План самообразования
методическая разработка

Майорова Светлана Нифонтовна

План самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Самообразование38.95 КБ

Предварительный просмотр:

                 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 16»

Программа самообразования воспитателя

на 2020 – 2021 г г.

Тема: Речевое развитие детей через совместную театрализованную деятельность детей и родителей.

                                                                                                      Воспитатель

Майорова С.Н.

                                                                                                     1 категория

г. Богородск, 2020 г.

Структура программы профессионального самообразования педагога.

ФИО Майорова Светлана Нифонтовна.

Кв. категория  1 категория.

Пед. стаж  7 лет.

План самообразования составлен : на 2020 – 2021 г.

Возраст детей  5 – 6  лет.

Тема: Речевое развитие детей через совместную театрализованную деятельность детей и родителей.

Пояснительная записка

«Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазий, а без этого он засушенный цветок!»

В. Сухомлинский

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей,в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средстваИспользуя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

В процессе совместной работы у детей и родителей развиваются дружеские доброжелательные отношения, у детей развивается умение договариваться, умение распределять между собой роли, «делиться» ролями с родителями. У детей воспитывается интерес к театрализованной деятельности, умение замечать затруднения и желание придти на помощь. В совместной театрализованной деятельности все дети и родители активно участвуют в творческих постановках, помогают друг другу, делятся впечатлениями и результатами, радуются совместным удачам.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и п.

К сожалению, в современном мире, всѐ чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. В следствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с  несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Все вышесказанное актуализирует поиск реальных источников развития связной речи дошкольников. Одной из важных задач остается разработка средств формирования связной речи, что связано с разработкой и внедрением эффективных технологий, при которых ребенок способен познать мир в тех формах деятельности, которые ему близки, доступны и способствуют продвижению в развитии. Такой формой мною была выбрана театрализованная деятельность, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство.

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтоб его все поняли. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

Предполагаемый результат:

  1. Повышение качества собственной профессиональных знаний в вопросах развития театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
  2. Пополнение информационно-методической  базы по исследуемой теме.
  3. Умение владеть навыками выразительной речи;
  4. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы различными видами театра.
  5. Повышение качества знаний родителей по данной теме,

 Цель: 

 Повысить уровень собственных знаний в образовательной области речевое развитие детей старшего возраста, через создание условий совместного взаимодействия родителей и детей.

 Задачи: 

Для педагога

1.Анализ программно-методических материалов.

2.Определение методов и технологий, эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников.

3. Создание предметно-развивающей среды для применения инновационных развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности.

4. Выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию.

5.Приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности

Разработать активные формы работы с родителями.

6.Обобщение и систематизация работы по распространению своего опыта.

Для детей:

1.Совершенствовать игровые навыки и самостоятельность детей через постановку театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизации;

2. Совершенствование грамматического строя речи, речевой выразительности и расширение словарного запаса.

3.Формировать умения детей эмоционально и активно воспринимать сказку, представлять образы персонажей.

Этапы работы

  1. Этап – подготовительный  (изучение методической и психолого-педагогической литературы, интернет ресурсов,)
  2. Этап – основной (разработка системы планирования, методических материалов для родителей и педагогов, создание материалов для работы с детьми, реконструкция РППС, участие в конкурсе на лучший проект  по театрализованной деятельности, подготовка выставки «Театр своими руками»)
  3. Этап – заключительный (оформление презентации для педсовета № 4)

Источники самообразования

  • Методическая литература
  • Опыт коллег
  • Мастер – классы
  • Интернет – ресурсы
  • Психолого – педагогические исследования

План работы по самообразованию на 2020-2021год

1 этап. Подготовительный. ( с сентября по ноябрь)

Форма работы

Содержание работы

Практический выход

1.

Изучение методической литературы

-Образовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, М.,2014 ФГОС ДО.

 -А.В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду» Москва: «Мозаика – Синтез» 2007. 

-Доронова, Т.Н. Играем в театр/ Т.Н. Доронова, - М.: Просвещение. 2005 

-Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. / М.Д. Маханева, - М.: Посвещение. 2005

-Знакомство с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и интернет.

-Формирование электронной и методической библиотеки -Составление плана работы с воспитанниками и  их семьями, на основе изученного материала. -Подбор рабочего материала по теме.

-Составление перспективного плана

2 этап. Основной. ( с ноября по май)

Форма работы

Содержание работы

Практический выход

Ноябрь

1.

Консультация для педагогов

«Коллективная аппликация, как средство декора в театрализованной деятельности»

Для расширения компетенции родителей по теме «Коллективная аппликация, как средство декора в театрализованной деятельности».

2.

Инсценировка сказка детьми

«Кошкин дом»

Формирование умения детей самостоятельно показывать сказку и подбирать атрибуты.

