах.

Обогащать представления детей о себе, о строении тела, о росте, о различии в поведении мальчиков и девочек.

Учить самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности: надевать и снимать одежду, складывать, вешать, расстегивать, застегивать пуговицы и прочие застёжки. Учить замечать непорядок в своём внешнем виде (мыть руки и лицо, вовремя пользоваться носовым платком и пр.).

Учить выполнять  трудовые поручения.

Учить  дежурить по столовой.

Воспитывать уважение и благодарность к людям, которые трудятся (заботятся о детях,  делают вещи, игрушки, мебель и пр. предметы).

Формировать у детей чувство общности с живыми существами, чувство  сопереживания всему живому, желание беречь и сохранять его.

Формировать умение изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров и менять игровую роль в ходе игры.

Продолжать знакомить детей с правилами поведения на улице, в общественных  местах.

Продолжать знакомить детей с разными профессиями города и села.

Продолжать знакомить детей со своим организмом,   его системами.

Формировать знания  о самом себе как представителе человеческого рода и уникальной личности.

Продолжать учить самостоятельно раздеваться и одеваться, быть аккуратным  и опрятным.

Приучать поддерживать порядок в группе и на участке.

Учить самостоятельно дежурить по столовой, готовить материалы к занятиям, поливать растения.

Формировать представления о некоторых способах безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях.

Приобщать к  способам безопасного поведения в некоторых стандартных опасных ситуациях и учить следовать им при напоминании взрослого.

Формировать  первичные представления о некоторых  источниках опасности для окружающего мира природы.

расширять и уточнять  представления о правилах безопасного для окружающего мира природы поведения.

 «Познавательное развитие»

Познакомить детей с разными сферами  действительности (рукотворный и нерукотворный мир, мир людей и человеческих отношений, «я сам»).

Развивать способности к точному восприятию  внешних свойств;  обобщению, отнесению предметов к определённой категории и установлению взаимосвязей и зависимостей между структурными и функциональными особенностями предметов.

Развивать познавательную активность детей.

Развивать познавательные способности детей (о свойствах  природных явлений и объектов, временных представлениях,  о себе).

Развивать представления о времени суток, лёгких и тяжёлых предметах.

Развитие представлений о назначении предметов, окружающих ребёнка, их свойства, умение аккуратно с ними обращаться, класть на место, организовывать среду вокруг себя.

Развивать способности  выявлять в общих чертах основные закономерности природных явлений.

Дать общие знания о строении организма, его  функциях.

Развивать у детей действия пространственного моделирования предметов.

Формировать умение словесно и практически определять направления пространства.

Формировать умение пользоваться планом пространства.

Познакомить детей с количественными отношениями  величин с использованием способа замещения.

Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине, количеству разными способами и делать обобщения.

Развивать умение устанавливать связь  между назначением  предмета и материалами, из которых он сделан, свойствами, качествами, особенностями строения;  классифицировать предметы.

«Речевое развитие»

Знакомить детей с разными жанрами  художественной литературы.

Познакомить детей со средствами  художественной выразительности.

Развивать  выразительность речи.

Развивать целостные познавательно-эмоциональные переживания ребёнка при ознакомлении его с художественной литературой.

Содействовать  детям в построении по возможности развёрнутых ответов на вопросы по содержанию прочитанного , по описанию игрушек, картинок,  персонажей сказки.

Развивать умения  ролевой диалогической речи, подвиж. игры с текстом.

Развивать звуковую, сторону речи, словарь, связную речь, ее грамматический строй.

Учить детей выделять основных персонажей сказки, воспроизводить их действия путем условного замещения и пересказывать отдельные эпизоды произведения.

Формировать навык грамматически правильной речи

Совершенствовать и обогащать читательский опыт детей

Постепенно развивать у воспитанников первые представления о некоторых особенностях жанра.

Поддержать и развивать детскую впечатлительность, эмоциональность при восприятии литературы. Продолжать знакомить детей с разными жанрами худож. литературы с использованием разнообразных средств.

Продолжать учить выявлению основных персонажей сказки и связей между ними.

Побуждать детей  активно применять средства  худож. выразительности (эпитетов и сравнений) при  знакомстве с произведениями.

Поощрять построение детьми полных ответов, выразительное чтение детьми отдельных произведений.

Учить передавать  своё эмоциональное отношение к героям, используя характерные атрибуты персонажей,  их действия.

«Художественно-эстетическое развитие»

Знакомить с произведениями прикладного искусства, которые составляют эстетическую среду.

Развивать у воспитанников интерес и желания заниматься изобразительной деятельностью.

Развивать моторику руки, для формирования способности к изобразительной деятельности

Развивать двигательно-активные  виды музыкальной деятельности – музыкально-ритмических движений и игры на шумовых музыкальных инструментах.

Формировать вокальные певческие умения в процессе подпевания взрослому.

Стимулировать умение импровизировать и сочинять простейшие музыкально-художественные образы в музыкальных играх и танцах.

Формировать образные представления о предметах и явлениях окружающего мира, видение их общих, типичных признаков и свойств, некоторых индивидуальных проявлений, понимание взаимосвязи и красоты природных явлений.

Формировать у воспитанников навыки и умения собственной творческой, изобразительной, декоративной, конструктивной деятельности.

Развивать координацию слуха и голоса воспитанников, приобретение детьми певческих навыков.

Стимулировать желание воспитанников самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью

1.5.Планируемые результаты освоения детьми Программы.

Согласно требованиям ФГОС дошкольного образования результаты освоения Программы сформулированы в виде целевых ориентиров, которые представляют собой социально-нормативны возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и ДОУ, реализующего Программу.

Направления развития

Речевое развитие

1. Правильно произносит звуки родного языка, использует интонационные средства выразительности.
2. Пересказывает небольшие, знакомые литературные произведения, сочиняет концовки сказки.
3. Умеет поддерживать беседу, участвовать в коллективном разговоре.
4.Умеет строить распространенные предложения с однородными определениями.
5. Способны эмоционально сопереживать героям произведений.
6. Проговаривают 2-4 считалки, 3-4 загадки, скороговорки.
7.Могут выразительно прочитать любимое стихотворение.
8.Знают русские народные сказки, могут их пересказать с помощью взрослого.

Познавательное развитие

1.Имеет представления о различной деятельности человека (профессиональной, бытовой, отдыха, увлечений).
2. Имеет представления о предметах рукотворного мира, зависимость внешних характеристик предмета от их целевого назначения.
3. Знает отдельных представителей растительного и животного мира (особенности внешнего вида, повадки) с изменениями в их жизни в разные времена года.
4. Имеет представления об объектах живой и неживой природы.
5. Имеет представление о частях тела и их особенностях
6. Использует строит. детали с учетом их конструкт. свойств. 8.Определяет: - геометрические фигуры (круг, овал, многоугольник) - некоторые геометрические тела - различные виды линий) кривая, ломанная, замкнутая
9. Имеет представление: - о временах года и частях суток - о пространственном расположении предметов относительно самого себя
10. Умеет: - считать наизусть до 10 - отмеривать произвольной меркой заданное количество - различать цифры в пределах 10 - осуществлять сериацию по степени выраженности качества - классифицировать предметы по одному признаку

Социально-коммуникативн ое развитие

1. Устанавливает связи между поступком и настроением людей, на которых он был направлен
2. Знает правила поведения в общественных местах.
3. Имеют представление о труде взрослых.
4. Выполняет поручения взрослых: подготовка материалов к занятиям, уборка игрушек после игры, сбор мелкого мусора на участке и дежурство по столовой.
5.Умеет одеваться и раздеваться в определенной последовательности, самостоятельно устраняет недостатки во внешнем виде.

Художественно-эстетическое развитие

1. Различают звуки по высоте, длительности, тембру и силе звучания.
2.Проявляют интерес к пению.
3.Умеют ритмично выполнять основные движения, в соответствии с характером музыки.
4. Умеет лепить предметы из нескольких частей, правильно располагая части и соблюдая пропорции.
5. Имеет навыки скатывания прямыми и круговыми движениями.
6. Умеет лепить предметы из нескольких частей, используя приемы прижимания.

Физическое развитие

1.Умеет выполнять основные виды движения в соответствии с образцом взрослого.
2.В процессе выполнения двигательных заданий пытаются прилагать волевые усилия.
3.Развиты физические качества: быстрота движений, ловкость, координация, выносливость.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ  РАЗДЕЛ

2.1.Модель организации воспитательно - образовательного процесса на день

Совместная деятельность

 взрослого и детей

Самостоятельная деятельность

детей

Взаимодействие

с семьями

  • Двигательные подвижные дидактические игры, подвижные игры с правилами, игровые упражнения, соревнования.
  • Игровая: сюжетные игры, игры с правилами.
  • Продуктивная мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, реализация проектов
  • Коммуникативная беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок, сюжетные игры, игры с правилами.
  • Трудовая: совместные действия, дежурство, поручение, задание, реализация проекта.
  • Познавательно-исследовательская: наблюдение, экскурсия, решение проблемных ситуаций, экспериментирование.
  • Музыкально-художественная: слушание, исполнение, импровизация, экспериментирование, подвижные игры (с музыкальным сопровождением)
  • Чтение художественной литературы: чтение, обсуждение, разучивание

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей: двигательной, игровой, продуктивной, трудовой, познавательно-исследовательской

Диагностирование

Педагогическое просвещение родителей, обмен опытом.

Совместное творчество детей и взрослых.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно:

- игровые,

- сюжетные,

- интегрированные формы образовательной деятельности.

Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.

2.2.Модель работы  на  неделю.

 

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Утро

- Утренняя гимнастика

- Ситуации общения (Нравственные темы на основе художественных произведений)

- Совместная с педагогом деятельность в уголке природы

- Рассматривание картин, иллюстраций

- Сопровождение самостоятельной игровой деятельности

- Знакомство с предметами декоративно-прикладного искусства

- Утренняя гимнастика

- Ситуации общения (Формирование гендерной, гражданской, семейной принадлежности)

- Совместная с педагогом деятельность - Работа с художественной литературой

- Утренняя гимнастика

- Ситуации общения (ОБЖ, ПДД)

- Д/игры по экологии

- Сопровождение самостоятельной продуктивной деятельности

- Д/игры (ФЭМП)

- Утренняя гимнастика

- Совместная с педагогом изобразительная деятельность

- Д/игры по развитию эмоций

- Индивидуальная работа  по РР

- Музыкально-дидактические игры

- Совместная с педагогом деятельность в книжном уголке

- Утренняя гимнастика

- Индивидуальная работа  по ФЭМП

- Д/игры по развитию                          мелкой моторики

- Работа с                                      художественной                           литературой

- Сопровождение                    самостоятельной                       деятельности в уголке экспериментирования

НОД

1. Художественно-эстетическое развитие (рисование)

 

2.  Физическое развитие

1.Познание (формирование целостной картины мира)

 

 2. Художественно-эстетическое развитие (музыка)

2. Познание

 (ФЭМП)

2. Физическое развитие 

1. Художественно-эстетическое развитие (музыка)

2. Речевое развитие

 

1. Художественно-                               эстетическое развитие                         (лепка/                             апплкация)

2.  Физическое развитие

(на улице)

Прогулка

- Наблюдение за неживой природой (почвой, небом, солнцем, водой ветром и т.д.)

- Подвижные игры (Лазание)

- Самостоятельная деятельность (выносной материал).

- Индивидуальная работа  по

ЗКР

- Наблюдение  за живой природой (животный мир: птицы, животные, насекомые и т.д.)

- Подвижные игры (Бег)

- Самостоятельная деятельность (выносной материал).

- Индивидуальная работа  по ФИЗО

- Наблюдение  за живой природой  (растительный мир: деревья, кустарники, цветы, плоды, семена и т.д.)

- Подвижные игры (Прыжки)

- Самостоятельная деятельность (выносной материал).

- Индивидуальная работа  по ИЗО

- Целевая прогулка/экскурсия , наблюдение за окружающим

- Подвижные игры (Ориенти-ровка

 в пространстве, равновесие)

- Самост-ая деят-ть (выносной материал).

- Индивид. работа 

по ФЭМП

- Наблюдение за                            явлениями общественной                                жизни (за работой людей, транспортом и т.д.)

- Подвижные игры                            (Метание)

- Самостоятельная                        деятельность                                      (выносной материал).

- Индивидуальная работа  по РР

Вечер

- Бодрящая гимнастика и оздоровительные мероприятия

- Д/игры по РР

- Совместная с педагогом театрализованная деятельность

- Работа с художественной литературой

- Д/игры по (ОБЖ, ПДД)

- Бодрящая гимнастика и оздоровительные мероприятия

- Сюжетно-ролевая игра

- Индивидуальная работа  по развитию психических процессов

Сопровождение самостоятельной театрализованной деятельности

- Бодрящая гимнастика и оздоровительные мероприятия

Индивидуальная продуктивная (конструктив) деятельность

- Сюжетно-ролевая игра

- Работа с художественной литературой

Сопровождение самостоятельной двигательной деятельности

 - Бодрящая гимнастика и оздоровительные мероприятия

- Д/игры

- Индивидуаль-ная работа  по ИЗО

- Работа с художественной литературой

- Сопровождение самостоятельной трудовой деятельности

- Бодрящая гимнастика и оздоровительные                           мероприятия

- Д/игры                                         (Социальный мир)

- Совместная с                                  педагогом музыкально-художественная                            деятельность

- Культурно-                                     досуговая деятельность (Развлечения)

2.3. Модель работы на год.

Перспективно – тематическое планирование (приложение)

2.4 Тематическое  планирование

Сентябрь

01.09.20

04.09.20

мониторинг

07.09.20

11.09.20

мониторинг

14.09.20

18.09.20

Город, в котором мы живём.

21.09.20

25.09.20

Наш любимый детский сад

28.09.20
02.10.20

Что я знаю о себе?

Октябрь

05.10.20

09.10.20

Осенняя пора – очей очарованье!  

12.10.20

16.10.20

Дары  осени

19.10.20

23.10.20

Быть здоровыми хотим!
 (Труд людей осенью)

26.10.20

30.10.20

Осень  в лесу

Ноябрь

02.11.20

06.11.20

Моя Родина – Россия!

09.11.20

13.11.20

Народные промыслы

16.11.20

20.11.20

Транспорт

23.11.20

27.11.20

Семья и семейные традиции

декабрь

30.11.20

04.12.20

Неделя безопасности

07.12.20

11.12.20

Зимушка – зима!

14.12.20

18.12.20

Удивительный предметный мир

21.12.20

25.12.20

Вместе станем в хоровод,
Дружно встретим  Новый год!

28.12.20
31.12.20

«Зимняя сказка»

январь

11.01.21

15.01.21

Зимние  забавы

18.01.21

22.01.21

Уроки вежливости и этикета

25.01.21

29.01.21

Мир профессий

февраль

01.02.21

05.02.21

Наши пернатые друзья зимой

08.02.21
12.02.21

Зимние виды спорта

15.02.21

19.02.21

Наши защитники отечества

22.02.21

26.02.21

Домашние  животные и птицы

март

01.03.21

05.03.21

Международный женский день

09.03.21

12.02.21

Весна - красна!

15.03.21

19.03.21

Подводный мир

22.03.21

26.03.21

Такие разные звуки

29.03.21

02.04.21

Волшебный мир книг

апрель

05.04.21

09.04.21

Мир растений

12.04.21

16.04.21

Космический коллаж

19.04.21

23.04.21

Земля – наш общий дом!

26.04.21

30.04.21

Таинственный мир насекомых

Май

03.05.21

07.05.21

День победы

10.05.21

14.05.21

Дорожная  азбука

17.05.21

21.05.21

мониторинг

24.05.21

28.05.21

мониторинг

2.5. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ    В МЛАДШЕЙ  РАЗНОВОЗРАСТНОЙ  ГРУППЕ  2019 – 2020 уч.год


1 блок «Педагогическое просвещение родителей»

Консультации

месяц

Название  

сентябрь

1. «Особенности эмоционального состояния ребёнка 3-5 лет»

2. «Что должен уметь ребенок в три года»

октябрь

1.« Капризы детей»

2. « Обучение с увлечением»

ноябрь

1. «Бережём здоровье с детства или десять заповедей здоровья»
2.
«Защитим права ребенка»

декабрь

1. «Консультация «Зачем и как учить стихи»

2. «Безопасные выходные»

январь

  1. «Роль взрослых в развитии речи ребёнка»
  2. «Как сделать зимнюю прогулку интересной»

февраль

1.«Рекомендации для пап по воспитанию детей младшего возраста»

2.«Мультфильмы в жизни дошкольника»

март

1. «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребёнка»

2. «Метод проектов в ДОУ  как способ развития познавательных интересов детей».

апрель

1. «Опасные бродячие животные»

2.«Организация детского экспериментирования

 в домашних условиях».

май

  1. «Научи ребёнка правилам дорожного движения»
  2. «Оздоровление детей в летнее время»

Беседы

Дата проведения

название

Сентябрь

«О необходимости регулярно посещать детский сад»

октябрь

«Одежда ребёнка для прогулок в осенний период» «Необходимость проведения вакцинации прививок  против гриппа и ОРВИ»

ноябрь

 «Начинаем утро с зарядки» 

«Кого вы считаете главным в воспитании ребенка?»

декабрь

«Безопасность детей, забота взрослых»

январь

«О необходимости развития мелкой моторики»

февраль

«О закаливании детей в семье» 

март

«Как отвечать на детские вопросы»
«Вредные привычки у детей: как с ними бороться»

апрель

«Как помочь ребенку быть добрым»

май

«Безопасность детей, забота взрослых»

Родительские  собрания

Дата проведения

название

декабрь

«Скоро, скоро Новый год!»

февраль

«Развитие познавательной деятельности детей»

май

 

«Успехи младшей группы»

2 блок «Совместная  деятельность - родители, дети и ДОУ»

ПРАЗДНИКИ,   РАЗВЛЕЧЕНИЯ И  ДОСУГИ

Дата проведения

Название  мероприятия

сентябрь

День открытых дверей «Приходите в гости»

октябрь

Выставка поделок «Волшебная осень»

ноябрь

Праздник ко Дню Матери и ярмарка

Декабрь

Выставка поделок, рисунков, сувениров «Новогоднее чудо»

Утренник «Мы встречаем новый год»

январь

Фестиваль семейной песни.

февраль

Мероприятие  «Школа молодого бойца»
Совместный досуг «Масленица»

март

Праздник  «Ах, эти женщины» с чаепитием

Апрель

Соревнование «Вместе весело шагать»

май

Бессмертный полк

Выставки, акции,  конкурсы, мастер - классы

Дата проведения

Название  мероприятия

сентябрь

Почта «Пожелания на год»

октябрь

День добрых дел

ноябрь

Конкурс листовок «Права и обязанности ребенка»

декабрь

Мастер-класс «Творческая  мастерская»

январь

Акция  «Домик для птички»

февраль

Фотогазета «Самый лучший папа, мой!»

Март

Выставка «Огород на окне»

апрель

Субботник «Благоустройство площадки»

Акция «Зелёный, цветущий участок»

май

Поход «В мир прекрасного»

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ   РАЗДЕЛ

3.1. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Направления развития

методические пособия

Рабочие тетради

Физическое развитие

«Физкультурные занятия в детском саду. Мл.гр.» Л.И. Пензулаева, «Мозаика-Синтез», Москва, 2010.

«Спортивные занятия на открытом воздухе» Е.И. Подольская, «Учитель», Волгоград, 2011

«Социально-коммуникативное развитие»

Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1985.

«Мы живем в России» Н.Г. Зеленова

!Программная разработка образовательных областей» Н.А.Карпухина

«Познавательное развитие»

«ОБЖ для дошкольников»Т.П. Гарнышева, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», Санкт-Петербург, 2010.

«Здравствуй мир» А.А.Вахрушев

«Конспекты занятий во второй мл.группе детского сада» В.Н.Волчкова

«Математика» Е.В.Колесникова

«Я начинаю считать» Е.В.Колесникова

«Речевое развитие»

Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1993.

«Конспекты интегрированных занятий» А.В.Аджи

«Развитие связной речи детей» О.Н.Иванищина

«Художественно-эстетическое развитие»

«Цветные ладошки» И.А. Лыкова, М.: Карапуз-дидактика, 2007

«Занятие с дошкольниками по изобразительной деятельности» Т.Г. Казакова, М.: Просвещение, 1996

«Занятие по изобразительной деятельности в д/с» Т.С. Комарова, М.: Просвещение, 1991

«Конспекты занятий. ИЗО» В.Н. Волчкова

«Изобразительная деятельность. Художественный труд» О.В.Павлова

«Аппликация в детском саду» А.Н.Малышева

3.2. Материально-техническое обеспечение программы.

       Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы и участка, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей младшего дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

    Развивающая предметно-пространственная среда  обеспечивает реализацию различных образовательных программ;

учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
учет возрастных особенностей детей.

     Развивающей  среды  построена  на  следующих  принципах:

  1. насыщенность;
  2.  трансформируемость;
  3.  полифункциональность;
  4.  вариативной;
  5. доступность;
  6. безопасной.

Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем, которые  обеспечивают:

Для детей раннего возраста образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

        Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

        Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные  составляющих предметной среды: детскую мебель, маты, мягкие модули, ширмы, природные материалы, пригодные  в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

       Вариативность среды позволяет создать различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразный материал, игры, игрушки и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей.

Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует  игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

       Доступность среды создает условия для свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

исправность и сохранность материалов и оборудования.

       Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования.

3.3.  Режим дня  (младшая разновозрастная  группа)

Холодный период года (сентябрь-май)

Содержание

Время

Утренний прием,  игры, утренняя гимнастика, индивидуальное общение воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность

7.00-8.20

Завтрак

8.20-8.50

Игры, подготовка к образовательной деятельности

8.50-9.00

Образовательная деятельность, развивающие подгрупповые образовательные ситуации на игровой основе (СОД)

9.00-10.10

2-й завтрак

10.10-10.20

Игры, подготовка к прогулке, прогулка

10.20-11.30

Возвращение с прогулки,  подготовка к обеду, обед

11.30-12.30

Подготовка ко сну,  закаливающие мероприятия перед сном, дневной сон

12.30-15.00

Постепенный подъем детей, пробуждающая гимнастика после сна,  воздушные и водные  процедуры.

15.00-15.30

Подготовка к полднику, полдник

15.30-16.00

Игры, досуги, общение по интересам, выбор самостоятельной деятельности в центрах активности

16.00-17.00

Ужин

17.00-17.15

Подготовка к прогулке,  прогулка, игровая деятельность, уход детей домой

17.15-19.00

           

Тёплый период года (июнь-август)

Содержание

Время

Утренний прием,  игры, утренняя гимнастика, индивидуальное общение воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность

7.00-8.20

Завтрак

8.20-8.50

Самостоятельные игры.

8.50-9.15

Подготовка к прогулке, прогулка, образовательная деятельность на прогулке

9.15-11.20

Подготовка к завтраку. Второй завтрак.

10.30-10.45

Подготовка к обеду, обед

11.20-12.00

Закаливающие мероприятия, релаксирующая гимнастика перед сном

12.00-12.15

Подготовка ко сну, дневной сон

12.15-15.15

Постепенный подъем детей, пробуждающая гимнастика после сна,  воздушные и водные  процедуры.

15.15-15.30

Подготовка к полднику, полдник

15.30-16.00

Игры, досуги, общение по интересам, выбор самостоятельной деятельности в центрах активности

16.00-17.00

Ужин

17.00-17.15

Подготовка к прогулке,  прогулка, игровая деятельность, уход детей домой

17.15-19.00

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ  РАЗВИВАЮЩИЕ   СИТУАЦИИ
НА  ИГРОВОЙ  ОСНОВЕ
Младшая  разновозрастная  группа

Дни недели

Образовательная
область

Вид деятельности

время

понедельник

Художественно-
эстетическое
развите

Изобразительная деятельность (рисование)

1п. 9.00-9.15

2п. 9.25-9.45

Физическое
развитие

Двигательная деятельность

9.55-10.10

вторник

Художественно-
эстетическое
развите

Музыкально-художественная деятельность

9.00-9.15

Познавательное  развитие

Познавательная деятельность (ФЦКМ)

1п. 9.25-9.40

2п. 9.50-10.10

среда

Познавательное  развитие

Познавательная деятельность (математика)

1п. 9.00-9.15

2п. 9.25-9.45

Физическое
развитие

Двигательная деятельность

9.55-10.10

четверг

Художественно-
эстетическое
развите

Музыкально-художественная деятельность

9.00-9.15

Речевое  развитие

Коммуникативная деятельность

1п. 9.25-9.40

2п. 9.50-10.10

пятница

Художественно-
эстетическое
развите

Продуктивная деятельность (лепка/ аппликация)

1п. 9.00-9.15

2п. 9.25-9.45

Физическое
развитие

Двигательная деятельность

9.55-10.10

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ

Формы работы

Виды занятий

Количество и длительность занятий

(в мин.)

Физкультурные занятия

а) в помещении

2раза в неделю

15 мин.

б) на улице

1 раз в неделю

15 мин.

Физкультурно-оздоровительная работав режиме дня

а) утренняя гимнастика

Ежедневно

 6 -8  мин.

б) подвижные и спортивные игры и упражнения на прогулке

Ежедневно 2 раза

(утром и вечером)

 15-20 мин

в) физкультминутки

(в середине статического занятия)

 2 мин.

ежедневно

в зависимости от вида и содержания занятий

Активный отдых

а) физкультурный досуг

1 раз в месяц

20 мин

б) физкультурный праздник

2 раза в год

 20 мин.

в) день здоровья

1 раз в квартал

Самостоятельная двигательная деятельность

а) самостоятельное использование физкультурного и спортивно-игрового оборудования

ежедневно

б) самостоятельные подвижные игры

ежедневно

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0c64/00098243-6de3f027/1/img3.jpg

3.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды в младшей разновозрастной  группе в соответствии с ФГОС ДО.

Предметно – пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС ДО, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:

1) познавательная,

2) художественно-эстетическая,

3) речевая,

4) социально-коммуникативная,

5) физическая.

При построении предметно – пространственной развивающей среды учитывались следующие принципы:

1.     принцип дистанции, позиции при взаимодействии;

2.     принцип активности, самостоятельности, творчества;

3.     принцип стабильности, динамичности;

4.     принцип комплексирования и гибкого зонирования;

5.     принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;

6.     принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

7.     принцип открытости – закрытости;

8.     принцип учёта половых и возрастных различий детей.

Центры активности организованы на основе интеграции содержания и видов деятельности по следующим направлениям.

Центр «Экологии» включает в себя экологическую деятельность. В данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых и т. д. Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды. Оформлены  макеты («Африка», «Двор», «Лес», «Море»). Все составляющие макета мобильны, т. е. в режиме хранения он представляет собой панно и коробку с материалами. Дети по своему желанию наполняют содержанием макет разными растительными элементами и малыми архитектурными формами. Работа с макетами способствует развитию творческого мышления и развитию задатков ландшафтного дизайна.

Центр опытно-экспериментальной деятельности представлен многообразием коллекций (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). В центре находится материал, для осуществления опытной деятельности:  лупы, компасы, мерные стаканчики, лейки, часы и т. д.

Центр «Математики» (игротека) имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно — знаковый материал: наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки.  При выборе игр предпочтение отдавалось способности игр стимулировать развитие детей.  «Разрезной квадрат» Никитина, «Логические блоки Дьенеша» и др. Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр.

В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.

В «Нравственно-патриотическом» центре помещена  государственная символика родного города, Самарской области и России. Оформлен уголок родного края, в который входит   художественная литература по краеведению, оформлен  альбом  «Мой город», «Моя семья».

«Строительный» (конструктивный) центр, хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность, как с подгруппой детей, так и индивидуально. В группе расположен центр строительно-конструктивных игр, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструктрукторов. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами.

Центр «Безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми.

В центре «Творческая мастерская» для развития  детей подобраны различные картинки, рисунки  с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т. п. В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, глина, пластилин, дидактические игры  и т. п.). Большинство из перечисленных материалов помещается в специально отведенном шкафу. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.

чувствовать себя в любом уголке группы.

Центр «Мир книги» включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения.

В центре «Сюжетно – ролевых игр» развиваются коммуникативные навыки, способствует уединению. Формирует представление о собственном образе, я — девочка, я — мальчик.

Центр «Если хочешь быть здоров!» содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное), изготовленное руками педагогов и родителей. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей — ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств.  Данный Центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности.

Родительский уголок.

Информация – динамична, обновляющаяся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Младшая разновозрастная группа Дети от 1.6 до 3 лет

 Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса   младшей разновозрастной группы ГДО МОКУ «Олекминская СОШ» и строится на принципе личностно-ориентирован...

Рабочая программа младшей разновозрастной группы на 2016-17 год.

Рабочая программа младшей разновозрастной  группы на 2016-17 год. Рабочая  программа по всем областям для детей от 2 до 5 лет....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА младшей разновозрастной группы (1.5-3года)

Рабочая программа младшей разновозрастной группы (1.5-3года)...

Рабочая программа младшей разновозрастной группы

Рабоча программа соответствует ФГОС ДО, разработана по программе "От рождения до школы"...

Рабочая программа младшей разновозрастной группы 3- 5 лет

Рабочая программа младшей разновозрастной группы...