«Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»
презентация

Зайцева Надежда Викторовна

Мастер-класс для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_2021.docx22.99 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ центр развития ребенка- ДЕТСКИЙ САД  № 5

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  УСТЬ-ЛАБИНСКИЙ  РАЙОН

МАСТЕР-КЛАСС для педагогов
«Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»

Подготовил воспитатель группы раннего возраста:

 Зайцева Надежда Викторовна 

2021.г

Цель мастер-класса:

  • передача  накопленного опыта по использованию приёмов мнемотехники на занятия

Задачи:

  • Повышение компетентности, активизация  исследовательской позиции участников мастер-класса;
  • Апробация и обсуждение  эффективности приемов мнемотехники;

Формирование понятийного поля данной проблемы - объяснить слушателям  целесообразность  использования приемов мнемотехники как одного из средств развития связной речи.

1 (слайд)

Как вы считаете? Что является главным новообразованием в раннем возрасте у детей. Правильно. Это речь.

Речь взрослого, обращенная к детям, должна включатся во все виды их совместной жизнедеятельности.

Я считаю, что мнемотехника, является приоритетным средством развития речи детей раннего возраста. Так как  в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память.

2 (слайд)

 (слайд с задачами)  Мнемотехника для детей раннего возраста помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы  приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

3(слайд)

 Что же такое мнемотехника? Это искусство запоминания.

Мозг человека состоит из двух полушарий. Левое отвечает за логику и речь, а правое помогает воспринимать различные цвета, формировать образы с помощью воображения. При использовании приемов мнемотехники активируются одновременно обе половины. В результате этого мыслительные процессы приносят максимальную пользу в виде усвоенных знаний.

4(слайд)

В  дошкольном  возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.

5(слайд)

1.Обучение детей с помощью мнемотехники можно начинать с самого раннего возраста. Знакомство с упражнениями для детей начинается с простых приемов. Сначала используют мнемоквадраты.  На первых занятиях дети изучают несложные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание или простую фразу. Можно помещать в квадрат картинки и разучивать стихотворения с движениями.    (просмотр видео)

6,7(слайд)

2.Позже, в 4-5 лет, малыши знакомятся с мнемодорожками — систематизированными картинками из четырех рисунков. С помощью таких изображений формируется понятие о последовательностях. Благодаря групповым иллюстрациям можно легко рассказать небольшой рассказ, запомнить этапы мытья рук, процесс одевания или умывания. (предложить отгадать пословицы по мнемодорожкам).

8,9(слайд)

3. С детьми 6-7 лет начинают изучать мнемотаблицы, которые позволяют выполнять более сложные действия: пересказывать различные произведения; заучивать стихотворения и сложные слова; отгадывать и загадывать загадки; находить к словам рифмы; придумывать сказки или рассказы; распределять предметы в группы по определенным признакам; изучать числа; знакомиться с основными правилами безопасности жизнедеятельности и поведения в различных местах, способами самообслуживания.  (отгадывание пальчиковой гимнастики).

Мнемосхемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать последовательный рассказ. 

10(слайд)   ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ мнемотехники.

 Достичь результатов во время занятий по мнемотехнике можно, если соблюдать основные правила использования методики.

-Последовательность. Нельзя начинать занятия со сложных заданий. Сначала работают с мнемоквадратами, единичными изображениями, затем с мнемодорожками и мнемотаблицами.

 -Нормирование. Детям не показывают больше двух таблиц в день, а количество изображений в каждом блоке должно быть не более 9 штук. Слишком большое количество информации ребенку сложно усвоить, поэтому занятия будут неэффективными.

-Красочность. Картинки должны заинтересовать ребенка своим внешним видом. Используют яркие цвета, сочные и выразительные изображения. Таблицы в черно-белой гамме не смогут привлечь внимание детей и оказать нужное воздействие, их можно применять только для ребят старшего дошкольного возраста.

-Эмоциональность. Дети должны чувствовать позитивную энергетику таких занятий.

-Разнообразие. Картинки или серии изображений для одного занятия должны быть на разные темы. К однотипным тренировкам ребята быстро потеряют интерес. Также желательно подбирать таблицы, которые требуют разных действий. Например, первые рисунки помогают запомнить последовательность приема пищи, а следующая группа — рассказать о том, как передвигаются насекомые. Никаких принудительных мер: просто игра. Проводить занятия можно только тогда, когда дети с удовольствием и интересом вовлекаются в процесс.

-Все должно происходить в игровой форме. Если внимание малышей угасает, лучше прекратить занятие и продолжить в другое время.

11(слайд)    Результаты проводимой работы .(только на слайде-не читать)

-у детей увеличится круг знаний об окружающем мире;

- улучшается память, внимание, воображение, фантазия;

- развивается речь, увеличивается словарный запас

-ребёнок учится выстраивать логические цепочки, легко запоминает информацию.

  • Я считаю, что мнемотехнику  можно и нужно использовать на всех этапах обучения для облегчения процесса становления осмысленного связного высказывания у детей. Использование приёмов мнемотехники вызывает у детей интерес к словотворчеству. Эмоциональное отношение к речевой деятельности, повышает их познавательный интерес и оказывает положительное воздействие на процесс формирование связной речи.

12(слайд)    Но всё же хочется подчеркнуть, что мнемотехникой не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование приёмов мнемотехники  позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей. Материал консультации знакомит с историей мнемотехники, актуальностью её использования в ДОУ, методами и приёмами мнемотехники, а также расскажет о том, что такое мнемот...

Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»...

Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста.

Мнемотехника — система методов, дающая возможность запомнить информацию при помощи ассоциаций. Использовать мнемотехнические приемы в можно и нужно в работе с детьми дошкольного возраста. Эта ме...

Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста

Использование приёмов мнемотехники для дошкольников обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей заметно обл...

"Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста».

Мнемотехника – это специально разработанные приемы и способы, направленные на тренеровку памяти, речи, облегчающие процесс запоминания информации....

Презентация "Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"

Данную презентацию можно использовать на педсовете для ознакомления воспитателей с мнемотехникой. К презентации добавлен текст....