Исследование на тему : " Использование пальчиковых игр и упражнений как условие подготовки руки к письму детей старшего возраста"
методическая разработка (старшая группа)

Статья посвящена проблеме подготовки детей к обучению в школе,в частности подготовке руки старшего дошкольника к письму.  В статье представлена разработанная автором педагогическая технология использования пальчиковых игр и упражнений в подготовке руки к письму детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovanie_na_temu.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Исследование на тему:»Использование пальчиковых игр и упражнений для подготовки руки к письму детей старшего дошкольного возраста».

Письменный способ выражения мысли-одно из средств человеческого общения. Оно может стать подлинным средством общения лишь в том случае, если будет четким , красивым и удобным для собеседника. В этом проявляется и культура самого пишущего, и уважение к тому кто будет читать написанное.

Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью содержания подготовки к обучению в школе. Подготовкой дошкольников к овладению письмом занимались такие ученые как В.Г.Каменская, С.В.Зверева, М.М.Кольцова, А.В.Кенеман,Т.И.Осокина и др.Исследователи отмечают, что успешность овладения письмом в школе в значительной мере обусловленно подготовкой на предыдущем дошкольном этапе. Поэтому в дошкольной педагогике необходимо найти эффективные средства подготовки ребенка к овладению письму в детском саду. На мой взгляд такими средствами могут быть пальчиковые игры так как: они традиционно используются в народной педагогике, понятны , доступны для детей дошкольного возраста , органично включаются в педагогический процесс детского сада. Однако цель использования пальчиковых игр для подготовки руки к письму для воспитателей-практиков и родителей не является актуальной и понятной. Поэтому объектом моего исследования является педагогический процесс, направленный на создание условий для подготовки руки к письму старшего дошкольника. Предметом исследования – влияние пальчиковых игр и упражнений на подготовку руки к письму . Цель исследования – изучить особенности развития мелкой моторики ,подготовленности руки к письму детей и разработать педагогическую технологию использования пальчиковых игр и упражнений для подготовки руки к овладению письмом. Задачи исследования :1. Изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме подготовки руки к письму. 2. Проанализировать особенности использования пальчиковых игр и упражнений для подготовки руки к письму. 3. Разработать педагогическую технологию по подготовке руки к письму старшего дошкольника с использованием пальчиковых игр и упражнений.

Гипотеза. Можно предположить , что пальчиковые игры и упражнения станут эффективным средством подготовки руки к письму при создании следующих условий : 1. Использование дифференцированного подхода при введении пальчиковых игр и упражнений в работу по подготовке руки к письму. 2. При включении разнообразных вариантов пальчиковых игр и упражнений в разные виды деятельности детей. 3. При условии заинтересованности в подготовке руки к письму педагогов и родителей.

В процессе психолого- педагогического анализа литературы я определила понятие письма. Письмо- это сложный навык ,включающий в себя необходимые для него компоненты: координация движений, пространственные представления,чувство ритма и развитие «ручной умелости» . Это указано в исследованиях Безруких, Комаровой, Садовниковой, Кольцовой и др. Однако согласно данным психологов и физиологов (Выготского,Запорожца,Гурьянова и др.) у детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мыщцы руки, несовершенна координация движений ,не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы ,которые непосредственно участвуют в восприятии воспроизведении букв и их элементов находятся на разной стадии развития. У детей 5-6 лет недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий , от которых зависит полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Исследования Рощина ,Цвынтарного ,Филипповой и др.показывают ,что развитие ручной умелости способствуют подготовке руки к овладению письмом. Для ее развития рекомендуется использовать упражнения и игры с пальчиками. Данные исследователи приходят к выводу о необходимости разработки и регулярного использования системы упражнений по подготовке руки к овладению письмом в старших группах детского сада и применять данные игры и упражнения дифференцированно, в соответствии с уровнем мелкой моторики руки. Для детей старшего дошкольного возраста пальчиковые игры не выступают таким важным видом деятельности как для малышей. Поэтому они мало используются в педагогическом процессе старшей группы. В связи с этим мне, кажется, необходимостью включать пальчиковые игры и упражнения в те виды деятельности ,которые наиболее интересны и актуальны для детей данного возраста(учебная, игровая ,спортивная, трудовая). При использовании пальчиковых игр и упражнений воспитатели и родители должны быть заинтересованны, и осведомлены в целях их использования.  Именно эти положения я выдвинула в гипотезе и предлагаю их доказать в констатирующем эксперименте.

Цель констатирующего эксперимента: выявить особенности использования пальчиковых игр и упражнений в педагогическом процессе ДОУ. Констатирующий эксперимент включает 3 серии . 1 серия  направлена на выявление уровня развития мелкой моторики и готовности руки к овладению письмом старшего дошкольника. Для этого я использовала тест Озерецкого - Гельнитца (цель:определить качество и степень дифференцированности движений). Тест «дорожки по Венгеру»(цель: определения развития точности движений необходимых при овладении письмом).

По результатам этих двух тестов выявлено то,что большинство детей имеют средний уровень развития мелкой моторики и готовности руки к овладению письмом.

