«Приключения в шахматной стране «Белая ладья»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Дегтярева Елена Александровна

Конспект НОД по обучению детей дошкольного возраста в шахматы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  НОД  «Приключения в шахматной стране  «Белая ладья»  

 Подготовила воспитатель: Дегтярева Е.А. , подготовительная группа.

Цель: закрепление основных терминов и приемов игры в шахматы.

Задачи:

  • повторить правила расположения и названия шахматных фигур на доске, правила их движения;
  • закрепить умение решать простые шахматные задачи, ориентироваться на шахматной доске.
  • развивать логическое мышления, зрительное восприятие, внимание, мелкую моторику рук, умение планировать свои действия, рассуждать, искать правильный ответ;
  • воспитывать навыки работы в коллективе; вырабатывать уверенность в своих силах; повышать шахматную культуру.
  • прививать интерес  к   полезной   игре.

Оборудование:

  1. воздушные шары
  2. флешка с музыкальным сопровождением
  3. веревка
  4.  прищепки
  5.   черно-белые квадраты  с буквами (БЕЛАЯ ЛАДЬЯ)
  6. «чудесный мешочек»
  7. шахматные фигуры по количеству детей
  8. черные и белые шахматные фигуры, вырезанные из бумаги
  9.   шахматные столы  с комплектами фигур
  10. 2 пустые коробки  
  11. фломастеры
  12. кукла Шахматеюшка

 

Ход мероприятия:

Организационный этап:

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?  А на чем можно путешествовать? (На самолете, на корабле, на велосипеде, на машине).

– Правильно, но сегодня мы отправимся в необычное путешествие! А в необычное путешествие можно отправиться на чем? На воздушных шариках.

Воспитатель: Прежде чем мы отправимся в путь, давайте скажем наш девиз:

На воздушных шариках

Отправляемся мы в путь

Знания, смекалку, ловкость

Взять с собой не позабудь.

Берем шарики  и в путь….  

 

 Мотивационно- ориентировочный этап:

( Дети с воздушными шарами заходят в  образовательный  холл, где находится  шахматная студия «Белая Ладья»)

    Воспитатель:  Посмотрите, мы попали в необычное место. Вокруг нас  портреты каких – то знаменитостей, черно-белые  столы, Клетки тут везде, квадраты, куда же мы интересно попали, ребята? Как же это место называется? Ответы детей.

Вот конверт с большим вопросом? Здесь есть задание -надо собрать название, прикрепив на веревочку с помощью прищепок черно-белые квадраты по порядку от 1 до 10.Прочитайте, что получилось? («БЕЛАЯ ЛАДЬЯ»)

    Действительно, мы с вами попали в   шахматную страну, которая называется «Белая ладья», где  живет наша  знакомая Шахматеюшка. Она всегда нас сопровождала на пути знакомства с шахматами. Но что же  сейчас  нас не встречает? Может, что-то случилось? Попробуем тогда все узнать сами. Пройдем в городские ворота.

Воспитатель: Ребята, смотрите,   ворота закрыты. Пройти в эти ворота сможет лишь тот, кто угадает   фигуру из волшебного мешочка (дети поочередно достают фигуру, называют ее, получают эмблему с изображением этой фигуры и занимают соответствующие места в черной и белой команде).

Воспитатель: Добро пожаловать в город шахматных фигур «Белая Ладья». Отныне вы не просто его гости, а самые настоящие жители. На Белой улице живут Белые фигуры, на Черной улице – Черные. Все жители этого города подчиняются определенным правилам. А за соблюдением этих правил в городе следит вовсе не полиция, а наш  Шахматный гроссмейстер  – Наталья Ивановна.

    Жителям Белой и Черной улиц предстоит сегодня сложное испытание. Нашу дорогую и любимую Шахматеюшку похитил злой колдун. Он заключил ее в башню, запер на 10 замков! Чтобы спасти ее, вам придется применить все свои знания, ум и смекалку. Готовы ли вы встретиться с испытаниями лицом к лицу? (ответы детей) Будем надеяться, что вы достойно с ними справитесь.

 

Практический этап: 

1. Эстафета «Расставь фигуры по местам»

Воспитатель: Чтобы победить злого колдуна, надо быть очень быстрым и внимательным. Вот вам первое задание – эстафета на скорость: бег и правильная расстановка фигур в первоначальное положение (команды на старте, рядом контейнеры с фигурами белого и черного цвета, участники по очереди берут по одной фигуре, добегают до своего шахматного стола и ставят фигуры на свои места).

Гроссмейстер  следит за соблюдением правил расстановки фигур.

2. Игра «Чего не стало?»

Быстроту мы вашу проверили. Но ведь чтобы справиться с злым колдуном, нужно быть еще и очень внимательным. Вот вам следующее задание – игра «Чего не стало?»  (Фигуры стоят .на столе  в исходном положении, дети закрывают глаза, а ведущий меняет местами две фигуры, либо заменяет фигуру на такую же, но противоположного цвета, либо убирает с поля. Задача участников  – определить, что изменилось на доске).

