Семинар "Организация исследовательской деятельности в детском саду"
материал

Черткова Юлия Игоревна

1

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Организация исследовательской деятельности в детском саду.

Цель: «Формирование у дошкольников способностей к познавательно-исследовательскому мышлению»

Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения

С самого раннего детства ребенок является первооткрывателем, исследователем мира. Мир открывается дошкольнику через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения.

Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир.

Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Исследовательская деятельность обогащает память ребенка, активизирует мыслительные процессы, стимулирует развитие речи, становится стимулом личностного развития дошкольника.

Исследование, самостоятельно проводимое ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.

При изучении материалов встречается много различных видов детской познавательно-исследовательской деятельности: поисковая, познавательно-исследовательская, исследовательская, экспериментальная деятельности.

Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. 

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста исследование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

В связи с этим нами был создан уголок для познавательно-исследовательской деятельности, оснащенный необходимым оборудованием:

1. Микроскопы, лупы, зеркала, весы, магниты и тому подобное.

2. Различного вида емкостей.

З. природные и «бросовый»  материалы

4. А также песок, древесная стружка, опавшие листья, измельченный пенопласт.

    Следует отметить, что в возрасте 3-х лет дети в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно. Познавательно-исследовательская активность вплетается в игру и продуктивную  деятельность  в  виде  ориентировочных  действий,  опробования нового материала.

После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление - превращается в игру, второе  - в осознанное исследование.

 Основная задача родителей и воспитателей – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого условия. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети не только получали новую информацию об объектах своих исследований и экспериментов, но и делали маленькие открытия.

Результатом экспериментирования становится опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.

И хочется закончить  свое выступление  китайским изречением:
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментально-исследовательская деятельность в детском саду совместно с родителями.

Цель проекта - формирование начало экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхожде...

Исследовательская деятельность в детском саду.

дошкольники - прирождённые исследователи. И тому подтверждение - их любознательность,постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение впроблемной ситуации. задача педагога...

Исследовательская деятельность в детском саду

Проект исследования свойств картофеля и картофельного крахмала...

Экспериментально-исследовательская деятельность в детском саду

Занятия по ознакомлению с окружающим миром, включающие экспериментальную и исследовательскую деятельность (старшая - подготовительная  группа) проводятся в группе ОНР с учетом особенностей ...

Консультация для родителей "Исследовательская деятельность в детском саду".

Предлагается интересный материал для родителей о работе детского сада по исследовательской деятельности....

Семинар – практикум Тема: «Организация исследовательской деятельности в детском саду с целью формирования у дошкольников основных ключевых компетенций и способности к исследовательскому мышлению»

Исследовательская деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в исследовательской...