Электронные образовательные ресурсы для родителей и детей дошкольного возраста
консультация

Галанская Мария Александровна

Предварительный просмотр:

Задержка психического развития - что это такое?

Задержка психического развития – это пограничная форма интеллектуальной        недостаточности,        личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития ЗПР является одной из наиболее распространённой формой психической патологии детского возраста.

Термин «задержка» подчёркивает временной (несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребёнка) и вместе с тем временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания ребёнка.

ЗПР проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребёнка его возрасту. Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам, личностной незрелости, поведению.

Перечислим наиболее характерные особенности детей с ЗПР:

  • снижение работоспособности;
  • повышенная истощаемость;
  • неустойчивость внимания;
  • более низкий уровень развития восприятия;
  • недостаточная продуктивность произвольной памяти;
  • отставание в развитии всех форм мышления;
  • дефекты звукопроизношения;
  • своеобразное поведение;
  • бедный словарный запас;
  • низкий навык самоконтроля;
  • незрелость эмоционально-волевой сферы;
  • ограниченный запас общих сведений и представлений.

Среди причин ЗПР выделяются следующие:

  • Слабовыраженные органические повреждения головного мозга, врожденные или возникшие во внутриутробном состоянии, при родовом или раннем периодах жизни ребёнка.
  • Генетическая обусловленная недостаточность ЦНС.
  • Интоксикация, инфекции, травмы, обменно-трофические расстройства.
  • Неблагоприятные        социальные        факторы        (условия воспитания, дефицит внимания и др.)

Эффективная динамика развития детей намечается тогда, когда своевременно осуществляется клиническая, педагогическая, психологическая диагностика и реализуется необходимая        психологическая коррекция,        психотерапия, биологическая терапия, а педагогическая коррекция и обучение ведутся с учётом всей сложности, неравномерности и дисгармоничного развития интеллекта, и личности детей.

В семье, уделяющей ребёнку должное внимание, задержка психического развития может быть полностью или в значительной        степени        компенсирована        путём целенаправленной        активизации        различных        сторон интеллектуальной и эмоциональной сферы.

В неблагоприятных же семьях, при отсутствии не только стимуляции психического развития такого ребёнка, но невнимание к его физическому состоянию, своевременному лечению, его психическое развитие ещё более замедляется.



Предварительный просмотр:

Как научить ребёнка усидчивости и внимательности

Усидчивость и старание, внимательность дошкольника – залог его успехов в дальнейшей жизни. Но для того, чтобы ребёнок обладал этими качествами, необходимо развивать их с рождения.

Способность человека контролировать своё поведение, длительно выполнять работу, порой даже трудную и неинтересную, закладывается в раннем детстве и развивается постепенно. Формировать усидчивость, доводить до конечного результата начатое, быть внимательным – это первейшая задача родителей в дошкольный период.

Малышу очень трудно сосредоточиться долго на чём-то одном, его внимание неустойчиво, но это и необходимо для быстрого, всестороннего познания мира. Поэтому, чтобы привлечь его внимание и подольше удержать его, задания должны быть яркими и интересными, все занятия проводятся в игровой занимательной форме. Можно сшить ребёнку карнавальные костюмы и попробовать вместе сыграть какой-нибудь спектакль.

Родители, являющиеся для ребёнка непререкаемым авторитетом, должны сами соответствовать тем требованиям, которые они предъявляют своему малышу: выполнять свои обещания, не совершать опрометчивых поступков, соблюдать последовательность действий. Тогда и ребёнок, подражая родителям, с лёгкостью приобретёт эти навыки без особых усилий со стороны мамы и папы.

Очень важно соблюдать режим дня, это дисциплинирует ребёнка, ведь он прекрасно знает, когда пора кушать, ложиться спать. Малыш не будет тратить энергию на ненужные капризы, вместе с тем привыкает к выполнению правил, что тоже способствует самоконтролю ребёнка.

Во время игры детей с родителями необходимо стараться соблюдать последовательность действий совместной игры, которые не успевают надоесть малышу. Они должны быть интересными для него, увлекая в мир игры, и тогда ребёнок перестанет отвлекаться и полностью погрузится во взаимодействие с вами.

Конечный результат в занятиях и играх должен присутствовать всегда. Похвалите малыша, вдохновите его на дальнейшие подвиги, пробудите желание услышать похвалу ещё раз и закончить начатое. В момент игры необходимо убрать все возможные раздражители: включенный телевизор, другие игрушки. Вообще-то, у ребёнка не должно лежать на виду очень много игрушек, это рассеивает его внимание. Ему хочется поиграть во всё, а в результате игры не получается. Лучше оставить несколько любимых игрушек, а когда ему надоест с ними играть, заменить на другие.

Выбирая занятия и игры для своего малыша, лучше основываться на его увлечениях, так как интерес – главная составляющая усидчивости в нежном возрасте.

Хороший повод дисциплинировать        ребёнка – уборка после игры. Замечательно, если малыш захочет помочь в уборке или приготовлении пищи маме. Пусть потом придётся всё переделывать, зато ребёнок сделает всё с удовольствием, получит похвалу и приучится помогать родителям.

Для развития усидчивости и внимательности используйте виды деятельности, способствующие этому: рисование, лепка, аппликация, вырезание, пазлы, настольные игры, конструкторы. Играйте с ребёнком, направляйте его, пробуждайте интерес и тогда обязательность и усидчивость станут для него не поводом для упрёков, а естественным процессом.



Предварительный просмотр:

Особенности нарушений речи у детей

с задержкой психического развития

У детей с ЗПР отмечается замедленный темп речевого развития и большая распространенность нарушений речи.

Выявлены разнообразные нарушения речи среди детей с минимальной мозговой дисфункцией обнаруживает 52% детей с дефектами речи, отмечает, что нарушения речи чаще отмечаются у мальчиков (44,5%), чем у девочек (28,3%).

У детей с ЗПР имеют место все нарушения речи, наблюдающиеся у детей с нормальным интеллектом. Однако наиболее распространенными являются нарушения звукопроизношения и нарушения письменной речи (дислексии и дисграфии). Нарушения письменной речи у этих детей наблюдаются чаще,        чем нарушения звукопроизношения.        Наиболее распространенными являются нарушения фонетической стороны устной речи.

Характерным признаком клинической картины большинства детей с ЗПР является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи. Многие проявления патологии речи связаны с общими психопатологическими особенностями этих детей.

У большинства детей с ЗПР имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушения как устной, так и письменной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи.

Импрессивная речь этих детей характеризуется недостаточностью дифференциации        речеслухового восприятия, речевых звуков и неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи.

Экспрессивной речи этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие грамматических стереотипов, аграмматизмов.

Во многих случаях картина речевых нарушений свидетельствует о наличии общего недоразвития речи, о задержке процесса речевого развития. Задержка развития речи проявляется и в недостаточном уровне вербальных интеллектуальных способностей.

С учетом проявления нарушений речи Е. В. Мальцева выделяет 3 группы детей с ЗПР.

Первая группа - дети с изолированным фонетическим дефектом, проявляющимся в неправильном произношении лишь одной группы звуков. Нарушения произношения звуков в этой группе детей связаны с аномалией строения артикуляторного аппарата, недоразвитием речевой моторики. В эту группу вошли 24,7% детей с ЗПР, имеющих нарушения речи.

Вторая группа (52,6%) - дети, у которых выявлены фонетико-фонематические нарушения. Дефекты звукопроизношения охватывают 2-3 фонетические группы и проявляются чаще всего в заменах фонетически близких звуков. Кроме дефектов звукопроизношения, у детей этой группы наблюдаются        нарушения        слуховой        дифференциации        звуков        и фонематического анализа.

Недостаточное развитие фонематических процессов у этих детей отражается в письменной речи, обусловливает нарушения чтения и письма. В письменных работах этих детей отмечается большое количество ошибок: замены букв, искажения звуко - слоговой структуры слова, неправильное оформление предложения.

Третья группа (22,5%) - дети с системным недоразвитием всех сторон речи (дети с ОНР). Кроме фонетико - фонематических нарушений, у этих детей наблюдаются существенные        нарушения        в развитии        лексико грамматической стороны речи: ограниченность и недиференцированность словарного запаса, примитивная синтаксическая структура предложений, аграмматизмы. Нарушения устной речи отражаются на письме. Кроме замен букв, искажений звуко - слоговой структуры слова, характерными ошибками в письме детей этой        группы        являются        смысловые        замены        слов, аграмматизмы, синтаксические ошибки.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что симптоматика и механизмы речевых нарушений у детей с ЗПР являются неоднородными.

Одним из характерных признаков нарушений речевого развития детей с ЗПР является недостаточность речевой регуляции действия, трудности вербализации действий, несформированность планирующей функции речи.



Предварительный просмотр:

Тренируем память 

Память является одним из основных свойств личности. Древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, покровительницей всех известных наук и искусств. Человек, лишённый памяти, по сути дела перестаёт быть человеком. Но следует знать и о том, что хорошая память не всегда гарантирует её обладателю хороший интеллект. Психолог Т. Рибо описал слабоумного мальчика, способного легко запомнить ряды чисел. И всё-таки память – это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей.

Выделяют три типа памяти: наглядно-образную память, которая помогает хорошо запомнить лица, звуки, цвет предметов и т. д. Словесно-логическую, при которой преимущественно запоминаются формулы, схемы, термины. Эмоциональную, при которой лучше всего сохраняются пережитые чувства.

Кроме того, существует ещё разделение памяти на два вида в зависимости от длительности хранения информации: кратковременную память, когда материал запоминается быстро, но ненадолго. Долговременную память, требующую        больших усилий, но позволяющую сохранить информацию на многие годы. Скорость заучивания у людей также разная. Есть быстро заучивающие и медленно заучивающие предлагаемый материал. Второй группе людей для запоминания такого же объёма информации потребуется втрое больше времени, но помнят они значительно дольше.

Память разделяется ещё на механическую и смысловую. Часть людей склонна к механическому заучиванию (зубрёжке). А другая часть – к осмысленному запоминанию. Иногда без всякого усилия, порой даже против воли человека, тот или иной материал «всплывает» в памяти. Возникает какой-то мотив песни, оживает картина какой-то автомобильной катастрофы. Такая память носит название непроизвольной. Произвольная памяти имеет место тогда, когда человек прилагает усилия для запоминания или припоминания воспринятого, т. е. направляет свою активность на достижение поставленной цели.

Люди различаются и тем, какой материал они лучше запоминают. Так, музыкант успешно запоминает музыку, у него развита слуховая память. Художник имеет высокоразвитую зрительную память, а у спортсменов развита память на движения (двигательная).

Различными бывают и основные свойства каждого вида памяти: объём (сколько информации человек может сохранить), прочность и точность памяти (насколько долго человек сохраняет воспринятое и насколько правильно его воспроизводит).

Основным видом деятельности является игра. Поэтому предлагаю развивать и тренировать память в игровой форме, что поможет поддержать его интерес к выполнению заданий. Если с ребёнком проводить специальные занятия, то формирование произвольности запоминания происходить быстрее. Используя различные вспомогательные средства для запоминания: картинки, опорные слова, вопросы, а также классификацию и группировку предметов, - можно развивать опосредованную память, увеличить скорость и объём запоминания.

«Каскад слов»

Цель: развитие объёма кратковременной слуховой памяти.

Содержание: Взрослый просит ребёнка повторять слова. Начинать нужно с одного слова, затем назвать два. Ребёнок должен повторить их в той же последовательности. Затем взрослый называет три слова и т. д. Если ребёнок не справляется со словесным рядом, нужно повторить ряд ещё 2-3 раза.

  1. огонь;
  2. дом, молоко;
  3. конь, гриб, игла
  4. петух, солнце, асфальт, тетрадь;
  5. крыша, пень, вода, свеча, школа;
  6. карандаш, машина, брат, мел, птица хлеб;
  7. орёл, игра, дуб, стакан, телефон, пальто, сын;        
  8. гора, вороны, часы, стол, снег, картина, сосна, мел.

«Каскад цифр»

Цель: развивать кратковременную зрительную память.

Инструкция: «Посмотри внимательно на цифровой ряд и повтори его в той же последовательности (вначале две цифры, затем три, четыре и . п.)

6 2

2 8 3

1 7 4 3 6 3 5 9

1 4 6 8 2

«У оленя дом большой»

Цель:        развитие        умение        использовать мнемонические        приёмы        для запоминания текста.

Содержание: Взрослый, проговаривает текст игры, сопровождает его движениями.

У оленя

Дом большой,

Он глядит в свое окошко: Заяц по лесу бежит,

В дверь к нему стучит. Стук, стук.

Дверь открой!

Там в лесу охотник злой!


Скрещивают руки над головой,

Изображают крышу.

Руки перед лицом изображают окно.      Производят движения руками, как при беге. Кулаками имитируют стук в дверь. Большим пальцем через плечо

           Показывают, что сзади охотник.

Дети вытягивают руки вперёд.

Заяц, заяц, забегай!                

Лапу подавай!        

«Запомни картинки»

Цель: развитие зрительной памяти.

Содержание: Ребёнок рассматривает пять (знакомых) предметных картинок и запоминает, что на них нарисовано. Затем картинки переворачивают. Взрослый показывает на перевёрнутую картинку, а ребёнок должен вспомнить и назвать предмет, изображенный на ней. Усложнение: увеличить количество картинок, уменьшить время запоминания.

«Кто не на месте?»

Цель: развитие целенаправленного запоминания и припоминания. Содержание: Десять игрушек выставляются перед ребёнком на столе в один ряд. Взрослый предлагает запомнить, какая игрушка, на каком месте находится. Затем ребёнок отворачивается, а взрослый меняет местами игрушки. После чего ребёнок должен повернуться и расставить игрушки по местам. Игра проводится до 5-6 раз.

«Запомни рассказ»

Цель: развивать словесно - логическую память.

Чтобы ребёнок обладал хорошей памятью, её необходимо постоянно тренировать. Вы можете это делать, запоминая ежедневно стихи, песенки, рассказы. Инструкция: «Внимательно слушай и запоминай рассказ».

Кто как одет.

Дни стали ненастные, ночи холодеют. На огородах стали овощи убирать, чтобы не попортились, не помёрзли. Сначала убрали огурцы – голыши. Потом лук в бумажных рубашках. Потом бобы в шерстяных чулочках. Убрали репу, морковку, свеклу и разную петрушку. Одна капуста осталась. Её позже всех убирают. У неё, у капусты, семьдесят одёжек, она холода не боится!

Если ребёнок затрудняется воспроизвести текст, следует задать ему вопросы. Вопросы:

Когда убирают овощи? Какие овощи убрали с огорода? Что осталось в огороде?

У капусты семьдесят одежек. Почему так говорят?

«Запомни фразы»

Цель: развивать смысловую память.

Инструкция: «Я назову по очереди пять фраз, а ты должен запомнить и назвать:

1. Мальчик устал. 2. Девочка плачет. 3. Папа отдыхает. 4. Мама готовит. 5. Бабушка читает.



Предварительный просмотр:

Учите детей отгадывать загадки

Взрослые, загадывая детям загадки, часто не задумываются над тем, сможет ли ребёнок их отгадать, не анализируют ход его мыслей при отгадывании, торопят, забывая о том, что главное не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был найден правильный ответ на вопрос предложенной загадки.

Если дети затрудняются найти решение, взрослые, уступая их просьбам, просто сообщают отгадку, тем самым лишая детей возможности думать, размышлять. Этого делать не следует. Привыкая, ребята теряют интерес к загадке. Обучение детей умению отгадывать загадки требует терпения. Прежде всего взрослому не следует торопиться с ответом. Не надо также рассчитывать только на природную сообразительность ребёнка. Детей следует учить сознательно отгадывать загадки: понимать их содержание, находить пути решения логической задачи, знакомить с приёмами отгадывания, а также учить объяснять и доказывать правильность отгадки.

Обучать детей умению отгадывать загадки надо начинать не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях и зависимостях, в красках, звуках, движении и изменении.

Развитие внимания, памяти, наблюдательности ребёнка является основой для той мыслительной работы, которую он совершает при отгадывании загадок.

Главным условием, обеспечивающим       правильное понимание загадок и правильное их отгадывание, является предварительное ознакомление детей с теми предметами и явлениями, о которых идёт речь в загадке.

Наблюдения, систематически проводимые в природе и окружающей жизни, лежат в основе работы по обучению детей отгадыванию загадок.

Наблюдая различные группы предметов и явлений, необходимо выделять существенные для каждой группы признаки, связи, зависимости. Знакомя детей с различными предметами,        созданными руками человека, отмечайте особенности внешнего вида, материалы, из которых они сделаны,        назначение, способ использования     предметов. Рассказывая о транспорте, обращайте внимание детей на внешний вид (у автомобиля – колёса, фары, кабина, кузов и т.д.; у самолёта – фюзеляж, крылья, хвост и др.), на характер движения (автомобиль едет по дороге, поезд – по рельсам, пароход плывёт по воде), на звучание (самолёт гудит, мотоцикл трещит), на назначение (транспорт служит для перевозки людей, грузов). Знания, приобретённые детьми во время таких наблюдений, являются основой для отгадывания различных загадок о транспорте:

Что за птица: Песен не поёт, Гнёзд не вьёт,

Людей и груз везёт? (Самолёт).

При рассматривании птиц, животных, насекомых и наблюдении за ними обращайте внимание детей на части тела: голова, ноги, крылья, хвост, клюв; особенности их строения, образ жизни, повадки (где живёт, чем питается, как передвигается, как защищается). Рассматривая, например, гуся, отметьте, что у него длинная шея, крепкий длинный клюв, красные лапы, между пальцами перепонки; гусь может летать, гоготать, щипать. Знание этих особенностей поможет ребёнку отгадать различные загадки про гуся.

Нужны знания, специально подводящие ребят к отгадыванию загадок определённого содержания. Можно понаблюдать за тем, как птицы вьют гнёзда, муравьи сооружают муравейник, паук плетёт паутину, чтобы сделать вывод, что птицы, насекомые строят свои дома без рук, без инструментов. Такой вывод является основой для отгадывания загадок: Без рук, без топорёнка построена избёнка (гнездо), висит сито, не руками свито (паутина).

Есть много явлений природы, которые с течением времени не остаются неизменными. Загадки о таких явлениях построены на основе обобщённых выводов человека по результатам длительных наблюдений: зимой лежал, а весной в реку побежал (снег); в шубе летом, а зимой раздеты (деревья).

Чтобы дети могли самостоятельно отгадывать подобные загадки, наблюдайте явление в разные периоды его развития. Наблюдая за изменением реки во все времена года, дети легко отгадывают загадку: «Летом бежит, зимой спит, весна настала – опять побежала».

Но иногда даже многократные наблюдения в естественных условиях не помогают составить полного представления о явлении. Чтобы отгадать загадки: «В огне не горит, в воде не тонет»; «На дворе горой, а в избе водой», надо провести опыты со льдом и снегом, они явятся ключом к отгадке.

Таким образом, фактические знания об окружающем, приобретённые детьми во время наблюдений, игр, труда, подготавливают ребёнка к пониманию содержания загадок, их логической основы и тем самым облегчают отгадывание.



Предварительный просмотр:

Зачем нужно развивать мелкую моторику?

Ученые - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно - надо обратить их в интересные и полезные игры.

Мелкая моторика рук — это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.

Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Зависимость между развитием тонких движений руки и речи была замечена еще в прошлом веке Марией

Монтессори, а до нее - и Сегеном, т. е. можно заключать, что, если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

Однако даже если речь ребенка в норме — это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы -невыполнимая и опасная задача — значит, и ваш ребенок не исключение. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Что же делать, если обнаружилось недостаточно хорошее развитие        тонкой моторики? Во-первых, надо набраться терпения и постепенно, шаг за шагом, исправлять этот недостаток. А, во-вторых, заниматься развитием руки не время от времени, а систематически, каждый день. Особенно много об этом говорят в последнее время, создавая целые системы и пособия. А ведь можно сделать все намного проще!

  • Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.
  • Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.
  • Завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках.
  • Заводить будильник, игрушки ключиком.
  • Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками.
  • Резать ножницами (желательно небольшого размера).
  • Конструировать из бумаги («оригами»), шить, вышивать, вязать.
  • Рисовать узоры по клеточкам в тетради.
  • Заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина).
  • Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
  • Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
  • Делать пальчиковую гимнастику

Можно использовать для этого обычные занятия ребенка. Посмотрите, как ребенок моет и вытирает руки. Приучите его тщательно мыть каждый пальчик, а потом также тщательно вытирать его полотенцем, хорошо массируя каждую фалангу.

Если у вас есть дача и приусадебный участок, воспользуйтесь этим и привлеките ребенка к сбору ягод. Когда вы готовите, например, пельмени или равиоли, пусть и ребенок вместе с вами лепит их, польза будет безусловная. Очень полезно умение вдевать нитку в иголку - попробуй, попади с первого раза, ведь дырочка такая маленькая, а нитка такая непослушная!

Хорошо, если ребенок учится сам завязывать шнурки на ботинках, плести косички из волос (это, конечно, больше подходит девочкам), застегивать и расстегивать пуговицы, даже самые тугие. Все это заставляет пальчики ловко действовать и очень пригодится в дальнейшем.

Конечно, существуют и специальные игры и упражнения для развития тонкой моторики руки. Некоторые из них известны вам давно. Помните игру в тени, когда, строя комбинации из пальцев, можно показывать различные теневые фигуры - собачку, зайчика, оленя, человечка. Эта игра - как раз то, что вам нужно. Наверняка вы помните и другую распространенную игру: на столе под салфетку прячут несколько мелких предметов, ребенок должен на ощупь определить, что это за предмет.

В детских журналах сейчас можно найти очень много развлекательно -развивающих заданий, например, когда требуется соединить точки и посмотреть, что за рисунок получится. К заданиям такого же типа относятся и различные лабиринты, дорисовка картинок, раскрашивание картинок и т. д. Важно приучать ребенка стремиться все делать аккуратно. Если у него не получается хорошо, не следует ругать его, торопить. Наоборот, его следует постоянно поощрять и вселять у него уверенность, что у него все получится. Надо только постараться.

Руки - инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. Очень полезны мозаики, аппликации, рисование карандашами, мелками, красками, а то и просто пальчиками, а также вырезание из бумаги. В общем-то, практически все действия, требующие работы руки и пальцев, способствуют формированию тонкой моторики руки.



Предварительный просмотр:

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики.

Весь комплекс упражнений по развитию мелкой моторики можно разделить на три части:

1.ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.

Пальчиковая гимнастика - это массаж и гимнастика для пальчиков ребенка, что напрямую положительно действует на умственное развитие малыша. При этом манипуляции проводятся под рифмовки, игры и сопровождаются движениями всего тела. Такая гимнастика позволяет: улучшить координацию; переключать внимание с одного вида деятельности на другой; согласовывать речь и движения. Доказано, что пальчиковая гимнастика для детей 6-7 лет в детском саду в стихах способствует выработке правильного звукопроизношения, тренировке памяти. Кроме того, подобные занятия воздействуют на кожу рук, где расположены акупунктурные точки, связанные со всеми органами тела.

Эти тренировки мелкой моторики, которые занимают всего-то 5-6 минут, могут проводиться в разной форме: индивидуальной (когда ребёнок совершает определенные действия самостоятельно); групповой (в этом случае дети могут брать друг друга за руки). Форма упражнений носит игровой характер. Именно этот вид деятельности является ключевым у детей. Занятия сопровождаются рифмовками или короткими песнями.

2.УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПАЛЬЦЕВ И КИСТЕЙ РУК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ.

Лепка.

Просто замечательное занятие на развитие мелкой моторики у дошкольников. Перед лепкой ребенку любого возраста обязательно дайте размять пластилин. Это очень полезное упражнение для развития мелкой моторики. В этом плане обычный отечественный пластилин гораздо полезнее, чем мягкий импортный.

Упражнения с бумагой.

1) мять – развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния,

2) рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны.

3) делать аппликации из бумажных шариков (смять бумагу, нарвать ее на полоски, затем полоски нарвать на квадраты, скатать каждый квадратик на ладошке в шарик, шариками выкладывается силуэт – например, кошка, барашек, тучка)

Сортировка мелких предметов.

Очень важно, чтобы малыш это делал щепотью- то есть тремя пальчиками, либо способом «пинцетного захвата». То есть захватывал двумя пальчиками – большим и указательным. При этом остальные пальчики должны быть подогнуты. Покажите малышу правильный способ выполнения этого упражнения.

Вырезание ножницами.

Вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов - полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.

Старшие дошкольники начинают овладевать навыками силуэтного вырезания без предварительной прорисовки, подготовки линии контура.

Игры - шнуровки Марии Монтессори:

В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

3.ОТРАБОТКА ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ.

Отработку графических навыков помогут развить такие упражнения, как:

Рисование линий, фигурных дорожек, штриховка.

Штриховка - одно из важнейших упражнений. Правила штриховки:

• Штриховать только в заданном направлении.

• Не выходить за контуры фигуры.

• Соблюдать параллельность линий.

• Не сближать штрихи, соблюдать расстояние.

Рисование по точкам.

Ребенка просят соединить точки согласно инструкции под рисунком. Выполнять задания следует следующим образом: карандаш или ручка не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется, и его положение не изменяется.

Раскрашивание.

Простой и эффективный способ подготовки руки к письму - книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами.

Можно предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.

Обводка.

Очень хорошо обводить трафареты, шаблоны, обводка по фигурным линейкам, объемным и плоскостным изображениям предметов. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т. д.

Ежедневно предлагайте детям такие занятия!

Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук, и ребенок будет хорошо подготовлен к школе, движения его руки будут более уверенные, школьные занятия будут для ребёнка не столь утомительными.

4.МАССАЖ ПАЛЬЧИКОВ.

Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Массаж производится поглаживанием кистей рук от кончиков пальцев к запястью, а так же с использованием природного материала - шишек, орехов, мячиков-ёжиков.

Для достижения желаемого результата работа с детьми должна быть регулярной и применяются следующие ФОРМЫ работы.

совместная деятельность воспитателя с детьми. Включаются цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности заданий, отвечающей логике развития тех или иных способностей.

индивидуальная работа с детьми. Включаются задачи по развитию социальных навыков, освоения разных видов деятельности. Создаётся микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека. Доверительные отношения между ребёнком и взрослым.

- свободная самостоятельная деятельность самих детей. Свободная деятельность детей обеспечивает возможность саморазвития ребёнка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам.

Замечено, что дети, совершающие многочисленные оживлённые движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить. «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев», - писал В.А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который питает мозг ребёнка.



Предварительный просмотр:

Памятка по выполнению артикуляционной гимнастики

1.Внимательно прочитайте описание упражнения. Попробуйте выполнить его перед зеркалом.

2.Гимнастика проводится ежедневно по 5 минут.

3.Упражнения выполнять сидя перед зеркалом (достаточно настольного зеркала 15*15 см.), в спокойной обстановке, при достаточном освещении.

4.Упражнения выполняются после показа взрослого. 

5.После того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию).

6.Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.

Комплекс артикуляционных упражнений

  • Чистим зубки. Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно верхние и нижние зубы. Повторить 3-5 раз. Следите, чтобы подъем языка осуществлялся без помощи нижней губы.
  • Чашечка. Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки", то есть слегка приподнять кончик и края языка. Удерживать под счет до 5. Повторить 3-5 раз.
  • Маляр. Губы в улыбке, рот приоткрыт, кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо. Повторить 3-5 раз.
  • Лошадка. Приоткрыть рот, поцокать язычком, как цокают лошадки.
  • Грибок. Улыбнуться, приоткрыть рот, поцокать языком, будто едешь на лошадке. Присосать широкий язык к нёбу. Повторить 3-5 раз.
  • Вкусное варенье. Улыбнуться, открыть рот. Широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу.
  • Блинчик. Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал.
  • Часики. Высунуть узкий язык. Тянуться попеременно то вправо, то влево из уголка в уголок рта. Губ не касаемся.
  • Качели. Высунуть узкий язык и тянуть его попеременно то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать.
  • Гармошка. Выполняем упражнение «грибок». Не отпуская языка, поднимаем и опускаем нижнюю челюсть, как меха на гармошке.



Предварительный просмотр:

Картотека игр «Четвертый лишний»

Игра "Четвертый лишний" развивает мышление и речь.

Правила игры:

  • Необходимо перечислить названия предметов на карточке
  • Назвать группу предметов
  • Объяснить, почему лишний предмет не принадлежит группе

Изображение выглядит как фрукт, Продовольственная группа, Натуральные продукты, производить  Автоматически созданное описание

Изображение выглядит как музыка, музыкальный инструмент, Народный инструмент, струнный инструмент  Автоматически созданное описание

Изображение выглядит как клюв, утка, птица, домашняя птица  Автоматически созданное описание

Изображение выглядит как ягода, фрукт, Натуральные продукты, Клубника  Автоматически созданное описание

Изображение выглядит как транспорт, корабль, плавсредство, мачта  Автоматически созданное описание

Изображение выглядит как птица, рисунок, графическая вставка, иллюстрация  Автоматически созданное описание

Изображение выглядит как башмак, обувь, сникер  Автоматически созданное описание

Изображение выглядит как Фигурка животного, крупный рогатый скот, скот, мультфильм  Автоматически созданное описание

Изображение выглядит как графическая вставка, мультфильм  Автоматически созданное описание

Изображение выглядит как кофейная чашка, посуда, кружка, заварочный чайник  Автоматически созданное описание

Изображение выглядит как цветок, дерево  Автоматически созданное описание

Изображение выглядит как Украшение из цветов, цветочный горшок, роза, цветок  Автоматически созданное описание

Изображение выглядит как мультфильм  Автоматически созданное описание



Предварительный просмотр:

Тренируем память 

Память является одним из основных свойств личности. Древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, покровительницей всех известных наук и искусств. Человек, лишённый памяти, по сути дела перестаёт быть человеком. Но следует знать и о том, что хорошая память не всегда гарантирует её обладателю хороший интеллект. Психолог Т. Рибо описал слабоумного мальчика, способного легко запомнить ряды чисел. И всё-таки память – это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей.

Выделяют три типа памяти: наглядно-образную память, которая помогает хорошо запомнить лица, звуки, цвет предметов и т. д. Словесно-логическую, при которой преимущественно запоминаются формулы, схемы, термины. Эмоциональную, при которой лучше всего сохраняются пережитые чувства.

Кроме того, существует ещё разделение памяти на два вида в зависимости от длительности хранения информации: кратковременную память, когда материал запоминается быстро, но ненадолго. Долговременную память, требующую        больших усилий, но позволяющую сохранить информацию на многие годы. Скорость заучивания у людей также разная. Есть быстро заучивающие и медленно заучивающие предлагаемый материал. Второй группе людей для запоминания такого же объёма информации потребуется втрое больше времени, но помнят они значительно дольше.

Память разделяется ещё на механическую и смысловую. Часть людей склонна к механическому заучиванию (зубрёжке). А другая часть – к осмысленному запоминанию. Иногда без всякого усилия, порой даже против воли человека, тот или иной материал «всплывает» в памяти. Возникает какой-то мотив песни, оживает картина какой-то автомобильной катастрофы. Такая память носит название непроизвольной. Произвольная памяти имеет место тогда, когда человек прилагает усилия для запоминания или припоминания воспринятого, т. е. направляет свою активность на достижение поставленной цели.

Люди различаются и тем, какой материал они лучше запоминают. Так, музыкант успешно запоминает музыку, у него развита слуховая память. Художник имеет высокоразвитую зрительную память, а у спортсменов развита память на движения (двигательная).

Различными бывают и основные свойства каждого вида памяти: объём (сколько информации человек может сохранить), прочность и точность памяти (насколько долго человек сохраняет воспринятое и насколько правильно его воспроизводит).

Основным видом деятельности является игра. Поэтому предлагаю развивать и тренировать память в игровой форме, что поможет поддержать его интерес к выполнению заданий. Если с ребёнком проводить специальные занятия, то формирование произвольности запоминания происходить быстрее. Используя различные вспомогательные средства для запоминания: картинки, опорные слова, вопросы, а также классификацию и группировку предметов, - можно развивать опосредованную память, увеличить скорость и объём запоминания.

«Каскад слов»

Цель: развитие объёма кратковременной слуховой памяти.

Содержание: Взрослый просит ребёнка повторять слова. Начинать нужно с одного слова, затем назвать два. Ребёнок должен повторить их в той же последовательности. Затем взрослый называет три слова и т. д. Если ребёнок не справляется со словесным рядом, нужно повторить ряд ещё 2-3 раза.

  1. огонь;
  2. дом, молоко;
  3. конь, гриб, игла
  4. петух, солнце, асфальт, тетрадь;
  5. крыша, пень, вода, свеча, школа;
  6. карандаш, машина, брат, мел, птица хлеб;
  7. орёл, игра, дуб, стакан, телефон, пальто, сын;        
  8. гора, вороны, часы, стол, снег, картина, сосна, мел.

«Каскад цифр»

Цель: развивать кратковременную зрительную память.

Инструкция: «Посмотри внимательно на цифровой ряд и повтори его в той же последовательности (вначале две цифры, затем три, четыре и . п.)

6 2

2 8 3

1 7 4 3 6 3 5 9

1 4 6 8 2

«У оленя дом большой»

Цель:        развитие        умение        использовать мнемонические        приёмы        для запоминания текста.

Содержание: Взрослый, проговаривает текст игры, сопровождает его движениями.

У оленя

Дом большой,

Он глядит в свое окошко: Заяц по лесу бежит,

В дверь к нему стучит. Стук, стук.

Дверь открой!

Там в лесу охотник злой!


Скрещивают руки над головой,

Изображают крышу.

Руки перед лицом изображают окно.      Производят движения руками, как при беге. Кулаками имитируют стук в дверь. Большим пальцем через плечо

           Показывают, что сзади охотник.

Дети вытягивают руки вперёд.

Заяц, заяц, забегай!                

Лапу подавай!        

«Запомни картинки»

Цель: развитие зрительной памяти.

Содержание: Ребёнок рассматривает пять (знакомых) предметных картинок и запоминает, что на них нарисовано. Затем картинки переворачивают. Взрослый показывает на перевёрнутую картинку, а ребёнок должен вспомнить и назвать предмет, изображенный на ней. Усложнение: увеличить количество картинок, уменьшить время запоминания.

«Кто не на месте?»

Цель: развитие целенаправленного запоминания и припоминания. Содержание: Десять игрушек выставляются перед ребёнком на столе в один ряд. Взрослый предлагает запомнить, какая игрушка, на каком месте находится. Затем ребёнок отворачивается, а взрослый меняет местами игрушки. После чего ребёнок должен повернуться и расставить игрушки по местам. Игра проводится до 5-6 раз.

