Педагогический проект по реализации культурных практик в старшей группе дошкольной образовательной организации
проект (старшая группа)

Булохова Наталья Алексеевна

Введение понятия «культурные практики» в дошкольное образование означает не создание каких-то новых форм образовательной деятельности или переименование существующих в соответствии с новой терминологией, а изменение позиции взрослого в организации образовательной деятельности с дошкольниками. Взрослый перестаёт быть транслятором информации, которую дети должны запомнить и воспроизвести, а становится организатором осмысленной, понятной, интересной для детей совместной и самостоятельной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt_po_realizatsii_kulturnyh_praktik_.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Педагогический проект по реализации культурных практик

в старшей группе дошкольной образовательной организации

 (в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ООП ДО)»

Выполнила:

Булохова Наталья Алексеевна

воспитатель, СП ГБОУ ООШ с.Новопавловка д/с №8 «Золотой петушок»

Самара, 2021 г.

  1. Тема: «Весна-красна».
  2. Актуальность. Многие великие мыслители и педагоги писали, что развитие ребенка в значительной степени зависит от природного окружения. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть ее красоту. Приобретенные в детстве умения видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у дошкольников глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов. Знакомство с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями формирует у детей такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о ее объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней важнейшие задачи каждого педагога. Некоторые дети затрудняются называть, какие изменения происходят в природе весной. Хотелось  обогатить знания детей об изменениях происходящих весной в природе. В связи с этим была определена наша тема.
  3. Цель: закрепление знаний детей о весенних изменениях в живой и неживой природе.
  4. Задачи (в соответствии с ООП) (программное содержание):

- расширять представления о сезонных изменениях в природе (природа просыпается от зимнего сна, увеличился световой день, появление первой травы, цветов, прилет птиц и т. д., о труде людей весной;

- расширять и углублять знания о жизни птиц и животных в весенний период;

- продолжать учить детей устанавливать простейшие связи между условиями наступающего весеннего времени года и поведением животных, птиц, состоянием растительности;

- развивать интерес к художественной и познавательной литературе;

- воспитывать любовь к природе;

- развивать у детей любознательность, интерес и стремление к познанию, умению реализовать свои впечатления в художественно- творческой деятельности;

- познакомить детей с весенними приметами, загадками, пословицами, поговорками;

- чтение и разучивание стихов русских поэтов о весне;

-развивать у детей монологическую, диалогическую и связную речь, обогащать ее новыми словами и выражениями;

- развивать стремление общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности;

- учить изображать весеннюю природу разными изобразительными материалами (гуашь, акварель, цветные карандаши, аппликация, лепка);

- способствовать умению применять полученные знания на практике и в самостоятельной активной деятельности;

- способствовать воспитанию бережного отношения к природе, желанию заботиться о птицах и животных.

  1. Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели и родители.
  2. Сроки реализации: весенний период (март-апрель-май ).

Материалы/оборудование: художественная литература Г. Скребицкий «Четыре художника»«Весна»; Г. Снегирев «Ласточка»; В. Бианки «Лесные домишки»; Г. Снегирев «Первое солнышко»; Ф. Тютчев «Весенние воды»«Зима недаром злится»; А. Прокофьев «Грачи.

Дидактические игры:  «Бывает – не бывает»; «Кто как кричит»; «Летает – не летает»; «Узнай цветок по описанию»; «У кого какой домик»; «Чьи припасы»; «Что в лесу растет»;

 «Кто в лесу живет».

Маски, шапочки цветов, атрибуты для сюжетно – ролевых игр, иллюстрации на тему «Весна», костюм Весны.

  1. Прогнозируемый результат проекта. Расширение знаний детей о живой и неживой природе, повышение уровня нравственно-эстетической воспитанности дошкольников. Улучшение взаимоотношений между взрослыми и детьми, детьми между собой в процессе выполнения коллективных работ, проведения досугов.
  2. Организация деятельности в рамках проекта: подготовительный, основной этап, заключительный этап

(Подготовительный этап - постановка целей, определение актуальности и значимости проекта; – подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.); – подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; - организация развивающей среды в группе.

Основной этап – ознакомление детей с художественной литературой; – проведение бесед; − рассмотрение картин и беседы по их содержанию; − работа с родителя (разработка рекомендаций и их презентация); − проведение занятий; − проведение мероприятия; − прослушивание и обсуждение музыкальных произведений; − рисование с детьми на … тематику; − создание и презентация.

Заключительный этап - – анализ результатов проекта)

  1. Технологическая карта проекта

Социально-коммуникативное развитие

Виды культурной практики

Содержание деятельности

Предполагаемые результаты

  1. Практики игрового взаимодействия
  2. Культурные практики познания мира и самопознания
  3. Культурные практики формирования поведения и отношения
  4. Практики культурной идентификации и взаимодействия ребенка с окружающим социумом
  5. Коммуникативные практики

Сюжетно – ролевые игры:

«Магазин семян»;

«Путешествие в парк»;

«На лесной поляне».

Беседы, обсуждения:

«Какие опасности таятся на улице весной?» (скользкая дорога, падающие сосульки, дождь, ветер, лужи и т. п.);

«Как обезопасить себя от весенних опасностей».

•Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;

•способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

•        обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе,

•        обладает чувством  собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми,

• участвует в совместных играх.

•обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры,

• различает условную и реальную ситуации,

• умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

Познавательное развитие

Виды культурной практики

Содержание деятельности

Предполагаемые результаты

  1. Культурные практики познания мира и самопознания

Наблюдение за неживой природой, растительным и животным миром (ярко светит солнце, снег почернел, начал таять, на снегу проталины, появились первые ранние цветы, бегут, журчат весенние ручейки, птицы поют радуются весне, возвращение перелетных птиц, просыпаются дикие животные, появляются насекомые и т. д.).