3. Игра «Интересные вопросы»

Чтобы справиться с колдуном, нужно хорошо знать правила игры в Шахматы. А вы их знаете? Сейчас проверим. Вот вам новое  испытание – вопросы от фигур. (Участники команд по очереди подходят к шахматному  столу и берут любую фигуру противоположной команды. На основании фигуры приклеен номер вопроса. Если участник не может ответить на вопрос, ему помогает команда. Если ответ верный, фигура считается побежденной  и убирается с доски. Каждая команда должна как можно быстрее победить  фигуры противника).

Гроссмейстер  следит за правильностью ответов участников и команд.

ВОПРОСЫ БЕЛОЙ КОМАНДЕ:

  1. Где стоят ладьи на доске до начала игры? (по краям)
  2. Чей ход всегда первый?
  3. Что такое «вертикаль»? Сколько их?
  4. Что такое «диагональ»? Какого цвета бывают?
  5. Как бьёт (рубит) пешка?
  6. Какая фигура не может встать на белые поля?
  7. Чем конь отличается от всех остальных фигур?
  8. Назови правило постановки короля.
  9. Каких фигур больше всего на шахматной доске, сколько их?
  10. Какая фигура ходит по диагоналям?
  11. Что такое «шах»?
  12. Как ходит ферзь?
  13. Когда заканчивается шахматная партия?
  14. Где в начале игры располагаются пешки?
  15. Может ли ладья самостоятельно выйти в игру?
  16. Если дальнейшему передвижению пешки мешает пешка противника (стоит на её пути), можно ли перепрыгнуть через неё или обойти слева, справа?

ВОПРОСЫ ЧЕРНОЙ КОМАНДЕ:

  1. Между какими фигурами на доске стоит конь?
  2. Что такое «горизонталь»? Сколько их?
  3. Как ходит пешка?
  4. Расскажи правило расположения шахматной доски перед началом игры.
  5. Назови порядок букв на шахматной доске.
  6. Как ходит ладья?
  7. Что такое «мат»?
  8. Как ходит король?
  9. Что такое «превращение пешки»?
  10. Может ли слон самостоятельно выйти в игру?
  11. Какая фигура остается на доске до конца игры: не снимается и не уничтожается?
  12. Может ли ладья побить сразу две пешки, за один ход?
  13. Сколько рядов занимает на шахматной доске построение каждой армии?
  14. Как называются участники шахматной партии?
  15. Каких фигур меньше всего на шахматном поле? Сколько их?
  16. Какие поля бывают на шахматной доске?

Физкультминутка «Приветствие»

Все фигуры (дети) встали в круг. Проверим вашу внимательность и доброжелательность. Названные фигуры выходят в круг и жмут друг другу руки: ферзи…, пешки…, короли…, ладьи…, слоны…, кони…

А теперь прошу:

- пешек – похлопать,

- слонов – потопать,

- коней– попрыгать,

- ладей – повернуться вокруг себя,

- ферзей – дать «пять»,

- королей – обняться.

4. «Шахматный турнир – открой 10 замков»

Вот и настал самый опасный и ответственный момент. Наша  Шахматеюшка   томится в башне, запертая на 10 замков. Чтобы сломать замки , нужно победить  в партии 10 фигур. Как только фигуры будут срублены, замки исчезнут, и наша Шахматеюшка окажется на свободе. Вы готовы начать партию? Приступим! (каждый участник команды делает по очереди ход, игра продолжается до 10 побежденных фигур).

Воспитатель: Ребята, спасибо вам! Вы помогли освободить нашу Шахматеюшка из плена злого колдуна! (воспитатель выносит куклу    под аплодисменты детей). Вы доказали, что являетесь настоящими любителями этой замечательной и очень полезной игры – Шахматы. Слово нашему гроссмейстеру….

Рефлексивно – оценочный этап :

А прежде, чем возвращаться из Шахматной страны обратно в детский сад, давайте снимем наши шахматные фигуры (эмблемы) и с помощью фломастеров нарисуем на их лицах наше настроение, которое осталось у нас после посещения этой страны.  

Ну а теперь   в обратный путь, на воздушных шариках.  

Вот мы и в саду. Понравилось вам наше путешествие? А что больше всего? Что особенно запомнилось? Что было трудным? Молодцы, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа шахматного клуба "Белая ладья"

Шахматы — это настольная игра для двоих, история которой берет начало полторы тысячи лет назад. В этой игре побеждает тот, у кого наиболее развита логика, кто умеет думать на несколько ходов впер...

Приключение в шахматном королевстве

Формирова умение решать простые шахматные задачиАктивизировать мышление за счет разгадывания загадок и кроссвордов...

Сценарий шахматного турнира "Белая ладья" для педагогов дополнительного образования

Цель – создать условия для интеллектуального развития детей дошкольного возраста....

Шахматный кружок "Белая ладья"

Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно начинать учить детей с дошкольного  возраста.  В...

Отчёт о работе шахматного кружка "Белая ладья".

В отчете можно увидеть, как строилась работа по обучению детей шахматной игре....

Шахматная секция "Белая ладья"

Шахматная секция  "Белая ладья"...

Шахматные турниры "Маленькая ладья"

Игра в шахматы – одно из самых популярных увлечений среди детей. Закономерным результатом обучения правилам, стратегии и тактике игры является турнир, во время которого юный шахматист может испы...