3.

Консультация для родителей

«Домашний театр»

Для расширения компетенции родителей по теме «Домашний театр».

4.

Пополнение РППС

Театр на прищепках

«Теремок», «Маша и медведь».

Декабрь

1.

Теневой театр

«Рукавичка»

Привитие детям интереса к сказкам и способности  внимательно  слушать.

2.

Пополнение РППС родителями

Театр на перчатках.

 Приобщение родителей к театрально-культурной жизни ДОУ.

3.

Показ родителями  сказки

«Петушок и курочка»

Привитие детям интереса к сказкам и способности  внимательно  слушать.

4.

Выставка

«Театр в домашних условиях»

Приобщение детей и родителей к совместному творчеству.

5.

Просмотр презентации с детьми

«Что такое театр»

Расширение знаний детей о театре (кто в нём работает, какие виды театра и тд..)

6.

Беседа с детьми

«Правила поведения в театре»

Расширение знаний детей о правильном поведении в театре.

7.

Проект

«Лучший проект по театрализованной деятельности»

Участие в конкурсе.

8.

Консультация для родителей

"Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка".

Для расширения компетенции родителей по теме

Январь

1.

Консультация для родителей

«Театр и дети»

Для расширения компетенции родителей по теме «Театр и дети».

2.

Предложение для родителей

Посещение театра

Расширение знаний детей

3.

Инсценировка сказки детьми.

«Репка»

Совершенствование умения детей самостоятельно показывать сказку и подбирать атрибуты.

4.

Пополнение РППС

Конусный театр

«Зимовье зверей»

5.

Развлечение

«Бабушкин дворик»

Совершенствование умений выразительно передавать текст.

Февраль

1.

Театр на ложках

«Курочка Ряба»

Привитие детям интереса к сказкам и способности  внимательно  слушать.

2.

Упражнения на развитие дикции, эмоциональности.

Работа над образом, ролью.

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию

3.

Картотека

«Театрализованные игры»

Создание картотеки

4.

Театр на фланелеграфе

«Лиса и заяц»

Привитие детям интереса к сказкам и способности  внимательно  слушать.

5.

Пополнение РППС

Пальчиковый театр

«Теремок», «Репка».

6.

Памятки для родителей

Памятки для родителей по обучению связной речи

Расширение компетенции родителей по теме.

Март

1.

Консультация для родителей

 «Зачем ребёнку кукольный театр?

Для расширения компетенции родителей по теме «Зачем ребёнку кукольный театр?

2.

Театрализованная игра

«Где мы были, мы не скажем..»

Закрепление  умения детей самостоятельно придумывать содержание и подбирать атрибуты.

3.

Театр би-ба-бо

«Три медведя»

Привитие детям интереса к сказкам и способности  внимательно  слушать.

4.

Речевые игры с движениями, упражнения-пантомимы.

Речевые игры с движениями, упражнения-пантомимы.

Совершенствование речи

5.

Работа детей с лепбуком

Театр»

Развитие интереса детей  младше- среднего возраста к театру в театрально – игровой деятельности.

3 этап. Итоговый (апрель- май)

1.

Участие в методической работе ДОУ.

Пополнение личной страницы на сайтах  

http://maam.ru, http://nsportal.ru

2.

Обобщение опыта

Презентация опыта работы на итоговом педсовете ДОО

- Выступление на итоговом публичном отчёте.

-Выступление на методобъединение.

План работы с родителями

Месяц

Мероприятие для родителей

сентябрь

Анкетирование «Играете ли вы с ребёнком в театр?»

Консультация «Роль театрализованных игр в развитии речи детей с ОВЗ»

октябрь

Наглядная информация «Театрализованная деятельность детей в детском саду»

ноябрь

Мастер –класс «Театр своими руками»

Практикум «Игровая терапия-искусство отношений»

декабрь

Создание стен-газеты «Любимые сказки на ночь»

январь

Выставка совместных поделок «Театр своими руками»

февраль

Открытое мероприятие «КВН в мире сказок»

март

 Мастер – класс «Изготовление  театра на втулках»

апрель

Мастер – класс «Подари книге вторую жизнь»

май

Показ сказки «Гуси лебеди» (совместно с родителями

Анализ результатов

  1. 1 этап –оформлена электронная карточка, разработана линия усложнения задач;
  2. 1 этап – разработан перспективный план, система конспектов, созданы тематические презентации, реконструирована РППС, введены в практику работы с детьми технологии, созданы проекты;
  3. 3 этап –выступление на педсовете, публичном отчете, участие в конкурсах, опыт работы представлен  в виде презентации.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»

Отчет по плану самообразования Тема самообразования:   «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...