«Кейс-технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
материал

Мамедова Ирина Валерьевна
Кейс-метод позволяет взаимодействовать всем участникам образовательного процесса. Вместе с воспитателем дети анализируют ситуацию, совместно разбираются в проблеме, предлагают способы, как ее решить, и выбирают лучший вариант. При этом у дошкольников развиваются любознательность, критическое мышление, коммуникативные навыки, ответственная инициатива, потребность и умение работать в команде, творческий подход, способность решать сложные задачи, разумно действовать в незнакомой и/или неожиданной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys-tehnologii_v_rabote_s_detmi_doshkolnogo_vozrasta_2.docx22.55 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Кейс-технологии в работе с детьми дошкольного возраста»

ФГОС ДО и новый профессиональный стандарт требуют от воспитателей строить работу с детьми в современном формате. Один из методов, который поможет вам самостоятельно проектировать образовательный процесс, – кейс-метод. С его помощью педагог сможет моделировать ситуации, в которых каждый ребенок проявит свои способности, выразит эмоции и интересы.

Кейс-метод относится к современным педагогическим технологиям проблемного обучения.

Кейс-метод (case method, case-study) – это метод анализа практической ситуации, реальной и гипотетической. В отличие от вопросов, тестов и задач он позволяет оценить не объем усвоенной информации, а готовность ребенка к практической деятельности через актуализацию полученных знаний.

Суть кейс-метода в работе с детьми заключается в том, чтобы стимулировать их познавательную активность через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации. При этом любая моделируемая или реальная ситуация должна предполагать несколько вариантов решений и быть максимально приближена к личному опыту детей.

Кейс-метод позволяет взаимодействовать всем участникам образовательного процесса. Вместе с воспитателем дети анализируют ситуацию, совместно разбираются в проблеме, предлагают способы, как ее решить, и выбирают лучший вариант. При этом у дошкольников развиваются любознательность, критическое мышление, коммуникативные навыки, ответственная инициатива, потребность и умение работать в команде, творческий подход, способность решать сложные задачи, разумно действовать в незнакомой и/или неожиданной ситуации.

Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности. Например, в начале занятия кейс поможет сформировать у детей интерес к теме, настроить на совместную работу или плавно перейти к самостоятельной деятельности.

Воспитанники группы не всегда проявляют одинаковый интерес к проблемной ситуации. В различных видах деятельности они активны по-разному. Задача воспитателя – определить возможности и интересы детей и организовать общение с ними так, чтобы выявленные интересы сочетались в объединяемых подгруппах. Поэтому кейс-метод – эффективное средство не только ситуативного, но и дифференцированного обучения в работе с дошкольниками.

МЕТОДЫ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ:

  • кейс-прогнозирование;
  • кейс-инцидент;
  • проблемно-ролевой кейс;
  • эвристический кейс;
  • неоднозначная ситуация;
  • кейс-дискуссия, кейс-диспут;
  • деловой штурм;
  • кейс с добавлением внешней проблемы.

Кейс как педагогическая технология универсален и не привязан ко времени. Ситуация, которую предлагает воспитатель, может стать частью занятия или какой-либо деятельности, а ее решение дети найдут за несколько минут. В других условиях тот же самый кейс – отправная точка для нескольких событий и идей. Благодаря этому план работы с детьми может быть гибким.

Таким образом, с помощью кейс-метода воспитатель может выявить актуальные интересы и мотивы детей и обеспечить тем самым гибкость и пластичность образовательного процесса.

Существуют различные способы, как использовать кейс-технологии, но все они связаны с проблемным обучением. Можно использовать кейс для проведения эвристической беседы с воспитанниками, прогнозирования, в качестве проблемной ситуации. Самое главное, кейс-метод помогает формировать у воспитанников умение работать в команде и коллективно решать сложные задачи.

Ситуация, которую предлагает воспитатель, должна не просто дать детям информацию, а погрузить в атмосферу происходящего, стимулировать к общению. Диалог должен быть конструктивным. При этом следует принимать любой детский ответ, даже супер фантастический. Важно научить дошкольников аргументировать свое мнение и из большого количества идей выбирать уместные и актуальные.

Подготовка любой кейс-ситуации – процесс творческий, но требует соблюдения определенного алгоритма.

  1. шаг – определить цель кейса, компетенции, умения или способности, которые педагог хочет выявить или сформировать у детей.
  2. шаг — описать кейс, сюжет содержит проблемный фактор, завязку. Это не обязательно конфликт. Кейс может содержать обстоятельства, которые определяют проблему, острые и внезапно возникающие события, парадокс явлений окружающего мира.
  3. шаг – подвести к кульминации кейс-ситуации, это еще не вопрос, но дети должны почувствовать проблему. Этот этап является отправной точкой для поиска решений.
  4. шаг – момент проблемного включения: вопрос или задание, которое воспитатель предлагает детям.

