Картотека дидактических игр для формирования лексико-грамматического строя речи
картотека (подготовительная группа)

Франц Наталья Владимировна

Картотека дидактических игр для формирования лексико-грамматического строя речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Горный детский сад»

                                                             

Картотека дидактических игр для формирования лексико-

                               грамматического   строя речи

                                                      подготовила: воспитатель Франц Н.В.

П.Горный

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Известно, что дидактическая игра – это эффективное средство логопедической работы с детьми. Данные игры способствуют формированию лексико-грамматических категорий. Эти игры может проводить как логопед, так и воспитатель. Данная работа будет полезна логопедам, дефектологам, воспитателям, родителям.

Цель: формирование у дошкольников лексико-грамматических категорий.
Задачи:
1. Формировать у дошкольников лексико-грамматические категории с помощью дидактических игр.
2. Разнообразить с помощью дидактической игры работу над предложением, заинтересовать детей.

1. Работа над предложением. Именительный падеж.
Игра «Больница для игрушек»
Оборудование: поломанные игрушки.
Ход игры: Дети разбирают поломанные игрушки и идут с ними к «доктору»: «У меня мишка без уха», «У меня кукла без руки», «У меня заяц без хвоста», «У меня машина без колеса», «У меня самолёт без крыла» и т. д.

Игра «Для чего эта посуда?»
Оборудование: предметные картинки с изображением посуды.
Ход игры: Логопед поочерёдно показывает детям предметные картинки и задает один вопрос: «Скажите, для чего нужна эта посуда?» Дети отвечают: «Это кастрюля для супа», «Это бидон для молока», «Это кувшин для воды» и т. д. Игра заканчивается определением последней карточки, а выигрывает тот, у кого карточек окажется больше.

Игра «Посмотри и скажи»
Оборудование:
 коробка с мелкими предметам, пенал с ручками, карандашами и фломастерами, шкатулка с набором для рукоделия (нитки, пуговицы, булавки и т. п.), набор акварельных красок, набор карандашей и т. п.
Ход игры: Логопед поочерёдно берёт и открывает коробки, шкатулки и т. п. и предлагает детям посмотреть и сказать: «Чего много в ___ пенале (коробке, шкатулке и т. п.)?». Игра заканчивается, когда все коробки будут раскрыты.

2. Управление дательным падежом.
Игра «Закончи предложение»
Оборудование: сюжетные картинки.
Ход игры: Логопед задаёт вопрос, а ребёнок должен дать ответ:
Девочка дает сено кому? (корове, козе, овце)
Собака дает лапу кому? (мальчику)
Мальчик сыплет зерно кому? (цыплятам)
Нина несет очки кому? (бабушке)
Мама дарит куклу кому? (дочке)
Папа подарил велосипед кому? (сыну)
Задание усложняют подбором однородных членов.

Игра «Кому что нужно для работы»
Оборудование: предметные картинки.
Ход игры: Логопед задаёт вопрос, а ребёнок должен дать ответ (используя картинки):
а) Удочка нужна кому? — Рыбаку.
Указка нужна кому? — Учителю.
Кисточка нужна кому? — Художнику.
Лекарство нужно кому? — Врачу, больному.
Ружье нужно кому? — Охотнику.
Ножницы нужны кому? — Портнихе.

б) Кому нужен для работы градусник?
Кому нужна расчёска?
Кому нужен огнетушитель?
Кому нужен для работы рубанок?
Кому нужны для работы весы?
Кому нужна поварёшка?
Кому нужна швейная машина?
в) Игле – нитка, забору – калитка,
Супу – картошка, а книжке – обложка.
Мышке – норка, братишке – сестра.
Улитке – пруд, а лентяйке – труд.

Игра «Подумай и ответь, кому что дать на обед».
Оборудование: предметные картинки.
Ход игры: Логопед задаёт вопрос, а ребёнок должен дать ответ (используя картинки):
Сена пучок (корове с телёнком).
Молочка на блюдечке (кошке с котёнком).
Зёрнышек немножко (петушку с цыплёнком).
А себе возьму ………

3. Управление винительным падежом существительных.
Игра «Назови своё любимое занятие»
Я люблю играть (в футбол).
Я люблю ходить в (парк).
Я люблю читать _____
Я люблю смотреть ___
Я люблю слушать ___

Игра «Дополни предложение»
Полотёр натирает что? (пол)
Пылесос собирает что? (пыль)
Утюг гладит что? ___
Швейная машина шьет что? _____
Хлеборезка режет что? ___
Картофелечистка чистит что? ___
Мясорубка мелет что? _____

Игра «Что перепутал Буратино?»
Буратино говорит детям: «Я ходил на лес. Там я увидел белка. Белка прыгнула на дупло». Необходимо исправить его ошибки.

4. Управление творительным падежом существительных.
Игра «Кто за кем?»
Оборудование: фишки.
Ход игры: Дети делятся на две команды. Водящие стоят впереди команды, спиной к детям. Их задача: вспомнить и сказать, кто за кем стоит? Правильпый ответ поощряется фишкой.