2серия направлена на анализ условий использования пальчиковых игр и упражнений для развития мелкой моторики, а следовательно готовности руки к овладению письмом в группе старшего возраста. Для решения поставленной задачи возникла необходимость 1. Проанализировать развивающую среду группы ,ее направленность на подготовку руки к письму. 2. Изучить влияние игровых предпочтений детей,с точки зрения направленности данных игр на готовность руки к письму. Для этого я в течении 1 месяца проводила наблюдениеза играми детей. Основным критерием наблюдения было наличие интереса у детей к таким играм как мозаика,пазлы,игры с мелким конструктором,игры с песком,бумагой. По результатам наблюдений я выявила связь игровых предпочтений детей с уровнем развития готовности руки к письму. Так ,например, дети предпочитающие играть в пазлы , мозайку имеют высокий и средний уровень развития мелкой моторики, готовности руки к письму. Дети ,играющие в «войнушку» имеют низкий уровенеь готовности руки к письму. 3серия направлена на изучение особенности использования пальчиковых игр и упражнений в работе с детьми. Для решения задачи мною использовались следующие методы: наблюдение за деятельностью воспитателей(1 месяц);анкетирование родителей. Цель данных методов заключается в определении значимости данной проблемы для воспитателей и родителей детей старшего дошкольного возраста. В ходе решения задачи были выявлены следующие недостатки :1. Педагоги уделяют внимание проведению данных игр и упражнений только на занятиях ,не планируя их проведение в других видах деятельности детей. Кроме того пальчиковые игры планируются чаще,чем упражнения. 2.использования пальчиковых игр и упражнений во всех режимных моментах Исходя из ответов родителей я выявила,что большинство родителей не понимают значимости проведения пальчиковых игр.

По результатам констатирующего эксперимента мною были сделаны следующие выводы о необходимости 1. Подбирать игры и упражнения в соответствии с уровнем развития мелкой моторики и готовности руки к овладению письмом. 2. Использование пальчиковых игр и упражнений во всех режимных моментах детей в детском саду.3. проведения работы с родителями по данной проблеме,что является обязательным условием подготовки руки к письму.4. дополнения в развивающей среде новыми пособиями и материалами для родителей.

Исходя из результатов и выводов констатирующего эксперимента мною была разработана педагогическая технология использования пальчиковых игр и упражнений в подготовке руки к письму детей старшего дошкольного возраста. Данная технология предполагает работу по 2 направлениям:1 направление включает работу с детьми;2 направление работу с родителями.

1 направление осуществляется через 4 основных этапа.

1 этап инвариативный. Предполагает ознакомление детей с многообразием пальчиковых игр и упражнений и введение их в повседневную жизнь детей. Для осуществления данного этапа я предлагаю : провести беседу с детьми на тему « наши пальчики», включить данные игры и упражнения в утреннюю гимнастику(для создания положительного эмоционального настроя),внести новые атрибуты для игровой деятельности, включать игры и упражнения на прогулке (средство ознакомления с окружающим);использовать после обеда (как некий ритуал осуществляемый перед сном);включать игры и упражнения на занятиях (как элемент двигательной активности) .

2 этап вариативный. Предполагает подбор игр и упражнений для детей с разным уровнем развития готовности руки к письму. Пальчиковые игры и упражнения подбирались для преодоления тех трудностей, которые были отмечены по результатам диагностик. Все игры и упражнения рекомендуется проводить индивидуально в удобное для воспитателей и детей время.

3 этап графический. Предполагает подбор графических упражнений, способствующих подготовке руки к овладению письмом. Это графические упражнения требующие от ребенка: точности выполнения задания, умения не отрывать карандаш от бумаги, ориентироваться на бумаге, умения следить за своими действиями для получения хорошего результата.

4 этап организационный. Направлен на организацию самостоятельной деятельности детей с пальчиковыми играми и упражнениями. Для реализации этого этапа я предлагаю: внесение в развивающую среду игр и пособий способствующих развитию мелкой моторики,а следовательно,подготовке руки к письму. Распределение игр и пособий по зонам в группе (изобразительной деятельности,театрализованной, игровой ,эксперементирования).

2 направление предполагает работу с родителями . Цель: привлечь внимание родителей к проведению пальчиковых игр и упражнений дома. Для этого я разработала рекомендации для родителей по данной проблеме и оформила папку-передвижку.

Каждый этап имеет свою задачу и свою логику работы. В процессе разработки педагогической технологии были решены все поставленные перед ней задачи. Выдвинутая гипотеза  подтвердилась.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и воспитателей «Организация графической деятельности и подготовки руки к письму детей старшего дошкольного возраста».

В данной работе предлагаются рекомендации для родителей и воспитателей по организации графической деятельности детей. Целью данной консультации является знакомство с упражнениями и играми дл...

Подготовка руки к письму детей старшего дошкольного возраста

Подготовка руки к письму детей старшего дошкольного возраста...

«Подготовка руки к письму детей старшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр, рисования по клеточкам, рисования штрихом».

Целью моей работы  является: Формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности  через:- Развитие мелкой моторики руки ребенка.- Развитие слухового внимания.- Развитие графичес...

Нетрадиционные способы работы с пластилином, как средство подготовки руки к письму детей старшего дошкольного возраста

Всем известно высказывание В. Сухомлинского: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»....

Проблема графических упражнений как средство подготовки руки к письму у старших дошкольников

Проблема графических упражнений как средство подготовки руки к письму у  старших дошкольников. Значение графических упражнений в подготовке руки к письму.Графические упражнения – это у...

Проект «Развитие мелкой моторики руки, подготовка руки к письму детей старшего дошкольного возраста - одно из условий успешного обучения в школе» (подготовительная группа)

Проект исследовательский, практико–ориентированный, реализуется в рамках ДОУ, в течение года.В проекте участвуют дети группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет, педагог-психолог, воспи...