Кейс-метод – вариативный инструмент в общении с детьми и предполагает использование различных средств:

  • социальные и естественно-научные проблемные ситуации;
  • словесные и иллюстрированные сюжеты: события, рассказы и игры с проблемным содержанием;
  • фантазийные ситуации и нелепицы;
  • фото- и видеоролики;
  • объекты и явления окружающей действительности.

Шесть признаков хорошего кейса:

  1. Соответствует поставленной цели.
  2. Учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей.
  3. Является актуальным и интересен детям
  4. Развивает когнитивные навыки, воображение, креативное мышление.
  5. Провоцирует дискуссию.
  6. Имеет несколько решений.

 Данный метод актуален в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Однако вводить его в образовательную практику следует уже в младших группах. Это нужно, чтобы дети накапливали визуальный и эмоциональный опыт, учились общаться. При этом воспитатель сможет разнообразить материалы и виды деятельности с ними.

Педагог может брать идеи для кейсов из реальных жизненных ситуаций, рассказов коллег, родителей, произведений художественной литературы, песен, мультфильмов с проблемным содержанием. Иногда сами дети преподносят готовые идеи для кейсов в своих вопросах, поступках, игре.

Кейс-метод повышает интерес детей к теме образовательной деятельности, выявляет их актуальные интересы, развивает активность, коммуникативные навыки, умение слушать и излагать свои мысли, вести диалог со взрослым и сверстниками, получать необходимую информацию. У детей появляется возможность задавать вопросы, искать пути решения в различных ситуациях, формулировать собственную точку зрения, не останавливаться на достигнутом.

Этапы работы с использованием кейс-иллюстраций 

1 этап – создаём проблемную ситуацию (на столе лежат четыре книги сказок о весне без иллюстраций; злой волшебник стёр  картинки или ветром унесло, размыло картинки. Такую книгу интересно читать? Что же делать?  Дети предлагают  варианты решения проблемы), читаем все сказки. 

2 этап – ищем и подбираем вместе с детьми и семьями воспитанников наиболее «удачные» иллюстрации к сказкам, происходит деление на четыре команды-группы на основе выбранной сказки.

 3 этап – делаем атрибуты и декорации для инсценировки с использованием разных видов театра (дети выбирают сами).

 4 этап – учим роли, готовим (инсценируем) спектакли по выбранным сказкам. 

5 этап – реализуем готовый продукт через игру в «ТЕАТР» в группе (на фланеллеграфе)» с набором персонажей и декораций; театр «БИБАБО» с динамично меняющейся ширмой  с набором персонажей и декораций; театр «в песке» с набором персонажей и декораций; настольный театр «в телевизоре» с набором персонажей и декораций).

6 этап – используем кейс-иллюстрации в самостоятельной игровой деятельности детей по выбору.

 7 этап–показываем сказки друзьям, мамам, папам.

Работа над каждым кейсом требует от воспитателя времени. Но результаты оправдывают эти усилия. Систематическое общение воспитателя с детьми посредством кейс-метода решает педагогические задачи и повышает уровень профессионального мастерства педагога. Он сможет самостоятельно проектировать не только отдельные образовательные ситуации, но и весь процесс работы с дошкольниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Кейс-технология как форма работы с детьми дошкольного возраста и ее использование в экологическом воспитании дошкольников»

Кейс – технология современная и актуальная, в основе которой лежит системно-деятельностный и компетентностный подход, которая в высшей степени способствует становлению самостоятельности и продук...

«Кейс-технология как форма работы с детьми дошкольного возраста» (мастер – класс для педагогов ДОУ)

Самый лучший учитель - жизнь. Цель технологии - помочь  каждому ребенку определить собственный путь освоения знаний, через использование жизненных ситуаций...

Кейс - технология как форма работы с детьми дошкольного возраста и её использование в экологическом воспитании дошкольников.

Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование экологической культуры   необходимо воспитывать с ранних лет. Стремительная динамика современной жизни требует п...

Выступление на педагогическом часе «Кейс-технология как форма работы с детьми дошкольного возраста и ее использование в экологическом воспитании дошкольников»

Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Универсальность данной технологии состоит в том, что используются описания конкретных ситуаций или сл...

Мастер – класс «Кейс-технология как форма работы с детьми дошкольного возраста»

суть метода кейсов заключается в использовании конкретных ситуаций для развития умений детей самостоятельно определять  проблемы и находить пути их решения....

Мастер – класс для педагогов «Кейс-технология как форма работы с детьми дошкольного возраста»

Суть метода case заключается в использовании в обучении конкретных учебных ситуаций, ориентирующих обучающихся на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения....