Парциальная программа "Волшебные ладошки"
материал (младшая группа)

Шаралдаева Саяна Владимировна

Волшебный мир пластилина знаком нам с детства. Работа с пластилином – занятие не только интересное, но и чрезвычайно полезное для детей дошкольного возраста на подготовительном этапе к обучению в школе. Этот пластичный материал предоставляет прекрасную возможность для развития творчества и фантазии, тонкой моторики пальцев рук, а также усвоения ребенком практических навыков изготовления поделок. Пластилин мягок, пластичен, имеет много цветов и оттенков, его можно многократно использовать.

Специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней.

Кружок «Волшебные ладошки» строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями самих образовательных областей. Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы. Интегрируется с образовательными областями: «Познавательное развитие», «Социально — коммуникативное», «Речевое», «Художественно – эстетическое развитие»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл partsialnaya_programma_volshebnye_ladoshki.docx32.26 КБ

Предварительный просмотр:

 Содержание:

  1. Пояснительная записка
  2. Перспективный план работы
  3. Содержание образовательной деятельности по программе
  4. Методическое обеспечение
  5. Диагностика развития умений у детей
  6. Список литературы

Пояснительная записка.

Волшебный мир пластилина знаком нам с детства. Работа с пластилином – занятие не только интересное, но и чрезвычайно полезное для детей дошкольного возраста на подготовительном этапе к обучению в школе. Этот пластичный материал предоставляет прекрасную возможность для развития творчества и фантазии, тонкой моторики пальцев рук, а также усвоения ребенком практических навыков изготовления поделок. Пластилин мягок, пластичен, имеет много цветов и оттенков, его можно многократно использовать.

Специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. 

Кружок «Волшебные ладошки» строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями самих образовательных областей. Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы. Интегрируется с образовательными областями: «Познавательное развитие», «Социально — коммуникативное», «Речевое», «Художественно – эстетическое развитие»

Цель: создание условий для развития творческих способностей младших дошкольников, их эстетического развития.

Задачи: 

- воспитывать желание своими руками создавать красивые поделки из пластилина, использовать их в игровой и театрализованной деятельности, в качестве подарка  или для украшения группы;

- развивать чувство формы и цвета, мелкую моторику рук, обогащать словарный запас;

- учить простейшим приёмам лепки, формировать умение составлять простые композиции.

Возраст детей: 3-4 года (2-я младшая группа).

Предполагаемый результат обучения:

- будет создан положительный эмоциональный настрой у детей в процессе изготовления поделок из пластилина, появится желание создавать поделки своими руками, дети научатся радоваться полученному результату;

- повысится уровень развития мелкой моторики рук младших дошкольников;

- увеличится активный словарь детей, повысится качество произношения звуков;

- дети смогут самостоятельно применять приёмы лепки при изготовлении поделок из пластилина;

Методы работы:

- индивидуально-дифференцированный;

- групповой;

- практический;

- наглядный;

- интеграция образовательных областей;                                                                                                                                                        

- использование детских работ для дизайна группы.

Формы работы с детьми:

- разговор;

- рассматривание готовых образцов;

- лепка под руководством воспитателя.

Рабочие материалы:

- пластилин восковой мягкий различных цветов;

- пластиковые дощечки;

- стеки пластмассовые;

- салфетки влажные;

- бросовый материал.

Форма подведения итогов:

- выставка детских работ;

- фотоальбом детских поделок.

Связь с другими образовательными  областями:

Социально-коммуникативное развитие

Проявляет интерес к миру, потребность в познавательном общении со взрослыми; проявляет стремление к использованию сенсорных эталонов; в совместной с педагогом познавательной деятельности переживает чувство удивления, радости познания мира. Ребенок проявляет эмоциональную отзывчивость, подражая примеру взрослых. Увеличивается запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, он пользуется не только простыми, но и сложными предложениями.

Познавательное развитие

Сенсорное развитие, развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности, формирование элементарных математических представлений, формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Физическое развитие

Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие мелкой моторики.

Речевое развитие

 Лепка влияет на мелкую моторику, т. е. при работе с пластилином массируются определённые точки на ладонях, которые в свою очередь активизируют работу мозга и развивают интеллект ребёнка.

Формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее пальцев. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук.  

Художественно-эстетическое развитие

Приобщать к искусству, формировать  элементарные представления о видах искусства. Способствовать становлению эстетического отношения к окружающему  миру, к миру природы. Способствовать развитию самостоятельной творческой деятельности детей.

Срок реализации: 1 год

НОД, предусмотренная программой, реализуется 1 раз в неделю во вторую половину дня в течение 15 минут

Возраст детей: 3- 4 лет (вторая младшая группа)

Работа программы рассчитана на один учебный год

Направленность программы– художественно-эстетическое развитие детей.

Диагностика развития умений у детей, посещающих рабочую программу «Волшебные ладошки»

Низкий уровень – искажения значительные, форма не удалась.

Средний уровень – есть незначительные искажения

Высокий уровень – форма передана точно.

Неделя

Тема

Программное содержание

Сентябрь

1-я

«Конфетки»

Учить детей отщипывать небольшие комочки пластилина, раскатывать их между ладонями прямыми движениями. Формировать умение работать аккуратно, класть готовые изделия на доску. Развивать желание лепить. Воспитывать  желание помогать друзьям.

2-я

«Колобки»

Учить детей скатывать пластилин круговыми движениями рук. Формировать умение пользоваться стекой. Продолжать развивать интерес к лепке. Воспитывать у детей доброжелательное отношение к игровым персонажам, вызывать сочувствие к ним и желание помогать.

3-я

«Витамины»

Учить детей скатывать комки пластилина между ладонями круговыми движениями. Формировать умение отщипывать куски пластилина поменьше от большого кома и лепить шарики. Развивать продолжать у детей интерес к лепке. Воспитывать аккуратность в работе.

4-я

«Хлебная соломка»

Учить детей раскатывать из пластилиновых комочков тонкие палочки прямыми движениями ладоней. Формировать умение аккуратно работать с  пластилином. Развивать желание лепить, радоваться созданному.

Октябрь

1-я

«Лестница для бельчонка»

Учить детей раскатывать прямыми движениями столбики из комочков. Формировать умение соединять концы, получившихся палочек (коротких к длинным; вертикальные к горизонтальным. Развивать интерес к лепке. Воспитывать желание оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.

2-я

«Мой веселый, звонкий мяч….»

Вызвать у детей интерес к лепке как виду изодеятельности, позволяющему создавать объемные изображения (как настоящие, с которыми можно играть). Формировать умение раскатывать шар круговыми движениями ладоней. Координировать и синхронизировать движения обеих рук. Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику.

3-я

«Ягодки на тарелочки»

Учить детей лепить шар разными способами: круговыми движениями ладоней для получения тарелки и пальцев - для ягодок. Показать возможность преобразования (сплющивания) шара в диск для получения тарелочки и поднимания (загибания) бортиков, чтобы «ягодки не выкатились». Вызвать интерес к созданию пластической композиции из одного большого предмета (тарелки) и 5-10 мелких (ягодок). Развивать глазомер, мелкую моторику, чувство формы.

4-я

«Бублики да  баранки»

Вызвать интерес к лепке баранок и бубликов. Формировать умение раскатывать столбики (цилиндры) разной длины и толщины (для баранок – длинные и широкие, для бубликов – короткие и узкие) и замыкать в кольцо. Показать варианты оформления лепных изделий (посыпание манкой, маком, протыкание  дырочек карандашом, пластиковой вилкой или зубочисткой). Развивать восприятие формы и величины, глазомер и мелкую моторику.

