Формирование основ экологического воспитания у детей дошкольного возраста через творческое использование бросового материала.
опыты и эксперименты

Чернецова Светлана Александровна

"В природе все одно  с другим связано, и нет в ней ничего случайного. И если выйдет случайное явление -  ищи в нем руку человека." Михаил Пришвин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_budushchiy_peredelannyy_-_1.docx142.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 61»

Чернецова Светлана Александровна

Формирование основ экологического воспитания у детей дошкольного возраста через творческое использование бросового материала.

Квалификационная работа на высшую категорию

г. Миасс 2020

Содержание

Введение…………………………………………………………………..стр. 3

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…

1.1. Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ…стр.5

1.2. Особенности формирования экологического сознания в дошкольном возрасте……………………………………………………………………стр.13

1.3. Роль системных знаний о предметах и явлениях природы в формировании экологической воспитанности………………………….стр.19

Глава II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Исследование уровня экологической воспитанности детей  дошкольного возраста……………………………………………………………………стр.22

2.2.  Бросовый материал…………………………………………………..стр.26

2.3. Цели обучения создания поделки из бросового материала в детском саду конкретные задачи и приёмы……………………………………………..стр.27

2.4. Требования к бросовому материалу…………………………………стр.28

2.5. Приёмы обучения конструированию из бросового материала…….стр.29

2.6. Работа с родителями…………………………………………………..стр.31

2.7. Анализ полученных результатов……………………………………..стр.32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….стр.37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………стр.39

Приложение…………………………………………………………….......стр.41

 "В природе все одно с другим связано, и нет в ней ничего случайного.
И если выйдет случайное явление – ищи в нем руку человека. "
Михаил Пришвин

Введение

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

В настоящее время всё чаще приходится видеть на улицах нашего города мусор  разного рода: пластмассовые бутылки; обёртки от шоколада, конфет; пакеты и.т.д. Всё это засоряет среду обитания. И с каждым годом экологическая ситуация только ухудшается, и наша цель, цель современных родителей и педагогов – воспитать экологически образованных людей, которые будут относиться к природе как к другу, беречь ее, совершенствовать методы по ее спасению.

            Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, учит наших воспитанников жить в гармонии с природой, не вступая в противоречия.         Решение данной проблемы,  формирование основ экологического воспитания у детей дошкольного возраста, мы решили, что будет уместно через творческое использование бросового материала.

  Конструирование из бросового материла - это отличный способ показать детям, как можно из использованных вещей создать что-то новое и интересное. Как, не выбрасывая, не засоряя природу пластиковыми бутылками, коробками из под сока, пробками и прочими вещами, можно самостоятельно создать игрушку или полезную для дома вещь. Воспитатель является носителем экологической культуры. Он знакомит детей со способами общения с природой, формирует умения наблюдать окружающий мир природы и вещей, устанавливать элементарные связи и зависимости, учит испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом. Воспитывает потребность в созидании, творчестве. В своей практике мы  постоянно используем конструирование из бросового материала. Немного фантазии, креативного подхода, композиционного решения и с его помощью можно создавать поистине шедевральные изделия. Немаловажный аспект применения бросового материала заключается в том, что создавая различные изделия, мы даём ему вторую жизнь, тем самым сохраняя экологию, пусть даже в меньшей степени. Кроме того, изделия, созданные из него, радуют глаз окружающих, задают праздничное настроение. Оно позволяет не только интегрировать образовательные области в контексте ФГОС (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие), но и решать целый комплекс задач:

- Развивать воображение детей, умение вглядываться в окружающий мир, видеть в бросовых вещах интересные образы, которые можно совершенствовать путём составления, соединения различных частей – ручек, горлышек, донышек, пробок и пр., используя разнообразные материалы: картон, бумага, пластик.  

- Учить осваивать способы работы различными инструментами, планировать свою деятельность как в индивидуальном, так и в коллективном творчестве.

- Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.

- Воспитывать бережное отношение к природе и т.д.

Использование «бытового мусора» приучает ребёнка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старание, а в дальнейшем станет уважать и труд других людей. Воспитательный потенциал творческой деятельности с «бросовым» материалом в аспекте приобщения к экологической и экономической культуре реализуем не только на занятиях, но и в повседневной досуговой деятельности. Мы считаем, что технологию изготовления изделий из бросового материала можно приравнять к декоративно-прикладному творчеству; так как в процессе работы дети  знакомятся с правилами построения композиции, цветовым решением, применяют дизайнерские навыки, у них развивается эстетический вкус, чувство ритма, стиля и гармонии, воспитываются усидчивость, наблюдательность, культура труда и эстетическое восприятие мира, формируются понятия о красоте вещей, созданных своими руками, знание природных качеств материала, любовь и бережное отношение к природе.  В результате данной работы, нам удалось воспитать у детей практичность, приучить их беречь и ценить каждую вещь и применять всё к делу, сформировать гуманное и ответственное отношение к природе.

Каждый человек может многое сделать для сохранения чистоты и экологической обстановки окружающей среды. И нужно для этого всего лишь желание, немного фантазии, минимум инструментов, и получаются замечательные вещи из уже, казалось, ненужных предметов. Помните, помогая природе, Вы помогаете себе!

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ

Теоретические основы экологического воспитания дошкольников представлены в различных психолого-педагогических исследованиях (И. А. Хайдурова, П. Г. Саморукова, Н.Н. Кондратьева и др.).

Экологическое воспитание, согласно Г.М. Коджаспировой, — это целенаправленное развитие у подрастающего поколения высокой экологической культуры, включающей в себя знания о природе и гуманное, ответственное отношение к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности [17, с. 24].

