Из опыта работы на тему "Физкультурное и экологическое воспитание через игру"
материал

Исаева Лидия Владимировна

Игра как средство физического и экологического воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл omo_e-f_razvitiya.odt18.63 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад «Рябинушка»  структурного подразделения государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы имени А.А.Кузьмичёва с.Преполовенка муниципального района Безенчукский Самарской области

 

Из опыта работы по теме :

Физическое и экологическое воспитание детей через игру.

Выполнила : Воспитатель

                                                                     Исаева Лидия Владимировна

                                                                     Детский сад « Рябинушка» СП

                                                                 ГБОУ СОШ с. Преполовенка

                                                                   м.р Безенчукский Самарской области.

2021г

Физическое и экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игру.

Семья и детский сад играют решающую роль в становлении личности ребенка, при этом важно обеспечить преемственность формирования основ физической и экологической культуры.

Занятия по физической культуре и экологии способствуют не только развитию физического потенциала дошкольников, но и формированию знаний и представлений о природе.

Экологическое воспитание дошкольников, прежде всего, направлено на формирование положительного отношения ребенка к окружающей среде – земле, воде, флоре, фауне. Научить детей любить и беречь природу, бережно использовать природные богатства – главные задачи экологического воспитания.

 Основным видом деятельности дошкольника является игра.

«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».Дошкольный ребенок-человек играющий.Игра,несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника.  Именно через игру ребёнок познаёт мир.  Она привлекает ребёнка больше, чем любая другая деятельность оказывает на ребёнка развивающее воздействие. Кроме того, в игре дети учатся строить взаимоотношения со сверстниками, подчиняются установленным правилам, учатся необходимому поведению. Личность дошкольника формируется в активной деятельности с окружающим его миром. В подвижных играх гармонично сочетаются физическая и психическая активность ребенка.

Характерной особенностью подвижных игр, является то, что в основе их содержания лежит ярко выраженная двигательная деятельность. Содержание двигательной деятельности игроков создает благоприятную стимулирующую среду для формирования морально волевых качеств, развитие познавательных способностей, эмоциональной сферы. Эффективное воздействие на развитие личности ребенка оказывает смысловое содержание экологической направленности сюжета подвижной игры. Дети проникают во «внутреннюю жизнь» природы, в ее образно-смысловую интерпретацию, что способствует развитию экологического сознания.Таким образом, использование подвижных игр экологической направленности может быть одним из средств игровой терапии и формой экологического воспитания в работе с дошкольниками.

Приведем примеры некоторых подвижных игр, способствующих развитию экологического сознания дошкольников.

«Прогулка в лес», где ребята получают не только двигательный опыт по приобретению навыков владения физическими упражнениями, но и необходимый набор экологических знаний: беречь деревья и цветы; не бросать мусор; закрепить название растений, ягод.

Ведущими средствами физкультурно-экологических занятий являются жизненно важные движения в ходьбе, беге, прыжках, лазанье, метании, строевых и общеразвивающих упражнениях.

Во время прогулок проводим такие игры как «Эстафета юного туриста», «Сбор мусора», «Собери урожай», «Знаки» и т.д. Такие игры повышают интерес и показывают ребенку, что мало обладать сильными мышцами, надо еще уметь думать и грамотно применять свои знания. Так, например, в игре «Знаки», участникам предлагается из множества нарисованных знаков выбрать правильные, определить, что можно делать, а что нельзя. Нельзя, например, бросать мусор в речку, разрушать птичьи гнезда и т.д. Можно вешать кормушки, поливать растения и т.д.

Игра и экологическое воспитание в некотором отношении противоположны: во время игры ребенок раскован, он может проявлять инициативу, совершать любые действия, от которых игра может быть лучше или хуже, но при этом никто не пострадает, т.е. он физически и морально не ограничен в этой деятельности.

На занятиях по физической культуре рассказываем детям, как с помощью природных факторов закалять свой организм. Дети узнают, что такое здоровый образ жизни.

Дети активно принимают участие в спортивных развлечениях и праздниках, где в играх, соревнованиях можно закрепить ранее полученные знания и умения по всем направлениям.

Как показывает практика, любимыми занятиями являются экологические игры, различные конкурсы, экскурсии, походы, физкультурно-экологические праздники и т.д.

Обучения и воспитания детей в процессе физкультурно-экологической работы используем оборудование, которое помогает более эффективно и интересно провести физкультурно-экологические занятия и физкультурно-экологические досуги: кегли, канат, обручи, мячи разного размера, флажки, самокаты, велосипеды, гимнастические палки, мишени для метания, санки, лыжи, лесенки-стремянки, скакалки.

Таким образом, учитывая все выше сказанное, можно сделать вывод, что в процессе физкультурно-экологической работы сочетаются различные виды деятельности детей, в результате которых накапливается ценный опыт поведения, реализуются возможности ребенка, которые формируются и проявляются в различных видах деятельности, наполняя жизнь ребенка яркими, интересными событиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы, презентация по теме: «Экологическое воспитание дошкольников младшего и среднего возраста»

Человек – творец, хранитель, но он же и разрушитель. Если судить по нынешней весьма напряжённой экологической обстановке, сложившейся в разных регионах нашей страны, мы мало думаем о своём благополучи...

Информация из опыта работы по теме: "Организация экологического воспитания у старших дошкольников ".

Педагогический опыт работы: "Организация экологического воспитания у старших дошкольников " предназначен для педагогов дошкольной организации.Актуальность опыта заключается в том, что педагог в своей ...

Выступление из опыта работы: «Формы и методы экологического воспитания дошкольников»

Экологические проблемы— это не только результат загрязнения окружаю­щей среды «плодами» хозяйственной деятельности, но и последствия дефицита экологического сознания. Формирование экологического созна...

Обобщение опыта работы по теме «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры в условиях ФГОС»

В настоящее время экологическое образование является приоритетным направлением системы общего образования подрастающего поколения, в том числе дошкольников. Именно в этот период маленький ребенок позн...

Обобщение опыта работы по теме «Развитие экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе реализации и использования проектной деятельности»

Обобщение опыта работы по теме«Развитие  экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе реализации и использования проектной деятельности»...

Статья из опыта работы "Наблюдение - метод познания экологического воспитания"

    Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка правильного отношения к природным явлениям и объектам. Оно строится на восприятии природы, эмоционал...

Сообщение из опыта работы" Игровые технологии в экологическом воспитании детей раннего возраста"

       В дошкольном детстве закладываются основы личности ребенка, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы н...