Ноябрь

1-я

«Осенний листопад»

Учить детей скатывать маленькие разноцветные шарики из пластилина и расплющивать их пальцем сверху. Формировать умение  изображать с помощью движений слова физкультминутки. Развивать наблюдательность.

2-я

«Улитка»

Вызывать у детей интерес к лепке; учить их лепить улитку путем сворачивания столбика и оттягивания головы и рожек; продолжать учить детей лепить пальцами. Развивать интерес к лепке. Воспитывать доброе отношение к живой природе.

3-я

«Огурчики и помидорчики»

Учить скатывать пластилин в шар, раскатывать цилиндр. Формировать умение сглаживать поверхность предмета пальцами. Закрепить знание детьми овощей и их цвета.  Развивать интерес к лепке. Воспитывать аккуратность при работе с пластилином.

4-я

«Рябина»

Учить детей  в отщипывании маленьких кусочков пластилина от целого куска. Упражнять в раскатывании тонких палочек. Формировать умение катать комочки и выкладывать из них гроздь. Закреплять знание красного, зеленого и коричневого цвета. Воспитывать интерес к природе и бережное к ней обращение.

Декабрь

1-я

«Бревенчатый колодец»

Учить детей конструировать из вылепленных «бревен» колодец. Закреплять умение раскатывать  из комков пластилина, между ладонями  «колбаски-бревнышки». Развивать у детей интерес к лепке. Воспитывать у детей отзывчивость, доброжелательность.

2-я

«Оладушки нашей бабушки»

Учить детей отщипывать большие и маленькие комочки от большого куска пластилина; раскатывать комочки глины  круговыми движениями. Закреплять умение сплющивать шар, сдавливая его ладонями. Вызвать эмоциональный интерес к лепке. Воспитывать уважение к труду старших.

3-я

«Пирамидка»

Продолжать учить детей раскатывать комочки пластилина  между ладонями круговыми движениями. Формировать умение расплющивать шар между ладонями. Упражнять в  составлении предмета из нескольких частей, накладывая одну часть на другую. Закреплять знание и умение называть основные цвета. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность при работе с пластилином.

4-я

«Елочный шарик»

Учить детей украшать объемное изделие маленькими пластилиновыми шариками. Развивать речь и мышление. Вызвать интерес к изготовлению елочных украшений. Воспитывать аккуратность при работе с пластилином.

Январь

1-я

«Бусы на елку»

Учить детей скатывать из пластилина маленькие шарики и прикреплять их на картон. Формировать умение детей анализировать содержание стихотворения. Развивать внимание, речь и мышление. Воспитывать умение работать в коллективе.

2-я

 «На деревья, на лужок тихо падает снежок»

Учить детей скатывать маленькие белые шарики из пластилина и расплющивать их пальцем сверху. Закреплять умение раскатывать «колбаски». Формировать наблюдательность. Развивать интерес  к  лепке. Воспитывать аккуратность при работе с пластилином.

3-я

«Мишка-неваляшка»

Учить детей в изображении предметов, состоящих из частей круглой формы разной величины. Формировать  умение скреплять части предмета, плотно прижимая их друг к другу. Отрабатывать у детей использовать при лепке предметов способ прищипывания. Развивать интерес к лепке. Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.

4-я

«Ежики»

Учить детей скатывать пластилин круговыми движениями, учить оттягивать пальцами отдельные детали и использовать стеку для изображения колючек. Развивать у детей интерес к лепке. Воспитывать аккуратность при работе с пластилином и стекой.

Февраль

1-я

«Снеговик»

Учить детей лепить предметы, состоящие из трех шариков. Закреплять умение доводить изделие до нужного образа с помощью дополнительного материала. Развивать речь и мышление. Воспитывать аккуратность при работе с пластилином.

2-я

«Кролик»

  Учить делить комок пластилина  на нужное количество частей; при лепке туловища и головы пользоваться   приемом раскатывания пластилина кругообразными движениями между ладонями, при лепке ушей — приемами раскатывания палочек и сплющивания. Закреплять умение прочно соединять части предмета, прижимая их друг к другу. Развивать интерес к лепке знакомых предметов, из нескольких частей.   Воспитывать бережное отношение к животным.

3-я

«Круглая чашечка для куклы Дашечки»

  Учить детей лепить из круглой формы чашку путем вдавливания пластилина. Формировать умение  сглаживать поверхность пальчиком. Развивать интерес к произведениям народного творчества, предметам быта. Воспитывать умение аккуратно работать с пластилином.

4-я

«Самолеты стоят на аэродроме»

   Учить детей лепить предмет, состоящий из двух частей одинаковой формы, вылепленных из удлиненных             к кусков пластилина. Закреплять умение делить комок глины на глаз на две равные части, раскатывать их продольными движениями ладоней и сплющивать между ладонями для получения нужной формы. Вызывать радость от созданного изображения. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.

Март

1-я

«Мимоза»

  Учить детей составлять композицию  из приготовленных деталей. Закреплять умение катать маленькие шарики и тонкие палочки – «колбаски». Упражнять в умении выкладывать их на «тарелочку» и прижимать указательным пальцем слегка, и расплющивать большим пальцем покрепче к силуэту. Развивать интерес к  лепке  барельефа. Воспитывать аккуратность при работе с пластилином.

2-я

«Бревенчатый домик для зайчика и петуха»

Продолжать учить детей раскатывать из куска пластилина «бревнышки». Формировать умение детей доводить изделие до нужного образа. Развивать желание пересказывать сказки, опираясь на иллюстрации и отображать их в лепке. Воспитывать умение работать в паре.

3-я

«Баю-бай, засыпай»

Учить детей лепить образы спящих игрушек в стиле «пеленашек»: туловище – цилиндр (столбик) или овал (яйцо), голова – шар и выразительные детали (ушки, носы, глаза). Активизировать приемы декорирования лепных поделок (украшения мелкими бытовыми предметами, отпечатками и т. д.). Показать возможность создания композиций в маленьких коробочках – колыбельках. Воспитывать чувство формы, композиции, мелкую моторику.

4-я

«Сосульки – воображульки»

Учить детей лепить предметы в форме конуса. Вызвать интерес к моделированию сосулек разной длины и толщины. Побуждать самостоятельно сочетать разные приемы для усиления выразительности образов: сплющивать, скручивать, вытягивать, свивать. Показать возможность смешивания в одном комке пластилина 2-3 цвета. Развивать чувство формы. Воспитывать интерес к природным явлениям и передаче своих впечатлений в изобразительной деятельности.

Апрель

1-я

«Птенчики в гнездышках»

Учить детей лепить гнёздышко скульптурным способом: раскатывать шар, сплющивать в диск, вдавливать, прищипывать. Вызвать интерес к созданию композиции «Птенчики в гнездышке». Формировать умение лепить 1-3 птенчиков по размеру гнёздышка. Инициировать дополнение и обыгрывание композиции (червячки в клювиках). Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать аккуратность при выполнении при работе с пластилином.

2-я

«Ракета»

Учить детей создавать ракеты рациональным способом: делить кусок пластилина на три меньших куска (большой - нос ракеты, два маленьких - крылья). Развивать комбинаторные способности. Совершенствовать обрывную технику: изображать «хвосты» кометы и огонь из сопла ракеты. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и отражению полученных представлений в лепке.

 

3-я

«Цыпленок»

 

Учить детей катать шарики разного размера и прикреплять их друг к другу. Закреплять умение аккуратно пользоваться пластилином и класть его только на подставку (дощечку). Вызвать радость от восприятия результата общей работы.

