Консультация. «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольников»
консультация

Болотова Ольга Юрьевна

Игра детей дошкольного возраста характеризуется низким уровнем развития, ролевые действия детей не всегда согласованы. Наблюдается частое пересечение ролевых и реальных отношений играющих детей, они выражают свое несогласие, недовольство партнерами, отвлекаются от цели игры и неполно воплощают замысел. Игровая тематика однообразна. Ролевое поведение участников игры характеризуется отсутствием сплоченности, инициативности, эмоциональной окрашенности. В играх дошкольников редки ролевые диалоги, которые предполагают общение детей своей роли. Дети, в основном, используют сюжет, предложенный взрослыми или другими детьми; редко предлагают новые варианты игры, новое использование для реального объекта; не всегда реализуют свой замысел деятельности. Лишь некоторые дети самостоятельно выбирают тему; способны домысливать предложенный вариант сюжета; могут увлечь своими идеями остальных, быстро адаптироваться к игровой задаче; могут предложить не один вариант сюжета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_sr_igry_v_razviti_doshkolnikov.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация.

«Роль сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольников»

старший воспитатель  Болотова О.Ю. МДОУ «Д/с №12» РК г.Ухта

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.

Это весьма полезно, а потому не только

 не следует этому мешать,

но нужно принимать меры к тому,

 чтобы всегда у них было что делать».

                                                                Я.Коменский

Игра детей дошкольного возраста характеризуется низким уровнем развития, ролевые действия детей не всегда согласованы. Наблюдается частое пересечение ролевых и реальных отношений играющих детей, они выражают свое несогласие, недовольство партнерами, отвлекаются от цели игры и неполно воплощают замысел. Игровая тематика однообразна. Ролевое поведение участников игры характеризуется отсутствием сплоченности, инициативности, эмоциональной окрашенности. В играх дошкольников редки ролевые диалоги, которые предполагают общение детей своей роли. Дети, в основном, используют сюжет, предложенный взрослыми или другими детьми; редко предлагают новые варианты игры, новое использование для реального объекта; не всегда реализуют свой замысел деятельности. Лишь некоторые дети самостоятельно выбирают тему; способны домысливать предложенный вариант сюжета; могут увлечь своими идеями остальных, быстро адаптироваться к игровой задаче; могут предложить не один вариант сюжета.

Игра является ведущей формой организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду.

Ролевая игра – это своего рода школа, в которой ребенок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения людей, их отношения к труду, к окружающему миру, людям и к самому себе.

В процессе сюжетно ролевых игр создаются условия для дальнейшего усвоения  нравственных представлений, чувств детей, которые формировались в быту. Совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка.

Главным в период дошкольного детства является формирование и развитие ребенка как личности. Личностные качества формируются в активной деятельности и, прежде всего в той, которая на данном возрастном этапе является ведущей. Для дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра. Именно развитие сюжетно-ролевой игры в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка. Если ребенок не доиграл в детском саду, то на следующем этапе – в школе – он будет испытывать серьезные трудности.

Развивающее значение сюжетно - ролевой игры действительно при условии, когда сама игра достигает у дошкольников высокой степени развития.

Для этого необходимо:

  • помочь ребенку научиться играть;
  • содействовать объединению детей в игре;
  • тактично руководить выбором игры;
  • учить детей соблюдать правила во время игры;
  • воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.

Для решения  задач, намечаются методы и приемы, которые используются  в целях обогащения содержания сюжетно – ролевых игр:

  • исполнение воспитателем и детьми старших групп главной роли;
  • индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом, воспитатель исполняет главную роль;
  • внесение образных игрушек;
  • прием параллельной игры;
  • прием ролевой игры с продолжением;
  • активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на пробуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи, на отражение в игре новых сторон жизни;
  • обыгрывание с помощью кукол сюжетов из жизни в детском саду и сюжетов современных мультфильмов;
  • разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций.

В целях регулирования игровых взаимоотношений используются  следующие методы и приемы:

  • участие воспитателя в игре (главная роль) ;
  • внесение кукольного персонажа, постановка правил от его лица;
  • обновление игровых уголков;
  • изменение игровой среды;
  • наблюдение, экскурсия;
  • создание воображаемой ситуации: объяснение по воображаемому радио или телевизору об открытии новых «больниц», «магазинов».

Чтобы повысить уровень развития сюжетно-ролевой игры, можно  выделить  три главных направления:

1. Обогащение детей представлениями об окружающем мире.

2. Формирование игровых умений.

3. Организация взаимодействия детей в игре.

Выбирая тему сюжета необходимо исходить из интересов детей, их знаний и опыта.

По первому направлению «Обогащение детей представлениями об окружающем мире»

 1) включать сведения, которые интересны ребенку и могут быть использованы в игре. Например, как мама варит суп, как готовится к приготовлению, как относится к еде, к своей семье;

 2) предполагает очень сильную эмоциональную окраску происходящего. У героев моего рассказа что-то не получается или произошла какая-то нелепица. Например, мама сварила неправильный суп и нужно это исправить

Игровую мотивацию  создавать  с учетом способов построения сюжетно-ролевой игры. Например, в младшем возрасте сюжетно-ролевая игра характеризуется осуществлением игровых действий, следовательно, используем  игровые приемы с учетом развития игровых действий: одушевляю игровой персонаж, который выступает партнером ребенка, используем предметы-заместители и т. д.

По второму направлению «Формирование игровых умений» учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их половые различия.

Общаясь с детьми,  развертывать  игру так, чтобы дети усваивали новый, более сложный способ ее построения. Ориентируя ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение игрового смысла партнеру. Формируя игровые умения в совместных играх,  создавать условия для самостоятельной детской игры:

1. Создание предметно – развивающей среды, способствующей полному овладению сюжетно-ролевой игрой;

2. Организация совместной работы с родителями;

3. Организация совместной работы со специалистами.

В третьем направлении «Взаимодействие детей в игре»,  проводить  беседы, индивидуальную работу, развивать  коммуникативные умения детей, используя  конструктивную деятельность со строительным материалом, чтобы сформировать между детьми положительные взаимоотношения.

Обогащение представлений об окружающем мире, формирование игровых умений детей, организация взаимодействия детей в игре и разные формы общения с детьми способствует повышению уровня развития сюжетно-ролевой игры, а значит, и развитию личностных качеств детей.

Проведение системной работы по организации и проведению сюжетно-ролевых игр сплачивает детский коллектив, они становятся дружнее, более общительнее.

Необходимо, важно и эффективно применять на практике работы системы сюжетно-ролевых игр для социально-нравственного развития детей как одного из средств нравственного воспитания дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация Роль сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольников

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольников...

Консультация «Роль сюжетно – ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребёнка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, ...

консультация "Роль сюжетно ролевых игр в ознакомлении дошкольников с правилами здорового питания".

В консультации представлен материал из личного опыта работы по знакомлению дошкольников с правилами здорового питания с помощью сюжетно ролевых игр....

Консультация «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей»

Игровая деятельность – это ведущая деятельность детей дошкольного возраста.Являясь таковой, именно игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, развитию его психи...

Консультация «Роль сюжетно – ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребёнка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, ...