Аналитическая записка профессиональной педагогической деятельности.
материал (старшая, подготовительная группа)

Дерябина (Кондрашова) Наталья Андреевна

Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности с 2016 - 2018 г.г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskaya_zapiska_1.docx44.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 9 комбинированного вида

Аналитическая записка

о результатах

педагогической деятельности

Воспитатель:

Кондрашова

Наталья Андреевна

(I категория)

Красноуральск

        Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу, снижается положительная мотивация к образовательной деятельности. Не случайно в последние годы интенсифицируются поиски новых, более эффективных педагогических подходов к процессу реорганизации системы дошкольного воспитания и обучения.

        ФГОС ДО ориентирует нас на сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Современные педагогические технологии направлены на реализацию ФГОС ДО и предполагают  поддержку индивидуальности и инициативы ребенка, через создание условий для свободного выбора деятельности.

        Собственную педагогическую систему рассматриваю как деятельность, направленную на создание благоприятных условий, способствующих развитию и самореализации каждого ребёнка.

        Цель свою вижу в создании условий активизации познавательно -исследовательской деятельности, творческого развития воспитанников на основе сотрудничества со сверстниками и взрослыми, стремлении к самостоятельному познанию и размышлению.

        Для достижения цели определила задачи, затрагивающие все виды детской деятельности и охватывающие все образовательные области в соответствии с ФГОС:

1. Обеспечить эффективную реализацию основной образовательной программы дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС ДО.

2. Обеспечить качественный уровень освоения воспитанниками содержания образовательной программы за счет совершенствования методов обучения и воспитания, использования современных образовательных технологий.

3. Совершенствовать систему работы по развитию познавательной активности детей с целью выявления и развития способностей воспитанников к интеллектуальной, исследовательской и творческой деятельности.

4. Развивать коммуникативную и социальную компетентность дошкольников средствами современных педагогических технологий.

5. Расширить систему взаимодействия с семьями воспитанников, повысить их компетентность в вопросах познавательного развития и укрепления здоровья детей.

        Определяя приоритетным направлением своей педагогической деятельности познавательное развитие дошкольников, большое внимание уделяю организации самостоятельной активной познавательной и исследовательской деятельности детей.

        Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей, активного вовлечение родителей в работу ДОУ.

        С целью выявить познавательную активность детей я провела анкетирование родителей. Анализ родительских анкет показал, что родители понимают необходимость развития у детей познавательной активности и прикладывают к этому определенные усилия, однако уровень развития у детей познавательной активности не высок, так как внимание родителей к этой деятельности не постоянно, от случая к случаю. Именно поэтому, убеждала родителей в поощрении стремления ребенка узнавать новое, самостоятельно выяснять непонятное, вникать в суть предметов и явлений.         Исходя из потребностей родителей, разработала советы, рекомендации, подобрала картотеку элементарных опытов, экспериментов, игр, в которых используются результаты экспериментирования.

        Проанализировав создавшуюся ситуацию, первым делом совместно с родителями организовала центр экспериментирования, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, где, создала условия для совместной и самостоятельной деятельности, развития поисковой активности воспитанников.

        Так мы с родителями воспитанников постепенно объединились в команду единомышленников, имеющих общую цель: повысить познавательно - исследовательскую активность детей.

        На начальном этапе я изучила место детского экспериментирования в предпочтениях детей и особенностей данной деятельности у дошкольников. Для этого использовала  методику Л.Н. Прохоровой "Выбор деятельности".

        Углубленный анализ предпочитаемого детьми вида деятельности показал, что предпочтения детей в группе распределились следующим образом:

Вид деятельности

На начало эксперимента

Экспериментирование

17 %

Чтение книги

23 %

Изобразительная деятельность

25 %

Игровая деятельность

35 %

        Как видно из таблицы, большинство детей предпочитают игровую деятельность - 35 %. И только 17 % детей отдало предпочтение экспериментальной деятельности.

        На основании обследования и наблюдения пришла к выводу, что познавательный интерес у детей неустойчив, отсутствует направленность на результат, навык экспериментальной деятельности не сформирован. Встал вопрос: "Как сформировать положительную мотивацию, развить познавательный интерес? "

        Я ежедневно организую ситуации, провоцирующие познавательную активность своих воспитанников.

        В процессе экспериментирования дети отвечают не только на вопрос, как они это делают, но и на вопросы, почему они это делаю именно так, а не иначе, зачем они это делают, что хотят узнать, что получится в результате. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей педагогической работы.

        Но я столкнулась с проблемой организации детского экспериментирования:

- недостаточное оснащение развивающей предметно - пространственной среды,

- создание условий для самостоятельной поисковой деятельности детей,

- все программы указывают на необходимость детского экспериментирования, но сам процесс не раскрыт, не раскрыто содержание знаний, умений, навыков, способов познания и опыта творческой деятельности, что не позволяет практикам реализовывать образовательную программу в полной мере.

        В целях систематизации развивающей работы с детьми разработала рабочую программу, перспективный план работы, конспекты образовательной деятельности, картотеки. Разработки, в настоящее время, используются педагогами ДОУ для работы с детьми, так как данная работа предполагает вариативность ее использования в связи с конкретными задачами педагога. Педагоги всегда могут воспользоваться параметрами разработанной диагностики, а практический материал, поможет разнообразить образовательную деятельность, принести детям радость и сюрпризы.

        Достигнуть более высоких результатов в работе с детьми помогает использование технологий, методов и форм работы, обеспечивающих развитие воспитанников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

        Чтобы вовлечь ребенка в собственный исследовательский поиск выделила, изучила и апробировала методику А.И.Савенкова. Эта  методика позволила мне не только научить  детей простым вариантам наблюдения и экспериментирования, но и увлечь их исследовательской деятельностью — от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов, рациональному варианту поиска информации.

        В работе использую интегрированную образовательную деятельность, дифференцированные задания разных уровней сложности, учитываю уровень развития детей, создаю тем самым положительный настрой на образовательную деятельность, её успешное выполнение. Это позволяет мне учитывать особенности восприятия, осмысления, запоминания детьми учебного материала и способствует лучшему усвоению содержания программы.

        Основным методом своей работы с детьми считаю педагогику сотрудничества: воспитатель и ребёнок общаются и действуют "на равных", выступаю в роли помощника, а не педагога.  Свою работу выстраиваю по принципу: "уча других – учишься сам". Именно такой прием активизирует активность детей, способствует самостоятельности и самовыражению.

        Придерживаюсь в работе следующих требований:

- сталкиваю воспитанников с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями,

- побуждаю детей формулировать имеющиеся у них идеи, высказывать их, выдвигать объяснения, предположения, догадки,

- даю воспитанникам возможность исследовать свои предположения в свободной и непринужденной обстановке.

        Я вижу, что с каждым днем их интерес к исследованиям только увеличивается, что толкает меня на создание новых проектов, интересных опытов и наблюдений. Беседы с родителями и детьми убедили меня в том, что у детей проявилось желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие.

        Исследовательскую деятельность обязательно интегрирую с другими видами детской деятельности и пропускаю через все образовательные области.

        В первую очередь, моя экспериментальная работа с детьми опирается на наблюдения в природе. Я закрепляю, уточняю уже усвоенные детьми знания, знакомлю с новыми материалами в занимательной, игровой форме.

        Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.

        Для достижения лучших результатов в работе над звукопроизношением я использую инновационный метод – биоэнергопластика (Р.Г.Бушляковой). При помощи этого метода синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшается память, внимание, мышление, речь.

        Используя в своей работе такую технологию как друдлы (Роджера Прайса) я способствую развитию образного мышления, воображения, креативного мышления; развитию речи.

        Успешно использую в своей работе "живые" мнемотаблицы при составлении рассказов, заучивании стихотворений. Мною разработаны таблицы, которые активизируют детей на более высокие результаты их деятельности. Анализ работы показал положительную динамику. Дети стали с желанием составлять описательные рассказы, которые стали более красочные, насыщенные эпитетами, наполненные сложными предложениями, с легкостью запоминать стихи.

        Я заметила, что мои воспитанники не проявляют отзывчивость, готовность к совместной деятельности со сверстниками. Таким образом, анализ проблем позволил сделать вывод о поиске новых путей и средств развития межличностных отношений, речевой активности. Ведь от того, как будут складываться дружеские взаимоотношения между детьми, во многом зависят и положение ребенка в детском коллективе, и успешность или не успешность его социализации и др. Для решения данной проблемы был создан театральный кружок "Веселый балаганчик", где как нельзя лучше раскрываются все способности детей.

        В результате работы в данном направлении мои воспитанники совершенствуют речь, используют вербальные и невербальные средства общения, владеют конструктивными способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Воспитанники являются победителями городского конкурса «Театральная Весна» 2015 - 2018 г.г. Выпускники 2018 г. успешно прошли адаптацию в школе.

        Осуществила работу и по апробации технологии проектной деятельности в рамках специально организованного обучения детей. Мною были разработаны и применены следующие педагогические проекты: «Волшебница вода», «В гостях у зубной щетки» и другие.

        Использование театрализованной, проектной деятельности помогли решить мне комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО, возросли показатели познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития воспитанников, о чём свидетельствует положительная динамика.

        Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

        Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Я учу детей рисовать то, о чем они думают, что привлекает их внимание, ищу оптимальные пути обучения, позволяющие раскрепостить детей, вселить в них уверенность в своем умении.

        Со своими детьми я использую такие техники как: кляксография, набрызги красок, монотипия, ниткография, разрисовка камешков и другие.        Также используем различные материалы для рисования: зубную пасту, натуральные краски, сделанные из сока овощей и фруктов, соль, мыльные пузыри и многое другое. Мы, взрослые, думаем, что получив новый материал, ребенок просто рисует. А он экспериментирует. Я вижу, как мои дети восторженными глазами следят за движениями краски - как и куда она потечет, замечая, что двух одинаковых клякс не бывает, крутят лист бумаги, пытаясь разглядеть знакомые образы - на что же похожа эта клякса.

        В своей работе я широко использую информационные технологии в организации различных видов детской деятельности. Мной создана авторская картотека электронных презентаций различных видов, в том числе игровых, музыкальных, в форме викторин, загадок для детей в соответствие с календарно – тематическим планированием. Следует отметить, что предъявление информации с помощью мультимедийных средств в игровой форме вызвало у детей огромный интерес, стало стимулом их познавательной активности, позволило смоделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

        Одной из приоритетных задач своей педагогической деятельности считаю сохранение и укрепление здоровья детей. Для решения данной задачи, мною разработана модель двигательной активности, схема закаливающих мероприятий, подобраны картотеки подвижных игр и упражнений, утренних гимнастик, пальчиковых игр, спланирована система работы с детьми по внедрению здоровьесберегающих технологий, таких как степ - аэробика, логоритмика, ритмопластика, офтальмотренаж и другие.

        В результате у воспитанников имеется стойкая динамика снижения простудных заболеваний; повысилась посещаемость: 2017 год – 78%, 2018 год – 85%, 2019 год – 91%, сформировалось представление о здоровом образе жизни (100%).

        Вне образовательной деятельности дети проводят опыты самостоятельно, я уточняю у ребенка цель опыта, но в ход его не вмешиваюсь. Результаты опытов и выход знаний, полученных в самостоятельной деятельности детей, отражаются в дальнейших беседах. Дети с увлечением рассказывают о том, кто что делал, и что у кого получилось, анализируют полученные данные. Это положительно сказывается не только на развитие воображения, памяти, внимания, но и на развитии речи детей.

        Я обратила внимание на то, что многим моим воспитанникам свойственно многократное повторение одних и тех же опытов. Но и в этом я увидела свои плюсы: у детей вырабатывается определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе. А вопросы "Зачем?", "Как?" и "Почему?" требуют уже от меня компетентности в различных областях окружающего нас мира.

        Анализ показал, что использование целенаправленного систематического применения экспериментов, позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

        Для того чтобы выявить предпочитаемый вид деятельности после проведенной работы провела повторный опрос. Анализ повторной диагностики показал, что предпочтения детей распределились следующим образом:

Вид деятельности

На начало эксперимента

На конец эксперимента

Экспериментирование

17 %

29 %

Игровая деятельность

35 %

25 %

Изобразительная деятельность

25 %

26 %

Чтение книги

23 %

20 %

        В процессе работы по формированию познавательного интереса, я увидела положительную динамику не только для развития познавательной активности детей. Я пришла к выводу: работа в данном направлении эффективна, что и подтверждается итоговой диагностикой.

Образовательная область

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Навык сформирован

В стадии форм.

Не сформирован

Навык сформирован

В стадии форм.

Не сформирован

Навык сформирован

В стадии форм.

Не сформирован

Познавательное развитие

15 %

40 %

45 %

25 %

45 %

30 %

35%

45%

20 %

Художественно - эстетическое

20 %

42 %

38 %

28 %

44 %

28 %

38%

44%

18%

Речевое развитие

22 %

42 %

36%

29 %

41 %

30 %

35%

43%

22%

Социально - коммуникативное

18 %

39 %

43 %

25 %

43 %

32 %

38%

42%

20%

        Динамика достижений воспитанников была достигнута благодаря тому, что образовательная деятельность проводилась в системе, использовались разные технологии, приёмы и методы работы, проводилась индивидуальная работа с детьми. Количественные данные позволяют мне проследить эффективность работы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу.

        Я не боюсь экспериментировать и придумывать интересные задания для детей, побуждая их к творческому поиску.

        Подводя итог, хочу сказать, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких "почемучек" и направляя их исследовательскую инициативу, я смогла развить у детей изобретательность, творческую активность. С каждым днем интерес моих воспитанников к исследованиям только увеличивается, что толкает меня на создание новых проектов, интересных опытов и наблюдений.

        Я считаю, что включение методов исследовательского обучения в образовательном процессе, систематическое проведение разработанных мероприятий, а также согласованная совместная работа моя как воспитателя, родителей и педагога-психолога способствуют качественной подготовке детей к обучению в школе.

        Мои воспитанники — это активные деятели, это поможет им на пороге школьного обучения. Эффективность и результативность использования инновационных технологий подтверждает высокий уровень творческих достижений воспитанников в городских творческих конкурсах (см. на личном сайте: https://nsportal.ru/kondrashova-natalya-andreevna).        Информацию о накопленном мною положительном опыте открыто представляю педагогическому сообществу не только внутри детского сада, но и на личном сайте: https://nsportal.ru/kondrashova-natalya-andreevna.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка о педагогической деятельности

Аналитическая справка о педагогической деятельности МАЛАЧЕВОЙ ИРИНЫ МИХАЙЛОВНЫ Воспитателя МБДОУ Березовский ДС «Семицветик» Образовательное учреждение: Шарыповский район, муниципальное бю...

Информационно - аналитический отчет о педагогической деятельности

Информационно - аналитический отчет о педагогической деятельностиОбеспечение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, продуктивного использования новых образоват...

Обмен опытом работы « Использование в профессионально – педагогической деятельности творческого педагогического проекта: Нетрадиционной техники рисования в развитии детей дошкольного возраста »

В своей работе использую программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы,  И.А Лыковой «Цветные ладошки»,      пособие для воспитателей Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техни...

Аналитический отчет профессиональной педагогической деятельности.

Аналитический отчет (самоанализ) профессиональной педагогической деятельности  воспитателя об эффективности использования в практической деятельности  современных образовательных технологий....

Аналитическая записка профессиональной деятельности педагога

В документе отражено удовлетворённость родителей деятельностью педагога....

Аналитическая записка профессиональной педагогической деятельнсти

Аналитическая записка профессиональной педагогической деятельности воспитателя МБДОУ № 102Шишковой Елены Геннадьевны Я, Шишкова Елена Геннадьевна, являюсь воспитателем муниципального бюджетного д...

Аналитическая записка профессиональной деятельности

Анализ анкетирования родительской общественности группы...