Игра: «Определи место игрушки!»
Оборудование: игрушки.
Ход игры: дети отправляются в игровой уголок и определяют, где стоят игрушки. Рядом с кем? Рядом с чем? Например: Кукла стоит рядом с миш-кой. Машина стоит рядом с кубиками и т. д.

Игра «Кто с кем?»
Оборудование: картинки с изображением животных и их детенышей.
Ход игры: Логопед говорит: «Вышли па полянку разные животные. Разбрелись, разошлись, по всей полянке. Стали мамы своих детей к себе подзывать... Помогите мамам, найдите их детенышей и скажите: кто с кем вышел гулять?» Дети выполняют инструкцию и отвечают «Лиса вышла с лисятами, белка вышла с бельчатами» и т. д.

5. Предложно-падежные конструкции.
Упражнения на уточнение семантического значения предлога в предложении:
1. Выполнение действий с предметами. Конкретно-пространственные значения предлогов.
— Возьмите ручки. Откуда взяли ручки (из ящика).
— Положите ручки в стол. Где они сейчас? (в столе).
— Спрячьте ручки под стол. Где они? (под столом) и т. д.
2. Определение местоположения предметов, игрушек в комнате (без вопроса), показать на предмет:
Стул стоит между столом и шкафом. На столе лежат книги. Лампа висит над столом.
3. Построение друг за другом по указанию логопеда:
Вова встанет за Светой. Алеша за Вовой. Вова перед Алешей. Ира за Вовой и т. д.
— За кем ты стоишь? Впереди кого ты стоишь?
— Между кем ты стоишь? Позади кого ты стоишь?
— Рядом с кем ты стоишь?

6. Управление предложным падежом.
Игра «Угадай, что изменилось»
Оборудование:
 игрушки.
Ход игры: Ребёнок определяет изменение в расположении предметов игрушек: мишка сидел на столе, сейчас под столом.

Игра «Скажи, куда мы положили»
(предлоги: на, за, под)
Оборудование: игрушки, мелкие предметы.
Ход игры: Один ребёнок выходит из комнаты, остальные прячут игрушку или предмет. Ребёнок возвращается и ищет. Дети подсказывают: мяч под, мишка за.

Игра «Что нужно медвежонку»
Оборудование: игрушка мишки, предметные картинки.
Ход игры: Логопед раздаёт картинки: мыло, шарф, тарелка, зубная щётка, носки, шапочка, книги.
Логопед: «Медвежонок проснулся, встал, надел ___, хотел умыться. Он взял ___. Чем он чист зубы? Чем вытирался? Мишка умылся и пошёл! завтракать. Что ему дала мама? Пора идти в детский сад. Что он надел?»

«Загадки Зайца»

Цель: научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме.

Оборудование: игрушка «Заяц», мешочек, натуральные овощи или муляжи.

ХодВзрослый объясняет ребенку, что зайчик хочет с ним поиграть, загадать загадки: «Зайка нащупает какой-нибудь овощ в мешке и расскажет тебе про него, а ты должен догадаться, что это». Зайкины загадки: «Длинная, красная (морковь). Зеленый, длинный (огурец). Круглый, красный (помидор)» и т. п.

  «Назови ласково»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: предметные картинки с изображением овощей большого и маленького размера.

Ход. Взрослый показывает ребенку картинку с изображением какого-либо большого овоща, например, помидора и спрашивает, как он называется. Затем объясняет: «Этот помидор большой. А как ты назовешь ласково маленький такой же овощ?» Демонстрирует картинку (помидорчик.) Аналогично рассматриваются другие овощи (огурец - огурчик, репа - репка, морковь - морковочка, лук - лучок, картошка - картошечка). Неговорящего ребенка просят: «Покажи помидор. А теперь покажи помидорчик».

«Какой овощ пропустили?»

Цель: активизация словаря по теме, развитие внимания и зрительной памяти.

Оборудование: игрушка «Заяц», натуральные овощи или муляжи.

Ход. Взрослый показывает ребенку зайца и объясняет, что у него сегодня день рождения. Приходили гости и принесли множество подарков. Взрослый раскладывает перед зайцем овощи-подарки, перечисляя их. Один овощ не называет. Ребенок должен отгадать какой. Он называет или показывает его в зависимости от уровня речевого развития.


"Поваренок"

Цель: активизация словаря по теме, обучение правильному употреблению существительных в винительном падеже.

Оборудование: картинки с изображением овощей или натуральные овощи.

Ход. Взрослый просит ребенка «приготовить» для него угощение (щи или салат). Ребенок выбирает нужные овощи для блюда, называет их. Затем объясняет, как он будет готовить это «угощение» (брать, мыть, чистить, резать, варить).

Ознакомление с синонимами.

«Зябнет, стынет, мерзнет»

Цель игры: учить детей выделять из текста слова - синонимы, упражнять в подборе синонимов.

