Статья на тему: «Игры как ведущая деятельность дошкольников»
статья

Статья на тему: «Игры как ведущая деятельность дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx33.46 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Игры как ведущая деятельность дошкольников»

Исполнитель:

Приходько Оксана Александровна

 

Нужна ли детям игра? Как лучшее ее организовать? Какие игры лучше организовать? Эти вопросы часто задают себе педагоги организаторы, вожатые оздоровительных лагерей, классные руководители, родители [5, c. 5]. Важность игры состоит в том, что она, будучи самым близким и доступным для ребенка видом деятельности, способствует естественному ходу его личностного развития с помощью создания соответствующих для этого условий, в том числе и в дошкольном учреждении. Сложность объясняется в первую очередь бытующим неправомерным представлением о том, что игра, являясь ведущим видом деятельности дошкольника, присуща ему от природы  и не требует специальной работы по ее развитию со стороны воспитателя, а, следовательно, и серьезного изучения историко-теоретических и педагогических ее основ, якобы достаточно знания тематики содержания детских игр. Во-вторых,  нельзя не признать, что стремительно возрастающий поток информации, вольно или невольно воспринимаемый ребенком, требования школы по расширению кругозора детей и определенных умений в той или иной области, стремление родителей обеспечить интенсивную подготовку к обучению в первом классе через школы раннего развития или привлечение репетиторов диктуют необходимость усиления интеллектуального развития дошкольного возраста любыми способами. Все это отодвигает игру на второй план, и, к сожалению, не только в домашних условиях, но и во многих дошкольных образовательных учреждениях, где большое количество организованных занятий, кружков, репетиций к предстоящим праздникам не оставляют времени для свободной самостоятельной игры детей. Можно выделить и еще ряд причин невнимания к игре: у взрослых нет убежденности в том, что в большей степени именно игра обеспечивает своевременное и полноценное развитие дошкольников; недостаточная методическая помощь воспитателям со стороны руководителей ДОУ в вопросах организации игровой деятельности; слабое знание педагогами теории игры, многие воспитатели сами не умеют играть. Нетрудно догадаться, что отношение в обществе к детской игре не может не сказаться на отношении к этому виду деятельности. Это очень важно понимать воспитателю - человеку, взявшему профессиональную ответственность за благополучие детей, их своевременное развитие [1, c. 3]. Игра – сложный социокультурный феномен, неотъемлемая жизнь человека, сопровождающая его от рождения до последних дней, отмечают многие исследователи в области разных наук о человеке   (Н. П. Аникеева, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин). Что такое «игра»? Определений содержания понятия «игра», «игровая деятельность» очень много. Словарь русского языка слово «игра» определяет как «деятельность, занятие детей, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов и служащее для заполнения досуга, для развлечений». Что такое «игра» с психолого-педагогической точки зрения? Откроем Российскую педагогическую энциклопедию: «Игра – это один из видов деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними… одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания. Игра рассматривается как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Вопрос об историческом происхождении игры является одним из главных. Зигмунд Фрейд в своей психоаналитической теории сформулировал взгляды на игру как на деятельность, обусловленную биологическими причинами (инстинкты, влечения), а следовательно, имеющую постоянный, внеисторический характер. В начале XX века у исследователей не было единодушия в решении вопроса о том, что является первичным в истории человечества – труд или игра. Высказывались предположения, что игра возникла раньше труда. Впервые с противоположным утверждением, что «игра – это дитя труда», выступил немецкий психолог и философ В. Вундт, а в дальнейшем эту точку зрения развил русский философ Г. В. Плеханов. Он обратился к детским играм, рассматривая происхождение искусства. Анализ содержания игр детей разных народов (в основном первобытных) дал ему возможность утверждать, что в истории человечества игра возникла после труда и на его основе. В игре находит свое отражение трудовая деятельность людей. В этом заключается социальное назначение игры: она служит средством передачи «культурных приобретений из рода в род», готовит детей к труду. Игра является подготовительным этапом развития ребенка, переходным моментом для его включения в учебу [2, c. 3]. Из русских исследователей значения феномена «игра» можно выделить Розу Иосифовну Жуковскую, которая внесла значительный вклад в развитие отечественной дошкольной педагогики.  Ведущая позиция Р.И. Жуковской во взглядах на игру: главное в игре — содержание. Важно, во что играют дети, кого они изображают в игре.  Была последовательницей Н. К. Крупской [3, c. 126]. Игра – свободная, самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка, отличающаяся активным, творческим характером и высокой эмоциональной насыщенностью. Игра как деятельность дошкольников имеет свои особенности. В игре ребенок исходит из непосредственных интересов, потребностей. Игра предпринимается для удовольствия, мотив игры – переживание значимых для него сторон действительности (С. Л. Рубинштейн). Свобода и самостоятельность проявляется в выборе игры, ее содержания, ролей, в добровольности объединения с другими детьми, в свободе вхождения и выхода из игры. Эмоциональная насыщенность игры — ребенок в игре реально переживает, проживает обыгрываемые события. Ребенок получает удовольствие в игре, снимает напряжение. Передает свои чувства другим, отображает их в разных ролях. Игра не имеет материально выраженного результата, в отличие от продуктивных видов деятельности (изобразительной, трудовой, музыкальной). Ценность игры — в возможности развития в ней всех возрастных новообразований дошкольников. Она значима как воспитательное, диагностическое, психотерапевтическое, развлекательное средство. В игре прослеживается два вида отношений между детьми:

  • игровые отношения, которые определяются содержанием, правилами игры;
  • реальные отношения, которые проявляются по поводу игры (сговор на игру, распределение ролей, выход из конфликта, установление правил). Они являются основой организации детского общества, что в свою очередь делает игру формой организации их жизни. Важнейшим средством воспитания является игрушка, формирующая представление о мире, развивающая вкус, нравственные чувства. Широко используется игра как средство физического, эстетического, трудового, умственного воспитания. Функция — это обязанность, круг деятельности, назначение, роль, совокупность действий. Игровая деятельность, по мнению С. А. Шмакова, - удивительный феномен человеческого существования. В человеческой практике игра выполняет целый ряд функций. Социокультурная функция. Игра — сильнейшее средство социализации ребенка. Она оказывает влияние на становление личности, ее качеств, свойств, черт характера, воли; усвоение детьми знаний, ценностей, норм поведения, отношений. Освоение социокультурного опыта в игре позволяет ребенку функционировать в качестве полноправного члена любого сообщества (детей, взрослых). Игра — эталон культуры, контролируемый феномен, который наиболее полно выражает самобытность национальности, ее традиции. (Например,  итальянцы реализуют свои национальные черты в карнавалах, театрах, испанцы снимают напряжение в корриде). Функция межнациональной коммуникации. Игры — банк общечеловеческих ценностей. Они универсальны, легко усваиваются. Игры дают возможность моделировать разные жизненные ситуации, выходить из конфликтов, учат разнообразию эмоций, прививают целую гамму чувств. Функция самореализации ребенка в игре. Игра — это реализация плана, намерения, исполнения желания самим ребенком. Это сфера реализации себя как личности. При этом ребенку важен сам процесс игры, а не ее результат. Роль взрослого в этом процессе — организация игрового пространства. Коммуникативная функция. Функция организации общения в детском сообществе. Игра — деятельность коммуникативная, она имеет два плана коммуникации — реальный и игровой. В игре дети быстро сходятся, обмениваются опытом. Общение — основной энергетический источник игры. Диагностическая функция игры. В игре прослеживается максимум информации о качествах, активности, знаниях, умениях ребенка. Ребенок в игре осуществляет самодиагностику сил, способностей, возможностей самовыражения. Игра побуждает ребенка к самопознанию. Большинство игр построено по принципу «Познай себя» (дидактические, подвижные, коллективные, компьютерные игры). А. С. Макаренко утверждал: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе,  когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. В игре наглядно видны качества ребенка, то, что он берет из жизни, чего ему не достает, над чем трудиться воспитателю». Игротерапевтическая функция. Функция снятия в игре переживаний, напряжения, страхов ребенка. Игра — средство преодоления возникающих трудностей в общении с другими, в поведении, в учении. Практика новых отношений приводит ребенка к решению своих проблем. Функция коррекции в игре. Функция внесения позитивных изменений в структуру личностных показателей индивида. Игра выступает как средство коррекции познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер, средство развития психических процессов и речи, мыслительных процессов. Развлекательная функция. Функция доставления удовольствия, радости, положительных эмоций, средство удовлетворения потребности в общении, взаимодействии. Игра — единственная деятельность, которая выводит ребенка за рамки его непосредственного опыта, она дает пищу фантазии. Дж. Локк отмечал: «Дети должны жить счастливо и весело. Развлечения так же необходимы, как труд и пища. Развлечения невозможны без удовольствий, которые чаще зависят от воображения, чем от разума. Поэтому необходимо позволять детям делать так, как им нравится, устраняя только вред здоровью и другим людям». В остальных случаях не нужно связывать игры запретами. Ф. Фребель в основу классификации положил принцип дифференцированного влияния игр:
  • на развитие ума — умственные игры,
  • на развитие внешних органов чувств — сенсорные игры,
  • на развитие движений — моторные игры.

К. Гроос рассматривает виды игр по их педагогическому значению:

  • «игры обычных функций» - подвижные, умственные, сенсорные, развивающие,
  • «игры специальных функций» - игры-упражнения с целью совершенствования инстинктов: семейные игры, игры в охоту, ухаживание.

Н. К. Крупская обозначает:

  1. игры, придуманные детьми, - творческие игры,
  2. игры, придуманные взрослыми, игры с правилами [4, c. 55]. 

Игра в своей структурной организации строится так же, как и любая другая деятельность человека. Игра содержит: сюжет, роль, игровые действия, правила, игровое употребление предметов (замещение), реальные (партнерские) отношения, отношения между играющими детьми. Сюжет игры — это та область действительности, которая воспроизводится детьми. Действительность, в которой живет и с которой сталкивается ребенок, может быть условно разделена на две взаимосвязанные, но вместе с тем различные сферы. Первая — сфера предметов (вещей) как природных, так и созданных руками человека; вторая — сфера деятельности людей, сфера их труда и отношений между ними. Так как в реальной действительности они переплетены, а конкретная деятельность людей, их отношения в социальном и предметном мире чрезвычайно разнообразны, то  и сюжеты детских игр разнообразны и изменчивы. Второй компонент игры — роль — центральная ее единица, объединяющая все остальные компоненты. Роль воспроизводит определенную социальную позицию, которая выражается в системе игровых действий, выполняемых с помощью игровых предметов и моделирующих социальные отношения. Роль неразрывно связана с правилом, в обобщенном виде представляющим сценарий, последовательность и средства ее выполнения. Роль реализуется в игровых действиях. Игровое действие двойное: по смыслу и по внешнему характеру. От действий с предметом к изобразительным действиям — до действий в речевом плане. Игровое употребление предметов может реализовываться как в форме использования изобразительных игрушек, так в форме замещения одних предметов другими. Основа игры — создание мнимых, воображаемых ситуаций, для которых характерно расхождение видимого и смыслового поля  (поля «присвоенных» в результате символизации значений). Д. Б. Эльконин указывает на «двойную» символизацию игры, которая осуществляется:

  1. при игровом употреблении предметов, т. е. при переносе действия с одного предмета на другой и при его переименовании — по сути превращения предмета в игрушку благодаря символизации;
  2. при принятии и выполнении роли взрослого, являющегося ориентиром в моделируемых социальных отношениях. Игра — промежуточное звено между ситуационной связанностью мышления ребенка раннего возраста и мышлением, оторванным от реальной ситуации. Соотношение «Игровой предмет - выбор и принятие роли» меняется в зависимости от возраста.

В процессе игры между детьми складываются два вида отношений:

  • отношения, которые определяются содержанием и правилами игры;
  • реальные отношения, проявляющиеся по поводу игры. Функции реальных отношений: планирование сюжета игры, распределение ролей, игровых предметов, контроль за развитием сюжета и выполнением ролей сверстниками — партнерами по игре, их коррекция. Уровень отношений зависит от особенностей возрастного и личностного развития. При благоприятных условиях дети овладевают навыками общественного поведения, умением устанавливать взаимоотношения со сверстниками в игре: действовать совместно и целенаправленно, осуществляя контроль и самоконтроль в соответствии с общепринятыми нормами и требованиями [1, c. 41]. Результат игры выражается, в отличие от продуктивных видов деятельности, в положительных эмоциях, удовлетворении основных потребностей ребенка в активности. Одобрении, защищенности, общении. При соответствующем возрасту уровне развития игровой деятельности она имеет воспитательный, обучающий, развивающий эффект и выполняет социальную, коммуникативную, психотерапевтическую, коррекционную, диагностическую, развлекательную функции. Перед педагогами ставится задача — найти гуманистические методы воздействия на личность ребенка. Именно игра занимает центральное место в его жизни, где он чувствует себя в безопасности, комфортно, ощущает психологический простор и свободу. Важна роль педагога, который организует  игровое пространство, игровую ситуацию. Умение пригласить в игру столько участников, сколько необходимо, объяснить сам процесс игры — все это требует от педагога высокого профессионализма. Технология проведения игр заключается в том, чтобы ребенок мог самовыразиться, самоутвердиться, познать себя и других, чтобы детям в игре было легко и уютно. Организуя игру, важно рассматривать каждого ребенка как индивидуальность, способную проявить свое личное «Я»; в игре ни в коем случае не должно быть элементов, связанных с риском для здоровья детей; недопустимо унижать достоинство детей; игра должна соответствовать возрасту и особенностям детей; используемые в игре атрибуты должны быть гигиеничны, безопасны, удобны и эстетичны; каждая игра должна создавать эмоциональный настрой даже для проигравших детей.

