Родительское собрание (конспект) на тему "Развитие речи младших дошкольников"
материал (младшая группа)

Спиридонова Наталья Александровна

Конспект проведенного родительского собрания на тему "Развитие речи младших дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodit.sobranie_rech.docx23.75 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №5 «ТЕРЕМОК» г.Велиж

Родительское собрание в первой младшей группе «Дельфинчик»

  «Развитие речи младших дошкольников»

Подготовила и провела: воспитатель Спиридонова Н.А.

Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка.

Задачи:

  • Познакомить родителей с особенностями развития речи ребенка раннего возраста, методами и приемами ее развития.
  • Заинтересовать родителей данной проблемой.
  • Познакомить родителей с речевыми играми. Содействовать сплочению родительского сообщества.

Участники: родители, воспитатель.

Место проведения: групповое помещение.

План родительского собрания:

1.Организационный этап подготовка места проведения собрания и оборудования.

2. Выступление воспитателя.

3.Знакомство родителей с играми. Выставка настольно- печатных игр, предложить родителям познакомиться .

4.Рефлексия «Рисунок дня».

Приветствие.

Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада встречи с вами.

Всем известно, что ведущая роль в развитии ребенка принадлежит семье. Семья – это источник, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, дает ребенку первые знания и умения. Во время пребывания ребенка в детском саду мы (педагоги, дети, родители) составляем треугольник. Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребенок. Его задача – познавая новое, открывать самого себя (что я могу, что я умею, на что я способен). Задача взрослых – помочь ему в этом нелегком деле. Что произойдет с трехногим табуретом, если подломиться одна ножка? Он упадет! Поэтому наши усилия необходимо объединить для того, чтобы ребенку хорошо жилось в его втором доме – дошкольном учреждении, чтобы он всесторонне развивался. Поэтому мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребенка.

Сегодня наш разговор о развитии одного из важнейших процессов человека – речи.

Проблема многих детей - это недостаточно развитая речь. Сегодня вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста очень актуальны.

Речь – форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям:

- речь ребенка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;

-речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Основу речевого развития ребенок получает в семье в самые первые годы жизни. Ребенок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.

Хорошо развитая речь ребенка способствует успешному обучению в школе. Нарушения же речи отражаются на формировании детского характера, так как не исправленный вовремя речевой дефект делает ребенка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.

Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Высказывания ребенка не только свидетельствуют о владении богатством родного языка, его грамматическим строем, но и показывают его уровень умственного, эстетического и эмоционального развития.

С помощью речи взрослые определяют и направляют поведение ребенка, передают его просьбы, объясняют, как он должен себя вести. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию.

Таким образом , овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребенка.

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в раннем возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.

Не секрет, что родители в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает.

Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

Наша задача — помочь детям развивать речь. 

Основные задачи речевого развития детей по нашей образовательной программе (зачитать из программы)

  • Овладение нормами и правилами родного языка.
  • Развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).

На каждом возрастном этапе свои задачи, свои методы обучения. Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется во всех режимных моментах (на занятиях по развитию речи, на всех других занятиях, в игровой и художественной деятельности, в беседах).

Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни в процессе наблюдения за природой. Отправляясь с ребёнком на прогулку, мы можем:

-поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, есть ли ветер, в какую одежду мы одеты, какое сейчас время года.

-В холодное время покормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками.

-Посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений.

-Загадать загадку и найти отгадку.

-Поискать приметы времени года.

-Поиграть с ребёнком в игру природоведческого содержания, например: «С какого дерева лист?», «Найди дерево по описанию».

Таким образом, мы можем сделать вывод: взрослые должны сами видеть окружающий мир, чтобы научить и ребёнка видеть его. Следует учить ребёнка замечать, наблюдать, и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами.

Например, здороваясь утром с солнышком, сказать ласковые слова – признаки : золотистое, лучистое, доброе, весёлое, яркое, весеннее, тёплое.

Речь можно развить различными способами: устная форма, мелкая моторика, а также при помощи игры. Игра — основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное влияние на его психическое развитие. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. В игре осваиваются правила человеческого общения. Для обучения через игру и созданы дидактические игры.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

Игры с предметами:

В играх с предметами мы используем игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета, по какому – либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

Игра с родителями Обратить внимание на имеющиеся игры

В играх с куклами у детей формируются культурно – гигиенические навыки и нравственные качества, скажем, заботливое отношение к партнеру по игре-кукле, которое переносится затем и на своих сверстников, старших ребят.

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, материал, величина, из которого они сделаны. В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности, которую дети окружают в своих играх. Используя дидактические игры с подобным содержанием, нам удаётся вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им смысл игры с помощью отобранных игрушек.

Настольно печатные игры:

Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре- нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых : две шапочки, одинаковые и по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся. Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр – развивать у детей логическое мышление и умение составлять целый предмет из отдельных частей.

Игры с родителями

Словесные игры:

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.

В младших группах игры со словом направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.

Какие игры?

Дидактические игры (какие?)

Главная особенность дидактических игр состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения. 

Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для ребёнка наиболее подходящей формой обучения.

Обучающее воздействие необходимо, как в семье, так и в дошкольных учреждениях, где оно приобретает важное значение.
Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала, а также при самостоятельной деятельности.

Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность:

- обогащать и закреплять словарь,

- формировать грамматические категории,

- развивать связную речь,

- расширять знания об окружающем мире,

- развивать словесное творчество,

- развивать коммуникативные навыки.

Сегодня у нас появилась уверенность в том, что мы можем помочь нашим детям овладеть навыками общения через их основной вид деятельности - игру.

Рефлексия: «Рисунок дня».

Цель: Свободное выражение своих чувств на бумаге и вербально.

Прошу вас оценить нашу встречу. Выразить свое отношение к собранию с помощью соответствующего рисунка, поясняя, при необходимости, его смысл.

Желающие могут написать отзывы, свои предложения.

В заключение хочется пожелать вам крепкого здоровья, счастья, благополучия в семье, успехов и терпения. Пусть дети радуют вас.

Благодарю вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании по теме "КГН у младших дошкольников"

Родительское собрание во 2 младшей  группе«Привитие и воспитание культурно-гигиенических навыкову детей младшего возраста»Цель собрания: Формирование у детей и родителей привычки к зд...

Родительское собрание "Сохранение и укрепление здоровья младших дошкольников"

В родительском собрании можно найти 10 заповедей укрепления здоовья и анкета для родителей "Растём здоровыми?"...

Родительское собрание на тему: «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность»

Знакомство родителей с основной задачей речевого развития детей – выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства. Формирование у детей представления о доброте, взаимопомощ...

Родительское собрание на тему "Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность"

Познакомить родителей с основной задачей развития речи детей - выражать своимысли, чувства, впечатления используя речевые средства....

Родительское собрание на тему "Развитие речи младших дошкольников"

Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка....