План по самообразованию .
материал (средняя группа)

Алейникова Елена Александровна

План по самообразованию:

«Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста».

 

 

Воспитатель: Алейникова Е.А.

Цель: повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения дидактических игр в современные технологии.

Задачи: Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

  • научить детей различать основные цвета;
  • познакомить детей с величиной и формой предметов;
  • сформировать навыки самостоятельной деятельности;
  • повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
  • развить творческие способности, любознательность, наблюдательность, мышление;
  • сплотить детский коллектив.

Систематизировать знания по приоритетному направлению деятельности.

 

Актуальность выбранной темы.

«Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организованность». Н. К. Крупская.

 

Дошкольный возраст - уникальный период жизни человека. Его своеобразие заключается в особой чувствительности, сензетивности и усвоении окружающей действительности ;в активности дошкольника- обследовательской, предметно- манипулятивной, познавательной.

Главная задача воспитателя – разбудить интерес к познанию, а интерес постепенно вырабатывает навыки усвоения знаний, далее этот процесс переходит в потребность к систематической умственной деятельности.

Особую умственную активность ребёнок проявляет в ходе достижения игровой цели, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в повседневной жизни.

Поэтому интерес к обучению нужно формировать, опираясь на любознательность и умственную активность детей с помощью обучения в игре.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Дидактическая игра имеет важнейшее значение в формировании умственной активности дошкольника. В ней дети не только уточняют и закрепляют знания, полученные в процессе непосредственной образовательной деятельности, но и приобретают новые.

Именно в дидактической игре нам удается привлечь внимание дошкольника к таким предметам, которые их не интересуют и на которых трудно сосредоточить внимание.

Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. В игре знания усваиваются наряду с развитием познавательных процессов.

Дидактические игры способствуют развитию самосознания, самооценки, самоконтроля.

Своеобразие дидактической игры заключается в том, что она выступает одновременно, как вид игровой деятельности дошкольника и форма организации взаимодействия с взрослым, особая форма обучения.

В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, игра - как педагогическая форма (организованная воспитателем) способствует решению образовательных и воспитательных задач.

Таким образом, дидактическая игра объединяет в себе два начала: игровое и обучающее. Главной характеристикой дидактической игры является единство игровой и дидактической задач.

Активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько дошкольник овладел знаниями и умениями, которые диктуются обучающей задачей. Это побуждает ребёнка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит дидактическая игра помогает ему чему-то научиться в лёгкой и непринуждённой форме.

Дидактическая игра не только позволяет закреплять и повторять полученные готовые знания, но и формировать у детей новые представления и способы познавательной деятельности. Именно через игру в дошкольном возрасте нужно вести обучение: играть с детьми в процессе непосредственной образовательной деятельности, обучать их в процессе игры. Такое игровое обучение интересно и увлекательно для маленьких детей, игра не перегружает их не умственно, ни физически. Интерес к игре затем перерастает в интерес к обучению.

 

Вывод:
Таким образом, дидактические игры занимают большое место в работе дошкольных учреждений. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. 
Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим, по обучению родному языку, формированию элементарных математических представлений. 
В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т. п. 
Если в процессе обучения систематически используются, разнообразные дидактические игры, то дети, особенно в старшем дошкольном возрасте, начинают самостоятельно организовывать этот вид игр: выбирают игру, контролируют выполнение правил и действий, оценивают поведение играющих. Поэтому дидактическая игра занимает важнейшее место в системе педагогических средств всестороннего воспитания детей. 

План по самообразованию воспитателя Алейниковой Елены Александровна

Тема: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста».

 

 

Педагог

Дети

Родители

Метод.кабинет

Сентябрь

Изучение литературы,интернет ресурсов.

Дидактические игра «Времена года».

Анкетирование « Как играть с ребенком».

Помощь в подборе литературы по данной теме.

Октябрь

Подготовка к проведению педагогической диагностики.

Проведение педагогической диагностики.

Консультация для родителей: «Игра как средство воспитания дошкольников».

Оказание помощи в подборе инструментария  и педагогической диагностики.

Ноябрь

Изготовление  пособия  «Животные».

Дидактические игра «Чей малыш», «Кто где живет».

Изготовление папки передвижки «Речевые игры по дороге в детский сад»

Предоставить дидактическое пособие «Животные».

Декабрь

Составление картотеки дидактических игр на развитие мышления.

Дидактические игра «Назови одним словом», «Подбери  пару».

Консультация «Роль дидактической игры в воспитании личности».

 

Предоставить картотеку дидактических игр на развитие мышления.

Январь

Изготовление геометрического коврика.

Дидактические игра «Подбери по форме и размеру», «Разложи  по цвету».

Консультация «Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики ».

Предоставить пособие (геометрический коврик).

Февраль

Составление картотеки дидактических игр по сенсорному развитию (цвет, форма, величина).

Дидактические игра

« Чудесная коробочка»,  «Подбери по цвету»(рамка –вкладыш).

Оформление папки-передвижки «Игры на восприятие пространства и ориентировки в нем по дороге в детский сад».

Предоставить картотеку дидактических игр по сенсорному развитию (цвет, форма, величина).

Март

Составление картотеки дидактических игр по сенсорному развитию (восприятие целостного образа предмета, восприятие пространства и ориентировка в нем).

Дидактическая  игра «Составь картинку по образцу»(палочки Михайловой».

Консультация «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Предоставить картотеку дидактических игр по сенсорному развитию (восприятие целостного образа предмета, восприятие пространства и ориентировка в нем).

Апрель

Оформление выставки  «Дидактические игры из бросового материала».

Дидактические игра  «Собери тарелочку», «Игры с крышками»(собери картинку)

Изготовление дидактических игр родителями из бросового материала.

Предоставление фотоочета  выставки.

Май

Отчет о проделанной работе.

Проведение педагогической диагностики.

Фотогазета «Учимся играя».

Предоставление отчета о проделанной работе.

 

 

 

Изучение специальной методической литературы: 
(в течении года) 
1. А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 2001. 
2. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. 
3. И. А. Лыкова. Дидактические игры и занятия - М. : Карапуз, 2009г. 
4. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М. : Обруч, 2012г. 
5. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст) : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова.–Воронеж:ТЦ«Учитель»,2006. . 
6. П. П. Дзюба. «Дидактическая копилка воспитателя детского сада».- М. : Феникс,2008г. 
7. Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста).–М.:Линка-пресс,2002. 

 


Изучение Интернет-ресурсов по данной теме (в течении года).
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_2019_aleynikova.docx26.1 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию:

«Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста».

Воспитатель: Алейникова Е.А.

Цель: повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения дидактических игр в современные технологии.

Задачи: Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

  • научить детей различать основные цвета;
  • познакомить детей с величиной и формой предметов;
  • сформировать навыки самостоятельной деятельности;
  • повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
  • развить творческие способности, любознательность, наблюдательность, мышление;
  • сплотить детский коллектив.

Систематизировать знания по приоритетному направлению деятельности.

Актуальность выбранной темы.

«Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организованность». Н. К. Крупская.

Дошкольный возраст - уникальный период жизни человека. Его своеобразие заключается в особой чувствительности, сензетивности и усвоении окружающей действительности ;в активности дошкольника- обследовательской, предметно- манипулятивной, познавательной.

Главная задача воспитателя – разбудить интерес к познанию, а интерес постепенно вырабатывает навыки усвоения знаний, далее этот процесс переходит в потребность к систематической умственной деятельности.

Особую умственную активность ребёнок проявляет в ходе достижения игровой цели, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в повседневной жизни.

Поэтому интерес к обучению нужно формировать, опираясь на любознательность и умственную активность детей с помощью обучения в игре.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Дидактическая игра имеет важнейшее значение в формировании умственной активности дошкольника. В ней дети не только уточняют и закрепляют знания, полученные в процессе непосредственной образовательной деятельности, но и приобретают новые.

Именно в дидактической игре нам удается привлечь внимание дошкольника к таким предметам, которые их не интересуют и на которых трудно сосредоточить внимание.

Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. В игре знания усваиваются наряду с развитием познавательных процессов.

Дидактические игры способствуют развитию самосознания, самооценки, самоконтроля.

Своеобразие дидактической игры заключается в том, что она выступает одновременно, как вид игровой деятельности дошкольника и форма организации взаимодействия с взрослым, особая форма обучения.

В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, игра - как педагогическая форма (организованная воспитателем) способствует решению образовательных и воспитательных задач.

Таким образом, дидактическая игра объединяет в себе два начала: игровое и обучающее. Главной характеристикой дидактической игры является единство игровой и дидактической задач.

Активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько дошкольник овладел знаниями и умениями, которые диктуются обучающей задачей. Это побуждает ребёнка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит дидактическая игра помогает ему чему-то научиться в лёгкой и непринуждённой форме.

Дидактическая игра не только позволяет закреплять и повторять полученные готовые знания, но и формировать у детей новые представления и способы познавательной деятельности. Именно через игру в дошкольном возрасте нужно вести обучение: играть с детьми в процессе непосредственной образовательной деятельности, обучать их в процессе игры. Такое игровое обучение интересно и увлекательно для маленьких детей, игра не перегружает их не умственно, ни физически. Интерес к игре затем перерастает в интерес к обучению.

Вывод:
Таким образом, дидактические игры занимают большое место в работе дошкольных учреждений. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. 
Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим, по обучению родному языку, формированию элементарных математических представлений. 
В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т. п. 
Если в процессе обучения систематически используются, разнообразные дидактические игры, то дети, особенно в старшем дошкольном возрасте, начинают самостоятельно организовывать этот вид игр: выбирают игру, контролируют выполнение правил и действий, оценивают поведение играющих. Поэтому дидактическая игра занимает важнейшее место в системе педагогических средств всестороннего воспитания детей. 

План по самообразованию воспитателя Алейниковой Елены Александровна

Тема: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста».

Педагог

Дети

Родители

Метод.кабинет

Сентябрь

Изучение литературы,интернет ресурсов.

Дидактические игра «Времена года».

Анкетирование « Как играть с ребенком».

Помощь в подборе литературы по данной теме.

Октябрь

Подготовка к проведению педагогической диагностики.

Проведение педагогической диагностики.

Консультация для родителей: «Игра как средство воспитания дошкольников».

Оказание помощи в подборе инструментария  и педагогической диагностики.

Ноябрь

Изготовление  пособия  «Животные».

Дидактические игра «Чей малыш», «Кто где живет».

Изготовление папки передвижки «Речевые игры по дороге в детский сад»

Предоставить дидактическое пособие «Животные».

Декабрь

Составление картотеки дидактических игр на развитие мышления.

Дидактические игра «Назови одним словом», «Подбери  пару».

Консультация «Роль дидактической игры в воспитании личности».

Предоставить картотеку дидактических игр на развитие мышления.

Январь

Изготовление геометрического коврика.

Дидактические игра «Подбери по форме и размеру», «Разложи  по цвету».

Консультация «Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики ».

Предоставить пособие (геометрический коврик).

Февраль

Составление картотеки дидактических игр по сенсорному развитию (цвет, форма, величина).

Дидактические игра

« Чудесная коробочка»,  «Подбери по цвету»(рамка –вкладыш).

Оформление папки-передвижки «Игры на восприятие пространства и ориентировки в нем по дороге в детский сад».

Предоставить картотеку дидактических игр по сенсорному развитию (цвет, форма, величина).

Март

Составление картотеки дидактических игр по сенсорному развитию (восприятие целостного образа предмета, восприятие пространства и ориентировка в нем).

Дидактическая  игра «Составь картинку по образцу»(палочки Михайловой».

Консультация «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Предоставить картотеку дидактических игр по сенсорному развитию (восприятие целостного образа предмета, восприятие пространства и ориентировка в нем).

Апрель

Оформление выставки  «Дидактические игры из бросового материала».

Дидактические игра  «Собери тарелочку», «Игры с крышками»(собери картинку)

Изготовление дидактических игр родителями из бросового материала.

Предоставление фотоочета  выставки.

Май

Отчет о проделанной работе.

Проведение педагогической диагностики.

Фотогазета «Учимся играя».

Предоставление отчета о проделанной работе.

Изучение специальной методической литературы: 
(в течении года) 
1. А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 2001. 
2. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. 
3. И. А. Лыкова. Дидактические игры и занятия - М. : Карапуз, 2009г. 
4. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М. : Обруч, 2012г. 
5. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст) : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова.–Воронеж:ТЦ«Учитель»,2006. . 
6. П. П. Дзюба. «Дидактическая копилка воспитателя детского сада».- М. : Феникс,2008г. 
7. Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста).–М.:Линка-пресс,2002. 


Изучение Интернет-ресурсов по данной теме (в течении года).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...