Задача педагога в объяснении игры состоит в том, чтобы организовать, развлечь не только тех детей, которые участвуют в игре, но и болельщиков. Технология объяснения  игры должна соответствовать ряду требований: ясность и четкость в изложении; эмоциональная выразительность и достаточная громкость не зависимо от количества игроков; объяснение должно быть максимально показательным. В процессе игры между педагогом и детьми должен быть диалог. Важно регулировать темп игры, не допуская пауз, вести игру в хорошем настроении, с улыбкой. Продолжительность игры зависит от интереса аудитории к игре. Если зрелищный запас исчерпан, то следует заменить задание или снять его. Педагог должен поощрять  участников словами: «спасибо», «молодцы», «умницы», и т. д., предложить зрителям поаплодировать участникам за удачное выполнение задания, чтобы подбодрить их. При подведении итогов возможны следующие варианты:

  • если проводятся тематические игры, в которых участвуют 2 или несколько команд, то для оценки конкурсов необходимо жюри. Слово жюри — закон. Конкурсы могут оцениваться по бальной системе.
  • Другой формой оценки может быть жетонная система. Она удобна при учете активности личного участия играющих, например, в викторинах, конкурсах, и т. д. По окончании игры победителем становится участник, набравший наибольшее количество жетонов.
  • Не менее значим и ритуал награждения победителей. В начале желательно сказать несколько добрых слов в адрес проигравшей команды, которая заняла «почетное место», а за тем награждать победителей. Награды не должны быть равноценными. Необходимо отметить ряд требований к педагогу организатору детских игр. В первую очередь  - это эстетика его внешнего вида; особые требования к его культуре речи; выразительным средствам языка, эмоциональности. Доброжелательное отношение, внимание к каждому ребенку и коллективу детей, добросовестная подготовка и профессионализм — все это, бесспорно, влияет на отношение детей к педагогу и на успех в работе [5, c. 30].

Таким образом, игра как форма организации жизни и деятельности детей должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом.

Педагогические возможности игры возрастают, если она органически соединена с каким-либо другим видом деятельности. Наиболее целесообразно связывать игру с трудом, изобразительной и конструктивной деятельностью. Педагог, организуя жизнь и деятельность детей в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу, формирует навыки самоорганизации в игре. Всестороннее использование игры в педагогическом процессе приводит  его в соответствие с объективными закономерностями развития личности в дошкольный период.

Источники

  1. Арсентьева, В. П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве / В. П. Арсентьева. - М. : Форум, 2009. - 142, [1] с.
  2.  Играем, развиваемся, растем : дидактические игры для детей дошкольного возраста / сост. Н. В. Нищева. - Спб. : Детство-Пресс, 2010. - 357, [4] с.
  3. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / С. А. Козлова; Н. К. Ледовских и др.  М. : Академия, 2002. - 192 с.  
  4. Сазонова, Наталья Павловна. Сущность игры как деятельности дошкольников / Н. П. Сазонова // Дошкольная педагогика : курс лекций / Н. П. Сазонова. - СПб. : Детство-Пресс, 2010. - С. 55-77.
  5. Сергеева, И. С. Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников. ФГОС в школе : методические рекомендации / И. С. Сергеева, Ф. С. Гайнуллова. - М. : КНОРУС, 2016. - 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Игра как ведущая деятельность дошкольника"

консультация для родителей "Игра как ведущая деятельность дошкольника"...

Игра как ведущая деятельность дошкольника.

Игра как ведущая деятельность дошкольника....

Вебинар "Сюжетно- ролевая игра, как ведущая деятельность дошкольников"

quot;Сюжетно- ролевая игра, как ведущая деятельность дошкольников"...

«Психолого-педагогическое сопровождение игры , как ведущей деятельности дошкольников»

laquo;Психолого-педагогическое сопровождение игры , как ведущей деятельности дошкольников»...

Статья «Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте»

Статья "Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте"...