СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕИ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
статья

Суханова Светлана Николаевна

Доклад из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx34.18 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №6 «СКАЗКА»

БАРАБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ

ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ

ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕИ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Выполнила: Суханова С.Н.,

воспитатель ВКК

«…задача воспитателя – это не подготовка будущих

мастеров хохломской, городецкой или другой росписи,

а приобщение ребенка к истокам народного искусства,

дать возможность, усвоив некоторые навыки,

составить узор, расписать вылепленного коня,

барыню, почувствовать радость творчества» 

А. А. Грибовской

   Одним из главных показателей качества дошкольного образования  является предметно-пространственная развивающая среда. А так как приоритетным направлением деятельности нашего ДОУ, является художественно-эстетическое развитие, то важной задачей для нас, является проектирование предметно-пространственной среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребёнка, позволяющей ему проявить собственную индивидуальность и активность, чтобы наиболее успешно и активно реализовать себя.  

     С  давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного искусства. Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга от общения в первую очередь с изделиями народных промыслов и народной игрушкой, которые воплощают образы, близкие жизненному опыту детей, благодаря простоте и выразительности формы, лаконичной яркости, доступности исполнительной техники, интерактивному игровому характеру.

Первый этап работы над проектом  мы начали с изучения нормативных документов. 

  Наше дошкольное учреждение осуществляет свою образовательную деятельность через реализацию современных развивающих программ и технологий, которые строятся на единых принципах системности, личностно-ориентированной модели взаимодействия с ребенком. Это программа «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы,  программа художественного воспитания обучения и развития детей 2-7 лет И. А. Лыковой.  Кроме этого мы приобрели и  изучили методическую литературу, наглядно-дидактический материал, демонстрационные обучающие плакаты  по народным промыслам.

   На основе изученного,  нами был разработан долгосрочный проект в форме кружка по народному декоративно-прикладному творчеству «Город  мастеров». Написана программа кружка. За основу была взята парциальная программа Ермолаевой Н.В. «Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство» и авторская  программа «Радость творчества» О.А. Соломенниковой.

Цель программы: Формирование и развитие основ художественной культуры ребёнка через народное декоративно - прикладное искусство.

Задачи:

  • Расширять представление детей о многообразии предметов народного декоративно - прикладного искусства;
  • Вовлекать детей в художественно-творческую деятельность;
  • Способствовать знакомству с народным декоративно-прикладным искусством (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, изобразительные приемы и т.д.);
  • Формировать духовные качества, эстетический вкус у детей;
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивости при восприятии произведений народно-прикладного искусства.
  • Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций росписи;
  • Обогатить словарный запас

      Для полноценной работы кружка нам необходимо было в очень короткие сроки создать предметно-пространственную среду, включающую разнообразные направления народного декоративно-прикладного творчества, изучаемые программой. С этой целью мы  стараемся организовать пространство в группе так, чтобы оно воспитывало в детской душе красоту, пробуждало эстетические чувства, способствовало творческим проявлениям, воспитывало любовь и интерес к народному творчеству.

Критерии, которыми руководствовались при организации предметно- развивающей среды по формированию у детей представлений о народном декоративно-прикладном творчестве:

1. Насыщенность развивающей предметной среды.

•  наглядные пособия,  детская художественная  литература, материалы и оборудование для ручного труда, изобразительной деятельности.

• Оборудование и атрибуты игр (настольно-печатные игры, дидактические, сюжетно-ролевые и другие игры и игрушки).

2. Соответствие требованиям:

• Возрастным (соответствие возрасту детей) ;

• Эстетическим (качества, которые делают данный объект привлекательным для ребенка) ;

• Доступность расположения для детей (возможность самостоятельно находить, подбирать, доставать нужные ему объекты).Дети хорошо знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, настольно-печатные игры, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок).

Для создания в группе полноценного  художественно –эстетического центра требуются немалые финансовые затраты.( чего у нас нет) Поэтому большую часть дидактических пособий  мы создавали своими руками.

    Главным компонентом  художественно-творческого комплекса является центр «Город мастеров» как и название кружка, который занимает большое по объему и значимости место в нашей группе.

  В стиле народно-прикладного искусства оформили стену, на которой развивается флаг нашего мини-государства,  смотрит солнышко с личиком полхов-майданской матрёшки и лучиками, освещающими все народные промыслы нашего города. В небе плывут гжельские  облака, а мир и покой оберегает синяя гжельская птица счастья и удачи.  Сам город мастеров –это кремль, где собрались все промыслы России, по куполам видно, где чей терем. Здесь  Дымка и Хохлома, Городец и  Гжель, Филимоново и Каргополь, Полхов-Мадан и Богородских дел мастера. Все оформление мы изготавливали из подручных материалов, воплощая в жизнь придуманный замысел, кое- какие идеи брали из помощника интернета.

 Главной задачей для нас было в короткий срок собрать с помощью родителей , приобрести  и самостоятельно создать изделия всех народных промыслов.

Нами подобран и изготовлен  практический наглядный  материал и методические пособия, куда входят расписанные своими руками изделия под хохлому,  гжель, городец,  полхов – майдан.  Вылеплены дымковские,  филимоновские,

 каргопольские  народные игрушки.   Отведена полочка под матрешек, и изделия деревянных дел мастеров.

     По ходу изучения программы кружка , проведения занятий , мы оформляем тематические альбомы по каждому виду народного искусства. Уже собраны материалы по Дымковскому промыслу, Гжели, и альбом «Народное декоративно-прикладное творчество», в каждый из которых входят описание истории народного промысла, особенности росписи, таблицы по составлению описательных рассказов о каждой из росписи, художественное слово: стихи, сказки, загадки, рассказы; образцы элементов росписи, трафареты изделий под роспись, иллюстративный материал, конспекты занятий, развлечений, лучшие детские работы.

    Представления детей о декоративно-прикладном искусстве формируются и в процессе дидактических игр, которые можно условно разделить на несколько групп:

-игры, помогающие различать виды русского прикладного искусства по основным стилевым признакам – особенностям материала, из которых они изготовлены; подбору цветового колорита; выбору традиционных для промысла элементов росписи и др. ;

- игры, которые сосредоточивают внимание на стилевых особенностях элементов узора;

- игры, для знакомства с композиционным построением узоров, использованием ритма, симметрии.

В основе дидактических игр лежат традиционные принципы, но их содержание-освоение особенностей декоративно-прикладного искусства.

    Нами изготовлены дидактические игры:

Кубики «Промыслы России», «Собери картинку», «Домино», «Лото», «Найди лишнее»,  «Угадай, какая роспись?», «Найди элемент узора», «Пазлы».

Куплены  настольные игры «Народные промыслы», «Наша Родина», «Русские узоры».

      Мы создали небольшую выставку народной игрушки: дымковской, каргопольской, филимоновской.

   В этом нам помог мастер-класс из интернета  

   Мы очень благодарны нашим родителям, оказавшим большую помощь в создании художественного центра. 

   Кроме того, в этом центре находятся материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности, ручного труда и художественного конструирования. Здесь же находится музыкальный  уголок с   детскими  музыкальными  инструментами, погремушками,  иллюстрациями, портретами  композиторов.  Есть магнитофон, телевизор, DVD с дисками.

  В уголке  театрализации  имеются различные виды театров, набор масок и костюмы, которые дети с  удовольствием используют в инсценировках. Есть две ширмы для постановки спектаклей. Уголок театрализации  часто  пополняются атрибутами, сделанными своими руками и родителями.

Для конструктивной деятельности родители закупили для своих детей одинаковые, очень удобные в использовании наборы  конструкторов. Теперь у каждого ребенка есть свой конструктор.  

Вот такая предметно-пространственная среда художественно-эстетического направления  создана в нашей группе.

    Я убеждена в том, что создание оптимальной предметно-пространственной среды, включающей разнообразные компоненты  народного художественно-творческого комплекса развития ребенка, обогащает и направляет его творческую активность, обогащает детей широким спектром эстетических впечатлений, создает основу для разнообразных видов детской деятельности в едином культурном пространстве, обеспечивает комфорт личности ребенка. Ведь народное творчество-источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, несёт детям красоту. Это идёт от души, а душа народная добра и красива. Знакомя детей с искусством народных промыслов, мы приобщаем детей к родной культуре, побуждаем потребность любить и радоваться жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая предметно-пространственная среда детского сада как важный элемент социально-эмоционального развития детей в процессе художественно-эстетического развития

Данный материал содержит минимальный набор требований к развивающей предметно-пространственной среде ДОО в условиях приоритетной деятельности по художественно-эстетическому развитию...

Новые идеи по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Учитывая требования ФГОС ДО, проблема развивающей предметно-пространственной среды на сегодняшний день является наиболее актуальной и острой. Связано это с недостаточным финансированием, нежеланием по...

Статья на тему: «Создание развивающей предметно - пространственной среды в группе в соответствии ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы»

Статья содержит краткое описание создания развивающей предметно - пространственной среды в группе в соответствии ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы. ...

Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»

Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...

« Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с требованиями ФГОС через проектную деятельность в целях развития познавательных способностей детей дошкольного возраста».

Предметно- развивающая среда дает возможность наиболее эффективно развивать познавательные способности детей, индивидуальность каждого ребенка с учетом его интересов в познавательной деятельности....