Консультация для педагогов "Ранняя профориентация дошкольников"
статья

"Ранняя профориентация дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rannyaya_proforientatsiya_statya.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

Ранняя профориентация дошкольников

В каком же возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако до этого его можно готовить уже с детского сада. Дошкольное учреждение является первой и очень важной ступенью в решении проблемы профориентации.

Эта тема актуальна, поскольку воспитание активных граждан общества, развитие их инициативы и способностей происходит еще в дошкольном возрасте. Внедрение новых интерактивных технологий в подготовке воспитанников к адекватной интеграции во взрослую жизнь, обусловливает создание новой системы ранней профориентации воспитанников.

Воспитанники старшего школьного возраста не всегда могут определиться с выбором профессии. Это связано с неосведомленностью о разнообразии и содержание профессий, отсутствием личной мотивации у подростков при выборе профессии (кем я хочу стать). Поэтому работа по профориентации воспитанников должна начинаться еще в дошкольном возрасте.

    «В Базовом компоненте дошкольного образования говорится, что ребенок должен иметь представление о познавательной активности в личном развитии, интересоваться особенностями своего восприятия, памяти, представлений, мышления; владеть начальными формами экспериментирования; элементарно изучить окружающий мир ».

 При разработке содержания, форм и методов работы с ранней профориентации  необходимо руководствоваться дидактическими принципами:

• интеграция различных видов детской деятельности,

• активизация собственного опыта воспитанников,

• формирование у воспитанников умения активно использовать в практической жизни полученные знания,

• целенаправленное использование художественного материала и произведений,

• постепенное подведение воспитанников к самостоятельным выводам и обобщениям,

• системности,

• наглядности,

• доступности,

• научности,

• последовательности,

• преемственности.

Профориентация дошкольников - это новое малоизученное направление в психологии и педагогике. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети из сказки, общения с взрослыми и через средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда, у детей формируется система знаний о профессии, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

  Для качественного и успешного решения поставленных задач, создаем предметно-развивающую среду, что способствует прогрессивному развитию личности и поведения дошкольника и позволит через различные формы деятельности знакомить воспитанников с профессиями взрослых.

 Правильно созданная предметно-развивающая среда позволяет:

• углубить практические знания воспитанников;

• выявить интересы и склонности воспитанников;

• развивать интерес и умение осуществлять действия.

 Использование игрового пространства позволяет:

• индивидуализировать обучение с помощью игрового пространства;

• актуализировать знания и умения, имеющиеся у дошкольников;

• позволяет каждому участнику участвовать в игровом процессе;

• помогает выполнить игровую работу в собственном ритме;

• использовать полученные знания в практическом применении;

• принимать во внимание деятельность других воспитанников;

• предусматривать игровой замысел;

• корректировать и развивать игровой сюжет.

   Предметно-развивающая среда включает в себя:

познавательную зону

развивающую игротеку

Можно организовать  уголок «спецформа» -  с профессиональной одеждой людей разных профессий,  игровые персонажи, которые принимают участие во всех режимных моментах образовательно - воспитательного процесса.

  Подобрать серию развивающих игр профессиональной направленности: «Профессии», «Играем в профессии», «Что из чего?» «Кто, что дает?» и другие, которые помогают в игровой форме знакомить воспитанников с миром профессий.

  В группах созданы тематические библиотечки «Калейдоскоп профессий», где представлен широкий художественный и демонстрационный материал с ранней профориентации дошкольников.

 Второй этап работы - совместная работа воспитателя с воспитанниками.

 Реализуя задачи Базового компонента отдавать приоритет принципа активности, где дошкольник является активным субъектом жизнедеятельности со своим индивидуальным опытом и особым восприятием окружающего мира. При проведении учебной деятельности с воспитанниками  стараться использовать различные средства и формы работы, постоянно менять виды деятельности, тем самым повышая познавательную активность воспитанников. Используются традиционные и нетрадиционные формы работы с воспитанниками.