- Велик и богат русский язык. Когда мы общаемся друг с другом, то употребляем очень много разных слов. В нашем языке есть разные по звучанию слова, но они могут обозначать одни и те же предметы. Например: труд - работа - дело; старый - ветхий - древний - дряхлый; строить -сооружать - возводить; стеречь - охранять - караулить - сторожить. Такие слова, которые обозначают одни и те же предметы, действия, признаки предмета, принято называть синонимами. А сейчас послушайте стихотворение и определите синонимы, напоминаю, что это слова, одинаковые по значению.

Зябнет осинка, дрожит на ветру, стынет на солнышке, мерзнет в жару. Дети, почему мы с вами не выбрали слово «дрожит»? (оно обозначает другое действие). А теперь давайте подберем синонимы к этому слову (колышется, колеблется).

«Узнай игрушку»

Цель: уточнение и активизация словаря но теме.

Оборудование: любимые игрушки ребенка в мешке.

Ход. Взрослый рассказывает об игрушке, например: «Эта игрушка красного цвета синими полосками. Она круглой формы, хорошо прыгает. Можно играть и руками, и нога ми». Если ребенок правильно отгадал загадку, взрослый достает игрушку из мешка.


"Что не стало?"

Цель: упражнять в образовании форм родительного надежа, развить зрительное внимание и память.

Оборудование: игрушки.

Ход. Взрослый выставляет на столе четыре игрушки. Ребенок называет их. Затем взрослый просит ребенка закрыть глаза, а сам в это время прячет одну из игрушек. Ребенок должен отгадать, какая игрушка исчезла. Игру рекомендуется повторять 3-4 раза.


«Чего не хватает?»

Цель: развитие у ребенка целостного восприятия предмета.

Оборудование: картинки с изображением флажка без палочки, шарика без ниточки.

Ход. Ребенок всматривается в нарисованную игрушку и находит ту часть, которой не хватало. Затем взрослый предлагает ребенку дорисовать недостающую часть


"Нарядим куклу"

Цель: активизировать словарь по теме.

Оборудование: картонная кукла, набор бумажной одежды.

Ход: Взрослый предлагаем ребенку одеть куклу для разных ситуаций (кататься па лыжах, на праздник, на пляж и т. д.). Ребенок одевает ее, например, на прогулку. Взрослый описывает одежду куклы; «Наденем кукле синее пальто. У пальто есть воротник, рукава, карманы. Застегивается оно на пуговицы». Активизируя речь ребенка, взрослый спрашивает: «Где у пальто рукава? Покажи. Что ты показал?»


Ознакомление с синонимами

«Найди лишнее слово»

Цель игры: закреплять умение вычленять слова - синонимы, проводить семантический подбор.

Педагог называет несколько слов, а дети должны найти лишнее, т.е. слово, которое не подходит к другим по смыслу. Примерный набор слов:

Храбрый, звонкий, смелый, отважный.

Умный, большой, громадный, крупный.

Горячий, раскаленный, тяжелый, жаркий.

В каждом случае ребенок объясняет свой выбор.


«Угостим медведей чаем»

Цель: закрепить названия предметов посуды, познакомить с уменьшительно-ласкательной формой слов, ввести в пассивный словарь прилагательные большая, средняя, маленькая. Оборудование: три набора посуды разной величины, картинка из сказки «Три медведя».

Ход: Ребенок выбирает из набора посуды чашку, тарелку и ложку для медведя, медведицы и мишутки. Взрослый комментирует действия ребенка, употребляя прилагательные большая, средняя и самая маленькая. Мишуткину посуду необходимо называть ласково и побуждать к этому ребенка: чашка чашечка тарелка - тарелочка ложка ложечка.


«Разноцветная улица»

Цель: закрепить и расширить словарь по теме, научить располагать дома ровно в ряд.

Оборудование: картонные дома разных цветов и размеров.

Ход. Взрослый предлагает ребенку построить улицу располагая дома на столе в один ряд (слева направо). После того, как ребенок положил дом, ему задают вопросы: «Что ты положил? Какого цвета этот дом? Что есть у дома?»


"Спрячь мячик"

Цель: формирование навыка понимания предложных конструкций.

Оборудование:  мяч

Ход: Ребенку предлагают выполнить действия с мячом по указанию взрослого: "Положи мяч на стул, под стул, за стул, около стула" и т. д. После этого ребенок может сам производить действия с мячом, комментируя их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Картотека составлена по лексическим темам. Она способствует не только формированию лексико-грамматического строя речи, но и развитию психологической базы речи....

Картотека дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорй

формирование ексико-грмматических категорй и формирование словооразования у детей...

Картотека дидактических игр для формирования лексико- грамматического строя речи.

Картотека дидактических игр для фомирования лексико-грамматического строя речи. Данна работа будет полезна логопедам, дефектологам, воспитателем и родителям....

"Картотека дидактических игр для формирования лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста»

Данная статья предназначена для воспитателей и учителей-логопедов в ДОУ и содержит картотеку дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий...