СООБЩЕНИЕ на методическом объединении для воспитателей старших и подготовительных групп Тема: «Совершенствование развивающей предметно - пространственной среды в процессе реализации образовательной области «Познавательное развитие»
материал (старшая группа)

Логинова Ольга Александровна

Хочу поделиться с вами опытом по организации и созданию оборудования для развивающей предметно – пространственной среды (РППС) образовательной области (ОО) «Познавательное развитие» в старших группах нашего сада.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sreda.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28 города Кузнецка

СООБЩЕНИЕ

на методическом объединении для воспитателей старших

и подготовительных групп

Тема: «Совершенствование развивающей предметно - пространственной среды в процессе реализации образовательной области «Познавательное развитие»

Выполнила:

воспитатель Логинова О.А.

Уважаемые коллеги!

Хочу поделиться с вами опытом по организации и созданию оборудования для развивающей предметно – пространственной среды (РППС) образовательной области (ОО) «Познавательное развитие» в старших группах нашего сада.  (СЛАЙД №1)

Как вы уже знаете, ОО «Познавательное развитие» в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирована на: (СЛАЙД № 2)

  • развитие познавательно – исследовательской деятельности детей;
  • формирование у них элементарных математических представлений;
  • ознакомление дошкольников с предметным окружением;
  • ознакомление с миром природы;
  • ознакомление с социальным миром.

Исходя из выше изложенного, в групповых помещениях нашего детского сада были организованы следующие центры: (СЛАЙД №3)

  • «Научно – исследовательский центр»
  •  «Центр занимательной математики»
  •  Центр познания «Мы познаем мир»
  •  «Центр природы»
  • Центр «Юный патриот».

Все центры, включая центры других образовательных областей, расположены по принципу гибкого зонирования, который заключается в создании различных пересекающихся сфер активности.

Один из вариантов вы видите на  (СЛАЙДЕ №4 и №5)

Обратимся к первому центру - «Научно – исследовательский центр». (СЛАЙД №6)  Он направлен на развитие первичных естественнонаучных представлений, любознательности, познавательных интересов и познавательной мотивации детей.

На следующем фото (СЛАЙД №7) показано, что место для исследовательской деятельности зонировано мебелью, при помощи которой легко можно изменить развивающую предметно – пространственную среду в зависимости от образовательной ситуации и меняющихся интересов и возможностей детей. При этом она доступна, соответствует росту детей.

На данном слайде  (СЛАЙД №8) представлены мобильные столики на роликах для экспериментирования с водой и песком. Они позволяют детям самим выбрать и организовать свое пространство для познавательной деятельности как индивидуально, так и группами. Такие столики могут быть использованы и в других образовательных областях, сменив в них только наполняемость игрового материала.

Нужно отметить, что данный центр периодически пополняется, сменяется дидактическими играми, материалом, пособием в зависимости от интересов и возможностей детей, а так же от поставленных воспитательных и образовательных задач. Разнообразие игр, игрушек, оборудования и другого игрового материала соответствует требованиям надежности и безопасности его использования.

Далее рассмотрим «Центр занимательной математики», в котором решаются задачи по формированию элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. Для экономии игрового пространства, особенно в тех ДОУ, где групповое помещение служит одновременно и спальней, можно использовать съемные стенды. Это вы видите на фото СЛАЙДЕ № 9.  Такие стенды вариативны. Например,  «Центр занимательной математики» можно переоборудовать  в «Центр грамотейка» в логопедических группах. Обратите внимание, что на стенде расположены как стационарные кармашки, так и съемные СЛАЙД №10, в которые помещаются цифры, геометрические фигуры. Дети с интересом закрепляют пройденный материал в самостоятельной игровой деятельности: это прямой и обратный счет,  классификация геометрических фигур по цвету, форме, величине и т.п.  К тому же, съемные кармашки можно использовать как в различных центрах ОО «Познавательное развитие», так и в центрах других образовательных областей.

