Счетные палочки. Развиваем мелкую моторику рук и готовим детей к обучению грамоте и письму
методическая разработка

Данная статья предназначена для воспитателей ДОУ. О развитии мелкой моторики рук и  речевого аппарата с помощью счетных палочек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_schetnye_palochki.docx23.2 КБ

Предварительный просмотр:

Счетные палочки

Развиваем мелкую моторику рук и готовим детей

 к обучению  грамоте и письму

   Многим известно, что улучшение артикуляционной моторики пальцев рук способствует повышению работоспособности коры головного мозга. Отсюда прямая зависимость уровня развития речи и степени организации тонких движений пальцев рук. Помимо этого, хорошая подвижность, гибкость, отсутствие скованности кисти помогают детям быстрее овладеть письмом. Поэтому существует множество тренировок для проработки движения пальцев рук, которые необходимы ребенку прежде чем он начнет обучение письму.  

   Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, поскольку через неё развиваются:  внимание, мышление, координация, воображение, зрительная и двигательная память, речь. Система занятий по развитию мелкой моторики рук разнообразна, но каждая техника должна быть продолжение другой, ее дополнением.

   Для детей дошкольного возраста (4-7 лет) необходимо проводить работу в двух направлениях: тренировка мышечно- связочного аппарата и развитие координации движений. К ним относятся техника пальчиковых игр, упражнения на координацию движений. И я наряду с ними  можно использовать  занятия со счетными палочками.

   Счетные палочки- универсальный предмет для развития творческий и интеллектуальных способностей. Они представляют собой брусочки (деревянные или пластиковые) одного или разного цвета. Использовать их можно, как в учебно- развивающей деятельности, так и в сюжетно- ролевых играх. Благодаря упражнениям со счетными палочками развивается сообразительность, конструктивные навыки, появляются понятия геометрических фигур и умение решать логические задачи. Ребенок узнает и различает понятие «короче- длиннее», «больше- меньше», «выше- ниже». Проведение подобных занятий рекомендуется проводить не только в дошкольных учреждениях группой детей, но и индивидуально дома- родители с детьми.

    Для детей младшего дошкольного возраста вместо счетных палочек  можно использовать цветные карандаши, так как им трудно пользоваться мелкими предметами. Упражнения выполняются совместно со взрослыми и сопровождаются пошаговыми инструкциями. Дети соединяют палочки в простые геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник), а также изображают несложные предметы (забор, дорожка узкая, широкая, длинная и короткая, окно и т.д.). Затем ребенку необходимо рассмотреть его и назвать.

   В процессе выполнения задания ребенку необходимо объяснить, как называется та или иная фигура, как складывается, например, солнышко. Именно с таких простых изображений должно начинаться составление фигур из палочек. Сам процесс сопровождается загадками, стихами, потешками, для создания не только зрительного, но и слухового образа, появления интереса к данному виду деятельности.

Что можно предложить детям младшего дошкольного возраста:

1.         - Назвать цвет всех имеющихся палочек.

 - Собрать элементы какого-то одного цвета.

 - Найти палочки с одинаковой длиной (палочки Кюизенера).

 - Собрать по одной палочке каждого цвета.

 - Найти самую короткую и самую длинную палочку и назвать их цвета (палочки Кюизенера).

 - Разложить в ряд палочки, чередуя два цвета, например, желтую и красную.

 - Выбрать любую палочку и попросить ребенка слева от нее разложить все палочки, которые короче выбранной, а справа - все те, что длиннее. Облегчить решение поставленной головоломки можно наводящими вопросами. Например, показать две палочки и спросить, разные они или одинаковые. Усложнить можно вопросом, чем они отличаются друг от друга (цветом, длиной) или в чем их сходство.

2. В этом возрасте дети изучают свойства пластилина. Поэтому лепка из пластилина для ребятишек может стать и занятием, и игрой с счетными палочками. Палочки в данном случае являются вспомогательным материалом: выполнить роль стебелька для цветка, ножки для грибка или ствола для дерева; послужить ножками-ручками для пластилинового человечка или дымоходной трубой для домика.

3. Аналогично можно организовать нестандартное рисование палочками. Например, выкладывая на полу или столе различные предметы (дорогу, машинки, домики, цветы, человечков и животных) можно создавать целые картины и игрушечные города. Такое занятие обязательно вызовет интерес у любознательного малыша, будет развивать воображение, позволит почувствовать себя не только членом, но и создателем увлекательной игры.

4. Где меньше?

   Счетные палочки нужно разложить друг напротив друга в два ряда, в одном из которых их будет на одну меньше. Дошкольник должен показать, в каком ряду элементов меньше, а в каком больше. Усложняют головоломку вопросом: «Что нужно сделать, чтобы количество палочек стало одинаковым?».

Повторить рисунок

Понадобится лист бумаги с изображением какого-либо понятного ребенку предмета (домика, конфеты, бабочки, елочки и т.п.), выполненного в двух-трех цветах. Малыш должен выложить этот рисунок палочками, повторяя цвета на бумаге. В завершении попросить дошкольника назвать цвета, с помощью которых он создал свою картину.

Строим и считаем

Взрослый выкладывает из дидактического материала какую-нибудь простую фигуру, например, треугольник и просит ребенка повторить. После того, как малыш справится с задачей, нужно озвучить название фигуры и спросить у него, сколько элементов понадобилось для строительства этого треугольника.

Далее можно построить квадрат, ромб, прямоугольник, а также любые другие предметы с теми же условиями задачи. Для более глубоких познаний можно спросить, на какую геометрическую фигуру похожа крыша дома, окно, кузов грузовика и т.п.