 Традиционные формы:

 • традиционные, комплексные и интегрированные занятия,

• трудовая деятельность и различные виды игр,

• решение проблемных задач и ситуаций,

• наблюдения и экскурсии,

• экспериментальная деятельность,

• встречи со специалистами,

• тренинги, дискуссии,

• театрализованная деятельность,

• развлечения,

• чтение художественной литературы и беседы за ней,

• ролевые проигрывания поведения в различных ситуациях,

• имитационные упражнения,

• изобразительная деятельность,

• обдумывание и проигрывания заданных ситуаций,

• разгадывание кроссвордов и загадок,

• просмотр диафильмов.

Нетрадиционные формы:

 • творческое моделирование и проектирование,

• разработка и составление алгоритмов,

• просмотр слайд-шоу, фильмов о профессии,

• изготовление технологических карт,

• аукцион экономических идей,

• заседание бизнес-клуба «Маленький бизнесмен».

Используя различные формы и методы ознакомления воспитанников с профессиями взрослых, учитываются возрастные особенности воспитанников. При подготовке к занятиям  используем алгоритм ознакомления воспитанников с профессиями.

Игровая деятельность

  У дошкольников основным видом деятельности является игра. Игра - исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними.

  Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть!

  В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, педагога и т.д.)

В старшей группе игры усложняются. В играх показана работа различных учреждений (банк, магазин, аптека). У воспитанников совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, милиционера, водителя, космонавта, шахтера, спортсмена, летчика). В играх на тему "транспорт" совершенствуются знания правил дорожного движения, воспитанники учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. В играх воспитанники пытаются изобразить профессии своих родителей.

  Важную роль в работе по профориентации играют дидактические игры.

 

Значение дидактических игр - способствовать усвоению, закреплению у воспитанника знаний, умений, развитие умственных способностей. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка. Содержание игр формирует правильное отношение к предметам окружающего мира, к природе, систематизирует и углубляет знания о Родине, людей разных профессий и национальностей. Дидактическая игра развивает речь детей; пополняет и активизирует словарь ребенка; формирует правильное произношение, развивает связную речь.

Для решения дидактической задачи - знакомство с профессиями взрослых, я использовала такие игры с предметами: «Юные стилисты» (дети должны собрать предметы, необходимые стилиста: игрушечные ножницы, расчески, фен, лак, бигуди - воспитанники выбирают из множества разнообразных предметов);

 «Строители городов» (из множества предметов дети выбирают те, что можно увидеть на стройке - игрушечные - кирпичик, кран, трактор);

 «Кому что нужно для работы?»; «Кто, что дает?», «Ты - шахтер. Расскажи, что ты делаешь? »« История вещей. Из чего мы сделаны? »

  Воспитанники  совместно с воспитателями разыгрывают целые сценки, в которых дети учатся правильно вести себя, создавать художественные образы по темам: «Строим новый дом - будем жить все в нем», «строители нашего города», «Собираем модель солнечной системы».

  Дети учатся создавать элементы для атрибутов игры, овладевают различные техники выполнения этих атрибутов.

  В формировании профориентации воспитанников важную роль играет чтение художественных произведений. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо работать.

  Воспитанникам очень понравились герои прочитанных мною произведений С. Маршака - "Пожар", "Почта"; С.Михалкова «Дядя Степа-милиционер»; В. Маяковского «Кем быть», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла»; В. А. Сухомлинский « Вол и садовник», « Моя мама пахнет хлебом», « Пекарь и швея», « Беда заставит учиться» и другие. Итогом усвоения прочитанных произведений является театрализованные игры.

Театрализованная игра - игра, в которой воспитанники обыгрывают сюжет из литературного источника.

  Особое удовольствие и радость доставляют воспитанникам театрализованные представления, где дети есть и актерами и зрителями. Такая нетрадиционная форма работы позволяет задействовать стеснительных, неуверенных в себе воспитанников, раскрыть их потенциал.

  Также воспитанники взаимодействуют с куклами, на которых одежда людей разных профессий. Играя с ними, анализируют и делают выводы: для чего человеку той или иной профессии нужен этот вид одежды. Например: зачем строителю каска ?, зачем шахтеру каска с фонариком ?, зачем повару фартук и колпак ?, зачем космонавту скафандр и т.д.

  Особым вниманием пользуются у воспитанников настольно-печатные игры:

«Собери профессию», «Чего не хватает?», «Вкладыши», где самая простая задача - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых; постепенно задача усложняется - воспитанник должен объединить картинки не только по внешним признакам, но и по содержанию.

В играх «Что нужно врачу?», «Что есть в магазине?», «Что нужно банкиру?», воспитанники подбирают картинки по общему признаку и устанавливают связь между предметами.

Наблюдения и экскурсии

Большое значение в ознакомлении воспитанников с трудом взрослых, с их профессиями  проводится через наблюдения и заочные экскурсии. Такие формы работы обеспечивают наибольшую выразительность представлений, максимальную действенность приобретенных воспитанниками знаний; где они на практике проявляют и закрепляют полученные знания, реализуются все направления развития, проявляются коммуникативные качества дошкольников. В процессе наблюдений важно фиксировать внимание воспитанников на тех сторонах труда взрослых, которые имеют наибольшее значение для воспитания у них правильного отношения к труду, для формирования их собственной трудовой поведения. Наблюдение за работой взрослых положительно влияют на поведение воспитанников, их отношение к людям, к вещам. Они осторожно поливают цветы, чтобы не залить пол; работая с пластилином, стараются не сорить; если кто-то намусорил, без напоминания сам за собой убирает.

Проектная деятельность

Одним из результативных методов современного образования является метод проектов, в основе которого лежит самостоятельная деятельность воспитанников (исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которых ребенок познает окружающий мир и переносит полученные знания в реальной жизни. Метод проектов также является особым механизмом взаимодействия семьи и дошкольного подразделения.

  В течение учебного года  проводили работу над проектами с ранней профориентации дошкольников « Кто откроет мир ребенку»

( профессия педагог) группы "Лучики", "Капитошка"; « Хлеб - всему голова» ( профессии хлебороба) группа "Радуга",

« Хочу все знать» ( профессии по охране природы), « Все профессии важны» ( профессии наших родителей) группа "Барвинок",

« Его величество уголь» ( профессии шахтеров) группа "Колокольчики", 

  Работа над проектами позволяет воспитанникам на простых примерах более глубоко овладевать глобальными понятиями определенных профессий. Работа над проектами позволила значительно углубить знания дошкольников о профессиях; увеличить самостоятельную активность дошкольников; развить у воспитанников творческое мышление, умение самостоятельно, с помощью различных форм и методов находить информацию о предметах или явлениях и решать проблемные ситуации.

   Работа над проектами позволяет повысить уровень коммуникативных навыков воспитанников, в активном словаре они использовать профессиональную лексику - «варить сталь, транспортерная лента, отбойный молоток, канагонка ...» Воспитанники, знакомясь с профессией шахтера, узнавали, что добытый шахтером угля - это не только природный ресурс, но еще и полезное ископаемое, без которого многие производства не могут полноценно работать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Чтение литературы как средство ранней профориентации дошкольников"

Рекомендации  по использованию и подбору художественной и энциклопедической литературы на примере  «железнодорожные профессии»...

Информационная копилка: «Сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников». (консультация для педагогов и родителей)

Информационная копилка: «Сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников».(консультация для педагогов и родителей)Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы обра...

консультация для родителей "Ранняя профориентация дошкольников"

Материал представляет собой советы и рекомендации по профориентационной работе с дошкольниками...

Консультация для родителей. «Профориентация дошкольников в дошкольном образовании»

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знан...

консультация по формам профориентации дошкольников

схема форм развития профориентации детей...

Консультация для родителей "Профориентация дошкольников"

Консультация для родителей "Профориентация дошкольников"...