Проект "Формирование навыков творческого воображения и мыслительной активности детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ технологий"
методическая разработка (старшая группа)

Актуальность

     Современные преобразования в обществе ставят перед педагогами новые задачи, они диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы, мыслить креативно в любой жизненной ситуации. Очевидно, что первой ступенькой развития творческого потенциала подрастающего поколения является детский сад. Именно в дошкольном возрасте появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка.

      Технология ТРИЗ способна помочь научить детей фантазировать, придумывать, исследовать, помочь им почувствовать радость от маленьких, но самостоятельно сделанных открытий.

 

Цель проекта:

     Создание условий для развития познавательной активности и творческого воображения детей посредством ТРИЗ технологий

 

Задачи проекта:

  • Развивать навыки системного, поискового, изобретательного мышления через рассматривание событий, предметов, явлений, веществ в их развитии, изменении, применении
  • Формировать познавательный интерес и способности детей к творчеству через введение их в мир проблемных ситуаций и изобразительных задач, упражняя в решении их, используя элементы ТРИЗ
  • Воспитывать культуру общения и навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми через коллективную творческую деятельность, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка

 

 Принципы реализации проекта:

  • Принцип свободы выбора (в любом обучающем или управляющем действии ребенку предоставляется право выбора)
  • Принцип открытости (ребенку предоставляется возможность работать с открытыми задачами, не имеющими единственно правильного решения)
  • Принцип деятельности (в любое творческое задание включается практическая деятельность)
  • Принцип обратной связи (регулярно контролируется процесс освоения детьми мыслительных операций, т. к. в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих)
  • Принцип идеальности (творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого вида деятельности)

 

Методы и приемы для реализации проекта

В своей работе используем различные методы и приемы, применяемые в решении изобретательных задач.

  • мозговой штурм
  • метод каталога
  • синектика (метод аналогий)
  • системный анализ
  • приемы фантазирования

Позднее мы подробнее расскажем о них.

 

Ожидаемые результаты:

  • Улучшение показателей творческого воображения детей, формирование диалектики, логики
  • Обогащение словарного запаса детей, формирование коммуникативных навыков
  • Улучшение эмоционально-психологического состояния, позитивного отношения к миру
  • Испытание чувства удовлетворенности от выполненной деятельности; формирования желания и стремление создавать что-то новое , необычное, интересное

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

детский сад №19 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по физическому развитию детей

Петродворцового района

г. Санкт-Петербурга

ПРОЕКТ

«Формирование навыков творческого воображения и мыслительной активности детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ технологий»

Подготовили воспитатели:

Мелешко Н. А.

Отто А. В.

г. Петергоф

2020 год

Введение

Актуальность

     Современные преобразования в обществе ставят перед педагогами новые задачи, они диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы, мыслить креативно в любой жизненной ситуации. Очевидно, что первой ступенькой развития творческого потенциала подрастающего поколения является детский сад. Именно в дошкольном возрасте появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка.

      Технология ТРИЗ способна помочь научить детей фантазировать, придумывать, исследовать, помочь им почувствовать радость от маленьких, но самостоятельно сделанных открытий.

Цель проекта:

     Создание условий для развития познавательной активности и творческого воображения детей посредством ТРИЗ технологий

Задачи проекта:

  • Развивать навыки системного, поискового, изобретательного мышления через рассматривание событий, предметов, явлений, веществ в их развитии, изменении, применении
  • Формировать познавательный интерес и способности детей к творчеству через введение их в мир проблемных ситуаций и изобразительных задач, упражняя в решении их, используя элементы ТРИЗ
  • Воспитывать культуру общения и навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми через коллективную творческую деятельность, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка

 Принципы реализации проекта:

  • Принцип свободы выбора (в любом обучающем или управляющем действии ребенку предоставляется право выбора)
  • Принцип открытости (ребенку предоставляется возможность работать с открытыми задачами, не имеющими единственно правильного решения)
  • Принцип деятельности (в любое творческое задание включается практическая деятельность)
  • Принцип обратной связи (регулярно контролируется процесс освоения детьми мыслительных операций, т. к. в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих)
  • Принцип идеальности (творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого вида деятельности)

Методы и приемы для реализации проекта

В своей работе используем различные методы и приемы, применяемые в решении изобретательных задач.

  • мозговой штурм
  • метод каталога
  • синектика (метод аналогий)
  • системный анализ
  • приемы фантазирования

Позднее мы подробнее расскажем о них.

Ожидаемые результаты:

  • Улучшение показателей творческого воображения детей, формирование диалектики, логики
  • Обогащение словарного запаса детей, формирование коммуникативных навыков
  • Улучшение эмоционально-психологического состояния, позитивного отношения к миру
  • Испытание чувства удовлетворенности от выполненной деятельности; формирования желания и стремление создавать что-то новое , необычное, интересное

I. План-график мероприятий

(деятельность в рамках проекта)

Подготовительный этап проекта

  1. Изучение методической и специальной литературы по проблеме формирования творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Определение целей и задач проекта, прогнозирование результата
  2. Обновление предметно-развивающей среды, подбор  игровых  упражнений, изготовление игротек, наглядно-дидактических пособий
  3. Разработка перспективного плана, конспектов НОД с применением ТРИЗ технологий
  4. Знакомство родителей с особенностями работы по формированию творческого воображения дошкольников

Основной этап проекта

Реализацию проекта мы начали с игровых упражнений, таких как:

"Дорисуй"

"Составь картинку из геометрических фигур"

Упражнения со счетными палочками (например, построй домик из 6 палочек, из 12 палочек и др.)

 "Найди сходства"

"Найди отличия"

"Четвертый лишний"

"Наоборот" (где хорошо усваивается прием "противоположные значения")

     Учили находить и формулировать противоречивые свойства предметов, явлений с помощью игры "Хорошо - плохо"

Например, слово "дождь"

Хорошо. (дети перечисляют положительные свойства объекта)

Лягушкам весело. Всё растёт. Песни под дождь хорошо сочинять. Всё чистит, моет. Наступает весна. Бегать по лужам. Гулять в резиновых сапогах. Грибной дождь. Радуга. Ручьи бегут. От бегущих капель красивые узоры на стекле.

Плохо.(дети называют отрицательные качества)

 Костёр не развести. Влажность большая. Плохая видимость. Можно простудиться. Нельзя гулять. Нарушает планы. Шумно. Грязь. Расходы на одежду. Наводнение.

Слово "книга". Хорошо: Из книг узнаешь много интересного...

Плохо: Они быстро рвутся.....

     В работе со старшими дошкольниками можно брать объекты, имеющие для детей социальную значимость (например, "В следующем году я пойду в первый класс - это хорошо или плохо?")

Игра "Да - нет" или "Угадай, что я загадала" (Данетка)

Эта игра дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам,  точно и понятно формулировать вопросы.

   Правила: дети отгадывают объект с помощью наводящих вопросов, которые сами же и формулируют, отвечать можно только «да» или «нет». Первоначально ставятся вопросы общего характера (это человек, животное, механизм, растение и т. д.), затем более направленные и уточняющие.

     Одной из важнейших задач обучения является задача закрепления и систематизация полученных знаний. И такой метод как системный анализ (системный оператор) предполагает у ребенка умение анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определенный отрезок времени. Этот метод позволяет заглянуть в историю создания предмета, разложить предмет по деталям и даже заглянуть в будущее предмета.

     В развивающей среде группы  мы оформили все это в виде домика с экранами (окошками) и назвали "Волшебный экран".

    В  работе с детьми младшего возраста используют три экрана: настоящее, прошлое и будущее.

    Например,

Настоящее - проросший лук

Прошлое - луковица

 Будущее - блюда с луком, лекарство от простуды и др.

   Старших дошкольников мы знакомили с пятью экранами.

   Например,

Настоящее - заяц взрослый

Надсистема (частью чего является заяц?) - лесные животные

Подсистема (из каких частей состоит заяц?) - глазки, носик, длинные ушки, лапки, пушистый хвостик

Прошлое (кем заяц был в прошлом?) - раньше заяц был маленьким зайчонком

Будущее (кем заяц станет в будущем?) - заяц будет взрослый, сильный, ловкий

прошлое

настоящее

будущее

Бытовая техника

пылесос

Корпус, шланг, щетка и т. д.

   Таким образом, рассматривая объект, дети определяют, из каких частей он состоит, его видовую принадлежность (транспорт, игрушка, одежда и т. д.). Кроме того, дети выясняют историю возникновения данного объекта, какой предмет выполнял его функцию до появления, этот предмет аналогично анализируется. Далее детям предоставляется возможность представить себе, каким станет этот предмет в будущем: его функции, внешний вид, как он будет называться и т. п.. Полученные результаты можем изобразить схематично или в рисунке.

 

     Для закрепления знаний о признаках объекта, умения определять их значение была создана дидактическая игра "Карусель".

 Метод "Мозгового штурма"

https://moluch.ru/th/blmcbn/441/441.001.png

      Этот метод предполагает постановку изобретательной задачи и нахождения способов ее решения, выбор идеального решения.

     Изобретательные задачи должны быть доступны детям по возрасту.             Темами мозгового штурма могут быть такие:

  • Как обезопасить пешеходов от падающих с крыш льдин?
  • Как потушить пожар, если в доме нет воды?
  • Как можно определить время, если нет часов?
  • Как выгнать лису из зайкиной избушки?
  • Как не ссориться с мамой?
  • Как спастись герою сказки? Что ему надо сделать?
  • Как не намокнуть под дождем?
  • На чем рисовать, если нет бумаги?

      Анализ каждой идеи идет по оценке "хорошо-плохо", т. е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Из всех решений выбирается оптимальное.

      В ходе реализации данного метода развиваются коммуникативные способности детей, способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы.

     

Синектика

Это так называемый метод аналогий.

  1. личностная аналогия (эмпатия)

Когда предлагалось ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Например:

- изобрази повадки кошки во время охоты на воробья

- изобрази походку в папиных ботинках

- представь, что ты котенок, который очень любит музыку, промяукай мелодию детской песенки

- изобрази рассерженного поросенка

- изобрази будильник, который забыли выключить

  1. прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет - аналогия стрекозы, подводная лодка - аналогия рыбы и т. д.)
  2. фантастическая аналогия. Например, нарисуй свою радость: солнце, цветок; изобрази любовь - это может быть человек, растение; и т. д.

   

Метод "Составление загадок"

     Целью метода является обучение детей созданию сравнений, созданию образных характеристик объектов; формирование речевой творческой деятельности детей.

При составлении загадок мы использовали модели.

Метод фокальных объектов

     Суть метода заключается в том, что к определенному объекту "примеряются" свойства и характеристики других, ни чем не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес.

     Этот метод  направлен на формирование умения находить причинно-следственные связи между разными объектами окружающего мира. Метод позволяет не только развивать речь, воображение, фантазию, но и управлять своим мышлением.

     Пользуясь данным методом дети придумывали фантастическое животное (придумывали ему название, кто его родители, где оно будет жить и чем питаться).

    На следующем этапе работы с детьми решаем сказочные задачи и составляем сказки.

Типовое фантазирование

Уменьшение – увеличение объекта (Выросла репка маленькая-премаленькая. Продолжи сказку.)

Сделать наоборот  (Добрый волк и злая Красная шапочка)

Динамика - статика  Оживление неживых объектов и наоборот. (Снегурочка – живой снег; Буратино – живое дерево)

Дети сами могут выбрать объект, а затем оживить его, придумать название.

Оператор времени  Замедление - ускорение времени (Нарисуй себя через много лет .; нарисуй своего будущего ребенка или какой была твоя мама в детстве)

Дробление - объединение Придумывание нового игрушки из частей старых игрушек или невероятного живого, отдельные части которого представляют собой части других животных  

Заключительный этап проекта

Заключительным этапом нашего проекта было создание продукта.

Создание книги "Наши загадки-малышки обо всем на свете"

Совместно с детьми мы придумывали загадки, используя модели. Дети раскрашивали отгадки.

Создали книгу "Сказок".

II. Оценка результатов и отчетность

     Учиться должно быть интересно. Сегодня это утверждение не требует доказательств. Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу, творчество. Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения, бесспорно, является система творческих заданий на основе методов и приемов ТРИЗ.

Таким образом, в итоге были сделаны следующие выводы:

ТРИЗ позволяет:

  • Развивать воображение, фантазию детей
  • Позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию
  • Стимулирует развитие мышления дошкольников, проявления творчества

     Перспективы дальнейшего развития проекта

     В перспективе мы предполагаем продолжить работу по оптимизации образовательной работы с детьми средствами технологии ТРИЗ через расширение арсенала, как за счет готовых информационных продуктов, так и разработкой собственных.

     И закончить свое выступление мы бы хотели словами Чарльза Диккенса:

«Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.»

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический проект «Методы ТРИЗ в формировании навыков творческого воображения и мыслительной активности детей»

Целью данного педагогического поекта является создание комплексной системы развития творческого воображения и мыслительной активности дошкольников посредством методов ТРИЗ. Проект предназначен для дет...

Обобщение опыта "Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через ТРИЗ технологию"

Познавательная активность является важным качеством личности. Технология ТРИЗ является базой для формирования познавательной активности и повышения интеллектуального потенциала ребенка.Глав...

Проект «Методы ТРИЗ в формировании навыков творческого воображения и мыслительной активности детей»

Современный образовательный проект в образовательной работе с детьми среднего и  старшего дошкольного возраста....

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТРИЗ - ТЕХНОЛОГИИ

В статье представлена система работы по  обучению старших дошкольников правилам дорожного движения посредством использования   технологии ТРИЗ, отражены новые подходы в  применении...

Формирование навыков творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ технологий

Современные преобразования в обществе ставят перед педагогами новые задачи, они диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно ...

Опыт работы «Развитие связной речи и творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии «сторителлинг»

Технология «Сторителлинга» позволяет: разнообразить образовательную деятельность с детьми; заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии; научить воспринимать и перераба...