Проект "Воспитание уверенности у старших дошкольников как один из аспектов подготовки детей к школе"
проект (старшая группа)

Морланд Валентина Владимировна

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_lepetyuha_v.v.docx49.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное общеобразовательное учреждение Баганский детский сад №2 «Солнышко»

Проект

Воспитание уверенности у старших дошкольников как  один из аспектов подготовки детей к школе.

Выполнил воспитатель первой квалификационной категории: Лепетюха Валентина Владимировна

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………………3
1. Экспериментальная часть …………………………………………………7
    1.1. Констатирующий эксперимент ……………………………………...…7
    1.2. Формирующий эксперимент …………………………………………...9
    1.3. Контрольный эксперимент…………………………………………...…10

Заключение ……………………………………………………………………..11

Список литературы ……………………………………………………………13

Введение

     Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребёнка,              вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками [7].
    Одни дети уверенно шагают по школьным коридорам, добиваются первых     успехов.  Другие же дети начинают отставать в учёбе, не справляются с      новыми требованиями, теряют интерес к школе, чувствуют себя неуверенно.
    Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уверенности их в себе. Т.П.Колодяжная [16]  даёт такое понятие уверенности: это вера в себя, свои силы, возможности, ребёнок гордится тем, что он умеет делать, а вчера ещё не умел, на основе усвоения знаний о своём телесном и социальном    образе.
    В  «Концепции   содержания  непрерывного     образования   (дошкольное,   начальное   звено)»  [19],   формирование   у   детей   уверенности,  выделяется   как   один из важных аспектов готовности детей к школе.
    По данным психолога Л.И.Галигузовой [5], неуверенность в себе и своих силах (возможностях) в той или иной степени свойственны 42% российских дошкольников.
         А.И. Захаров [8] в своих исследованиях подчёркивает, что застенчивость, неуверенность в себе, особую опасность представляет на пятом году жизни.  
             В 4 года у мальчиков и девочек проявляется заострение боязливости и      пугливости, робости и нерешительности, чувство вины и переживание      случившегося, что говорит об эмоциональном развитии в этом возрасте.   Чаще отмечаются не самостоятельность и пассивность (зависимость),                медлительность.
    Застенчивость, тревожность, неуверенность в себе, длительное                   подавленное   состояние,  неспособность  самостоятельно принимать решение и справляться с трудностями, ощущение собственной не полноценности   и   многое другое осложняют жизнь ребёнка, как  в  семье, так  и  в  коллективе сверстников.  Проблема   заключается  в  том,   что родители и педагоги часто   не   замечают   эмоциональных   переживаний   ребёнка или считают их беспредметными и немотивированными.

   
По мнению педагогов и психологов (С.К.Картова-Бочавер, М.Ю.Стожарова и другие),  в  настоящее время   значительная   часть родителей  попала  под  влияние педагогических  теорий, пропагандирующих      интеллектуализацию   воспитания.   Родители   готовы,  не жалея сил и времени,   учить   детей   считать,  читать,  знакомить  с    основами  наук       и  т.п.,  при  этом они полностью  отказываются от интеллектуально              ненагруженных,  но    имеющих  психотерапевтический  смысл  видов  общения: бытовой, совместной деятельности, игры и т.п. [1].
    По  мнению  специалистов  (психиатры,  психологи),  интеллектуальные    перегрузки   приводят   к  глубокой   невротизации   личности   ребенка, смещению его самооценки в область образовательных достижений. Результаты    исследований   свидетельствуют   о   том,  что  жизнь   такого ребенка протекает в обстановке сплошных конфликтов  с   родителями          и   педагогами.   А   это  не только не способствует улучшению его поведения, а  напротив,  ведет   к   ухудшению   за  счёт   вторичных   адаптационных реакций протеста, отказа оппозиции и др. [3].
    Эту работу, по мнению психологов, психиатров, невропатологов,         наиболее целесообразно проводить с детьми пятого-шестого года жизни.
    Неуверенные в себе дети чаще всего застенчивы и тревожны. Существует категория тревожных детей. В эту категорию входят дети, которые            чувствуют дискомфорт при необходимости вступать в контакт со              сверстниками и взрослыми, за исключением узкого круга близких людей, не - уверенны в своих силах, не способны ориентироваться в человеческих       отношениях, испытывают разнообразные страхи и опасения, частью           реальные, а частью вымышленные. Тревожные дети постоянно находятся в ожидании неудачи или неприятности, пребывают в состоянии непрерывного напряжения, пополняют ряды невротиков. Основная трудность работы с    такими детьми заключается в том, что их особенности долго остаются        незамеченными. Необходимо как можно раньше обращать внимание на детей с проявлениями тревожности т.к. эти дети пополняют ряды не уверенных   детей[2].
    Отсутствие  эмоционального  контакта  со  взрослым  приводит                  к постоянному  стрессу   у  ребёнка.  Его   стремление   получить   у           взрослого   поддержку   неизбежно  наталкивается на холодность и               не получает     эмоциональной   помощи,   дающей    ребёнку    уверенность   в   том,   что  он   всё     делает   правильно,   что   он   хороший,   что его любят.   Это   крайне    неблагополучная   ситуация   для   развития   ребёнка: он   рано    начинает  чувствовать  свою   ненужность.  Работа  педагога, направленная   на   профилактику   и   коррекцию     проявлений   тревожности   у  дошкольников,   должна  строиться   с   учетом  специфики                              их        нервной     системы,   а    также    стиля    семейного       воспитания [9].
    Интерес  к  проблеме  появления  неуверенности у детей нашел  отражение  в  работах  многих  отечественных и зарубежных ученых, которые   рассматривают её  как  универсальную форму эмоционального                  предвосхищения неуспеха. Без осознанной веры в своё «Я» дети не могут думать самостоятельно, иметь собственную точку зрения и свободно          высказывать её без стеснения, выступать публично, находить новых друзей и легко включаться в совместную деятельность. Такие первоклассники с        большим трудом адаптируются в реальных условиях современной школы. Поэтому перед педагогами и родителями стоит важная задача-помочь       дошкольникам, задолго до поступления в школу преодолеть в себе не -          уверенность, необоснованную стеснительность в различных ситуациях,          вооружить необходимыми приёмами саморегуляции своего поведения [4].
 
