Проект "Комнатные растения" вторая младшая группа
проект (младшая группа)

moglevets

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_komnatnye_rasteniya.docx50.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №4  

Проект по экологическому воспитанию       «Комнатные растения»

https://fs.znanio.ru/8c0997/e6/e3/54bab24fb48eac2bec13c4f5670b2bcdb1.jpg

                                                          Подготовили воспитатели второй  младшей группы  

                                                          Моглевец    Валентина   Владимировна,    

                                                          Змёрзлая Наталья Владимировна.                                                                                                                                            

                                                     ст. Кущёвская 2021г.

                               Проект «Комнатные растения»

Тип проекта: познавательно-исследовательский 

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: средней продолжительности с 18.01. 2021г.-16.02 2021 г.

Возраст: 3-4 лет.

Участники проекта:

-педагоги;

-воспитанники;

-родители (Законные представители).

Воспитатели: Моглевец В.В., Змёрзлая Н.В.

Актуальность проекта:

Комнатные растения – это первые представители живой природы, растений в частности, с которыми знакомится малыш с раннего детства. Комнатные растения – неотъемлемая   часть интерьера практически в каждой квартире и в каждом доме. Они создают в помещении тепло и уют, фильтруют воздух.

Очень важно донести до ребенка, что значат растения в жизни человека. Какую важную роль они играют не только для человека, но и для природы в целом: для животных, насекомых и планеты. Ведь не зря говорят, что растения – это легкие нашей планеты.

    Прививать любовь к растениям можно, начиная с малого: с комнатных растений. Учить заботиться  о комнатных растениях нужно с дошкольного возраста.

Данный проект разработан в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

-Закон Российской Федерации « Об образовании».

-Закон Российской Федерации от 24 июля 1998г.№124-Ф3 « Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» ( с изменениями от 20 июля 2000г).

-Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу , 1989г. для СССР 15.09.1990).

- Примерная основная общеобразовательная программа « От рождения до школы», Программы воспитания и обучения в детском саду / Под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

-Устав МБДОУ д\с ОВ №4.

Цель: Обеспечить благоприятные условия для разработки и реализации системы мероприятий, способствующих эколого-эстетическому воспитанию дошкольников посредством ознакомления детей с комнатными растениями; с правилами ухода за ними; дать представление о значении комнатных растений для жизни человека и о роли человека в жизни растения.

Объект проекта: семья, детский сад. 

Проблема: Необходимость развивать интерес детей к объектам растительного мира, формировать предпосылки любознательности и наблюдательности. Прививать любовь и уважительное отношение ко всему живому, в том числе и через заботу о комнатных растениях.

 Гипотеза: если сформировать для детей проблему  и помочь  конкретизировать их представление об условиях жизни комнатных растений, тогда:

- дети познакомятся с жизнью и условиями размножения комнатных растений;

- дети усвоят правила  бережного  отношения к окружающим их комнатным цветам;

- детям привьётся любовь к комнатным растениям, желание заботиться и ухаживать за ними.

Задачи:

1. Познакомить детей с комнатными растениями в целом и комнатными растениями группы в частности; их строением, особенностью и назначением его частей.

2. Развивать познавательный интерес.

3. Учить детей находить способы решения проблемных ситуаций.

4. Учить устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием растения.

5. Расширять словарный запас.

6. Воспитывать навыки ухода за комнатными растениями.

Предварительная работа: 

1.Подбор художественной литературы, статей и иллюстраций из журналов по теме для просмотра и сравнения .

2.Анкетирование и консультации о комнатных растениях для родителей

3.Подбор растений для детей младшего дошкольного возраста

Ожидаемые результаты:

1.Появление интереса и бережного отношения к живой природе.
2. Формирование стремления к исследованию объектов природы, умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
3. Расширение знаний детей о комнатных растениях и их значимости в жизни человека.
4.Умение называть и различать комнатные растения.
5.Владение детьми информацией: что растению необходимо для роста, части растения, как состояние растения зависит от ухода человеком.
6.Обогащение словарного запаса детей по данной теме.
7. Развитие  практических навыков ухода за комнатными растениями.

Прогнозируемые  результаты:

Этапы реализации проекта:

1-й этап  подготовительный

1. Определение темы и цели проекта

2. Формирование интереса к тематике проекта.

3. Подбор печатной информации о комнатных растениях, иллюстраций и фотографий.

4. Определение продукта проекта.

5. Определение срока проекта и его участников.

2-й этап – основной (практический) Организованная деятельность.

Беседы с детьми:

-«Строение комнатного растения»;

- «Что необходимо растению для роста?»;

-«Как ухаживать за комнатным растением?».

Художественная литература:

- Чтение: стихотворение Е. Благининой «Огонёк», словацкая сказка «У солнышка в гостях»,

-Дидактические игры:  «Что изменилось?», «Найди такой же», «Угадай растение по описанию», «Где спряталась матрёшка?», «Найди растение по названию», «Найди, о чём расскажу», «Опиши, я отгадаю. Найти предмет по сходству»,  «Найти предмет по перечисленным признакам», «Найти растение по слову – названию»

-Описать и назвать признаки растения в ответ на вопросы взрослого.

-Найти растение по описанию взрослого.

-Совместная и самостоятельная деятельность.

 -Наблюдения за растениями в уголке природы.

-Наблюдения за трудом воспитателя по уходу за растениями уголка природы (труд с целью помочь)

Художественно-продуктивная:

-рисование «Папоротник» 

- аппликация «Фиалка»

-оформление альбома «Растения в нашей группе»;

-серия опытов на выявление потребностей растений во влаге, тепле, свете.

Создание уголка в группе:

-художественная литература;

-карточки — схемы;

-иллюстрации;

- картотека дидактических игр по знакомству с комнатными растениями.

Пополнение развивающей среды:

- пополнение уголка природы необходимым оборудованием  (леечки, тряпочки, тазы, фартучки, грабельки, пульверизатор, кисточки);

Совместная работа родителей с детьми:

1. Беседы и составление рассказов на тему «Комнатные растения в нашем доме», «Польза растений для человека», с подбором фотографий;

2. Чтение стихов, загадок на тему;

3. Подбор книг, иллюстраций о комнатных растениях;

4. Оформление альбома «Комнатные растения в нашем доме».

3 этап - заключительный.

• Итоговое занятие: «Помоги растению».

• Презентация проекта для детей, родителей, воспитателей.

Содержание проектной деятельности:

1 этап – подготовительный, информационный.

Создание проблемной ситуации для детей. Выяснить, что дети знают о комнатных растениях, что бы хотели узнать. Дети, воспитатели

Подбор печатной информации, видео материала, иллюстраций, картинок и фотографий о комнатных растениях. Ознакомить родителей с проблемой

Обсудить цели и задачи проекта.

Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. Дети, воспитатели, родители.

Анкетирование родителей: «Какое место занимает выращивание комнатных растений?» 

Цель: Привлекать родителей к сбору материалов по теме, выяснить какое место занимают комнатные растения в жизни семьи. Воспитатели, родители.

Обсуждение и составление плана дальнейшей продуктивной деятельности воспитателя с детьми, совместной работы детей и родителей. Заинтересовать детей предстоящей работой.

Дать возможность детям аргументировано обосновать свои предложения, уметь давать правильную оценку своему выбору. Создать условия для демонстрации продуктов детской деятельности. Дети, воспитатели

Консультации для родителей:

- «Какие комнатные растения выбирать для дома?»;  «Игры нашего двора».

Цель:  Ознакомить родителей с полезной информацией по познавательному развитию детей младшего возраста. Воспитатели, родите ли.

2этап – основной

Образовательные области:

1. «Познавательное развитие»:

- Экскурсия по территории детского сада;

- Рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий.

Цель:  Знакомить детей с различными комнатными  растениями, уметь различать комнатные и садовые растения;

- Просмотр  мультфильмов о растениях «Смешарики» - «Вишневый сад», обучающие мультфильмы  «Малышарики» -  «Цветок» (21 серия).

Цель: Развивать интерес к познавательной деятельности. На доступном для детей уровне объяснять и закреплять понятие – комнатные растения и растения сада. Чем отличаются?

НОД «Что необходимо растению для роста?»

«Как ухаживать за комнатными растениями?» 

Цель: Закрепить изученное и обобщить знания о комнатных растениях, назначении растений в жизни человека.

Задачи:

1. Познакомить со способами ухаживания за растениями, показать детям потребность растения во влаге; обучить процессу поливки.

2. Формировать у детей знания о структуре трудового процесса.

 3 Воспитывать желание помогать растениям.

Беседа на тему: «Строение комнатного растения» (с использованием загадок, карточек-схем) 

Цель: Познакомить детей с понятием «комнатное растение». Формировать представления о значении растений в жизни человека, формировать представления о строении растения (корень, стебель, листья, цветок).

Задачи:

1. Учить узнавать и называть части растения, используя модели (корень, стебель, лист, цветок).

2. Воспитывать способность переживания чувства радости от рассматривания растения.

2. «Социально-коммуникативное развитие»:

- Дидактические игры на тему: «Комнатные растения»«Что изменилось?»«Найди такой же»«Угадай растение по описанию»«Где спряталась матрёшка?»«Найди растение по названию»«Найди, о чём расскажу».

Цель: Закрепить знания детей о растениях: их названиях, отличительных особенностях внешнего вида и приемах ухода за ними; упражнять в умении описывать растения и сравнивать их между собой.

3. «Художественно-эстетическое развитие»:

Прослушивание музыкальных композиций («Солнышко и росточек»).

Цель: Развивать у детей музыкальный слух, память.

- Аппликация  «Фиалка».

Цель: Совершенствовать умение создавать композицию из готовых деталей цветной бумаги, видеть незаконченность композиции, развивать воображение.

- Рисование «Папоротник» 

Цель: Учить рисовать «папоротник», формировать умение располагать изображение на листе бумаги, воспитывать интерес к творчеству.

4. «Речевое развитие»:

- Рассказывание из личного опыта «Как ухаживать за комнатными растениями.

Цель: Закрепить навыки рассказывания из личного опыта, представления о необходимости комнатных растений в жизни.

- Предметные картинки: «Комнатные растения нашей группы».

- Чтение стихов и загадок  о растениях.

- Упражнять в правильном назывании  цветов и комнатных растений, изображенных на предметной картинке.

- Развивать интерес к познавательной деятельности по теме посредством стихов и рассказов;

- вызвать желание заучивать отрывки из стихотворений;

- побуждать рассказывать о впечатлениях по поводу приобретенных знаний о комнатных растениях непосредственно своей самостоятельной творческой деятельности;

- пополнить словарный запас детей словами;

-  упражнять в общении со сверстниками и взрослыми, ясно и полно выражать свою мысль правильно построенными фразами и предложениями.

5. «Физическое развитие»:

 Утренняя гимнастика

3-й этап заключительный. 

- Оформление альбома «Комнатные растения нашего дома».

Цель:  Развивать интерес детей к познавательной деятельности, посредством совместной работы с родителями.

- Оформление альбома «Комнатные растения группы»

Цель: Побуждать детей к рассказыванию о комнатных растениях.   Развивать монологическую речь, активизировать словарь детей.

-   Итоговое занятие «Помоги растению».

Цель: Закреплять знания детей о комнатных растениях.

- Презентация проекта.  

Цель: Показать конечный продукт проекта.

Вывод:

Подводя итоги проекта «Комнатные растения», нужно отметить, что поставленные задачи и цели были реализованы.

    Проект оказался интересным, творческим, ребята приобрели знания о комнатных растениях, о строении растения, о том, как правильно ухаживать за растениями. У детей улучшился словарный запас, знают названия комнатных растений, научились самостоятельно поливать растения, проявляют интерес к познавательной деятельности, умеют найти ответы на вопросы.

Планирование работы над проектом по разным видам деятельности

Совместная деятельность педагогов, воспитанников и родителей

 ( законных        представителей):

Критерии и показатели эффективности проектной деятельности:

- В привлечении всех участников проекта в активную образовательную работу.

-Родители отмечают высокий уровень подготовки проекта, его ярко выраженную социальную направленность, результативность.

-Расширились познавательные интересы у детей.

-У детей сформировалась любознательность, творческие способности, коммуникативные  навыки.

-Между участниками проекта было активное сотрудничество, появились               доверительные отношения. Дети и родители с большим желанием, активно участвовали в проекте.

- Рост мотивации к изучению проблемы у всех участников проекта.

-Взаимодействие педагогов, родителей, воспитанников ДОУ на основе открытости, взаимообогащения, установления и расширения деловых  и творческих контактов.

Практическая значимость проекта заключается в том, что был систематизирован материал по теме « Комнатные растения», который будет  использоваться, как методический материал, для обмена опытом работы.

 Трансляция проекта:

 После  завершения проекта размещение материала на сайте ДОУ.                    

 Перспективы проекта:

 В дальнейшем разработать проекты для познавательного, творческого, нравственного развития дошкольников.                          

 Необходимые ресурсы для реализации проекта:

 В реализации проекта принимают участие воспитатели II младшей группы

 « Солнышко», воспитанники группы и их родители.

  Материально-техническое обеспечение

 -мультимедийное оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук, музыкальный центр,  компьютер, принтер, ксерокс.

Информационно-методическое обеспечение:

-интернет ресурсы,

 -библиотека детской художественной литературы,

 - дидактический материал,

  - презентации,

  - картотека народных и хороводных, подвижных игр.

  - конспекты НОД, сценарии развлечений.

  - книжный уголок.

   -уголок творчества.

   -участок и помещение группы.

Список использованной литературы:

1. Николаева С. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей//Дошкольное воспитание. –2002.– № 7. (Воспитание и обучение).

2. Николаева С. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей//Дошкольное воспитание. –2009.–№ 4

3. Смышляева С. Л. Комнатные растения – наши друзья: [экологический проект во второй младшей группе д/с № 13 г. Йошкар-Ола]/Смышляева С. Л., Скворцова О. Е., Козлова Н. А. //Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. –2008.–№ 12.

4. Экологическое воспитание: [подборка материалов из опыта экологического воспитания дошкольников]//Управление дошкольным образовательным учреждением. –2007.–№ 3

5. Яшина С. В. Организация проектно–исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания "Я исследую мир!" //Методист. –2010.–№9Учебная программа; Учебно-тематический план; методические рекомендации.

6. Фокина В. Г. Организация эколого-развивающей среды в дошкольном учреждении//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. –2008.–№ 3 Организация уголка природы.

7. Формирование основ экологической культуры в ДОУ: [опыт д/с № 21 г. Батайск ]//Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. –2009.–№ 4.

8. Рыжова Л. "Что за чудо? Всем на диво так цвете оно красиво!" Экологические занятия для детей старшего дошкольного возраста//Дошкольное воспитание. –2009.– № 10. Темы "Скорая помощь" для растений", "День рождения герани", "Путешествие в Страну растений" (цикл занятий).

9. Потехина Л. Г. Наблюдения за природой в рамках экологического воспитания дошкольников//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. –2008.–№ 2.

10. Потапова Т. В. Экологическая культура в семье и детском саду//Управление дошкольным образовательным учреждением. –2002.– № 4.

11. Шорыгина Т.А. Беседы о цветах и комнатных растениях. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 160 с.

12. Перебейнос Н. Л. Загадки, пословицы и стихи о комнатных растениях. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2017/05/02/zagadki-poslovitsy-i-stihi-o-komnatnyh-rasteniyah

13. Лебедева Н. Сказки о комнатных растениях «Колючий лилипут. Лекарства в цветочных горшочках». https://www.maam.ru/detskijsad/skazki-o-komnatnyh-rastenijah.html

14. Рыжкова С.В. Беседа для детей младшей группы в детском саду. Комнатные растения https://kladraz.ru/blogs/svetlana-vladimirovna-ryzhkova/beseda-8747.html

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме: Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе.

Мышление ребёнка способно воспринимать содержание экологического образования, которое опирается на понятия. В младшем возрасте дети могут прослеживать только единичные связи. В данном конспекте ...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Конспект НОД по познавательному развитию в младшей группе на тему: «У Незнайки в огороде.» Возрастная группа- 2 -я младшая группа.

Задачи:Образовательные-продолжать учить взаимодействовать с окружающим миром и воспитывать гуманное отношение к природе;-учить видеть красоту окружающего мира;-развивать самостоятельность, активность ...

Дидактические игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста (1 младшая группа, 2 младшая группа)

Речь – это одно из важнейших приобретений в жизни человека. Именно приобретений, потому что речь не дана нам от рождения. Должен пройти какой-то временной промежуток, чтобы ребенок начал произно...

Диагностика педагогического процесса В первой младшей группе (с 2 до 3 лет) на 2021 /22 учебный год во второй младшей группе (с 3 до 4 лет) на 2022/23 учебный год в средней группе (с 4 до 5 лет) на 2023/24 (февраль) учебный год дошкольной образователь

: Оценка индивидуального развития детей для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для д...

План воспитательно - образовательной работы в младшей группе по лексической теме "Наша группа" календарно-тематическое планирование (младшая группа)

Познакомить детей с помещением групповой комнаты, ознакомление с элементарными правилами поведения в группе, туалетной комнате.  ...