Авторская программа кружка "Родничок"
рабочая программа (подготовительная группа)

Андреева Татьяна Львовна

Авторская программа "Родничок" для более глубокого ознакомления детей с устным народным творчеством.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад «РЯБИНКА» п. Островское Островского района

Костромской области  

           

           

       

Андреева Татьяна Львовна

музыкальный руководитель

 

п. Островское

Пояснительная записка

        Курс «Русская народная культура» ставит своей целью знакомство детей с историей русского народа, его обычаями, обрядами, праздниками, традиционными ремеслами, музыкальным фольклором, устным народным творчеством.

         В настоящее время музыкальное образование переживает пору серьезных преобразований и обновлений. Идет активный поиск наиболее прогрессивных форм и методов обучения и воспитания подрастающего поколения. Занятия музыкальным фольклором в системе образования помогут в преодолении этих задач. Организация фольклорной работы способна сделать много ценного, закладывая в умы и сердца подрастающего поколения любовь к родным корням, уважительное отношение к традициям предков, понимания культуры других народов так же хорошо, как и понимание своей культуры.

        Современные подростки в подавляющем большинстве запущены не только с точки зрения эстетического образования, но и в общекультурном плане. У большинства почти полностью отсутствует потребность в художественном творчестве. Поэтому заниматься народным пением с неподготовленными к восприятию фольклора учащимися, особенно старшеклассниками, чрезвычайно трудно, а иногда просто бессмысленно и безнадежно. Для этого в дошкольных учреждениях целесообразно ввести курс знакомства детей с устным народным творчеством.

        Дисциплину на занятиях держать не окриками, а интересными содержательными занятиями. Состав ансамбля должен не превышать десять, пятнадцать человек. Это специфика песенной традиции. Ведь количество исполнителей в певческой артели обычно не превышало пятнадцать, шестнадцать человек. Такая наполняемость на занятиях позволяет максимально выявить индивидуальность певцов. Именно певческий ансамбль, а не хор позволяет руководителю вести углубленную индивидуальную работу. На таких занятиях каждый стремиться, не только передать коллективно исполнительскую песню, но и выразить себя как личность. Известно, что детские вкусы изменчивы: для каждого возрастного периода характерны свои особенности.

        Занятия фольклором не носят обособленный, оторванный от современной жизни характер. На занятиях дети знакомятся и с композиторским творчеством. Они слушают произведения композиторов, преимущество отдается классикам, которые в своем творчестве талантливо разрабатывали народную музыку (Чайковский, Римский-Корсаков, Мусоргский, Глинка и другие). Расширяется круг композиторских имен и примеров современной и зарубежной музыки, включая развлекательную музыку.

        В организации обучения музыкальному фольклору учитывается следующий момент – соединения пения, танца, драматического действа. Такое гармоничное сочетание различных видов творческой деятельности открывает большие возможности: переключая внимание ребёнка с одного вида творчества на другой, это позволяет снять усталость, психофизические нагрузки, активизировать формы занятий, делать их более продуктивными. Кроме того, дети имеют равные возможности для раскрытия своих способностей в том или ином виде творчества, пробуют свои силы. Включая в музыкальную работу произведения словесного фольклора (прибаутки, скороговорки, считалки, потешки, жеребьевки, приговорки, загадки) элементы народных танцев и ролевой игры, руководитель создает необычную, неформальную обстановку, способствующую раскрепощению, то есть основу для свободного творчества.

        Такие нетрадиционные занятия нуждаются в особых условиях, и прежде всего в просторном, хорошо проветренном помещении, где участники могут, не стесняясь плясать, играть, не боясь эмоционально ярко проявить свои чувства. Для таких занятий я использую актовый зал, где отсутствуют ученические столы. Такие занятия помогают и физическому развитию учащихся.

        Знакомство с новым материалом, его воспроизведение, повторение, закрепление, поиск новых вариантов, творческих решений – все это происходит в игровой форме, вызывающей у участников живой интерес.

        Для большей наглядности на занятиях мной используются репродукции, фотографии, магнитофонные записи из фонотеки Костромского областного Дома Народного Творчества. Организуются коллективные посещения выставок изделий художественных промыслов, народной одежды, посещение музея под «открытым небом», концертных выступлений коллективов народного творчества, участие в областных и городских фестивалях, а также организации встреч непосредственно с исполнителями народных песен и наигрышей.

        Занятия народным пением строятся на фольклорном материале. Подбирая песенно-фольклорный материал для исполнения, я просматриваю все доступные фольклорные издания, предпочтение отдаю тем, в которых прослеживаются образцы родной певческой традиции. Надо заметить, что специальных репертуарных публикаций фольклора для подросткового возраста очень мало.

        Репертуар для исполнения, прежде всего, должен быть доступен по тематике и технике. Для исполнения возможны и произведения не только детского, но и взрослого фольклора, как правило, в переработанном, аранжированном виде. Произведения творчества взрослых, предназначенные для детей это колыбельные, небылицы, прибаутки, сказки. Произведения, заимствованные детьми, из фольклора взрослых, записанные от бабушек мелодии довольно насыщены мелизмами и широким диапазоном. В таких образцах необходимо исключить различные приемы опевания.

        Благодатным материалом в работе с детьми являются календарные песни. Календарные припевки, заклички помогают развитию и укреплению голосовых связок. Напев этих песен основан на секундовых и малотерцовых интервалах: авсеньки, колядки и щедровки, виноградье. Все они с интересом воспринимаются детьми, так как содержат элемент игры (например, ряженные на рождество и масленицу). При исполнении закличек, колядок, дразнилок ярко выражается речевая основа звукообразования, что способствует развитию дыхательного аппарата певцов, помогает их голосам приобрести характерное грудное звучание. В работе с голосом применяю транспонирование нотной записи, подбираю удобную тональность для исполнения данной возрастной группы.

        Разнообразие форм фольклорных занятий требует от педагога целого комплекса знаний и навыков, связанных с драматургией народных песен, основами народного танца, народными обрядами и обычаями, выразительной декламацией, искусством импровизации, игрой на простейших шумовых инструментах.

Всему этому можно научиться, если горячо желать и верить в осуществление поставленной цели. И начать возрождение в народе утраченных традиций должны мы, педагоги.                

Цель

  • Развитие у детей потребности в познании культурно-исторических ценностей и традиций родного края, развитие творческих способностей посредством приобщения к музыкальному фольклору.

Задачи

  • Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, потребность изучать историю и культуру своего народа

  • Освоение своего «Я» как части своего народа

  • Через фольклор, обрядность, старинные предметы быта, ремесла учить уважать и беречь традиции русского народа

  • Воспитание нравственности, увлеченности и развития творческих способностей ребёнка

  • Всестороннее, гармоническое развитие личности

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР

Искусство народного пения

        Техника постановки народного голоса дает возможность получать необходимую сумму знаний и навыков, которые помогают овладевать искусством пения. Техника постановки включает в себя практическую и теоретическую части. Детское – непосредственное пение бесхитростно раскрывает внутренний мир и душу исполнителя. Индивидуальность певца ярче всего проявляется в тембре голоса и речевой интонации, искать естественный голос нужно не только в пении, но и в разговорной речи.

  • Певческая установка
  • Разговорный принцип обучения и техника речи
  • Подготовительный момент в процессе пения
  • Интонационный посыл звука
  • Певческое дыхание
  • Система распевания

Триединство искусства пения

        Пение соединяет в себе три искусства: драматическое, музыкальное и вокальное. Драматическое искусство воплощается в слове и несет основу смысловую. Сила и емкость слова передает тончайшие оттенки чувства, настроений, переживаний.

        Музыкальное искусство для певца живет в мелодии и музыкальном сопровождении – инструментальном, хоровом, оркестровом.

        Голос человека живой, одухотворенный инструмент. Он не только воспроизводит мелодию, но и окрашивает смысловые интонации. Певец создает образ произведения, который дополняет мимикой, жестом, костюмом, прической, манерой сценического поведения. Здесь должны быть рассчитаны и продуманы: поза, наклон или поворот головы, направление взгляда.

Рассчитано, проиграно, забыто и рождено на сцене вновь артистом. Это и есть конечная цель исполнителя – гармония трех великих искусств.

Перспективный план занятий

кружка фольклорной песни

 «Родничок»

Название раздела

Содержание

«Давайте познакомимся»

  • Знакомство с простыми коллективными действиями (сидеть, стоять, ходить, слушать, видеть и т.д.)

  • Пение на удобной высоте.

        

«Все умеем декламировать»

  • Воспроизведение простейших ритмических рисунков хлопками в ладоши, на шумовых инструментах (ложки, трещетки)

«Все учимся петь»

  • Дальнейшее освоение элементов пения на заданной высоте скороговорок, потешек, прибауток, закличек, колыбельных.

«Слово, напев, движение в фольклоре»

  • Соединение слов, напева и движения в игре. Игра, пение, декламация, движение – главные формы освоения фольклора.
  • Постепенное освоение певческих навыков – чистое интонирование простейших попевок, пение в унисон.
  • Соединение пения с движением и декламацией.
  • Импровизация игровых движений.

«Выразим себя в фольклоре»

  • Фольклор как система художественного коллективного творчества. Предоставление каждому ребёнку возможности раскрыть свои способности, развить творческо-исполнительские навыки при коллективной работе.
  • Знакомство ребёнка с понятием кантилены и практическое освоение ее в пении
  • Упражнения на развитие навыков певческого дыхания

«Что такое ритм в фольклоре»

  • Понятие о ритме как основном элементе, объединяющем слова, напев и движения в произведениях.
  • Осваивание простейшего ритмического рисунка, характерного для хороводов, игровых и плясовых песен.
  • Цепное дыхание в пении как обязательное условие исполнения народных песен.

«Что такое народная музыкальная речь»

  • Слово как главный носитель содержания народной песни («Из песни слова не выбросишь», «песня сказывается», «играется»)
  • Работа над дикцией: стремление добиться чистого произношения гласных, четкого произношения согласных звуков.
  • Развитие у участников выразительного интонирования

«Изображение трудового процесса в народных песнях»

  • Народное искусство и труд. Трудовые песни и трудовой коллектив

«Учимся плести «веночки» народных песен»

  • Народные игры, детства, праздники, гуляния, обряды. Формирования у участника ансамбля навыков разыгрывания простейших композиций из народных песен, небольших обрядовых сценок (колядование, подблюдное гадание, проводы масленицы, закликание весны, весенние игры…)
  • Ознакомление детей с народными инструментами (ложки, трещетки, бубен, колокольчики, свистульки…)
  • Использование их в качестве ритмического сопровождения песен

«Календарная песня – зеркало жизни народа»

  • Приуроченность народных песен к различным моментам жизни человека.
  • Отражение в песенном фольклоре народного быта.
  • Взаимосвязь народных песен с годовым календарным циклом земледельческих работ и приуроченными к ним обрядами

«Сценический костюм»

  • Традиционный русский народный костюм способствует пониманию национального народного характера. Русский, народный костюм является уникальным памятником национальной культуры, соединивший различные виды декоративного народного творчества.
  • Каждый народ осознает и ценит свою самобытность, которая отличает его от других. Эта самобытность проявляется и в одежде.

Народный календарь

Осень

Осенины. Обряды, посвященные закладке будущего урожая. Дожинки, Овсянницы, Свекольница, Скирдница, Никита – гусепролет, Капустники.

Семейно - обыкновенные обряды.

Покров. День заклинания плодородия и земледелия. Заговор рябины от болезни и сглазов на весь год.

Зима

С Петровок посиделки: игры, гадания. Новогодние. Обереги дома, матери, себя. Праздник Николы Зимнего. Семейно-обыкновенные обряды: «Родины», «Крестины». Знакомство с праздником Святки. Обряды каледования. Образ зимнего Солнца-Коляды. Святочные посиделки. Святочные гадания. Христианские праздники. Введение, Рождество, Крещение. Игры в избе с огнем, снегом. Магия воды, обряды каледования Крещение.

Весна

Праздник проводов зимы _ Масленица. Сретенье. Блины. Предание о русской земле. Православие отчизны, родного края. Обряды с блинами. Силовая борьба. Обряд «сжигания» зимы – Языческий обряд прощания. Мясоед.

Вьюнишные песни. «Взятие снежной горки - крепости»

Вербное воскресенье. Обряды, приметы, возращение природы. Пасха. Роспись сувенирных яиц. Ярмарка. Чистый четверг. Благовещение. Сретение. Великий пост – очищение души.

«Красная горка». Заклички весны. «Веснянки». Средокрестье. Подготовка к севу. Средокосная неделя. Печение ритуальных крестов. Радуница. Егорьев день. Великий пост.

Лето

Летние праздники. Троица. Гимн зелени березки. Вознесение.

Семиковая неделя. «Русальная неделя».

Праздник Ивана – Купала (Иоанна – Крестителя)

Гадание. Культ воды и народной культуры. Символ воды и солнца в домашней утвари.

Ягоды, цветы, птицы в народном творчестве.

Народное суеверие, роль земли, воды, трав в народной культуре. Три летних Спаса. Медовый, Яблочный, Ореховый.

Список

предлагаемых музыкальных произведений

  • «Жаворонушки» – Г.Науменко. Выпуск № 5
  • «Как на нашей улочке» – Э. Котляр М. «Малыш» – 1985 г.
  • «Олень золотые рога» М. «Малыш» – 1990 г.
  • «Русская матрешка» – М. «Малыш» – 1979 г.
  • «Дни величальные» В. Юдин – Саратов – 1992 г.
  • «Народный календарь примет, обычаев и поверий на Святой Руси» А.Е. Бурцев – С.-П. – 1911 г.
  • «Пословицы русского народа» – В. Даль
  • «А почему?» – серия журналов 1992-1993 гг.
  • «Большая книга игр и развлечений» М. «Просвещение» 1971 г.
  • «Раз, два, три, четыре, пять я иду играть» – сборник игр с текстом и музыкальным сопровождением
  • «Хороводная» – В. Лядов.
  • «Семицкая» - Римский - Корсаков.
  • «Закликание весны» – К. Квитки
  • «Ну-ка, кумушка, мы покумимся» - Римские – Корсаков
  • «Купальская» – Е. Мейен Красноярский край
  • «Обжиточная» - А. Рудневой Смоленская область
  • «Коляда» – В. Лядов Рязанская губерния
  • «Виноградие» - А. Истомин., А. Ляпунов., Вологодская губерния
  • «Костромские песни и наигрыши» - Т. Кирюшина
  • «Поле чистое» - А.И. Захаров сборник хоровых партитур
  • «Народные песни Антроповского края» – Л.А. Проскурякова
  • «Хоровые, игровые и плясовые песни Галического и Нерехотского районов Костромской области» - А.А. Дружинин
  • «Русское народное музыкальное творчество» – Хрестоматия
  • «Я нга камушке сижу» – Римский – Корсаков
  • «Уж мы сеяли, сеяли ленок» – С. Захаров,
  • «Круг светлых дней» М. «Радуга» 1982 г.
  • «Круглый год» М. «Правда» 1992 г.
  • «Русский фольклор» М. Художественная литература 1985 г.
  • «Святочные рассказы» М. «Рудомино» 1993 г.
  • «Ты и твое имя» Л. Успенский – М. Просвещение 1968 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "Олимпийские резервы" в рамках реализации "Программы межведомственного взаимодействия по профилактике семейного неблагоплучая""

В наше время очень много социальных сирот при живых родителях. Бывает, что и в благополучных семьях  мало уделяется внимания детям, в результате они предоставлены сами себе. У ребят формируется б...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ "СКАЗКА ЗА СКАЗКОЙ" (авторская программа, рецензия)

программа работы в театральной студии для детей старшей группы...

Рабочая программа Совместной деятельности педагогов с детьми 1.5 -3 лет, первой младшей (ясельной) группы составлена на основе авторской программы «Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарово

Содержание Целевой раздел1.     Пояснительная записка…………………………………………………………….2Содержательный раздел1.     Физическое развитие.  Развернутое комплексно...

Программа «Маленький гений» (авторская программа дополнительного образования)

Программа «Маленький гений» является продуктом инновационного проекта, реализуемого в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждений детский сад «Катюша» в тече...

Методические разработки к авторской программе "Родина" l часть программы "Уральцы и уралочки"

Патриотическое воспитание подрастающего поколения  - одна из важных задач современной педагогикиВ современной ситуации общественным сознанием особенно остро осознается, что от правильной постанов...