Так как дети старшего дошкольного возраста имеют больше возможности отражать полученные знания с помощью условных обозначений, цифр,  букв на листе бумаги, то решая задачу знакомства с календарем, мы вместе с детьми изготовили его из цветных стикеров и наклеили на свободное пространство стенда. СЛАЙД №11

В нашем саду активно используются разные модели. На стенде вы видите одну из моделей – на липучках - солнце.  Как вы думаете, какие математические  задачи решаются с помощью этой модели?  (Сравнение по длине. Ориентировка относительно центра. Счет).

С удовольствием применяются в образовательной деятельности плоскостные, объемные модели. СЛАЙД №12 Эти модели можно использовать не только для решения математических задач, но при ознакомлении с предметным миром, например, «Эволюция вещей»,  миром природы «Пищевая цепочка», «Времена года» и т.д.

Удобен и прост в применении стол школьника. СЛАЙД №13 Он многофункционален, с его помощью дети совершенствуются в определении времени по часам, записи и решении математических примеров с помощью цифр, измерение величин  линейкой.

 Стол легко перемещается по группе.  Встав перпендикулярно стене, он отгораживает центр занимательной математики от другого центра.  

Если в группе есть пустая стена, но ограничено игровое пространство, то можно приклеить на двусторонний скотч магнитные полоски. СЛАЙД №14 Периодическая сменяемость игровых карточек стимулирует познавательную и исследовательскую активность детей (принцип вариативности).

Оборудование и материал в центрах познания «Мы познаем мир» дает возможность детям закреплять   первичные представления о многообразии предметов и объектов окружающего мира.

Хорошо разграничивают игровое пространство ширмы, сделанные из полипропиленовой трубы, уголков, крепежей, тканого материала с липучками. СЛАЙД №15.  Количество звеньев может варьировать от двух до четырех – пяти.  К этим ширмам имеется свободный доступ сразу с двух сторон. То есть количество детей, занятых познавательной деятельностью неограниченно. К преимуществам данного игрового материала относится также его полифункциональность.  Ширма может служить как переносная мягкая стена, может быть использована как театральная ширма для верховых кукол, может быть использована и на физкультурных занятиях – бег змейкой, пролезание правым и левым боком и т.п.

Такие ширмы мы используем при ознакомлении, например, с профессией мультипликаторов, работой сотрудников ГИБДД, видами транспорта. СЛАЙД № 16.

Свободный выбор игрового – познавательного пространства позволяют сделать и переносные доски на колесиках. СЛАЙД №17. Дети самостоятельно подходят к вариативности среды.  Такие доски могут служить как полем для организации познавательной деятельности, так и  предметом - заместителем, например,  детский игровой стол или мишень для метания (принцип полифункциональности).

Складные переносные панели позволяют сэкономить место при их хранении. СЛАЙД №18. Выбор фона  и набор игрового материала зависит от решаемых в данный период образовательных задач.

При создании познавательных игровых центров можно использовать задние панели мебели СЛАЙД №19, разместив на них баннер  познавательного характера или  атрибуты  для сюжетно – ролевых игр.

СЛАЙДЕ №20  «Центр природоведения» направлен на совершенствование  представлений об объектах природного окружения,  воспитание экологического  сознания.

Насыщенность  и вариативность дидактического материала в данном центре свободно  интегрируется с другими образовательными областями. Например, рассматривание природного материала и его использование в конструировании, занятиями физкультурой (шишки, перышки, камешки, семена, крупы и др.), уход за растениями в центре природоведения и длительные или краткосрочные  опыты и наблюдения с их использованием в познавательно - исследовательских центрах.

Так же мы используем съемные кармашки при ознакомлении детей с животным миром. СЛАЙД №21.  Они хороши для игр на классификацию, обобщение. Например,  «Разложи в кармашки животных, птиц», «Как можно назвать их одним словом?» и др.