В процессе дошкольного образования ведется целенаправленное педагогическое воздействие на детей, в ходе которого закладываются основы экологического воспитания – осознанного и правильного отношения к явлениям и объектам живой и неживой природы, которые являются их непосредственным окружением в данный период жизни. Знакомство с объектами неживой природы, установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами или явлениями происходит как в ходе наблюдений, так и при экспериментировании с ними. Эксперименты – это реальные опыты с реальными объектами и их свойствами. Проводя опыты, дети узнают о свойствах этих объектов, получают представления о значении и использовании этих объектов в жизни человека.

       По мнению Н.Н. Подъякова, в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий на окружающие его предмет и явления с целью более полного их познания и освоения. В такой экспериментальной деятельности ребенок решает задачи, проводит опыт и делает выводы, самостоятельно приходит к ответу. Основная задача дошкольной организации поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого процесса условия.

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка — это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.

         Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

          В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

         Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики.

Экологическое образование дошкольников — непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

        Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка:

— формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);

— развитие познавательного интереса к миру природы;

— формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

— воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;

— формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

— формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);

— освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

— формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

— формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде[23, c. 43].

           Рассмотрим принципы отбора содержания экологического образования дошкольников:

  • Научность. Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения.
  • Доступность. Крайне важным и тесно сопряженным с принципом научности является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста.
  • Гуманистичность. Данный принцип связан прежде всего с понятием экологической культуры. Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как братьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира, и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка.
  • Прогностичность. Для дошкольников данный принцип означает, что в результате экологического образования у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений — умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях. Достаточно того, что ребенок будет заботиться о морской свинке, кормить птиц и выращивать растения [17, c. 26].
  • Деятельность. Экологические знания должны помочь понять ребенку, что нужно сделать для того, чтобы сохранить окружающую его самого и его близких среду. Он должен обязательно принимать участие в посильных экологически ориентированных видах деятельности. Принцип деятельности лежит в основе различных экологических проектов, участие в которых могут принимать дети среднего и старшего дошкольного возраста.
  • Целостность. Этот принцип тесно связан с предыдущим и присущ именно дошкольному экологическому образованию. Он отражает прежде всего целостное восприятие ребенком окружающего мира и его единство с миром природы. Сам процесс работы с детьми в дошкольном учреждении также должен строиться с учетом целостного подхода. Целостное восприятие ребенком окружающего мира проявляется, на наш взгляд, в его нежелании делить природу на живую и неживую.
  • Конструктивизм. Данный принцип особо важен при отборе содержания экологического образования именно дошкольников, однако не всегда реализуется на практике. Его применение означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация. Последнее предполагает, что, приводя отрицательные факты влияния человека на природу, педагог обязан показать ребенку положительный пример или вероятный выход из обсуждаемой ситуации. Крайне важно при этом подчеркнуть, что именно может сделать сам ребенок, его семья, детский сад, привести примеры успешно решенных экологических проблем, желательно на примерах ближайшего окружения.
  • Регионализм. В работе с дошкольниками предпочтение должно быть отдано принципу регионализма, а не глобализма. С глобальными проблемами должны быть знакомы сами педагоги и родители. Формирование же экологических представлений (в том числе и о различных экологических проблемах) ребенка, навыков экологически грамотного поведения, соответствующего отношения к окружающей среде происходит на основе его знакомства с помещением дошкольного учреждения и его территорией, собственной квартирой, дачей, ближайшим парком, сквером, лесом, озером. Для целей экологического образования должны быть подобраны объекты, явления, доступные для ребенка, сущность которых он может познать в процессе детской деятельности.
  • Системность.  Наиболее эффективным представляется формирование у ребенка системы знаний и организация системы различных видов детской деятельности. При этом важна последовательность усвоения знаний, когда «каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего».
  • Преемственность. Проблема преемственности в содержании экологического образования дошкольников и учеников начальной школы заключается в упорядоченности, отборе основных компонентов этого содержания, соответствии их друг другу, реализации принципа системности на обеих ступенях, отработке системы усложнения знаний по нарастающей, в зависимости от возраста ребенка [17, c.26].
  • Интеграция. В настоящее время данный принцип все более активно реализуется в дошкольном экологическом образовании. Важность его применения обусловлена несколькими причинами: во-первых, интегрированным характером экологических знаний как таковых; во-вторых, рассмотрением экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребенка и, в-третьих, особенностями организации и методики всей работы в дошкольном учреждении. Последнее делает реализацию принципа интеграции в дошкольных учреждениях более реальной задачей, чем в школе. На дошкольном уровне это отражается в необходимости экологизации всей деятельности педагогического коллектива и экологизации различных видов деятельности ребенка (о чем мы еще поговорим).

Как создать эффективную систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе? — Как сделать так, чтобы идеи экологического образования реализовывались через разные виды деятельности ребенка: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физическую деятельности?

    Особенности образовательного процесса в соответствии с ФГОС. Процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.

