Открытое занятие "Путешествие в Простоквашино" по логическому мышлению для старших дошкольников.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Копылова Анастасия Валентиновна

Тема занятия «В гости в Простоквашино»в подготовительной группе. В занятии прослеживается интеграция образовательных областей «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие», которые реализовываются в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.

Цель: Создать условия для развития логического мышления у дошкольников с помощью ИКТ.

Задачи:

Обучающие:

  1.  Продолжать формировать мыслительные операции.
  2. Упражнять детей в порядковом счете в предела 10 .

Развивающие:

  1. Развивать речь, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения, развивать умение замечать непоследовательность в суждениях.
  2.  Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.
  3. Совершенствовать умение находить верное решение, используя метод исключения.

 Воспитательные:

  1.  Воспитывать самостоятельность; познавательный интерес у детей.
  2.  Слышать и выполнять инструкцию педагога;
  3. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Формировать привычку работать сообща, вырабатывать волевые навыки на пути к достижению поставленной цели.

НОД построила как увлекательную проблемно-игровую деятельность. Путешествие на машине, выполняя различные задания. Такая деятельность создает положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повышает мыслительную и речевую активность детей и сохраняет интерес на протяжении всего занятия.

В ходе занятия использовала наглядные, словесные и практические методы, направленные на применение познавательных, речевых, двигательных, практических навыков и умений  в их совершенствовании. Предложенные задания даются в порядке нарастающей сложности, что способствует решению поставленных задач на развитие логического мышления, внимания, воображения, памяти. Все этапы занятия  взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия. Смена вида деятельности позволяет предотвратить утомляемость и пересыщаемость каким то одним видом дельности. 

Использованный материал: наглядные пособия, дидактический раздаточный материал, ИКТ.

На всех этапах занятия активизируются мыслительные операции.Применяются следующие формы работы: фронтальная, индивидуальная, коллективная.

Длительность занятия 30 мин , что соответствует нормам Сан Пина. Логичность построения занятия, позволило провести его, не выходя за рамки времени, отведенного на выполнения задания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема занятия «В гости в Простоквашино»

Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «социально - коммуникативное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие».  

Цель: Создать условия для развития логического мышления у дошкольников с помощью ИКТ.

Задачи: 

  • Обучающие:
  1. Продолжать формировать мыслительные операции.
  2. Упражнять детей в порядковом счете в пределах 10 .
  • Развивающие:
  1. Развивать речь, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения, развивать умение замечать непоследовательность в суждениях. 
  2. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.
  3. Совершенствовать умение находить верное решение, используя метод исключения.
  • Воспитательные:
  1. Воспитывать самостоятельность; познавательный интерес у детей.
  2. Слышать и выполнять инструкцию педагога.
  3. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Формировать привычку работать сообща, вырабатывать волевые навыки на пути к достижению поставленной цели.

Методы:

  1. Словесные – создание игровой мотивации, решение проблемных ситуаций, диалог.
  2. Наглядные методы использовались на   протяжении всего занятия .
  3. Практические методы - решение математических упражнений с использованием наглядного и дидактического материала.
  4. Метод контроля и стимулирования в виде одобрения и похвалы.

Формы:

  1. фронтальная,
  2. индивидуальная,
  3. коллективная.

     Материал: воздушный шар, конверт, диск, презентация, интерактивная доска, колонки, ноутбук, белые листы А4, листы в клетку, простые карандаши, салфетки,  фломастеры, картинки маленькие изображением овощей, схема – лабиринт, коврики  с геометрическими фигурами, телефон, аудио запить «Кабы не было зимы», карточки с цифрами от 1 до 10, три коробки разные по весу, указка.

Ход занятия

1.Вводная часть – настрой на занятие:

Наши умные головки, будут думать много, ловко. 
Ушки будут слушать, ротик четко говорить. 
Спинка выпрямляется, друг - другу улыбаемся, 
А наше занятие начинается.

Сюрпризный момент: Ребята, посмотрите, что это такое?

Странный конверт какой-то, на нем написана загадка, ее нужно отгадать, чтобы узнать от кого письмо пришло! Слушайте внимательно: 

Всем известен этот кот, он хозяйство сам ведет,

Убирает, шьет, готовит и корову даже доит.

Много у него забот – мальчик, кот и огород. (Кот Матроскин).

Письмо прислал  нам  кот Матроскин. Из какого он мультфильма? («Трое из Простоквашино») Верно. Все смотрели этот мультфильм? Каких героев этого мультфильма вы еще знаете? (ответы детей)

2 Основная часть

Интересно, что в письме лежит? Открываем – диск! Подписано:  видео - послание детям подготовительной группы «Красная шапочка» Я сейчас включу, и мы его просмотрим.

2 Слайд

Ребята, поедем в гости,  в Простоквашино? Скажите. Простоквошино -  город или деревня? (Деревня.) Каким видом транспорта можно воспользоваться, чтобы доехать до деревни? (Машина, автобус, электричка.)

3  Слайд

Сейчас пройдем за столы, возьмем лист бумаги в клетку и простой карандаш, которые нам подскажут, на каком транспорте мы отправимся в Простоквашино. (Графический диктант «Машина»).

4 Слайд

Что получилось? Правильно, Машина. У всех получилась? Можете дорисовать колеса и окошки. Справились, отложите все на край стола.

5 Слайд

Ребята, а что есть у каждой машины? (Ответы детей). Но на нашей машине цифры стерлись. Их надо восстановить, иначе ни один полицейский нас из города не выпустит. Вы должны найти именно тот номер, на котором цифры расположены в порядке убывания.         Это значит как?  (876)

6 Слайд

Ребята, а ведь в гости не ходят с пустыми руками, нужно нам отвезти им подарки. Подойдите  к столу. Здесь уже приготовлены подарки. Нам нужно выбрать ту коробку, которая самая наполненная. Какой она должна быть? (Она должна быть самой тяжелой). А как мы определим это? Чтобы не ошибиться в выборе, надо начать с самой легкой коробки и поочередно выставить до самой тяжелой. Молодцы, дети. Вот и выбрали подарки.

7 Слайд

А сейчас  нужно отправляться в путь. Дорога туда не известна. Нам необходимо найти ее, что бы она привела нас к домику друзей. (Дети подходят к рабочим столам).

8 Слайд

Возьмите на столе карту. Следуйте на машине к дому, пытаясь не попасть в тупик. Обратите внимание, что у вас есть фломастер и салфетки. Если не получилось с первого раза, вы можете стереть неверный путь и начать сначала.  (Лабиринт).

9 Слайд

Вот мы и приехали в деревню «Простоквашино»

10 Слайд

А Пес Шарик подготовил вам сюрприз, он любит заниматься фотоохотой. Фотоохота - это вид фотографии, объектом которой являются звери, птицы, насекомые.

11 Слайд

Посмотрите на фотографии. Шарик предлагает вам  найти 10 отличий между ними. Найдем? Кто нашел первое отличие? Давайте проверим, все отличия нашли? Справились, молодцы!

12 Слайд

Физкультминутка: Ребята, сейчас наши герои приглашают нас поиграть. Пройдемте на коврик. Условие такое: Пока звучит музыка, вы идете быстрым шагом по кругу. В кругу на полу лежат цифры. После окончания музыки и слов: «Не ленись, по порядку становись!» Вы поднимаете  карточки с цифрами, и становитесь  в соответствии с цифрами от 1-10. (Игра)

Устали? Присядьте, отдохните на коврике. Удобно?

13 Слайд

Вот и Шарик и Матроскин любят отдыхать на коврике. А давайте  сделаем нашим героям необычный коврик с красивым узором из геометрических фигур?! Из каких геометрических фигур будем составлять узор? (Ответы детей) Я предлагаю вам поделиться на две команды:  первая - будет делать красивый коврик для Матроскина на голубом коврике,  а вторая команда - для шарика – на желтом. Посмотрите, на желтом коврике фигуры расположены в ряд, а на голубом -  по – диагонали. Предлагаю вам расположить  фигуры так, чтоб в каждом ряду и столбце не было одинаковых, и важно, чтобы  фигуры  не повторялись. ( Игра «Составь узор»). А теперь  поменяйтесь ковриками, и выполните  повторно. Какие прекрасные коврики у вас получились. Мы их оставим в подарок героям. Они нам будут очень благодарны.

14 Слайд

Возвращаемся на свои места. Что же нас ждет дальше?! О! Дядя Федор! Посмотрите, какой он грустный.  У дяди Федора проблема, он не может справиться без вашей помощи. В его погребе беспорядок.

15 Слайд

Ребята! Что такое погреб? Погреб - это яма с крытым верхом, где хранятся продукты питания: овощи, фрукты, соленья на зиму, вкусное варенье. Ну что ж,  поможем дяде Федору разложить овощи?

16 Слайд

Представим, что погреб - это лист белой бумаги. Подвиньте его к себе. У вас на столе тоже есть овощи. Их нужно разместить в определенном месте. А теперь внимательно слушайте меня и выполняйте.

Положим капусту посередине, морковь – в правый верхний угол, перец в левый верхний угол, огурец – в правый нижний угол, помидор в левый нижний угол. (Игра на ориентировку в пространстве).

17 Слайд

А теперь сравните, у вас так же поучилось? Исправьте ошибки!

18 Слайд

Ребята, посмотрите, какого героя не хватает? (почтальона Печкина).

19 Слайд

Почтальон Печкин находится в Академии логических игр и задач. Он хочет с  вами поиграть, хочет узнать, кто из вас самый догадливый и сообразительный. Готовы?

20 Слайд

Рассмотрите картинку. Здесь все животные и птицы спрятались. Давайте найдем, кто за каждой тенью спрятался. ( Задание «Найди тень»).

21 Слайд

В этом задании Почтальон Печкин предлагает найти лишний предмет в каждом ряду. (Задание « Найди лишнее»).

22 Слайд

Рассмотрите внимательно ряды фигур, и догадайтесь, какая фигура следующая. (Игра на  закономерность).

23 Слайд

Почтальон Печкин задумал задание про карандаш. Ваша задача – определить, какого цвета он должен быть. Слушайте внимательно: не синий, не желтый, не самый длинный и не самый короткий. (Зеленый).

24 Слайд

Посмотрите на картинку. В каких геометрических фигурах может находиться божья коровка? (Ответы детей). Теперь найдите схему, которая подходит под наше описание: божья коровка находится в треугольнике и в прямоугольнике, но не в кругу.( Круги Эйлера).

25 Слайд

(Звонит телефон).- Алло! Да, хорошо. Пора возвращаться в детский сад. Надо успеть на прогулку, на чём быстро можно добраться? (Ответы детей). Но в деревне нет аэродрома, нет взлетной полосы, какой воздушный транспорт может нас забрать с деревни? Летим на вертолете. Заведем мотор на коврике, расправим крылья и  возвращаемся в детский сад.

А пока летим  - поиграем. (Игра  «Так бывает или нет?»).

1. «Зимой, в сильный мороз, Матроскин и Шарик вышли на прогулку. Они пошли на речку купаться и загорать…» (Ответы детей). 2. «У дяди Федора сегодня день рождения. Он принес  угощение для своих друзей: яблоки, соленые конфеты, сладкие лимоны и печенье. Друзья ели их и удивлялись. Чему же они удивлялись?»  (Ответы детей)).

3. Заключительная часть: Рефлексия.

Вот мы уже и в детском саду. Скажите, ребята, понравилось вам в Простоквашино? А задания от кота Матроскина и его друзей?  Какая задача показалась вам самой сложной? Какая - самой лёгкой?  Что вам больше всего понравилось на занятии? Какое у вас сейчас настроение? (Ответы детей).

Ребята, нам пришла посылка! От Почтальона Печкина.  Здесь написано:  «Подарок самым умным и сообразительным ребятам от жителей Простоквашино». Открываем, а здесь подарки вам на память о нашем путешествии.
Прощание:  Наше занятие подошло к концу. Спасибо за активное участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие логического мышления у старших дошкольников с нарушением зрения средствами развивающей игры"

В настоящее время в странах всего мира наблюдается тенденция увеличения числа детей, имеющих самые разные  нарушения развития. А нарушения зрения в этом перечне "стоят" на одном из перв...

Развитие логического мышления у старших дошкольников на занятиях кружка "Веселая математика"

Проводимая мною работа по организации кружка  «Занимательная математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к  математике, развивать  логическое мышление....

Статья "Особенности формирования логического мышления у старших дошкольников и готовность воспитателей к процессу его развития у детей дошкольного возраста".

Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить цель констатирующего эксперимента: выявить влияние подготовленности педагогов к совершенствованию логического мышления на уровень его раз...

Развитие логического мышления у старших дошкольников на занятиях кружка «Веселая математика»

Развитие логического мышления у старших дошкольников на занятиях кружка «Веселая  математика»Интеллектуальная готовность дошкольников к школьному обучению предполагает развитие  и формирован...

Формирование логического мышления у старших дошкольников в процессе математического развития через использование дидактического материала «Логические блоки Дьенеша"

Опыт работы по формированию логического мышле ния у старших дошкольников в процессе математического развития через использование дидактического материала «Логические блоки Дьенеша"...

Формирование логического мышления у старших дошкольников в процессе математического развития через использование дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»

Представление опыта работы по формированию   логического   мышления у  старших  дошкольников  в  процессе математического  развития  через использован...