4-я

«Птичка-свистулька»

 

Познакомить детей со скульптурным способом лепки. Учить оттягивать от всего куска пластилина или глины такое количество материала, которое понадобится для моделирования головы птицы; свободно применять знакомые приемы лепки (оттягивание  части материала для головы, прищипывание хвостика, вытягивание клювика). Развивать чувство формы и пропорций. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Май

1-я

«Миски трех медведей»

Учить детей сплющивать шарик, скатанный из пластилина, между ладоней и делать пальцем углубление в середине сплющенного комочка. Закреплять умение различать и называть размер предмета. Развивать речь и мышление. Воспитывать интерес к народным сказкам.

2-я

«Мостик»

Учить выравнивать пластилиновые детали (столбики-бревнышки) по длине, лишнее отрезать стекой. Вызвать интерес к моделированию мостика из 3-4 «бревнышек» и созданию весенней композиции (ручеек, мостик, цветы). Развивать чувство формы и величины (длины), способности композиции. Воспитывать умение доводить начатое до конца.

3-я

«Маленькая Маша»

Учить детей лепить маленькую куколку: шубка - толстый столбик, головка - шар, руки – папочки. Продолжать формировать умение раскатывать пластилин прямыми движениями (столбик-шубка, палочки — рукава) и кругообразными движениями (головка). Закреплять умение  составлять изображение из частей. Вызывать чувство радости от получившегося изображения. Воспитывать аккуратность при работе с пластилином.

4-я

«Радуга»

Учить детей раскатывать из комочков пластилина прямыми движениями ладоней длинные палочки. Формировать умение работать в паре: распределять действия поровну, уступать друг другу и оказывать посильную необходимую помощь. Закреплять знание основных цветов и оттенков (голубой, фиолетовый, оранжевый). Воспитывать аккуратность при работе с пластилином.

Методическая литература:

1. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа.- М.: «Карапуз», 2010.- 144 с. вкл, переиздание дораб. и доп.

2. Аппликации из пластилина/ Шкицкая И.О.- Изд. 7-е, испр.- Ростов на Дону: Феникс, 2014.- 87с., Ил.- ( Город мастеров)

3. «Библиотека воспитателя» О.Ю.Тихомирова, Г.А.Лебедева. Пластилиновая картина. Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- Издательство «Мозаика- Синтез», 2013.- 53 с., Ил.

4. Марья Новацкая «Пластилиновые секреты. Как за 30 минут слепить сказку» Питер, 2012 г.                                                    5.  Лыкова И.А. "Лепим с мамой. Азбука лепки. Учебно-методическое пособие для детского художественного творчества" серия "Мастерилка", 2005

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "от рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А.Лыковой)

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "от рождения до школы" и парциальной образовательной программы  "Цветные ладошки" И.А.Лыковой) (сентябрь - ок...

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "От рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А. Лыковой 2015-2016 гг ДЕКАБРЬ

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "От рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А. Лыковой 2015-2016 гг ДЕКАБРЬ...

Семинар-практикум для воспитателей на тему: «Развитие художественного творчества в условиях внедрения парциальных программ И.А. Лыковой «Цветные ладошки» и «Художественный труд»»

Приоритетным направлением моей педагогической деятельности является развитие у детей дошкольного возраста творческих способностей. Главное в ребенке развивать и преумножать, на всем протяжении дошколь...

Конспект занятия В старшей группе по парциальной программе И.А.Лыковой «Цветные ладошки»

Цель: Последовательное воспитание у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализации....

Рабочая программа первой младшей группы (на основе ООП, разработанной по программе "Детство" Бабаевой Т.И., Гогоберидзе А.Г. и парциальной программы "Цветные ладошки" Лыковой И.А.)

Представляю проект, рабочей программы для воспитанников первой младшей группы. В программу включено описание работы по пяти образовательным областям, календарно-тематическое планирование по лексически...

Парциальная программа Лыкова А.И. "Цветные ладошки"

Программа составлена с использованием парциальной Программы  художественного  воспитания, обучения и развития детей  2-7  лет  Лыковой  И.А «Цветные ладошки»,...