Разработчики ФГОС, предлагают определенные формы работы с детьми, соответствующие условно каждому виду деятельности:

Таблица 1 – Формы работы с детьми

Вид деятельности

Формы работы

Двигательная

·Подвижные дидактические игры

·Подвижные игры с правилами

·Игровые упражнения

·Соревнования

Игровая

·Сюжетные игры

·Игры с правилами

Продуктивная

·Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

·Реализация проектов

Коммуникативная

Беседа ситуативный разговор

·Речевая ситуация

·Составление отгадывание загадок

·Сюжетные игры

·Игры с правилами

Трудовая

·Совместные действия

·Дежурство

·Поручение

·Реализация проекта

Познавательно-исследовательская

Наблюдение

·Экскурсии

·Решение проблемных ситуаций

·Экспериментирование

·Коллекционирование

·Моделирование

·Реализация проекта

·Игры с правилами

Музыкально-художественная

·Слушание

·Исполнение

·Импровизация

·Экспериментирование

·Музыкально-дидактические игры

Чтение художественной литературы

Чтение

·Обсуждение

·Разучивание

        Специфика дошкольного образования, помимо многих других особенностей, заключается в том, что процесс обучения является, по сути, процессом усвоения в других вида деятельности. Схема развития любого вида деятельности такова:

— совместной деятельности ребенка со взрослым (в ходе режимных моментов);

— в непосредственно образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации детских видов деятельности

— в самостоятельной деятельности детей.

       Выделяются сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей). Одно из требований программы -построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

      Таким образом, уровень экологической культуры во многом определяется качеством экологического образования и воспитания.

1.2. Особенности формирования экологического сознания в дошкольном возрасте

Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и дошкольных учреждениях.

         Решение этой проблемы возможно только при наличии экологического сознания у взрослых, готовности дошкольных педагогов осуществлять на практике экологическое воспитание детей, пропагандировать экологические знания среди родителей и вовлекать их в совместную работу.

Экологическое образование и воспитание, которые формируют экологическое сознание человека, осуществляются в нашей стране в системе государственных и общественных форм, охватывая все группы населения. Однако происходит этот процесс медленно и нуждается в совершенствовании. Формирование начальных основ экологической культуры у дошкольников требует разработки системы экологического воспитания. Эта система включает определенное содержание, методы и формы работы, а также создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами[24, c.54].

        В экологическом воспитании детей необходимо не только наблюдать за природой, но и общаться с ней, ухаживать за растениями, животными. Это можно выразить при помощи игры, творчества, музыки, тогда происходит закрепление впечатлений и знаний, полученных ребенком, и он постепенно начинает ощущать связь природы со своей жизнью, с собой.

        В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, развития интеллектуальной и коммуникативной компетентности. Педагоги дошкольных образовательных учреждений закладывают у своих воспитанников основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности.

        Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление детей с окружающей средой. У малышей формируются способности сосредоточивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их.

         Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

      В предметное окружение ребенка-дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы неизбежно — это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта. Этот процесс, проходит под целенаправленным руководством взрослых. Экологическое мировоззрение — это продукт образования; его становление происходит постепенно, в течение многих лет жизни и учения человека. Начало же этого процесса падает на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой [34, c.38].

       Экологическое воспитание дошкольников — это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

В повседневной жизни дети окружены конкретными, отдельно взятыми живыми организмами. Комнатные растения и растительность на улице (возле дома, на участке детского сада), домашние и декоративные животные, птицы и насекомые, обитающие повсеместно, могут быть представлены ребенку с экологических позиций — в их непосредственном взаимодействии со средой обитания. Взрослый ставит цель показать это взаимодействие и прослеживает с дошкольниками: что составляет условия жизни растений и животных, как они взаимодействуют с этими условиями. Любой живой организм обладает потребностями, которые не могут быть удовлетворены его внутренними ресурсами. Потребности живого организма удовлетворяются факторами внешней среды. Это, прежде всего потребности в питательных веществах, воде, кислороде, которые посредством обмена веществ создают жизненную энергию и позволяют особи реализовать себя во всех сферах жизни.

       Формирование экологической культуры населения, начало ее становления падает на первые семь-восемь лет жизни ребенка. Дошкольное детство — ответственный период жизни человека: закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям), ценностной ориентации в нем. Работа по экологическому воспитанию детей этого возраста обладает большими возможностями и перспективой.

Итак, в основе экологического воспитания — адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда.

Цель экологического воспитания детей — формирование начал экологической культуры. Эта цель согласуется с концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общечеловеческие ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры, гуманистические качества в человеке.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного.

         В процессе экологического воспитания могут иметь место следующие виды деятельности:

— сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых;

— практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе), а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг);

— детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;

— общение с природой, контакт с объектами растительного и животного мира — комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные суждения, любование, действия по уходу, приручение и дрессировку (в случае с животными);

— экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями. Экспериментирование с живыми объектами является позитивной деятельностью лишь в том случае, если поисковые действия осуществляются с учетом потребностей живого существа и не носят деструктивный характер;

— речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге); обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова;

— наблюдение (самостоятельная познавательная деятельность), обеспечивающее получение информации о природе и деятельности людей в природе;

— просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе [27, c.78].

           И еще для детей  дошкольного возраста – это, прежде всего, действия по построению и использованию наглядных моделей различных типов и содержаний, которые в максимальной степени развивают их умственные, творческие и художественные способности. Под наглядными моделями понимаются такие виды изображения различных предметов, явлений, событий, в которых выделены и представлены в более или менее обобщенном и схематизированном виде основные отношения их компонентов, причем сами эти компоненты обозначены при помощи условных заместителей.

           Наглядное моделирование позволяет ребенку с помощью таких средств, как схемы, модели, планы, выявить объективные связи между предметами или частями предмета, обобщить свой познавательный опыт. Выражать же свое отношение к деятельности ребенку позволяет использование символических средств.

