"Дошколята- эколята, юные защитники природы"
материал

"Дошколята-эколята, юные защитники природы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ Б-Косульский детский сад

И.В. Киселева воспитатель средней группы

«Дошколята – эколята, юные защитники природы»

Всё хорошее в людях — из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

 Период становления основ будущей личности – дошкольный возраст. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе, окружающему миру возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за ними, научатся наблюдать природу, видеть ее красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю.

Актуальность данной темы заключается в том, что экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни. Началом формирования экологической направленности личности считается дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.  

          Цель:  воспитание экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.

         Задачи: 

 1. Совместно с родителями совершенствовать предметно-

развивающую среду познавательно - исследовательского направления;

         2. Способствовать формированию у детей осознанного понимания взаимосвязей в природе и учёта этого в практической деятельности;

3. Обогащать знания детей и расширить активный (пассивный) словарный запас через систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром;

1.

4. Прививать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру                          

Ожидаемый результат:

-Формирование основ экологической грамотности у детей;

-Воспитание ответственности за свои действия по отношению к окружающей среде;

-Развитие у детей коммуникативных навыков;

-Развитие творческих способностей.

          Основные направления экологического воспитания – это формирование предметно - развивающей среды, взаимодействие и сотворчество с детьми и родителями.

В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию детей.

У нас имеется природоведческая литература, пособия, альбомы, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания.

Предметно - развивающая среда должна быть максимально насыщенной, доступной и безопасной.

Согласно этим требованиям в нашем детском саду оформлен уголок природы «Эколята - дошколята», который знакомит детей с правилами поведения в лесу, на водоемах, забота о животных, птицах. В уголок периодически добавляется  новая информация (экологические сказки, стихии, загадки и пословицы о природе и животных).

           А на окне  мы с ребятами оформили огород в стиле деревенского дворика, где живут сказочные гномы помощники. Ухаживание за грядками  превратилось в увлекательную игру. Свой «приусадебный участок» мы назвали «Огород веселых гномов». В нашем огороде дети совместно с воспитателями посадили различные овощные культуры и цветы. Очень понравилось нашим деткам сажать зеленый лук, огурцы, помидоры, цветы и наблюдать за ними. Ребята получили множество положительных эмоций, особенно при всходах растений и оформлении огорода. Благодаря «огороду на окне» дети научились различать семена некоторых растений, познакомились с правилами их посадки и условиями выращивания.           Так же хочется отметить активное участие родителей при создании огорода на окне: совместно с детьми придумывали сказки, загадки и стихи об овощах, принесли семена для посадки огорода.      Благодаря тесному сотрудничеству педагогов с родителями и детьми огород получился ярким, красочным, эстетичным и радовал глаз педагогов, родителей и детей.  

   Каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.

        Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность. Для этого оформлен уголок экспериментирования с набором материалов для опытов, составлен каталог «научных» игр.   

На прогулке дети наблюдают за изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей).

2.

Организуются игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеется оборудование: песочница, ведерки, совочки, формочки, печатки, небольшая емкость с водой, плавающие игрушки.  Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения: «Найди по описанию»«Что, где растёт»«Узнай и назови»«Вершки - корешки»«Загадки о животных, растениях», на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.).  

Играя, ребёнок  познает многоликий мир природы, учиться общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы.         Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нем. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживание ребят, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного мира.

На территории детского сада имеется березовая роща, туда мы с детьми ходим на экскурсии в разные времена года. На экскурсиях дети получают представление о предметах и явлениях, которые его окружают, об их изменениях. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе.   А  ещё в берёзовой роще у нас есть муравейник,  полянка с лекарственными растениями: одуванчик, тысячелистник, ромашка…  и обитающие на ней разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы… Ребята с восхищением  наблюдают за насекомыми, птицами  и растениями.  

              Радуют глаз растения на клумбах. Ребята  с удовольствием помогают поливать цветы, рыхлить почву.  В процессе трудовой деятельности у детей формируются определенные трудовые навыки и умения. Одновременно они узнают, какие условия необходимо создать для нормальной жизни растений, приобретают необходимые навыки и умения, приучаются бережно и заботливо относиться к природе.  

Для систематизации получаемых знаний, используется чтение художественных произведений, беседы, рассматривание картин и иллюстраций, рисование, просмотр фильмов. Все это помогает детям вновь испытать и переосмыслить увиденное на природе, расширить свои представления о ней.

          Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игры. Игры экологического содержания используем, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Большие возможности в воспитании экологических чувств заложены в дидактических играх. Дидактические игры использую не только в свободной деятельности детей, но и включаю в занятия, целевые прогулки, экспериментальную деятельность. Это такие игры, как «Детки на ветки», «Вершки и корешки», «С какого дерева лист», «Чудесный мешочек», «Угадай, что съел», «Найди в букете такое же растение» «Кто где живет»; «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания); «У кого какой дом» (об экосистемах); «Живое — неживое»; «Птицы — рыбы — звери» (на классификацию по заданным признакам); «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов); «Выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и др. Эффективны игры с природными материалами (овощами, фруктами, цветами, камнями, семенами, сухими плодами. Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни: «Лягушата и цапля», «Кот и мыши», в некоторых

3.

играх отражаются явления неживой природы: «Капельки», «Солнышко и дождик», «Веселый ветерок». Получаемая в игре радость способствует углублению у детей интереса к природе и развитию физических качеств. Сюжетно – ролевые игры с природным содержанием я организовывала на основе различных событий жизни - поездка к бабушке в деревню, знакомства с колхозной фермой, Доктор Айболит спешит на помощь  к зверюшкам и др. Чтобы детям было интересно играть в игры, я создаю необходимые ситуации, например, «Котёнок заблудился». Дети находят маленького котёнка (игрушку, который плачет и говорит, что он потерялся. Дети выясняют, как он заблудился. Кто его мама, помогают ему перейти через дорогу, кормят его или предлагают поселиться у них и создают необходимые для него условия.

Работа с родителями. Родители – полноправные участники образовательного процесса. Только опираясь на семью, совместными усилиями можно воспитать экологически грамотного человека.

         Вместе с детьми родители делают  на выставки поделки из природного материала, мастерят скворечники и кормушки, рисуют рисунки и создают коллажи, в которых отражают свое положительное отношение к природе.

В ходе проведённых мероприятий достигли следующих результатов: повышение общей культуры ребёнка; формирование нравственно-эстетического отношения к окружающей действительности; формирование навыков экологической безопасности; формирование представлений о том, что человек – часть природы, что он должен беречь и охранять ее; расширение и закрепление знаний детей о природе родного края: его растительном и животном мире; обогащен словарный запас детей новыми понятиями; расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.

Наши мероприятия положительно повлияли на дошкольника, у него открылись возможности формирования его собственного жизненного опыта, дети стали бережно и чутко относиться к природе, к растениям и животным, а именно: дети начали делать замечание сверстникам по поводу сломанных веток, сорванных цветов, брошенных фантиков на территории детского сада. У воспитанников появилось желание помогать животным, птицам, соблюдать правила поведения в лесу и бережного отношения к природе. У детей закрепились знания о разнообразии животного и растительного мира своего края, пришло понимание неразделимого единства человека и природы

4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник "Эколята - Юные защитники природы"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САДКОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 9«ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК» ГОРОДА ТИХОРЕЦКАТИХОРЕЦКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ Праздник «Юные защитни...

Эколята-юные защитники природы.

Для воспитателей дошкольных образовательных учреждений...

развлечение "Эколята - юные защитники природы"

данное мероприятие поможет познакомить детей с правилами поведения на природе. Материал подобран для старших дошкольников...

Проект "Эколята-юные защитники природы"

Материал для работы с детьми старшего дошкольного возраста...

Эколята-юные защитники природы . Экологическая деятельность в ДОУ

Цель: Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бе...

"Эколята- юные защитники природы" Гимн Эколят.

Экологическая культура дошкольника может быть сформирована в постоянном общении с природными объектами. В дошкольном возрасте проявляется живой интерес и развивается эмоционально – ценностное от...

ЭКОЛЯТА- ДОШКОЛЯТА, ЭКОЛЯТА, МОЛОДЫЕ ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ.

ЭКОЛЯТА- ДОШКОЛЯТА, ЭКОЛЯТА, МОЛОДЫЕ ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ....