Консультация для родителей: «Роль семьи во всестороннем развитии дошкольника».
консультация

Торжинская Римма Сергеевна

Консультация для родителей: «Роль семьи во всестороннем развитии дошкольника».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_semi_vo_vsestoronnem_razvitii_doshkolnika.doc173 КБ

Предварительный просмотр:

Семья с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства ребёнка; под руководством близких он приобретает свой первый опыт, элементарные знания об окружающей действительности, навыки жизни в обществе. В семье усваиваются нравственные нормы поведения, определяются отношения к людям, к их делам.

Каждая мать и каждый отец любят своих детей, мечтают о счастье для них, но этого мало. Ребёнок не рождается с готовыми представлениями о том, что можно и чего нельзя делать, что хорошо и что плохо. Взрослые помогают ему воспринимать окружающий мир. Умственное развитие ребёнка во многом зависит от характера повседневного общения его со взрослыми, от влияния, которое оказывают на него родители, а так же от того, насколько учитываются возможности детей, их возрастные и индивидуальные особенности. Некоторые родители считают, будто с воспитанием детей можно не торопиться «Пусть поиграет, пока мал». В таких семьях дети не приучены к умственному труду, волевому усилию. Они не могут выполнять поручения, не умеют доводить начатое до конца, сосредотачиваться на определённой деятельности, с трудом налаживают взаимоотношения со сверстниками. Поэтому недопустимо излишне опекать, ограничивать инициативу ребёнка. Это тормозит развитие его самостоятельности, отрицательно сказывается на овладении новыми знаниями и умениями.

Задачи умственного воспитания порой понимают упрощённо, стараясь «вложить» в дошкольника как можно больше знаний об окружающем. Но дело не в «многознании». Гораздо важнее выработать у ребёнка общие способы познавательной деятельности - умение анализировать, сравнивать, обобщать, а так же позаботиться о том, чтобы у него сложилась потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить. В режиме для ребёнка нет особой графы - «умственное воспитание». Оно осуществляется и тогда, когда ребёнок играет, и тогда, когда он занят посильным трудом, и тогда,

когда он с вашей помощью знакомится с новыми предметами и явлениями действительности.

Всестороннее развитие личности ребёнка обеспечивается единством нравственного, умственного, эстетического и физического воспитания.

Умственное развитие ребёнка нельзя рассматривать в отрыве от его психического развития в целом, от богатства интересов ребёнка, его чувств и всех других черт, образующих его духовный облик.

Жизнь детей дома и в детском саду даёт им много разнообразных впечатлений. Мебель в комнате, бытовые приборы, посуда, из которой ест ребёнок, постельные и туалетные принадлежности, которыми он пользуется, одежда, которую носит, игрушки - это тот предметный мир, с которым раньше всего знакомится ребёнок. Действуя с предметами, он познаёт их свойства, научается отличать их среди других, называть, понимать их назначения и способы использования.

Вдумчивые родители в самых разнообразных жизненных ситуациях развивают возникшую у ребёнка необходимость в определённых сведениях о вещах, уточняют детские представления о предметах, обращают внимание на важные качества и свойства предметов, воспитывают правильное отношении к ним. Вот ребёнок играет с песком, пытается делать «пирожки», но песок сухой, рассыпается. Мать даёт ему лейку с водой, предлагает полить песок и уж тогда лепить. Трудности преодолены, игра продолжается. Практический урок состоялся, ребёнок узнал, что вода изменила свойства песка, понял, что лепить надо из влажного песка. Непосредственное общение с предметами и явлениями окружающей действительности не только расширяет практический опыт ребёнка, но и пробуждает в нём живой интерес ко всему новому. Общение с окружающим миром порождает массу вопросов: как, почему, зачем? «Почему из сухого песка не получается пирожок, а из мокрого песка выходит? Что это за разноцветная полоса на небе, откуда она взялась? Почему корова называется домашним животным - она же живёт не дома, а в коровнике». Но вопросы дети задают лишь тогда, когда взрослые

серьёзно относятся к их стремлению всё узнать и понять, доброжелательно отвечают им, помогают самим найти ответ, вместе с ними радуются их маленьким открытиям.

Взрослые должны постараться не упустить случая привлечь внимание детей к доступным их пониманию явлениям общественной жизни, понять особенности жизни человека, зародить в душе ребёнка любовь к Родине. Так, во время прогулки надо обратить внимание детей на праздничное украшение улиц города, поговорить о предстоящем празднике. В дни праздников людей разных профессий (День учителя, строителя, медицинского работника) можно рассказать о том, как почётен труд в нашей стране. Всё это обогащает личность ребёнка, создаёт у детей настроение, которое располагает к пониманию важных в умственном и нравственном отношениях явлений и событий общественной жизни.

Важны специальные занятия, на которых дети систематически получали бы доступные знания о предметах, явлениях, действиях. В детском саду в соответствии с «Программой воспитания в д/с» мы должны планомерно и последовательно проводить с детьми разнообразные занятия. И дома развитие ребёнка не может идти только «между делом», - в режиме дня должно быть предусмотрено специальное время для занятий по развитию речи, по развитию элементарных математических представлений, для занятий рисованием, лепкой, аппликацией. На таких занятиях происходит обогащение представлений ребёнка об окружающей действительности: на занятиях по развитию речи детей учат называть предметы и их свойства, рассказывать по картинкам, на которых изображены предметы, или сюжеты из жизни детей, взрослых, учат детей пересказывать рассказы, составлять рассказы на тему, предложенную воспитателем из личного опыта и др. На занятиях по математике дети усваивают знания о форме, величине, количественных отношениях. Ещё больше возможностей для обогащения и закрепления представлений об окружающем дают занятия рисованием, лепкой,аппликацией.

Богатство и широта представлений ребёнка о явлениях природы и общественной жизни, о мире вещей, созданных руками человека, во многом определяют умственное развитие детей. Чем правильнее и ярче будут впечатления у ребёнка, чем больше он будет знать, тем интереснее и содержательнее будет его жизнь.

В д/с ознакомление с окружающем систематически проводится на занятиях (экскурсии, беседы, чтение и рассказывание педагога, рассматривание картин, показ диафильмов) и в играх. Постепенно у детей вырабатываются правильные представления о доступных им фактах общественной жизни труда и быта людей. Воспитатели стремятся, чтобы дети учились понимать общественные явления, чтобы у них развивалось уважение к человеку и его труду на благо общества. Программа составлена с учётом возрастных особенностей ребёнка. Младшие дети приобретают лично-бытовые ориентировки: они должны знать своё имя, фамилию, возраст, имена, отчества родителей, свой домашний адрес. В старшем возрасте знания направляются на познание общественных явлений (наша Родина, школа, дружба народов; для детей 5-6 лет: жизнь и труд людей, строительство, сельскохозяйственный труд, почта, на чём люди ездят, родная стана, Российская Армия). Родители, вы также должны уделять внимание упомянутым темам.

Дети 5-6 лет многое видят и узнают, имеют представление о разных видах трудовой деятельности людей. Дети этого возраста должны знать, что большинство окружающих нас предметов создано руками человека, его добросовестным и упорным трудом, что труд носит коллективный характер, что любой труд в нашей стране полезен и почётен. За хорошую работу людей награждают грамотами, медалями, орденами. Все эти знания - хорошая основа для воспитания у детей уважения к трудящемуся человеку, бережного отношения к труду людей и всему, что сделано ими.

Должное внимание уделяется конструированию в детском саду и дома. Кто из детей не увлекался этим интересным для них делом. Они возводят

дома и дворцы, прокладывают дороги, пускают по ним машины. Чем же конструирование привлекает ребёнка? Оно близко к играм и деятельности, дети удовлетворяют потребности в игре, здесь находит отражение их желание действовать как взрослый, быть на него похожим. Это строительные наборы, которые состоят из различных по форме, величине деталей: кирпичей, кубов, пластин, брусков, конусов др. Постройки - выполненные детьми - результат сложной умственной практической деятельности. Приобщайте детей к целенаправленной деятельности. Поговорите с ребёнком о том, что он построил? Из каких деталей? Учите детей видоизменять постройки, поддерживайте все попытки ребёнка реализовать собственный конструктивный замысел; замысел - результат активной работы ума.

Удивительный мир природы. Он встречает ребёнка морем звуков, запахов, тысячами разных загадок и тайн, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты у поля и у луга, у тихой лесной речушки. Знакомство с природой будит любознательность ребёнка. Оно помогает понять многие явления. Сухомлинский справедливо считал необходимым вводить малышей в окружающий мир так, чтобы каждый шаг детей был «путешествием к истокам мышления и речи - к чудесной красоте природы», чтобы каждый ребёнок рос «мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердца и закалял волю».

Присмотритесь, что окружает ребёнка в лесу, в поле, на речке, отберите те предметы, явления, которые могут не просто заинтересовать детей, но сделать его знакомство с миром природы источником радости.

Умственное воспитание - это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей.

Только совместная работа детского сада и семьи обеспечивает успешное всестороннее развитие и воспитание ребёнка.

                   

 

                            (Роль семьи)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль семьи в экологическом воспитании дошкольников"

В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Мы убеждены,  что прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста.  Именно с этих л...

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании у дошкольников родительской ответственности и патриотических чувств»

Растить будущего семьянина с малых лет путем формирования положительных нравственных качеств...

Консультация для родителей «Роль семьи в экономическом воспитании дошкольников»

совместная работа педагогов и родителей просто необходима для успешного экономического воспитания детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей "Роль семьи в формировании ЗОЖ дошкольника"

laquo;Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осозн...

Консультация для родителей «Роль семьи в ранней профориентации дошкольников»

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в де...

Консультация для родителей «Роль семьи в речевом развитии дошкольника 4-5 лет»

Главное направление в развитии речи ребёнка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в осв...

Консультация для родителей «Роль семьи в ранней профориентации дошкольников»

Как родители могут рассказать детям о профессиях? В этой статье представленны некоторые советы родителям, которые помогут в будущем ребенку сделать правильный выбор профессии...