          В старших группах работа по экологии проходит на материале экологических систем – лес, луг, водоем, город и различных природных зон. Модель, отражающая влияние условий жизни на строение растений, помогает ребенку понять, почему именно данные растения могут обитать в тех или иных условиях, как они приспособлены к ним. Модели экосистем дают представление о неразрывной взаимосвязи всего живого и неживого на Земле, роли человека в сохранении экологического равновесия на планете.

         Для усвоения принципа моделирования определенное значение имеет использование модели для описания нового объекта. В этом случае можно дать детям задание: «Расскажите о новом растении (или животном) подробно, какое оно. А чтобы ни о чем не забыть, смотрите на эту модель».

         Полезно также использовать демонстрацию моделей в процессе сравнения объектов и нахождения признаков их отличия и сходства. Следующим этапом в демонстрации моделей является абстрагирование существенных признаков природных объектов, значимых для деятельности. Например, для установления потребностей растений в воде можно организовать с детьми опыт с проращиванием семян фасоли, помещая их в два блюдца. В одном из них семена замачиваются, в другом остаются сухими. В схематической модели вычленяется взаимосвязь состояния семян от наличия или отсутствия влаги. Можно предложить детям изобразить два блюдца с семенами, а над ними — два знака: голубой кружок, означающий наличие влаги в одном из блюдец, и пустой кружок — ее отсутствие. Через несколько дней, когда в одном из блюдец семена дадут ростки, в схеме отразить их новое состояние: к изображению семян подрисовывать ростки. Данная схема-модель поможет наглядно связать появление ростков с голубым кружком, означающим наличие влаги [36, c.21].

Демонстрация моделей используется и для обобщений, а на этой основе — для систематизации знаний детей. Так, при формировании понятия «птицы» модель помогает вычленить и осознать общие для этого класса животных признаки; среда обитания, форма тела, покров, наличие конечностей для передвижения по земле и воздуху, способ передвижения. Демонстрируя модель во время беседы о птицах, сначала можно рассмотреть птиц по картинам и сравнить их, а также обсудить вопросы об образе жизни некоторых из них. Далее можно найти общие для всех птиц признаки и продемонстрировать их в модели, а затем — обобщить. С этой целью можно показать детям картины с изображением неизвестных им птиц и некоторых насекомых и попросить доказать, опираясь на модель, принадлежность животного к определенному классу.

          Демонстрация моделей позволяет научить ребенка выделять существенные признаки и компоненты наблюдаемых природных явлений, устанавливать связи между ними, а, следовательно, обеспечить более глубокое понимание фактов и явлений окружающей действительности.

          Таким образом, формирование экологического сознания в дошкольном возрасте позволяет сформировать правильные понятия, направленные на положительное отношение к живой и неживой природе, позволит подрастающему поколению понимать роль ее сохранения и использования.

1.3. Роль системных знаний о предметах и явлениях природы в формировании экологической воспитанности

         Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятие экологии.

       Дошкольный возраст – это важный этап формирования экологических представлений, являющихся основой экологических знаний о природной среде и бережном к ней отношении.

      Экологические представления – это сведения взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; о ценностях природы; об использовании природных богатств.

Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение таких задач как:

— формирование первичных представлений о живой и неживой природе;

— воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

         Самое главное – в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.

         Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения.

          Прежде всего, необходимо создать условия для получения экологических знаний и последующего их применения.

          В группе должен быть оборудован экологический центр, где будут представлены детская и энциклопедическая литература природоведческого и экологического содержания, пособия для экспериментирования, дневники наблюдений и другие материалы.

         На территории дошкольного учреждения желательно создать опытный участок, метеостанцию, «экологическую тропу», чтобы воспитанники могли проводить опытно-исследовательскую деятельность, наблюдать за ростом различных растений и кустарников, организовывать наблюдения за погодой, делать выводы о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе.

         Различные экологические акции и проекты помогут сформировать экологическую культуру дошкольников. Например, акции по озеленению территории ДОУ, уборке мусора, охране деревьев на участке. Проекты могут быть направлены на благоустройство участка, помощь зимующим птицам, разработку Красной книги природы родного края, создание игрушек из бросовых материалов и др.

Названия акций и проектов могут быть следующие:

— «Зеленый город»;

— «Мы в ответе за тех, кого приручили»;

— «Братья наши меньшие»;

— «Покормите птиц зимой»;

— «Полезные ископаемые нашего края»;

— «Водоемы нашего края».

Результатом практических мероприятий по экологическому образованию дошкольников можно считать:

— создание стенгазет с рассказами о любимых питомцах;

— написание рассказов о животных и растениях, рекомендаций по уходу за животными и растениями;

— разработку презентаций, фоторепортажей и др.

       В дошкольном возрасте представления детей о природных явлениях в неживой и живой природе расширяются и уточняются, формируется реалистическое понимание этих явлений и умение устанавливать взаимосвязь между ними.

       Представления, полученные в процессе познания окружающего мира путем его чувственного отражения, закладывают образный фундамент интеллекта дошкольника. Сформированные представления могут быть использованы для анализа новых конкретных явлений [18, c.28].

        Таким образом, знания ребенка о мире возникают первоначально в виде образов, ощущений и восприятий. Переработка чувственных данных в сознании приводит к образованию представлений и понятий. Освоение знаний осуществляется на уровне представлений, которые включают чувственный образ предмета, знание внешнего признака предмета. Анализ психолого-педагогических исследований, раскрывающих особенности усвоения детьми системных знаний о природе, показал их доступность познавательным возможностям дошкольников. Система знаний об объектах и явлениях природы, их существенных сторонах и связях успешно осваивается, если они имеют достаточно выраженные сенсорные признаки или могут быть обнаружены детьми в доступных им видах деятельности.