   В среднем дошкольном возрасте изображения, предлагаемые детям, усложняются (состоят из двух, трех частей). Это  может быть телевизор, ежик, флажок и  др. В этом возрасте детям выдаются разноцветные счетные палочки. Педагог перед выполнением задания решает вместе с детьми, как можно составить ту или иную фигуру, и результаты детской деятельности рассматриваются и анализируются.

     В старшем  дошкольном  возрасте  предлагаемые фигуры  усложняются: теперь они  состоят из большего количества элементов, которые дошкольники могут объединить небольшим сюжетом. Дети уже в состоянии самостоятельно выполнять задания. Дошкольникам старших групп можно предложить  спички (со срезанной серой). Это усложняет задачу: от детей требуются более четкие движения  рук и пальцев. Обязательным условием остается анализ результатов деятельности.  В этом возрасте мы предлагаем дошкольникам составить фигуры из заданного количества спичек, что способствует формированию навыков счета.  Выполняют дети и творческие задания (по замыслу), дающие возможность проявить  свою фантазию. Кроме того, дошкольники выполняют задание на выкладывание ритмического рисунка, что развиваетумение слышать и воспроизводить ритм, а также играют в игры на развитие внимания с использованием выполненных детьми изображений («Угадай, что изменилось»).

    Подготовка дошкольников шестилетнего возраста к письму имеет самостоятельное значение: дети уже способны пользоваться пишущим инструментом и  освоить конфигурацию печатных букв.  Возможности старших дошкольников расширяются: руки становятся более ловкими, а сами дети самостоятельными.  Они способны создавать изображения, состоящие из множества деталей, проводить анализ и синтез изображения, а также придумывать ивыкладывать различные фигуры: людей, животных, растения, машины и т.д. Старшим дошкольникам нравятся соревнования: каждый самостоятельно выкладывает придуманные им фигуры из заданного количества палочек.  Желательно, чтобы фигуры, придуманные каждым ребенком, были сюрпризом для другого, тогда их интереснее сравнивать.  Играть можно на время или на использование определенного количества («Кто раньше сложит три фигуры?»,  «Использовать в фигуре шесть палочек»). Когда фигуры готовы, дети показывают их друг другу, проверяя, сколько  палочек использовано, и фигуры с «неправильным» числом палочек  не засчитываются.

   С готовыми фигурами можно поиграть, например, в игру  «Найди, что изменилось»: один ребенок отворачивается, а другой добавляет к солнышку  один или два лучика; первый, глядя на изображение, должен определить, какие фигуры изменились и как.  Возможность видоизменений много:  можно удлинять или укорачивать вагоны и лодки, надевать на людей шляпы, пристраивать дома и т. п.  дети любят эту игру еще и потому, что она дает простор фантазии, например, позволяет разыгрывать с помощью палочек истории про Винни-пуха и ослика Иа, про Зайчика и лису, которого она выгнала из дома.

   В дальнейшем дошкольникам можно предложить, используя палочки, изобразить любимого сказочного героя, игрушку, что способствует развитию мышления.  

Некоторые варианты игр со старшими дошкольниками:

  1. Дострой картинку

Необходимо показать ребенку схему-рисунок половины какого-либо предмета, изображенного на бумаге. Задание – симметрично достроить картинку, используя те же цвета и пропорции.

  1. Изобрази цифры и буквы

При помощи палочек выкладывать названия букв (если дается легко, то и простых слов), а также цифр в пределах десяти. При хороших успехах, можно делать это на скорость с кем-нибудь из сверстников.

  1. Из чего состоят числа

Когда дошкольник уже знает, как выглядят цифры, можно предложить ему выкладывать каждую с помощью палочек двух цветов, тем самым давая понятие состава числа. Так, цифру 5 можно выложить из двух красных и трех зеленых палочек или из одной желтой и четырех красных.

  1. Сосчитай-ка!

Простой вариант: с помощью палочек выложить пример (как вариант, две палочки + три палочки). Ребенка нужно попросить сосчитать и дать правильный ответ, выложив нужное количество элементов после знака равенства. Если малыш знает цифры, то можно выкладывать выражение с их помощью.

   Итак, можно сказать, что система игр и упражнений с палочками является одним из эффективных средств в системе работы по развитию речи и обучению грамоте. Включение в эту работу упражнений по выкладыванию букв и умение соотносить звук с буквой, что важно для последующего обучения чтению. Кроме того, упражнения с палочками способствуют выработке гибкости и точности движений рук, развитию глазомера.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивая мелкую моторику, готовимся к новому году

Подготовка руки дошкольника к письму – серьезное занятие, но хочется чтобы эти занятия приносили детям удовольствие и радость, были эмоционально насыщенны положительными эмоциями и только тогда будет ...

Развиваем мелкую моторику. Готовим руку к письму.

Все значимые  для подготовки руки умения  можно сформировать, если ребенок активно будет заниматься  лепкой, рисованием, аппликацией, конструированием. Значит,  в каждом доме долже...

Развиваем мелкую моторику рук - готовимся к письму.

Подготовка к школе это длительный этап в развитии вашего ребенка. Начинать занятия следует не раньше, чем за год до этого момента. Педагоги и родители имеют огромный выбор самых разных упражнений...

Рекомендации для родителей "Развиваем мелкую моторику рук и готовим детей к обучению грамоте" и письму.""

Тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие,  способствующим улучшению артикуляционной моторики, а также подготовке кисти руки к письму и, что немалов...

«Развиваем мелкую моторику рук с помощью счетных палочек»

Уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие, способствующим улучшени...

«Развиваем мелкую моторику рук с помощью счетных палочек»

Уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие, способствующим улучшени...