«Запомни рассказ»

Цель: развивать словесно - логическую память.

Чтобы ребёнок обладал хорошей памятью, её необходимо постоянно тренировать. Вы можете это делать, запоминая ежедневно стихи, песенки, рассказы. Инструкция: «Внимательно слушай и запоминай рассказ».

Кто как одет.

Дни стали ненастные, ночи холодеют. На огородах стали овощи убирать, чтобы не попортились, не помёрзли. Сначала убрали огурцы – голыши. Потом лук в бумажных рубашках. Потом бобы в шерстяных чулочках. Убрали репу, морковку, свеклу и разную петрушку. Одна капуста осталась. Её позже всех убирают. У неё, у капусты, семьдесят одёжек, она холода не боится!

Если ребёнок затрудняется воспроизвести текст, следует задать ему вопросы. Вопросы:

Когда убирают овощи? Какие овощи убрали с огорода? Что осталось в огороде?

У капусты семьдесят одежек. Почему так говорят?

«Запомни фразы»

Цель: развивать смысловую память.

Инструкция: «Я назову по очереди пять фраз, а ты должен запомнить и назвать:

1. Мальчик устал. 2. Девочка плачет. 3. Папа отдыхает. 4. Мама готовит. 5. Бабушка читает.



Предварительный просмотр:

Картотека игр и упражнений для детей дошкольного возраста

"Развитие внимания у дошкольников"

Игра « Какой игрушки не хватает?»

цель: развитие зрительной памяти, объема внимания.

возраст: с 3 лет

Поставьте перед ребенком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну из игрушек.  Вопрос к ребенку: « какой игрушки не хватает?». Игру можно усложнить: ничего не убирать, а только менять игрушки местами; увеличить количество игрушек. Играть можно 2-3 раза в неделю.

Игра «Что слышно?»

цель: развитие произвольного внимания, устойчивости.

возраст: с 3 лет.

1 вариант: ведущий предлагает детям слушать и запоминать, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что они слышали.

2 вариант: по сигналу ведущего,  внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь. Затем каждый ребенок должен рассказать, что за ними происходило.

Игра «Найди такой же».

цель: развитие произвольного внимания

возраст: с 3 лет

Предложите малышу выбрать из кубиков или шариков точно такой же (по цвету, величине, рисунку) как тот, который у вас в руках. Чтобы ребенку было интереснее играть, можно загадывать  с ним предметы по очереди и, конечно же делать ошибки, которые ребенок должен заметить. Можно усложнить игру, увеличивая количество предметов, различия которых не так заметны.

Игра «Что изменилось?».

цель: развитие внимания, быстроты реакции.

возраст: с 3 лет.

Для начала поставьте на стол 3-4 игрушки, дайте ребенку рассмотреть их 1-2 минуты. Затем попросите его отвернуться и уберите одну из игрушек. Когда малыш повернется спросите его, что изменилось. Игру можно усложнить увеличить количество игрушек до 5-7. можно превратить эту игру в соревнование, задавая друг другу задачки по очереди.

Игра «Что изменилось?».

цель: развитие внимания, быстроты реакции.

возраст: с 3 лет.

Для начала поставьте на стол 3-4 игрушки, дайте ребенку рассмотреть их 1-2 минуты. Затем попросите его отвернуться и уберите одну из игрушек. Когда малыш повернется спросите его, что изменилось. Игру можно усложнить увеличить количество игрушек до 5-7. можно превратить эту игру в соревнование, задавая друг другу задачки по очереди.

Игра « Цифры»

цель: развитие слуховой памяти, объема внимания.

возраст: с 4 лет.

Сейчас я покажу тебе ряд цифр.  Их надо запомнить в таком же порядке:

2, 3, 5, 7, 3, 5, 7

Повтори цифры. Расскажи, как запоминал. Посмотри, каким образом эти цифры можно сгруппировать.

Игра «Тут что-то не так»

цель: развитие произвольного внимания, критичности мышления.

возраст: с 4 лет

Детям читается текст, их задача найти в нем «нелепицы».

Иду я вчера по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: «Ку-ка-ре-ку» и рога уже наставила. Я испугался и убежал.

Иду я по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу гриб! На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался.  Я подпрыгнул и сорвал его.

Пришел я на речку. Смотрю, сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду и уплыла.

Игра « Гимнастика внимания»

цель: развитие произвольного внимания

возраст: 4- 6 лет

раз, два, три, четыре, пять

начинаем мы играть

вы ребята не зевайте

слушайте, что вам скажу

и при этом покажу.

Называя, части своего тела, показывать их на себе (кладет на них руку). Дети повторяют движения. Затем начинают путать  детей, называя одну часть тела, показывать другую.

Игра « Самый внимательный»

цель: развитие объема внимания, умения сосредотачиваться.

возраст: с 4 лет

 Дети встают полукругом. Затем определяют ведущего. Ведущий должен запомнить порядок расположения участников игры. Затем ведущий отворачивается. В это время игроки меняются местами. Ведущий должен сказать, как стояли его товарищи. На месте ведущего должны побывать все игроки. Все, кто не ошибется, считаются победителями.

Игра «Кто позвал?»

цель: развитие внимания, слухового восприятия.

возраст: с 4 лет

Дети сидят или стоят в полукруге. Выбирается водящий, который встает спиной детям. Педагог указывает молча детям на того ребенка, который хочет назвать ведущего по имени. Водящий отгадывает того, кто произнес слово.

Игра «Летает – не летает»

цель: развитие произвольного внимания

возраст: с 4 лет

Ведущий стоя в полукруге детей, по очереди бросает мяч каждому ребенку, называя любой предмет. Ребенок определяет, может ли этот предмет летать. Если «может» мяч кидается обратно, если нет,  тем же способом со словом «летает», если не летает, мяч возвращают ударом об пол со словом «не летает».

Игра «Испорченный телефон»

цель: развитие внимания, слухового восприятия.

возраст: с 4 лет

1 вариант.

Дети садятся в ряд или в круг. Ведущий тихо, на ушко, называет соседу какое-нибудь слово или фразу, тот передает это дальше

. Последний из детей называет то, что услышал, после этого слово передает новый ведущий.

2 вариант.

Часть детей выходит из кабинета. Ведущий читает небольшой рассказ оставшимся детям. В кабинет входит первый из игроков, находящихся за дверью и кто-то из присутствующих рассказывает ему услышанное. Затем входит второй ребенок, а предыдущий рассказывает ему все, что запомнил из рассказа. Так продолжается вся игра.

цель: развитие активного внимания.

возраст: с 4 лет

Играющие  идут по кругу, держась за руки.  По сигналу ведущего останавливаются и делают 4 хлопка, затем поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Выполнивший,  неправильно задание, выходит из игры.

Игра «Что нового?»

цель: развитие произвольного внимания

возраст: с 4 лет

Взрослый рисует мелом на доске любую геометрическую фигуру.  К доске по очереди подходят дети и пририсовывают какие–либо детали, создавая картину. В это время когда один ребенок находится у доски, остальные закрывают глаза и, открывая их по команде взрослого, говорят, что изменилось. Чем дольше длиться игра, тем сложнее искать новые детали.

Игра « Ищи безостановочно».

Цель: развитие активного внимания

Возраст: с 4 лет.

В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного и того же цвета, по сигналу один начинает перечислять, а другие дополнять.

Игра «Гляди, сколько нужно».

 Цель: развитие активного внимания

Возраст: с 4 лет

Участвующих в игре ввести в комнату и дать возможность осмотреться. Когда все покинут комнату, спросить, какие 20 различных предметов они в ней видели, какую посуду, одежду и пр.

Упражнение «Счастливые хрюши».

Цель: развитие концентрации внимания, наблюдательности.

Возраст: с 4лет

Задание 1: посмотри на рисунки.  Назови как можно быстрее, что отличает одного хрюшу от другого.

Необходимо фиксировать время выполнения задания, количество названных отличий, количество ошибок (повторы, неправильно названные и пропущенные отличия.)

Игра « Ухо – нос».

Цель: развитие внимания, быстроты реакции, умения подчиняться правилам

Возраст: с 4лет.

По команде «ухо» детям предлагается схватиться за ухо, по команде «нос» - за нос.

       

 Игра « Разные животные».

Цель: развитие активного внимания, быстроты реакции

Возраст: с 4 лет.

Ведущий объясняет, что когда он будет хлопать в ладоши, ребенок должен будет принять соответствующую позу:

Один хлопок – поза аиста (стоя на одной ноге, поджав другую)

Два хлопка – поза лягушки (присядь пятки вместе, носки врозь, колени разведены, руки между ногами на полу)

Три хлопка – поза коровы ( встань на четвереньки и произнести «му-му»).

Игра «Карлики и великаны».

Цель: развитие внимания, быстроты реакции.

Возраст:

Детям предлагается по команде «карлики» присесть, по команде «великаны» - встать.

      

  Упражнения

Цель: развитие произвольного внимания, наблюдательности

Возраст: с 5лет.

  1. закрой глаза и опиши, во что одеты ребята, с которыми ты играешь
  2. закрой глаза и скажи, какого цвета глаза и волосы у остальных ребят.
  3. не поворачиваясь, назови все предметы, которые находятся у тебя за спиной, опиши их форму, размеры, цвет.

сидя с закрытыми глазами в течение 2-х минут, перечисляй, все звуки, которые ты будешь слышать.

Игра «Тропинка».

Цель: развитие внимания, умения подчиняться правилам.

Возраст: с 4 лет

Дети идут по воображаемой тропинке. Каждый внимательно смотрит куда ступил предыдущий и старается точно следовать по пятам этого учебника. Двигаться надо медленно и тихо. Это упражнение хорошо использовать в конце занятий или при выходе на прогулку.

Игра « Игра с флажками»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции.

Возраст: с 4 лет

Когда ведущий поднимает красный флажок, дети должны прыгнуть, зеленый флажок – хлопнуть в ладоши, синий – шагать на месте.

Игра «Четыре стихии»

Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового и зрительного анализатора

Возраст:  с 4 лет.

Играющие сидят по кругу. Если ведущий говорит слово «земля» все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед,  слово «воздух» поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибся считается проигравшим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместно образовательная деятельность с детьми с использованием электронных образовательных ресурсов: «Эти удивительные насекомые» средний дошкольный возраст

Педагог первой квалификационной категории –Полещенко Елена Олеговна.Совместно образовательная деятельность с детьми с использованием электронных образовательных ресурсов: «Эти удивительные насеко...

Электронный образовательный ресурс для родителей "Игры, направленные на развитие памяти дошкольника"

Немаловажная роль в развитии ребенка отводится развивающим упражнениям, которые позволяют тренировать память, внимание, логику, способность к мышлению. Улучшить способность запоминания помогут увлекат...

Электронный образовательный ресурс "Домашние животные" для детей среднего дошкольного возраста

Данная презентация предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста и может быть использована на занятиях в дошкольных образовательных организациях. Презентация представлена в виде кар...

Электронный образовательный ресурс "Царство грибов" для детей старшего дошкольного возраста

Данная презентация предназначена для детей старшего дошкольного возраста и может быть использована на занятиях в дошкольных образовательных организациях. Презентация представлена в виде картинок с под...

Методическая разработка. НОД с использованием электронных образовательных ресурсов (презентация) с детьми старшего дошкольного возраста. Русский народный костюм – хранитель истории

Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к народной культуре.Задачи:     1. Продол...

Электронные образовательные ресурсы для родителей и дошкольников

Для вас родители предлагаем сайты, которые помогут быстро найти нужную информацию для вашего ребенка....