Формирование системных знаний у дошкольников возможно на уровне конкретных и обобщенных представлений, элементарных понятий, данных в системе в определенных иерархических отношениях (А.В. Запорожец, Н.М. Крылова, В.И. Логинова, С.Н. Николаева, П.Г. Саморукова, Е.Ф. Терентьева, И.А. Хайдурова).

Выводы по первой главе

Таким образом, в соответствии с ФГОС экологическое образование становится неотъемлемой частью образовательного процесса детей дошкольного возраста. Нами рассмотрены теоретические основы формирования экологической воспитанности детей дошкольного возраста. Использование различных форм и методов в работе воспитателей должно опираться на новые требования образовательного стандарта. Использование в работе экскурсий, наблюдений, проектной деятельности, опытов и экспериментов положительно влияет на формирование гуманного отношения детей дошкольного возраста к природе.

Глава II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Исследование уровня экологической воспитанности детей  дошкольного возраста.

Исследование уровня экологической воспитанности детей дошкольного возраста проводилось на базе МБДОУ №61, г.Миасса. В нем приняли участие 18 детей средней группы в возрасте 4-5 лет. Дети были поделены на 2 группы, по 9 человек.( контрольная и экспериментальная). Также в исследовании приняли участие родители детей.

        Практическая часть исследования  проводилась в три этапа:

I этап – диагностический (август 2019 года), в рамках которого был осуществлен подбор системы диагностических методик, проанализирована методическая, педагогическая, психологическая литература, отражающая необходимость применения в целях воспитания гуманного отношения к природе  дошкольников, и определяющая методы и формы по оптимизации данного процесса. Так же на данном этапе осуществлялась диагностика уровня эмоционально — положительного отношения к природе.

II этап исследовательской работы – формирующий (сентябрь 2019 года – май 2020года) заключался в проведении мероприятий с использованием  бросового материала, направленных на экологическое воспитание, индивидуальной и групповой работы в данном направлении, работа с родителями.

III этап – аналитико-результативный (май2020 года), в ходе которого был проведен второй диагностический срез, где целью являлось выявление динамики. На третьем этапе осуществлялся анализ, обработка и систематизация результатов исследовательской работы, формулирование выводов, оформление результатов исследования.

Для того чтобы ребенок мог осознанно и правильно относиться к объектам природы, он должен обладать элементарными экологическими знаниями, характерными для данного возраста. Для осуществления исследовательской работы были поставлены следующие задачи:

— выявить уровень знаний детей о мире животных, о растительном мире, о неживой природе, о временах года, отношение к миру природы;

— определить морально-ценностное отношение к природе у детей;

— выявить у детей практические навыки бережного отношения к объектам природы.

         Приступая к констатирующему этапу исследования, следует отметить, что экологическое воспитание имеет отчётливые внешние проявления, а именно: гуманное отношение к природе, к себе и к другим людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения.

         Бережное отношение к природе базируется на элементарных знаниях, которые обозначают мотивы поступков и поведение дошкольников, и является обязательным компонентом процесса формирования экологической культуры в целом.

        В качестве основных методик были применены задания, предложенные О.М. Масленниковой и А.А. Филиппенко:

1 Методика «Выявление наиболее значимых для ребенка понятий о природе и обществе»

Цель — определить уровень значимости экологических понятий для ребенка.

2 Методика «Альтернатива»

Цель — определение типа мотивации взаимодействия с природными объектами: эстетического, когнитивного, практического и прагматического.

3 Методика «Скажи, как ты думаешь?»

Цель — определить уровень развития личностного отношения к природе.

Диаграмма  на начало работы.

Рисунок 1.

1. Результаты контрольной группы показали, что у 1 ребенка выявлен средний уровень знаний значимости экологических понятий, что составляет 11% от числа участников исследования. Этот ребенок картинки с изображением природы ставил в середину выложенной линии, проявлял интерес к природе, но больше интересовался игрушками, самим собой.  Высокий уровень никто не показал. 2 детей (22%) показали низкий уровень сформированности представлений значимых понятий о природе и обществе. Эти дети затруднялись отвечать на поставленные вопросы, карточки выкладывали, не объясняя причину такой последовательности. Из общения с ними стало ясно, что им не интересны изображения природы и животных.

2. В результате высокий уровень осознанного мотивированного взаимодействия с природой никто не показал. Средний уровень показал 1 ребенок (11%). Этот ребенок вполне четко отвечал на поставленные вопросы, но не проявлял особого интереса к бережному отношению. Видно было, что природой больше интересуются с эстетической точки зрения. Низкий уровень мотивированного взаимодействия с природой показали 3 детей (33%). Эти дети затруднялись отвечать на поставленные вопросы. Их больше занимают свои интересы, а не вопросы охраны природы. Интересуются красотой природы, а не чистотой.

3.В результате высокий уровень осознанного мотивированного взаимодействия с природой не показал никто. Средний уровень показал 1ребенок (11%). Этот ребенок вполне четко отвечали на поставленные вопросы, но не проявляли особого интереса к бережному отношению. Видно было, что природой больше интересуются с эстетической точки зрения. Низкий уровень мотивированного взаимодействия с природой показал 1ребенок (11%). Этот ребенок затруднялся отвечать на поставленные вопросы. Его больше занимают свои интересы, а не вопросы охраны природы. Интересуются красотой природы, а не чистотой.

Рисунок 2.

1. Результаты экспериментальной группы показали, что у 1 ребенка выявлен средний уровень знаний значимости экологических понятий, что составляет 11% от числа участников исследования. Этот ребенок картинки с изображением природы ставил в середину выложенной линии, проявлял интерес к природе, но больше интересовался игрушками, самим собой.  Высокий уровень никто не показал. 2 детей (22%) показали низкий уровень сформированности представлений значимых понятий о природе и обществе. Эти дети затруднялись отвечать на поставленные вопросы, карточки выкладывали, не объясняя причину такой последовательности. Из общения с ними стало ясно, что им не интересны изображения природы и животных.

2. В результате высокий уровень осознанного мотивированного взаимодействия с природой никто не показал. Средний уровень показал 1 ребенок (11%). Этот ребенок вполне четко отвечал на поставленные вопросы, но не проявлял особого интереса к бережному отношению. Видно было, что природой больше интересуются с эстетической точки зрения. Низкий уровень мотивированного взаимодействия с природой показали 3 детей (33%). Эти дети затруднялись отвечать на поставленные вопросы. Их больше занимают свои интересы, а не вопросы охраны природы. Интересуются красотой природы, а не чистотой.

3. В результате высокий уровень осознанного мотивированного взаимодействия с природой не показал никто. Средний уровень не  показал никто. Низкий уровень мотивированного взаимодействия с природой показали 2 ребенка (22%). Эти дети затруднялись отвечать на поставленные вопросы. Их больше занимают свои интересы, а не вопросы охраны природы. Интересуются красотой природы, а не чистотой.

  Для улучшения показателей начали проводить второй этап с использованием бросового материала, т.к.цель формирующего этапа - провести комплекс мероприятий для экологического воспитания детей  дошкольного возраста.

2.2.Бросовый материал — это пластиковые бутылки и использованные один (или даже не один) раз коробки, это упаковки от шампуней, коробки от чая и печенья, отработанные автомобильные покрышки, втулки от клейкой ленты и туалетной бумаги, пластиковые крышечки, железные банки от консервов, старые газеты... Перечислять можно бесконечно.

Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к творчеству, закладывает основы экологического воспитания, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с приемами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность. Многие из предложенных поделок предполагают использование их в быту и важных моментов при их изготовлении является прочность конструкции. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Некоторые операции требуют приложения усилий, использования наиболее опасных инструментов, особенно в подготовительной стадии и в этот этап работы педагог берет на себя. Поделки могут иметь разное назначение: - для игр детей; -для украшения интерьера группы, детского учреждения, дома; - их можно использовать в качестве подарков.

2.3.  Цели обучения создания поделки из бросового материала в детском саду конкретные задачи и приёмы.

Основные цели конструирования из бросового материала — это развитие детских творческих, интеллектуальных и художественных способностей, а также экологическое воспитание.

Изготавливая разнообразные поделки (игрушки, мебель, транспорт), дети учатся находить неожиданное применение конкретному бросовому материалу: пластиковым бутылкам и тарелкам, контейнерам для киндер-сюрпризов, крышкам, пробкам, компьютерным дискам, упаковочным коробкам, фантикам, пенопласту, поролону и т. д.

В процессе конструирования детьми поделок из бросового материала педагоги стремятся реализовать такие задачи:

  • Три — четыре года:
  • познакомить детей с интересными возможностями необычного материала (поролон, пенопласт, пластиковые бутылки и т. д.);
  • учить пользоваться для соединения частей и деталей пластилином, клеем, проволокой, нитями и т. д.;
  • развивать мелкую моторику.
  • Четыре — пять лет:
  • развивать познавательную и исследовательскую деятельность;
  • обучать приёмам изготовления простейших поделок из бросового материала, дополняя образ игрушки деталями из пластилина, цветной бумаги или природного материала (ягоды, листья, ракушки, жёлуди и т. д.).
  • Пять — семь лет:
  • учить детей согласовывать свои действия в процессе коллективного труда;
  • знакомить с приёмами изготовления поделок сложных конструкций;
  • учить придавать художественную выразительность образу, придумывая декоративные детали и украшения;
  • развивать творческие способности;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

2.4. Требования к бросовому материалу.

Так как,  материал для работы относится, к категории бросового, при его подборе предъявляются, определенные требования.

  • Поделки из бросового материала могут иметь разное назначение: для игр детей, для украшения интерьера группы, но все они должны быть безопасными для детей (не токсичными, не вызывать аллергий);
  • тщательно промытыми и высушенными;
  • доступными в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться).

 Если работа планируется с детьми в группе, необходимо учитывать возрастные особенности детей:

  • правильно распределять время работы в сочетании с кратковременным отдыхом;
  • продумывать тематику предстоящей поделки с учетом имеющихся навыков и умений;
  • процесс труда должен вызывать у детей только положительные эмоции;
  • дети должны быть уверены в помощи педагога, если у них возникают какие-либо трудности с выполнением работы.

При работе с бросовым материалом учитываются возрастные особенности детей: Если работа требует сложных манипуляций в подготовительной стадии, например: проколоть отверстия нагретым шилом, необходимо, чтобы эту предварительную работу выполнял педагог.

2.5. Приёмы обучения конструированию из бросового материала.

Приёмы обучения конструированию из бросового материала традиционно выстраиваются на подражательной основе и имеют свои особенности на разных этапах:

  1. Этап первый — детальный анализ образца будущего изделия:
  • в младшей группе в качестве образца используется поделка, заранее изготовленная педагогом;
  • в средней группе детям можно предложить рассмотреть картинку или нарисованное изображение;
  • в шестилетнем возрасте дети уже способны анализировать схему или модель игрушки, аналитическая деятельность детей включает определение основных частей игрушки и материала, из которого она изготовлена, обсуждение уточняющих вопросов, например:
  • какой материал для поделки ещё можно рассмотреть;
  • какие варианты крепления деталей будут оптимальными;
  • какие дополнительные техники можно использовать для оформления деталей, например, лепку из пластилина, рисование фломастерами, карандашами, красками или элементы аппликации.
  1. Этап второй — детей обучают планированию и обдумыванию пошагового продвижения к цели, учат целостному восприятию всего процесса работы. Конкретизируется, в какой последовательности изготовляются детали, из какого материала, какой инструмент будет предпочтительнее. Выбор педагогических приёмов осуществляется с учётом возраста детей:
  • в младших группах воспитатель подробно демонстрирует все этапы конструирования поделки, сопровождая его понятными и детальными комментариями;
  • в средней группе педагог постепенно сокращает процесс полного показа и обстоятельного пояснения, подключая активную работу со схемами и опорными планами в виде самостоятельно нарисованными детьми схематических зарисовок.
  1. Этап третий — продумывается способ скрепления деталей и частей конструкции:
  • в средней группе в качестве соединительного материала используется пластилин;
  • дети старшего возраста пользуются клеем, нитками, проволокой и т. д.
  1. Этап четвёртый предусматривает, что дети самостоятельно осуществляют подбор необходимого материала и инструментов для работы.
  2. Этап пятый — дети самостоятельно справляются со всем процессом изготовления поделок от зарождения мыслительного прообраза игрушки до предметного воплощения творческой идеи. На этом этапе важно поощрять проявления творческой фантазии и стремление ребёнка к самостоятельности в процессе практической реализации.
  3. Этап шестой — подведение итогов, анализ и оценка готовых изделий. Важно найти положительные моменты в работе каждого ребёнка, поддержать и вдохновить. Отличным приёмом на этом этапе станет увлекательная сюжетно-ролевая или театрализованная игра с использованием игрушек, изготовленных детьми, это поможет им ощутить значимость своего труда.

        Т.к. одними из принципов обучения является доступность и наглядность, то основной работой на втором этапе,  было изготовление поделок из бросового материала самой. А дети рассматривали их, разбирали из чего они сделаны, как могут пригодиться. (Приложение 1)

       При изготовлении несложных поделок  мы  подробно демонстрировали все этапы конструирования поделки, сопровождая его понятными и детальными комментариями. (Приложение 2)

2.6. Работа с родителями.

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

        В работе с родителями необходимо использовать все доступные формы взаимодействия с семьей. Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Работу следует проводить в двух направлениях:

· педагог - родитель;

· педагог - ребенок - родитель.

       Наиболее актуальным и востребованным на сегодняшний день направлением взаимодействия является консультирование родителей. Оно носит индивидуальный характер и проводится в форме бесед и консультаций. Для родителей были проведены консультации и сделаны образцы работ для конкурсов. (Приложение 3).

2.6. Анализ полученных результатов

Целью контрольного этапа исследования стало определение динамики уровня экологической воспитанности у  дошкольников. Для проведения этого этапа мы организовали повторную диагностику. Для диагностики детей  использовали те же методики, что и в начале эксперимента.

Результаты диагностики детей по методике «Выявление наиболее значимых для ребенка понятий природы и общества» представлены на диаграмме рисунок 3 и 4.

Рисунок 3 – Сравнительные результаты диагностики детей
по методике «Выявление наиболее значимых для ребенка понятий
природы и общества»%.( контрольная группа)

Итак, мы видим, что контрольной группе количество детей, показавших средний уровень отношения к природе не изменилось – 1 ребенок (11%).  Выросли показатели высокого уровня с 0 до 11%. Низкий уровень показал 1ребенок (11%), а в начале эксперимента их было 2 (22.8%).

Рисунок 4.

Рисунок 4 – Сравнительные результаты диагностики детей
по методике «Выявление наиболее значимых для ребенка понятий
природы и общества»%.( экспериментальная  группа)

Итак, мы видим, что в экспериментальной группе количество детей, показавших средний уровень отношения к природе не изменилось – 1 ребенок (11%).  Выросли показатели высокого уровня с 0 до 22%. Низкий уровень никто не показал.

Результаты диагностики детей по методике «Альтернатива» представлены на рисунке 5 и 6.

Рисунок 5 – Сравнительные результаты диагностики детей по методике «Альтернатива».% (контрольная группа)

Итак, мы видим, что на конец эксперимента  количество детей, показавших высокий уровень не изменилось 0. Средний уровень показали 2 ребенка (22%). На начало эксперимента на среднем уровне был 1 ребенок (11%). Низкий уровень показали 2 детей (11%), что на 1 ребенка меньше, чем в начале эксперимента.

Рисунок 6.

Рисунок 6 – Сравнительные результаты диагностики детей по методике «Альтернатива».% (экспериментальная  группа)

Итак, мы видим, что на конец эксперимента  количество детей, показавших высокий уровень  изменилось с 0 до 22% . Средний уровень показали 2 ребенка (22%). На начало эксперимента на среднем уровне был 1 ребенок (11%). Низкий уровень  никто из детей не показал.

Результаты диагностики детей по методике «Скажи, как ты думаешь?» представлены на рисунке 7 и 8.

Рисунок 7– Сравнительные результаты диагностики по методике «Скажи, как ты думаешь?».% ( контрольная группа)

Итак, мы видим, что  уровень личностного отношения к природе в контрольной группе не изменился.

Рисунок 8.

Рисунок 8 – Сравнительные результаты диагностики по методике «Скажи, как ты думаешь?».% ( экспериментальная  группа)

Итак, мы видим, что высокий и средний  уровень личностного отношения к природе в экспериментальной  группе вырос с 0 до 11% в каждой.

Выводы по второй главе

Подводя итог выполненной работы, можно сделать следующие выводы:

расширились знания детей о природе, изменилось их отношении к природе, к

окружающему миру. В группе произошли, существенные изменения по всем изучаемым показателям. Выше сказанное говорит об эффективности использования бросового материала по повышению экологической воспитанности детей дошкольного возраста. Дети стали добрее, научились сопереживать, радоваться, волноваться, овладели навыками ухода за животными и растениями. Мы  надеемся на то, что вдохновлённые этой идеей ребята, научились и подскажут другим, какие предметы бытовых отходов не стоит выбрасывать и как их можно использовать в творчестве, т.к. интереснее видеть в мусоре материал для выражения своих самых интересных и необычных идей. Этим самым мы поможем природе и сделаем наше село чище.

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Заключение

Итак, в заключении  хотелось бы отметить, что, привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.

        Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения, воспитания и развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, воспитатель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.

       Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет детям усваивать правила и нормы поведения в природе в последующем обучении в школе.  Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.

       Вопросами экологического воспитания и   образования дошкольников занимаются многие педагоги современности. Они делают это по-разному.  Это происходит от того, что вопрос экологического воспитания сложен и неоднозначен в толковании.

      В практической части исследования была проведена работа по формированию экологического сознания детей  дошкольного возраста. Для оценки уровня сформированности экологической воспитанности детей была проведена диагностика. Мы выяснили, что дети имеют представления о роли природы в жизни человека, но их недостаточно. Была проведена работа с использованием бросового материала по формированию экологической воспитанности. По окончании проведена повторная диагностика и анализ полученных результатов. Была выявлена положительная динамика в формировании экологических знаний дошкольников. Следовательно, использование в работе  с детьми бросового материала, совместная работа с родителями положительно влияют на формирование экологической воспитанности детей  дошкольного возраста.

 

Список использованной литературы

  1. Ашиков, В. Семицветик — программа культурно-экологического образования дошкольников / В. Ашиков // Дошкольное воспитание. — 2008. — №2. -С. 34-39.
  2. Балаценко, Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей / Л. Балаценко // Ребенок в детском саду. — 2012. — №5. — С. 80-82.
  3. Бобылева, Л. О программе экологического воспитания старших дошкольников / Л. Бобылева // Дошкольное воспитание. — 2008. — №7. — С. 36-42.
  4. Васильева, А. И. Учите детей наблюдать природу / А.И. Васильева. — Мн.: Нар. света. -2012. – 74 с.
  5. Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников / В. Зебзеева // Дошкольное воспитание. — 2008. — №7. -С. 45-49.
  6. Зенина, Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников / Т. Зенина // Дошкольное воспитание. — 2000. — №7. — С.58-63.
  7. Зенина, Т. Наблюдаем, познаем, любим / Т. Зенина // Дошкольное воспитание. — 2003. — №7. — С. 31-34.
  8. Зерщикова, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим / Т. Зерщикова, Т. Ярошевич // Дошкольное воспитание. — 2005. — №7. — С. 3-9.
  9. Иванова, Г. Об организации работы по экологическому воспитанию / Г. Иванова, В. Курашова // Дошкольное воспитание. — 2012. — №7. — С. 10-12.
  10. Йозова, О. Наглядные пособия в экологическом воспитании / О. Йозова // Дошкольное воспитание. — 2005. — №7. — С. 70-73.
  11. Коломина, Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий / Н.В. Коломина. — М.: ТЦ Сфера. — 2004. — 144 с.
  12. «Мы» — Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. — СПб: Детство-пресс. — 2013. — 240 с.
  13. Марковская, М.М. Уголок природы в детском саду / М.М. Марковская / Пособие для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение. -2004. — 160 с.
  14. Николаева, С.Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду / С.Н. Николаева. — М.: Мозаика-Синтез. -2009. – 266 с.
  15. Николаева, С. Ознакомление дошкольников с неживой природой / С. Николаева // Воспитание дошкольников. — 2010. — №7. — С. 31-38.
  16. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Н.Николаева. — М.: Издат. центр «Академия». — 2012. — 336 с.
  17. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева. – М., 2009. – 257 с.
  18. Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания / Л. Павлова // Дошкольное воспитание. — 2012. — №10. — С. 40-49.
  19. Парамонова, Л. Конструирование из природного материала / Л. Парамонова // Дошкольное воспитание. — 2005. — №7. — С. 90-96.
  20. Рыжова, Н. «Наш дом — природа». Программа экологического воспитания дошкольников / Н. Рыжова // Дошкольное воспитание. — 2008. — №7. — С. 26-34.
  21. Рыжова, Н. Экологический проект «Здравствуй, дерево» / Н. Рыжова // Дошкольное воспитание. — 2012. — №3. — С. 38-47.
  22. Соломенникова, О. Диагностика экологических знаний дошкольников / О. Соломенникова // Дошкольное воспитание. – 2014. -№7. — С. 21-27.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»

Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1)    Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и ...

Статья "Формирование знаний экологического воспитания у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

В статье представлен материал, который используется для формирования знаний экологического воспитания у дошкольников....

Консультация для воспитателей по теме «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста через познавательно – исследовательскую деятельность».

Консультация для воспитателейпо теме«Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста через познавательно – исследовательскую деятельность»....