    Исходя  из  вышеизложенного, выбрана тема проекта: «Воспитание уверенности у старших дошкольников как один из аспектов подготовки детей к школе».
   
Объект исследования: процесс  формирования  уверенности  у  детей
                                           старшего дошкольного возраста.
   
Предмет исследования: условия, формы и методы формирования                
                                                уверенности у детей старшего дошкольного            
                                                возраста.
   
Цель исследования: выявить эффективность влияния выбранных методов
                                       по воспитанию уверенности у детей старшей группы.
   
Задачи исследования: 1. Проанализировать состояние изученности                    
                                              проблемы воспитания уверенности в
                                              психолого-педагогической, методической                        
                                              литературе;
                                             2. Апробировать  в   практике работы    
                                               дошкольного образовательного учреждения    
                                               современные методики воспитания    
                                               уверенности у детей дошкольного возраста.  
   
Методы исследования: изучение и анализ литературы по теме                  исследования, педагогический эксперимент, математические методы, тестирование, анкетирование.

  1. Экспериментальная часть

1.1.  Констатирующий эксперимент

     Проект реализовывался на базе                              Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения                            Баганский детский сад №2 «Солнышко» с. Баган Баганского района.    
   
В  констатирующем  эксперименте были опробированны   диагностические  методики:  Н.В.  Клюевой, Ю.В. Касаткиной, Р.  Стеркиной,  О.  Князевой, Т.П. Колодяжной, Р.С. Немовой, Т.И. Бабаевой.
    Цель эксперимента:  1) выявить уверенных, неуверенных детей;  2) изучить личностные особенности детей; 3) определить самооценку ребенка.
    В констатирующем эксперименте было обследовано 20 детей. Первый тест «Лесенка» - диагностическая методика Н.В. Клюевой, был проведен для выявления самооценки детей. Вниманию детей была представлена лесенка из 10 ступень. Им было предложено выбрать для себя                ступеньку лесенки. При этом разъяснялось, что на самой верхней лесенке  

находились самые хорошие, добрые дети; на 9, 8, 7 – чуть-чуть похуже; на 6,5, 4 – еще чуть-чуть похуже; на 3, 2, 1 – расположены самые плохие       мальчики и девочки. Важно, чтобы ребенок понял на какой ступеньке стоят                                                                                                                                                                                  какие дети, потому можно переспросить его об этом. Пусть каждый ребенок нарисует себя на той ступеньке, которую он выбрал. Результаты теста                оказались следующими, что из 20 детей 5% детей (Козлянкова К.),          показала низкий уровень самооценки, т.к. ставили себя на самую первую нижнюю ступень. 5% детей (Васильева А.), показали средний уровень           самооценки, т.к. ставили себя на пятую ступень. Остальные 90% детей            показали высокий уровень самооценки, т.к. ставили себя на самую верхнюю ступень.
    Для изучения личностных особенностей детей была применена методика, «Какой Я?» Р.С. Немовой. Детям были перечислены десять положительных качеств личности, каждое качество оценивалось одним         баллом. Экспериментатор спрашивает у ребенка, как он сам себя               воспринимает и оценивает по данным различным положительным качествам личности. Выяснилось следующее: из 20 детей  50% детей по всем десяти             оцениваемым качествам набрали по 10 баллов – это очень высокий уровень самооценки. 20% детей по всем оцениваемым положительным качествам        набрали по 9 баллов – это высокий уровень самооценки.    
30% детей (Жданова Э.; Васильева А.; Котлярова Т.; Козлянкова К.; Антонов С.; Ясиновская А.),  набрали по 4-7 баллов – это средний уровень самооценки.
    Исходя из результатов двух экспериментов, выявились 6 неуверенных  в себе детей, с которыми проводилась дальнейшая работа.    
     Следующий шаг работы был направлен на выявление уверенности в себе у детей по методике  «Застенчив ли ребенок?».  Детям предлагалось составить небольшой рассказ о себе. Было обследовано 6 детей: Жданова Э.; Антонов С.; Васильева А.; Котлярова Т.; Козлянкова К.; Ясиновская А. Все они рассказывали о себе неуверенно, часто делали паузы. Средний уровень самооценки дали 16,6% детей (Козлянкова К.). Высокий уровень   самооценки выявился у 33,3% детей (Жданова Э.; Васильева А.).
    Была  проведена  анкета  с  родителями: «Каким я вижу своего ребенка?»    Родителям предлагалось на каждое утверждение ответить «Да» или «Нет». Выявилось, что все родители неуверенных                          детей представили их как неуверенных детей.
    Таким  образом,  в  результате проведенных тестов, анкет,         составлений рассказов – в группе к  неуверенным детям можно           отнести:   Жданову Элю,  Васильеву Алину,  Котлярову Таню,       Козлянкову Ксюшу, Антонова Сашу, Ясиновскую Алину.                
                     

1.2.  Формирующий эксперимент

     В формирующем эксперименте была поставлена цель – повысить             самооценку детей: Ждановой Эле, Васильевой Алине, Котляровой Тане,  Козлянковой Ксюше, Антонову Саше, Ясиновской Алине. Создать условия для формирования уверенности у детей в своих возможностях.
    С этой целью была составлена паутинка. Для                    формирования уверенности у детей (Жданова Э.; Васильева А.; Антонов С.; Котлярова Т.; Козлянкова К.; Ясиновская А.), были использованы               разнообразные игры, игровые ситуации [11]. Они включались как в занятия, так проводились и вне занятий. Это такие игры как: «Собери        фигуру»;  «Шкатулка ласковых имен»;  «Мое имя»;  «Зоопарк»;  «Чей шар больше»;  «Путанка»;  «Школа разведчиков»;  «Колдун»;  «Магазин            игрушек»  и  многие  другие. Благодаря играм дети стали более уверенно себя чувствовать. Эти игры   вызвали у детей огромный интерес, они предлагали  все  время в них играть. Менялось отношение у ребенка к самому себе. От  игры к игре они становились более уверенными, решительными, смелыми, соглашались быть на ведущих ролях.
    Проводились  с  детьми  занятия,  на  которых была организованна система поддержки у неуверенных в себе детей [13]. Использовалось  поощрение на занятиях. Если что-то не получалось, то использовался      индивидуальный показ, объяснение, совместные действия с детьми помогали им преодолеть трудности и достигнуть их.
    Следующим шагом работы было оформление ширмы – раскладушки в   группе с семейными фотографиями детей. Такая ширма – раскладушка           способствовала формированию уверенности детей, т.к. рядом с собой они чувствовали присутствие близких и родных им людей. Детям хотелось           рассказать о них, это способствовало преодолению застенчивости и         замкнутости.
    Наряду  с  этим  проводились  этические беседы. Цель которых – развивать у детей  уверенность  в  себе. Беседы проводились на такие  темы как: «Что бы ты сделал, как поступил, если бы…?»;   «Если бы я был волшебником, я смог бы изменить себя так»;   «Что тебе нравится?»;   «Кто что любит»;   «Как можно общаться без слов»;   «Отчего мне бывает страшно»;   «Как я могу стать лучше»;   «Если бы у меня была волшебная палочка, я бы…»;   «Мое отношение к семье»;   «Мой организм».
    Также  с  детьми проводился телерассказ: «Расскажи о себе». Предлагалось  детям  с  помощью «микрофона» рассказать о себе,   ответить на вопросы:  Как тебя зовут?  Возраст твой?  Где ты родился?  Как называют тебя друзья, родители (уменьшительное имя)?  Лучшее, что произошло с тобой за последнее время? Самый счастливый момент в твоей жизни был, когда…? Если тебя спросят: «Что ты за человек?», что ты ответишь? Что тебе больше всего в себе нравится: 1, 2, 3…? Что ты хотел бы в себе изменить?
    Для формирования уверенности у детей использовалось художественное слово. Чтение: В. Осеева «Сыновья!» Цель: развивать умение говорить о себе без стеснения, оценивать свои положительные и отрицательные стороны, оценивать поступки других людей, развивать понятие о том, что чувства и настроения людей меняются в зависимости от воздействия различных       факторов.                                              

1.3.  Контрольный эксперимент

В  контрольном  эксперименте,  цель  которого  выявить                        влияние  используемых в работе с детьми методов по воспитанию уверенности   у   детей. Для этого был проведен тест на самооценку по диагностике Т.П. Колодяжной [16]. Детям  предлагалось 8 кружков расположенных в ряд  и  в      одном из них поставить свое «Я» . Чем  левее  находится     кружок  с «Я»,  тем выше самооценка. Результаты  оказались следующими:   посередине расположили себя: Антонов С.; Васильева А.; Жданова Э.; Котлярова Т.; Козлянкова К.; Ясиновская А. У детей наблюдается повышение самооценки.
    Исходя  из  этого  можно  сделать  вывод, что проведенная работа повлияла  на  формирование  уверенности  в себе. Дети стали более уверенно, смело отвечать на занятиях. Со сверстниками легко идут на контакт, делятся своими секретами. В играх дети стали чувствовать себя более раскрепощено.
Воспитателям и родителям для того, чтобы воспитывать уверенность у       детей необходимо проводить большую работу: организовывать                     коллективные  виды  деятельности;  поддерживать,  подбадривать,   поощрять  таких  детей; проводить беседы, общие праздники, занятия; решать различные ситуации; читать художественную литературу.      

Заключение

     Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и         начальное  звено) [19], ориентирует современного воспитателя на соблюдение непрерывности его образования на первых ступенях – дошкольном и начальном школьном. В этом документе говорится о необходимости формирования у детей устойчивого положительного отношения к себе,  уверенности в своих силах, открытости внешнему миру.
    Процесс  формирования  уверенности  у  детей  требует  от       воспитателя      личностно – ориентированного  взаимодействия  с   ребенком. Это помогает ребенку поверить в себя.
    Результат  работы над проектом  свидетельствует,  что большинство  детей  старшего  дошкольного  возраста  (70% детей)  уверенны  в  своих  силах,  для  них  характерно  положительное  отношение к  себе.  Наряду с уверенными детьми было выявлено 30% неуверенных в себе детей:  Жданова  Эля;  Котлярова    Таня;  Васильева  Алина;  Козлянкова Ксюша; Антонов Саша; Ясиновская Алина.
    Благодаря  проведенной  работе  с  использованием  разных  форм, методов у детей изменилось отношение к себе, возникло чувство собственной значимости, сформировалось представление о своих возможностях.
    Результаты  контрольного  тестирования  показали адекватное оценивание себя детьми: Жданова Э.;  Васильева А.;  Котлярова Т,;  Козлянкова К.;     Антонов С.;  Ясиновская А. Все 30% неуверенных детей стали более         уверенными.
    Цель проекта достигнута, благодаря            использованию методов и форм, условий по преодолению неуверенности, предложенных Т.П. Колодяжной [16]; Р.С. Немовой и др.
    Неуверенные дети стали  себя вести более уверенно на                   занятиях, проявлять интерес, желание.
    Для достижения лучших результатов с этими детьми необходима               дальнейшая работа: нужно организовывать их совместную деятельность,         совместные игры, создание общего продукта детьми, использовать систему поддержки – это будет развивать чувство собственной значимости и                    позволит детям более безболезненно войти в школьную жизнь.
    Таким образом, результаты проектной деятельности                подтвердили, что  в  каждой  старшей группе есть 30-40% неуверенных детей. Неуверенность осложняет адаптацию дошкольника к школьным условиям жизни, снижает успешность обучения детей в школе. Процесс формирования уверенности  у детей дошкольного возраста зависит от                                      психолого-педагогических условий – личностно-ориентированной модели                      взаимодействия, создания образа среды, способствующей эмоциональному, социально-личностному и сохранение его индивидуальности, представление каждому ребенку возможность выбора деятельности, средств, система        поддержки; от форм – индивидуальных, групповых, праздников; от методов – рассматривание картин, чтение художественной литературы, этические         беседы.
    Проект имеет практическую значимость для студентов дошкольного отделения при изучении темы: «Нравственное           воспитание детей дошкольного возраста». Для педагогов дошкольного               образовательного учреждения могут быть интересны диагностические              методики, представленные в работе и пути формирования уверенности               будущего школьника.                

Список литературы


1. Бабаева Т. О социально-эмоциональном развитии дошкольников //
     Дошкольное воспитание.-2006- №6.                                                    
2.  Боровцова. Как воспитывать у детей уверенность в себе // Дошкольное
    воспитание.-2003-№12.
3.  Бурс Р.С. Когда обучение воспитывает: Методическое пособие.- СПб.,    
     2002.
4.   Волкова Е., Мишина К. О специфике воздействия с тревожными детьми //
    Дошкольное воспитание.- 2005-№10.
5.  Галигузова Л.И. Застенчивый ребенок // Дошкольное воспитание.- 2000-
    №6.
6. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /
    Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. и др.  Под ред. Бабаевой Т.И,  
    Михайловой З.А., Турович Л.М.: Издание 3-е, переработанное.- СПб.,
    Детство-Пресс.-2003.
7.  Емельянова М. Воспитываем ребёнка лидера // Дошкольное воспитание.-  
    2006-№.-5.
8.  Захаров А.И. Как предупредить отклонение в поведении ребенка: книга
    для воспитателей детского сада.- М.: Просвещение – 1986.  
9. Захарюта К.Н. Развиваем творческий потенциал дошкольника //
       Дошкольное воспитание.- 2006-№9.
10.  Ильчиков М.З., Смирнов Б.А. Социология воспитания.- М., 1996.
11.  Клюева Н.В, Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Популярное пособие      
     для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития»,1997.  
12. Князева Л.П. Этические беседы в детском саду.
13. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе
      ознакомления с окружающим миром.- М., 1988.
14. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. для    
      студентов  сред. проф. учеб. заведений.- 6-е издание, исправ.- М.:
      Издательский   центр «Академия», 2006.
15.  Козлова С.А. Программа «Я – Человек» // Дошкольное воспитание.-1996
      -№12.  
16. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным
     образовательным учреждением: Концептуальное, программное и                
     методическое обеспечение, практическое пособие для руководителей и
     воспитателей дошкольных образовательных учреждений, часть ІІ. Ростов-
     н./Д.: Издательство «Учитель», 2002.
17. Кон И.С. Ребёнок и общество.- М., 2003.
18. Концепция дошкольного воспитания о формировании у детей
     дошкольного возраста отношения к самому себе // Дошкольное
     воспитание.-1989-№5.  
19. Концепция содержания непрерывного образования.- М.: Издательство
      ГНОМиД.-2004.
20. Логинова В.И., Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика.  Учеб. Пособие    
     для студентов  пед.  Ин-тов по спец. 2110 «Педагогика и психология».-  
     М.: Просвещение,   1983.
21. Меренков А., Буйлова Л., Клёнова Н. Формирование нравственных              
     качеств как важный аспект подготовки детей к   школе // Дошкольное
     воспитание.-2001-№8.
22. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому.- М., 2000.
23. Постоева Л., Лукина Г. Поможем детям справиться с тревожностью //
     Дошкольное воспитание.- 2006-№5, №6.
24. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред.
     Смирнова С.А.; Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.- М.:
     Издательский центр «Академия», 1998.      

       

                                                                                                                       

                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Психологические аспекты подготовки детей к школе»

Консультация для родителей  «Психологические аспекты подготовки детей к школе»...

Развитие познавательной активности и интеллектуальных способностей через математическую деятельность, как важнейший аспект подготовки детей к школе.

Конспект организованной образовательной деятельности  поможет  упражнять  детей  в решении задач типа «больше, меньше, равно»,в закреплении понимания отношений между чи...

Формирование нравственных качеств, как важнейший аспект подготовки детей к школе

Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, качеств и свойств, делающих его...

Консультация для педагогов «Хочу учиться!» - психологические аспекты подготовки детей к школе

Подготовка к 1 классу всегда волнительна и для детей, и для взрослых. Самые ответственные родители спешат научить будущего первоклассника читать и считать, выводят буквы и решают пример...

Консультация для родителей «Психологические аспекты подготовки детей к школе»

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению заключается в том, чтобы ко времени поступления в школу у него сложились психологические черты, которые присущи школьнику. Она включает в с...

Психологические аспекты подготовки детей к школе

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению заключается в том, чтобы ко времени поступления в школу у него сложились психологические черты, которые присущи школьнику. Она включает в себя м...

«Психологические аспекты подготовки детей к школе»

laquo;Психологические аспекты подготовки детей к школе»...