Опытно – исследовательская деятельность:

- таяние снега;

- распускание веточек.

Дидактические игры:

«Бывает – не бывает»;

«Кто как кричит»;

«Летает – не летает»;

«Узнай цветок по описанию»;

«У кого какой домик»;

«Чьи припасы»;

«Что в лесу растет»;

«Кто в лесу живет».

•        Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,

•        Интересуется причинно-следственными связями,

•        пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

•        склонен наблюдать, экспериментировать.

•        Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;

•        знаком с произведениями детской литературы,

•        обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики,

истории и т.п.

•        ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности

Речевое развитие

Виды культурной практики

Содержание деятельности

Предполагаемые результаты

  1. Коммуникативные практики.

Составление повествовательных рассказов о времени года весна.

Придумывание сказок и загадок о весне.

Рассматривание иллюстраций на тему «Весна»;

Рассматривание и обсуждение репродукций картин русских художников: С. Герасимов «Лед прошел», А. Саврасов «Грачи прилетели».

Беседы:

«Весна в лесу»;

-«Насекомые весной»;

«Перелетные птицы»;

«Как птицы и звери весну встречают»,

«Труд людей весной»;

«Первоцветы».

Речевые игры:

«Подбери слово» (к прилагательному подбирается существительное: весенний – ветер, звон, дождь, шум, месяц и т. д.);

«Чей хвост?» (образование однокоренных слов: у медведя- медвежий, у зайца – заячий, у волка – волчий, у лисы – лисий и т. д.);

«Один – много» (дождь – дожди, ручей – ручьи, скворец – скворцы, гнездо – гнезда, насекомое – насекомые и т. д.).

Пальчиковые игры:

«Цветок»;

«Капель».

Чтение и обсуждение:

- Г. Скребицкий «Четыре художника»«Весна»;

- Г. Снегирев «Ласточка»;

- В. Бианки «Лесные домишки»;

- Г. Снегирев «Первое солнышко»;

- Ф. Тютчев «Весенние воды»«Зима недаром злится»;

- А. Прокофьев «Грачи»;

- чтение рассказов Е. Чарушина «Лисята».

- народные приметы, поговорки о весне;

Заучивание стихов о весне:

- А. Плещеев «Уж тает снег, бегут ручьи…»

- С. Маршак «Апрель»;

- Е. Серова «Подснежник»;

- И.Токмакова «К нам весна шагает».

•        Ребенок достаточно хорошо

владеет устной  речью, может выражать свои мысли и желания,

•        может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения,

•        может выделять звуки в словах,

•        у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Художественно-эстетическое развитие

Виды культурной практики

Содержание деятельности

Предполагаемые результаты

Свободные практики детской деятельности

Рисование:

«Ранняя весна»;

«Радуга-дуга»;

«Подснежники»;

«Ветка с первыми листочками»;

«Ваза с цветами»;

Лепка:

«Божья коровка».

Аппликация:

«Первые цветы»;

«Скворцы прилетели» (коллективная работа).

Разучивание песен:

«Весёлая капель»;

- «Ой, бежит ручьём вода».

«Здравствуй, милая Весна».

Выставка рисунков и поделок на тему: «Весна – Красна»

•        Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;

•        способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности

Физическое развитие

Виды культурной практики

Содержание деятельности

Предполагаемые результаты

1.Культурные практики здорового образа жизни

2. Практики игрового взаимодействия

Подвижные игры:

«Горелки»;

«Летает – не летает»;

«Хитрая лиса»;

«Бездомный заяц».

•        развита крупная и мелкая моторика;

•         подвижен, вынослив,

•        владеет основными движениями,

•         может контролировать свои движения и управлять ими

        обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры,

•        различает условную и реальную ситуации,

•        умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам

  1. Используемые источники (перечень литературы, методические материалы, программы, рекомендации, пособия, Интернет-ресурсы)

-С.В. Погодина «Шаг в искусство». Парциальная программа по изобразительному творчеству дошкольников. – М.: ВАКО, 2015. – 144 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

 Е.А. Ульева «Времена года. Весна». Тетрадь для заданий с детьми 5-6 лет. Москва. «ВАКО». 2017 г.

- Т. И. Петрова, Е. С. Петрова «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» 2017г. ;

- Т. А. Шорыгина «Какие месяцы в году?» 2018г. ;

Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. – В., 2018г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему «Педагогические условия реализации проектной деятельности старших дошкольников в Образовательной организации»

Главным критерием качества дошкольного образования является развитие ребенка как субъекта познавательной деятельности. И метод проектов, в этом случае, является актуальным  и очень эффективным....

« Роль и место творческих проектов в практике работы воспитателя подготовительной группы дошкольной образовательной организации(из опыта работы)»

                 Слово «проект» происходит от латинского слова «projects», что означает брошенный вперед, выступающий,выдающ...

«Развитие художественно - творческих способностей детей в рамках реализации ФГОС» Педагогический проект «Чудеса искусства» (с детьми старшей группы № 8)

Развитие детских творческих способностей является одним из самых важных жизненных вопросов современной педагогики и определяет в системе образования существенную задачу - воспитание в детях творческой...

Проект «Знатоки финансовой грамотности» для реализации в группах дошкольной образовательной организации

В данной статье представлена информация о том, как в детской образовательной организации создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей среднего дошкольного возраста....

« Роль и место творческих проектов в практике работы воспитателя подготовительной группы дошкольной образовательной организации(из опыта работы)»

Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию?...