Методическая разработка для детей дошкольного возраста «Организация метеослужбы в детском саду в условиях специально разработанной метеоплощадки»
методическая разработка по окружающему миру

Грушанина Елена Михайловна

Методическая разработка

для детей  дошкольного возраста

 

«Организация метеослужбы в детском саду в условиях специально разработанной метеоплощадки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx25.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 145»

Методическая разработка

для детей  дошкольного возраста

«Организация метеослужбы в детском саду в условиях специально разработанной метеоплощадки»

Разработали  воспитатели:

 Аникеева С.А. 1 кв.к.

Грушанина Е.М. 1 кв.к.

Саратов  2019

Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить вопросы и

получать на них фактические ответы, оказываясь на

более высоком умственном и нравственном уровне в

сравнении с теми, кто такой школы не прошел.

К.Е. Тимирязев

Дошкольники– прирожденные исследователи.И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находитьрешение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Актуальность темы проекта.

Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образованияна современном этапе, принятие Министерством образования и науки РФ«Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ФГОС ДО) обусловили необходимостьважных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду.

В Концепции модернизации российского образования говорится, что развивающему обществу нужны современно образованные,нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могутсамостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. А это во многом зависит отпедагогов, работающих с дошкольниками, то есть стоящих у истоков становления личности.Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в ФГОС ДО, педагоги должны переориентироватьсодержание образовательного процесса на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.

Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребенка, но ивнутреннюю психологическую основу. Такая активная деятельность обеспечивает продуктивные формы мышления, при этомглавным фактором выступает характер деятельности.Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в ФГОС ДО, педагоги должны переориентироватьсодержание образовательного процесса на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.

Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребенка, но ивнутреннюю психологическую основу. Такая активная деятельность обеспечивает продуктивные формы мышления, при этомглавным фактором выступает характер деятельности.Во многих работах отечественных педагогов (Г.М. Лямина, А.П. Усова, Е.А. Панько) говорится о необходимости включениядошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать все новые и новыесвойства предметов, замечать их сходство и различие. Одним словом, необходимо предоставление детям возможности приобретатьзнания самостоятельно. В связи с этим и представляет особый интерес изучение детского экспериментирования и его активноевнедрение в практику работы детского дошкольного учреждения. Особое значение для развития личности дошкольника имеетусвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными,общительными, самостоятельными, умеющими решать возникающие проблемы и правильно ориентироваться в окружающейобстановке. Жажда впечатлений, желание детей самостоятельно исследовать мир вокруг заставляет педагогов искать новые методыорганизации детского экспериментирования.

Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, входе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому(проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.В условиях экономного финансирования ДОУ не может позволить оборудованную лабораторию или мастерскую. Педагогическийколлектив пришел к выводу, что развивать у дошкольников умения экспериментировать, наблюдать можно доступными средствами:наблюдая за погодой и природными явлениями.

В настоящее время потребность человека в определении погоды на основе личных наблюдений за поведением животных,состоянием растений и некоторых явлений неживой природы заметно снижается.При современном уровне развития науки и техники легче узнать прогноз погоды из средств массовой информации, чем определятьсамому. Но «легче» не значит «лучше»: умение определять погоду оказывает большое влияние на общее развитие человека.Прогнозирование погоды — это деятельность познавательная, доступная ребенку, развивающая его умственные способности:наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать

умозаключения, выводы.Прогнозирование погоды позволяет углубить знания о природе, о значимости ее компонентов, о зависимости органической

природы от неорганической. Например: наблюдая за одуванчиком, мать-и-мачехой, дети узнают их отличительные признаки,реакцию на различные факторы среды (закрывают соцветия при понижении атмосферного давления, повышении влажности). Этирастения не только «живые барометры», но и отличные часы (в хорошую погоду открывают и закрывают соцветия в одно и то жевремя суток).Этот вид деятельности можно осуществлять в любом месте, в любое время суток, в любое время года и в любом возрасте.

Прогнозирование погоды позволяет использовать все методы экологического образования во всех формах работы,прежде всего это повторные и длительные наблюдения-исследования за растениями и животными в уголке природы, на прогулке,дома, на даче с последующим обсуждением результатов на «научной конференции».Этот вид деятельности позволяет открыть детям неизвестное в известном, хорошо знакомом. Например, все знакомы с воронами, нотолько сведущие люди знают: если вороны устраиваются на ночлег, повернувшись клювами в одну сторону, завтра ветер будет дуть стой стороны, куда направлены клювы, если садятся на ветки как попало, то ветра не будет.

Знакомство детей с народными приметами — это приобщение их к народной культуре, народной мудрости, народному опыту, а этовоспитывает уважение к предкам, обеспечивает связь поколений. Знание народных примет, результаты собственных наблюдений входе их проверки позволяют развивать детей не только интеллектуально, но и творчески (для лучшего запоминания дети рифмуютприметы, зарисовывают их).Прогнозирование погоды позволяет детям испытывать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы («Акалендула — это барометр? А рыбка в аквариуме?») При этом не важно, подтвердился прогноз или нет — дети радуются в любомслучае. Если прогноз подтвердился — радости нет предела; если нет — можно аргументированно доказать неправомерностьпредположения.Знакомство детей с «живыми барометрами» способствует формированию бережного отношения к природе («Не наступи случайно на

одуванчик или паучка: они подскажут, какая завтра будет погода»). Благодаря этому дети учатся понимать язык природы (о чемпредупреждает ласточка, лягушка, ель и т.д.). На прогулке дети знакомятся с тем, как животные и растения приспосабливаются кизменяющимся условиям окружающей среды. Дети приучаются замечать изменения в состоянии объектов природы («фиалказагрустила» - наклонила цветок к земле — перед дождем и т. д.), а это способствует воспитанию чуткости и внимательности к миру.Прогнозирование погоды позволяет детям убедиться в существовании взаимосвязей живой и неживой природы, что способствует

подведению детей к философскому понятию всеединства мира («все связано со всем»).Этот метод помогает детям разобраться в причинно-следственных связях, что очень важно для понимания экологическихзакономерностей и для жизни вообще.

Содержание проекта

Гипотеза: Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающегомира, так как дети по природе своей – исследователи.Включение ребенка в исследовательскую деятельность, позволяет значительно повысить образовательный эффект, способствуетразвитию его любознательности, внимания и логического мышления.

Развитие ребенка будет усиливаться, если педагогическая поддержка воспитывающих взрослых будет направлена на:

•        Создание развивающей предметной среды, ориентирующей дошкольников на активную субъектную позицию;

•        Обогащение воспитательно – образовательного процесса эмоциональным содержанием через организацию разнообразныхвидов творческой деятельности и общения;

•        Воспитание у дошкольников гуманно - ценностного отношения к природе через понимание ценности природы.

Цели:

•        Усвоение системы знаний о природе: ее компонентах и взаимосвязях между ними.

•        Формирование представлений об универсальной ценности природы.

•        Воспитание потребности в общении с природой.

•        Привитие трудовых природоведческих навыков, экологического сознания.

•        Создание благоприятных эмоциональных условий при ознакомлении дошкольников с родным краем.

Задачи:

• Развивать у детей навыки исследовательской деятельности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать,предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать выводы и умозаключения.

• Учить детей прогнозировать погоду, устанавливая взаимосвязи между живой и неживой природой.

• Развивать чуткость и внимательность к миру природы: замечать изменения в состоянии объектов природы («комары вьются –к теплу»,«фиалка загрустила» - склонила цветок к земле – к дождю» и т.д.)

• Приобщать детей к народной культуре, народной мудрости, народному опыту: знакомить детей с народными приметами,проверять их в ходе наблюдений.

• Учить детей фиксировать свои наблюдения с помощью знаков, символов в календарях погоды, тетрадях наблюдений и т.д.

• Воспитывать интерес и потребность в общении с природой, любовь к родному краю.

• Активизировать позицию родителей как участников педагогического процесса детского сада.

Ведущие принципы развития дошкольников:

• Психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов);

• Природосообразность (развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, его способностями и склонностями,индивидуальными особенностями, восприятием);

• Дифференцированный подход (решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам всовершенствовании их личности, создание специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические,

личностные способности и возможности;

• Активная деятельность (включение ребенка в игровую, познавательную,поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции);

• Творчество (максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольника,приобретение им собственного опыта творческой деятельности).

Формы организации детей:

•        Экскурсии в различные биоценозы: на луг, речку, болото

•        Целевые прогулки: в парк, сквер, улицу города

•        Экскурсии на метеостанцию

•        Организованная образовательная деятельность в комнате природы

•        Организованная образовательная деятельность на метеоплощадке.

 Методы работы разнообразные , но ведущими стали:

• Систематические наблюдения в живой и неживой природе

• Проверка в практической деятельности народных примет (зарисовка и рифмовка примет)

• Чтение природоведческой литературы

• Моделирование

• Экспериментирование

• Труд в комнате природы и на метеоплощадке

• Домашние задания Ожидаемые результаты:

• Формирование у детей гуманно – ценностного отношения к природе: увлечение познанием природы, открытием ее законов,пониманием языка природы, внимательное отношение к изменениям в животном и растительном мире;

• Творческое развитие детей: расширение кругозора, формирование умений  природу описывать ,изображать её в разнообразных техниках.

Основное оборудование

Требования к размещению метеостанции

Метеорологические наблюдения проводятся для получения характеристики погоды в установленные сроки.

Устройство метеостанции

     Метеостанция располагается на открытом  участке. Она должна быть удалена от крупных и водных объектов, которые могут оказывать непосредственное влияние на показания приборов.

Ветряная мельница

                      Определяет направление и силу ветра.

Солнечные часы

              Состоят из тарелки с циферблатом и стрелки.

Оборудование для определения Времени суток ,Времени года и Месяца года.  

Определение количества осадков с помощью осадкомера

Осадкомер состоит из пластиковой бутылки  и измерительного стакана..Измерительный стакан служит для измерения количества осадков, попавших в пластиковую бутылку осадкомера, имеет деления. Цена деленияравна 2 см3 (100 делений: одно деление стакана соответствует слою воды в ведре высотой 0,1 мм).Осадкомер установлен на деревянной основе в виде гриба мухомора. При измерении количества твердых осадков (снег) снятое ведро на некоторое время оставляют в теплом помещении, чтобы датьосадкам растаять.

Наблюдение за снежным покровом

Наблюдения за снежным покровом состоят из измерения его высоты.

Характер залегания снежного покрова определяется по признакам:

•        Равномерный (без сугробов).

•        Умеренно неравномерный (небольшие сугробы) без оголенных мест или с оголенными местами.

•        Очень неравномерный (большие сугробы) без оголенных мест или с оголенными местами.

•        С проталинами.

•        Лежит только местами.

Для ежедневных наблюдений высоты снежного покрова применяется снегомерная рейка.Рейка изготовлена из гладкого прямого бруска, сухого дерева длиной 180 см. шириной 6 и толщиной 2 см.Окрашена (белой) масляной краской и на лицевой стороне имеет шкалу в сантиметрах.

Модель образовательной системы

Ежедневно во время прогулки на метеоплощадке проводим наблюдение за погодой. Данные заносим в специально разработанныйкалендарь наблюдений условными знаками. В конце месяца, сезона анализируем результаты, делаем выводы: какая погода была втечение месяца, сезона; как она менялась, сколько дней было ясных, пасмурных, дождливых или снежных, ветреных, морозных.В живой природе наблюдаем за переменами, происходящими с деревьями, кустарниками, травами по сезонам, обсуждаем, почемуменяется состояние растительности, какие изменения происходят в жизни животных, насекомых, акцентируя внимание наизменения жизненно важных условий.В начале каждого месяца знакомим детей с народным календарем: названием месяца, народными приметами, проверяемдостоверность примет. Такой подход позволяет приобщить детей к народной культуре, народной мудрости, народному опыту, а этовоспитание уважения к предкам, обеспечение связи поколений. Для более легкого запоминания народные приметы пробуемрифмовать. Приметы в стихотворной форме легче воспринимаются и чаще используются детьми в речи.

Пример детских рифмовок: «Кошка нос прикрывает – мороз ожидает»;

«Звезды ночью играют – о холоде предупреждают»; «Дрова в печке сильно трещат – о морозе говорят»; «Облака против ветраплывут – ненастье несут». Знания, полученные в процессе наблюдений, воспитатели применяют для развития творческихспособностей детей: рисование природных явлений; сочинение рассказов, стихов, загадок о природе. Детское творчество

оформляется в книжках – самоделках.

Организация экспериментальной деятельности строится в тесном сотрудничестве с родителями. Каждый год родителей детей дошкольного возраста знакомим с работой   «Метеостанции в ДОУ». Информацию родители получают из папок –передвижек .На консультациях советуем родителям, что прогулку в природу целесообразно связывать с чтением книг, стихов, рисованием, чтобыдети потрогали, понюхали, постучали, совершили какие-то манипуляции: слепитьснеговика, нарисовать на мокром песке узоры, поймать солнечного зайчика, запустить воздушного змея и т.д. Важно создатьэмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке,послушает журчание ручья, просто поглядит вокруг.

Мониторинг эффективности деятельности

С целью совершенствования воспитательно – образовательной работы по теме проекта педагог должен учитывать достигнутыйуровень усвоения детьми знаний о природе, умений и навыков, а также отношение к ней с помощью диагностических методик.Мониторинг состояния образовательного процесса способствует тому, что деятельность воспитателя становится болеецеленаправленной и результативной.

Выводы о качестве усвоения программы, понимание причин успехов и неудач являются для воспитателя основанием дляпланирования последующей работы как со всеми, так и с отдельными детьми.

Педагогическая диагностика не предполагает сложного инструментария. По своей сути это экспресс – диагностика.Преимущественно используется метод систематического включенного наблюдения. Он является незаменимым при определениипервичного диагноза и дает возможность увидеть общую картину эмоционально – психологического настроя в группе детей,определить уровень общего развития и освоения детьми отдельных видов деятельности, выявить особенности поведения и участия

каждого ребенка в общем деле.

Для выяснения отношения родителей к процессу экологического воспитания проводится анкетирование.

Анкета для родителей:

1. Что такое экология?

2. Вы считаете домом только то место, где вы непосредственно живете с семьей?

3. Что, по вашему мнению «Общий дом» для всех людей?

4. Вы часто гуляете с ребенком? Где?

5. Как ваш ребенок относится к объектам природы?

6. Какую погоду вы любите, почему?

7. Зачем ваш ребенок любит наблюдать? Как долго это происходит?

8. Рассказываете ли вы ребенку о явлениях природы?

9. Ваша беседа проходит в форме диалога, или монолога с вашей стороны? 10.Как ребенок выражает свои эмоции, если видитнеобычное в природе (радуга, гроза, роса…)?

11. Показываете ли вы ребенку фокусы или занимательные опыты с водой,снегом, льдом?

12. Как вы думаете, получает ли ваш ребенок знания о природе в детском саду?

 Ответы родителей помогают выявить увлечениевзрослых и детей, отношение к объектам и явлениям неживой природы.Стимулирует активную деятельность детей «Дерево добрых дел». Каждая веточка дерева принадлежит кому – то из детей. Замалейшее проявление активности, за качественно выполненное поручение веточка радует своего обладателя новымраспустившимся листочком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегративного занятия для детей средней группы детского сада "По мотивам русских народных сказок"

Автор: Трамова Лаура Юрьевнавоспитатель ГБОУ детский сад комбинированного вида № 1245...

Методическая разработка по слушанию музыки в старшей группе детского сада

Цель: ü Познакомить детей с творчеством Д. Шостаковича Задачи:v     Вызвать эмоциональный отклик на музыкальное произведениеv      Развивать тво...

Методическая разработка "Презентация "Как привлечь пап к работе детского сада?"

Материал из опыта работы ГБДОУ по этнокалендарю. Предложены формы работы с родителями (папами), приуроченные к Всемирному Дню мужчин....

Методические разработки занятий (Hallowe\'en, Christmas, Easter) в детском саду

Разработки занятий для детей дошкольного возраста (старшая, подготовительная, средняя группы)...

Методическая разработка «Организация метеослужбы в детском саду в условиях специально разработанной метеоплощадки» Юные метеорологи на тропе "Терренкур"

Методическая разработка " Юные метеорологи на  тропе "Терренкур" для  детей старшего дошкольного возраста....