Очень занимательно проходит повторение пройденного материала по ознакомлению с климатическими зонами Земли на макетах. Они  легко трансформируются и не занимают много места. СЛАЙД № 22

На СЛАЙДЕ №23  вы вновь видите переносные доски на колесиках. Сменив лишь фон панели, решается уже другие образовательные задачи – знакомство с животным миром средней полосы и правилами поведения в нем (принцип вариативности).

Периодическая сменяемость игрового материала на ширмах позволяет решать различные образовательные задачи. Так, например, ознакомление детей с явлениями поздней осени можно представить, как показано на следующем фото. СЛАЙДЕ №24

И сейчас обратимся к последнему центру «Юный патриот». СЛАЙД №25, который помогает детям уточнять знания об окружающем их социальном мире.

Формирование представлений о Родине начинается с малого - с познания себя и места в социуме. На данном слайде представлена организация развивающей предметно – пространственнойсреды в старшей группе: генеалогическое  древо в виде магнитного стенда – дерева, детский стол – полочка с размещенными в ней фотоальбомами, экспозицией на тему «Моя родословная».  Такой центр ограничен в максимальном количестве детей, поэтому можно сказать, что он хорошо интегрируется с центром релаксации, где дети индивидуально или небольшими группами могут в спокойной обстановке поговорить на тему фотовыставки или помещенной там экспозиции.

Возможность использования стенда – дерева в других центрах познания:

«Центр природоведения»  - «Время года», «Какие фрукты растут на дереве», «Птичьи этажи»;

«Центр занимательной математики» - «Короткие и длинные ветки», «Время года», «Рассади на ветки птиц и посчитай их».

В подготовительной к школе группе на стенде помещена информация о стране, ее руководителях, народностях, достопримечательностях. СЛАЙД №26 Созданная в этом центре атмосфера  уюта, сотрудничества, тесного контакта позволяет воспитать дружеские взаимоотношения, толерантность друг к другу, патриотические чувства.

В настоящее время среди педагогов стали очень популярны лепбуки, так как в каждом из них помещено много увлекательного и доступного детям материала. Они широко используются нами во всех центрах детской активности.

На слайдах представлена небольшая часть лепбуков  на темы «Осень», «Экология», «Каждая крошка – в ладошку», «Моя семья».   СЛАЙДЫ 27,28,29,30

Подводя итог, можно сказать, что: СЛАЙД №31

  1. К преимуществам созданной среды в центрах познавательного развития относятся: возможность  для самостоятельной познавательно – исследовательской деятельности детей как индивидуально, так и группами, возможность совместной деятельности  детей и взрослых, а также возможность для уединения.
  2.  Такая развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, материалов, оборудования путем соблюдения  шести принципов:

- трансформируемости в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

- насыщенности;

- полифункциональности составляющих среды и предметов;

- наличия различных центров и вариативности игрового материала в них;

- доступности всех центров, игрового материала, а так же их исправность и сохранность;

- соответствие всех элементов среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

  1. Побуждает к игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности детей.
  2. Во взаимодействии с предметно-пространственным окружением формирует эмоциональное благополучие детей;
  3. Дает возможность самовыражения.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ СЛАЙД №32


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему: «Организация развивающей предметно-пространственной среды, как способ реализации основной образовательной программы ДОУ"

Содержание. Функции предметно-пространственной среды.Принципы создания и использования предметно-пространственной развивающей средыХарактеристика отдельных элементов среды и обоснован...

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА, КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС.

Методические материалы для заведующих  и старших воспитателей о создании развивающей предметно - пространственной среды  с целью повышения качества образовательных услуг, построения эф...

«Совершенствование и индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды как условие реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО

В статье раскрывается построение предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

Опыт работы по ФЭМП «Использование занимательного математического материала в развитии логического мышления у дошкольников в процессе реализации образовательной области «Познавательное развитие».

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования задачи логико-математического развития детей должны реша...

ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА В ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

В настоящее время актуальной задачей для дошкольных учреждений остается реализация  ФГОС ДО в практику. В своей работе я раскрываю основные требования к реализации Программы ДО  и предметно-...