Приложения к самообразованию
методическая разработка

Кунгаалай Рина Даш-ооловна
     В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. При этом детей надо приучить  выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.
    К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми.
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл akkuratnost.docx32.32 КБ
Файл vospitanie_kgn.docx33.13 КБ
Файл immunitet.docx34.73 КБ
Файл kak_odet_rebyonka_osenyu.docx29.43 КБ
Файл son.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Как приучить ребёнка к аккуратности»

Привычку быть чистым и опрятным воспитать у ребенка, в общем, несложно. Здесь важна прежде всего ваша последовательность. Если вы обращаете внимание на то, что руки у малыша грязные, и моете их, если вы всегда вытираете ему лицо, когда он измазался едой, если не позволяете ходить ему с грязным носом, малыш через какое-то время начинает ощущать необходимость привести себя в порядок. И пока он не приведет себя в порядок — сам или с помощью взрослого, он испытывает своеобразное неудобство.

Порой родители жалуются, что малыш сопротивляется попыткам взрослых содержать его в чистоте. О том, чтобы он сам привыкал выполнять гигиенические процедуры, речь здесь и не идет. Но с чего бы это малышу не нравилось умываться и купаться? Скорее всего, ему не раз причиняли неприятные ощущения, а то и боль, когда купали и умывали.

Надо стараться, чтобы купание и умывание были приятны малышу. Если в глаза ему попадает мыло, если на него воду льют такой сильной струей, что он захлебывается, если вода слишком холодна или слишком горяча, то не удивительно, что один лишь вид ванночки будет вызывать плач. Если же вода ласкает, если взрослые бережны, ничего, кроме приятных ощущений, купание вызвать не может.

То же и с умыванием. Вода должна быть комнатной температуры, рукава малышу нужно засучить, чтобы вода туда не заливалась (это не очень приятно). Постепенно предоставляйте ребенку все большую самостоятельность в умывании. Естественно, вы покажете, как правильно мыть руки и лицо, как правильно намыливать их, как вытереться после умывания.

А почему малыш не любит сморкаться? Возможно, ему однажды сделали больно, сильно сжав нос? Между тем почти с самого начала второго года можно приучить ребенка к носовому платку, и если вы всегда вытираете ему грязный нос, после 2 лет он сам будет просить сделать это. В кармане него всегда должен быть чистый носовой платок!

Ребенок будет становиться старше, и вы получите большую возможность взывать к его собственной сознательности. Он должен понять, что умываться надо не только утром и вечером или перед едой, но и всякий раз, когда измазался. «Посмотри, какие у тебя ручки грязные, ты испачкал их глиной», «Нет, я книжку тебе дать не могу, у тебя грязные руки -надо их вымыть, а то ты испачкаешь книжку».

Так же тщательно следите за чистотой и опрятностью одежды ребенка. На третьем году жизни это должно стать и заботой самого малыша.

Даже если он еще не в состоянии заметить непорядок в одежде, он должен привыкать устранять его— самостоятельно или с вашей помощью. Запачкалось платье у девочки— предложите принести чистое и переодеться с вашей помощью. Расстегнулась пуговица— пусть застегнет. Что касается мокрых штанишек, то ваша задача номер один не допускать, чтобы ребенок привыкал к тому, что они мокрые. Напротив, надо постараться, чтобы это стало ему неприятным. Тогда у него будет достаточно серьезная побудительная причина стремиться к опрятности. Намоченные штаны вы смените немедленно и обратите на это внимание малыша (разумеется, без тени упрека или хотя бы вышучивания).

Первая половина второго года — это именно то время, когда ребенок начинает проситься на горшок. Но еще долго вам придется быть готовыми к тому, что он забудет попроситься вовремя. Очень часто малыш второй половины раннего детства, намочив штаны, испытывает чувство стыда. Но вы стыдить его не будете.

Как же воспитывать у детей контроль над потребностью в естественных отправлениях? Ребенка, который умеет проситься, нужно сажать на горшок лишь по его просьбе (и обязательно перед сном и прогулкой независимо от его просьбы). За ребенком, который еще не всегда просится, вам придется внимательно наблюдать, пытаясь уловить момент, когда ему следует предложить сесть на горшок.

Чтобы ночью постель не оказалась мокрой, не давайте малышу перед сном большого количества жидкости, кормите его часа за полтора до сна, а перед тем как уложить его спать, обязательно посадите на горшок.

Детей, которые по нескольку раз днем или ночью бывают мокрыми, надо прежде всего показать врачу. Если это с заболеванием все-таки не связано, то вам придется проявить настойчивость и терпение, чтобы выработать у ребенка стойкую привычку проситься на горшок.

Стыдить или наказывать малыша было бы не только совершенно бесполезно, но и вредно — чаще всего подобное случается с малышами и без того легко возбудимыми, с неустойчивой нервной системой. Поэтому прежде всего подумайте о том,чтобы устранить причины перевозбуждения ребенка: возможно, он нуждается в более спокойных играх и занятиях, в более длительном пребывании на воздухе, в более продолжительном сне.

Напоминайте малышу время от времени (не чаще, чем через час-полтора, что надо сесть на горшок. Если он отказывается, не настаивайте, скажите«Хорошо, попросишься сам, когда захочешь». Малыш должен почувствовать ваше спокойствие.

Это, пожалуй, главное. Всякий раз, когда малыш попросился вовремя, похвалите его: «Вот молодец, сам попросился. Когда тебе еще нужно

будет, скажи обязательно. Я тебя посажу на горшок, и штанишки будут сухими». Но если малыш окажется мокрым и будет переживать это печальное обстоятельство, ободрите его: «Ничего, ничего, ты ведь

умеешь проситься. В следующий раз успеешь попроситься. А сейчас я

тебя переодену».

Спокойное, терпеливое поведение родителей не может не дать через некоторое время желаемых результатов.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей средней группы»

 Гигиена – не мука, гигиена – не скука, а важная наука.

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

Вода все очищает.

Чистота – залог здоровья (пословицы).

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры

поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Чтобы ребёнок развивался правильно, родители должны создавать наиболее оптимальные санитарно-гигиенические нормы в семье.

Формирование культурно-гигиенических навыков-это важный процесс социализации, вхождение малыша в мир взрослых. Именно в раннем возрасте ребёнок приучается использовать по назначению предметы быта.

Умение всегда быть аккуратным, красиво есть, проявлять предупредительность, уважение к другим людям нужно начинать воспитывать как можно раньше. В противном случае у ребенка могут закрепиться плохие привычки, и тогда уже придется бороться с ними. А ведь хорошо известно, что воспитывать легче, чем перевоспитывать.

Программой воспитания в детском саду предусматривается воспитание у детей пятого года жизни следующих умений и навыков:

1) Поддерживать чистоту тела, одежды, следить за прической;

2) Аккуратно, красиво есть, правильно пользуясь столовыми приборами;

3) Приветливо здороваться и прощаться, благодарить, быть внимательным и предупредительным, оказывать посильную помощь взрослым и детям в детском саду, дома, в общественных местах;

4) Говорить спокойным тоном, членораздельно, при разговоре смотреть на собеседника;

5) Выполнять любое дело аккуратно, доводить до конца, бережно относиться к вещам.

Эти умения могут быть сформированы у ребенка и перейдут в привычку только в том случае, если все окружающие взрослые будут предъявлять у нему единые требования. Маленькие дети очень восприимчивы, склонны к подражанию, они легко овладевают различными действиями. Но чтобы эти действия закрепились, стали привычными, нужно время. Со временем у него появится потребность выполнять эти правила и тогда, когда нет контроля со стороны старших. Приучить ребенка выполнять правила гигиены – значит оградить его организм от многих инфекционных заболеваний. Ребенок должен твердо усвоить, что нельзя за стол садиться с немытыми руками, нельзя есть немытые фрукты, ягоды.

В детском саду детей приучают мыть руки:

-после прогулки,

-после пользования туалетом.

Но те дети, от которых дома этого не требуют, обычно нуждаются в напоминаниях. Обязательными должны быть полоскание детьми рта после еды, чистка зубов (перед сном). Эта привычка, воспитанная в детстве, помогает сохранить зубы в хорошем состоянии на долгие годы. Часто можно видеть, как родители, заметив, что ребенок выглядит неряшливо, сразу же принимаются заправлять выбившуюся рубашку, застегивать пуговицы и т. п. И очень редко можно услышать,как папа или мама говорит«Посмотри на себя, как ты неряшливо выглядишь! Приведи себя в порядок». В первом случае у ребенка создается представление, что за его аккуратность, опрятность ответственность несут взрослые и, если что не так, они все исправят. Во втором – ребенок чувствует, что, если он выглядит неряшливым, это неприятно окружающим и следить за своим внешним видом он должен сам. Только при таком отношении со стороны взрослых у ребенка можно выработать привычку к аккуратности.

Не забывайте похвалить ребенка за опрятность, подчеркнуть, что он выглядит красиво и всем приятно на него смотреть. Не спешите, заметив погрешность в костюме ребенка, устранять ее, лучше предложите ему подойти к зеркалу и посмотреть, все ли у него в порядке.

Дети среднего дошкольного возраста обычно не забывают здороваться, приходя в детский сад, и прощаться, уходя домой. Но и об этом иногда приходится напоминать. Вежливость, внимание к человеку требуют, чтобы, прощаясь, здороваясь, дошкольник называл имя и отчество того, к кому он обращается (воспитателю, няне, чтобы смотрел при этом в лицо. Хорошо, если в семье принять желать родным и соседям доброго утра, спокойной ночи. Взрослые должны подавать в этом пример.

Для того чтобы освоенное ребенком умение совершенствовалось, становилось для него привычным, нужно упражнение. Здесь необходимы контроль и напоминание взрослых. Такое напоминание делается доброжелательным, спокойным, но твердым тоном. Наиболее трудно усваивают дети правила взаимоотношений. Поэтому необходимо чаще напоминать сыну, дочери, что они должны здороваться первыми, что нельзя входить в чужую комнату без стука, что нужно уступать место старшим и т. д. Нам, взрослым, нужно помнить, что образовавшиеся привычки очень стойки, и нельзя упускать время, наиболее благоприятное для формирования положительных привычек.



Предварительный просмотр:

Консультация «Как повысить иммунитет ребенку»

Иммунитет —это ответ организма на внешние раздражители: микробы, вирусы, инфекции и даже образ жизни. Крепкий иммунитет важен в любом возрасте, но детям он не столько важен, сколько жизненно необходим. Если иммунная система слабая, то здоровье находится под прямой угрозой, и необходимы активные действия по укреплению защитных сил организма – предпочтительно немедикаментозные.

Признаки ослабленного иммунитета

Состояние иммунодефицита, развивающееся постепенно, сопровождается характерными признаками, различить которые сможет любой наблюдательный родитель:

• повышенная утомляемость, частые головные боли, бледность, синие круги под глазами

• тусклые, посеченные волосы, ломкие ногти

• нарушения сна (бессонница или сонливость)

• частые простудные и вирусные заболевания (более 5 раз в год)

• безболезненное увеличение шейных и подмышечных лимфатических узлов

• дисбактериоз (нарушение стула, вздутие живота)

• снижение аппетита, массы тела, пищевая аллергия.

При обнаружении у ребенка одного или нескольких из перечисленных симптомов рекомендуется обратиться к педиатру: возможно, это признаки опасной болезни (к примеру, заболеваний крови). Если диагноз определен, следует помочь иммунной системе средствами, разрешенными врачом. Методы повышения общего иммунитета

Состояние иммунной системы носит комплексный характер. Недостаточно только закаливать ребенка, не обеспечивая организм витаминами, либо только полноценно кормить, пренебрегая физическими нагрузками. В укреплении иммунитета важно:

Сбалансированное питание. Вместе с пищей ребенок должен получать количество витаминов и микроэлементов, соответствующее его возрасту. В рационе обязательны свежие фрукты, овощи, соки, рыба, молочные продукты.

Соблюдение режима дня. Быть в кровати ребенку рекомендуется уже в 21.00. Не рекомендованы как слишком ранние, так и поздние пробуждения. Оптимальное время для утреннего подъема 7.00-8.00. Детям дошкольного возраста показан дневной сон. Не забывайте про зарядку, ежедневные прогулки и подвижные игры на свежем воздухе!

Устранение очагов хронической инфекции (своевременное лечение кариозных зубов, гайморита, тонзиллита и др.)

Закаливание. Обливание холодной водой, обтирание полотенцем, контрастный душ, ходьба босиком, посещение бассейна. Педиатры не рекомендуют начинать закаливание «по свежим следам» болезни, а также в холодное время года – для становления иммунитета требуется не менее 2 месяцев регулярных процедур. Закаливающими действиями следует озаботиться до периода осенних и зимних простуд: весной или летом, начиная с обливания водой комнатной температуры, легкой гимнастики, ходьбы босиком по теплому песку.

Иммуномодуляторы. Позволяют быстрее и эффективнее укрепить иммунную систему после тяжелой болезни и оперативного вмешательства.К ним относятся: интерфероны, защищающие от вирусных инфекций; стимуляторы выработки естественных интерферонов в организме; бактериальные средства, изготовленные из обезвреженных возбудителей инфекции; препараты растительного происхождения. Любой иммуномодулятор – это «тяжелая артиллерия», которая должна использоваться только в случаях, если витаминотерапия, закаливание, физические нагрузки и другие методы повышения общего иммунитета не дали результата. Принимать иммуномодуляторы разрешается только по рекомендации врача. Частое или бесконтрольное употребление стимуляторов может вызвать обратный эффект – истощение иммунной системы. Кроме того, подобные препараты не стоит давать детям в возрасте до 1,5 лет.

Психологическая атмосфера. Качество жизни ребенка определяется эмоциональной атмосферой в семье, школе, детском саду. Если психологическое состояние ребенка нестабильно, то о крепком иммунитете не может идти и речи. Здоровый ребенок — это ребенок, который получает ласку и любовь своих родителей в полном объеме. Если ваш ребенок жалуется на недомогание, возможно, не только его организму не хватает витаминов, он просит вашего участия, ласки и заботы. Постарайтесь уделять ребенку больше внимания, интересуйтесь его проблемами, говорите с ним. А еще чаще обнимайтесь, ведь во время объятий в крови увеличивается количество гормона окситоцина, который и отвечает за наше самочувствие и хорошее настроение и снижается количество кортизола — гормона стресса.

Не менее 8 объятий в день необходимо ребенку, чтобы чувствовать себя любимым, нужным, важным, уверенным, энергичным, смелым и счастливым. Так что обнимайтесь на здоровье!

Народные средства и рекомендации

Основой некоторых иммуномодулирующих препаратов являются вытяжки из лекарственных трав, ягод, фруктов и прочих даров природы. Некоторые из них можно употреблять в пищу без ограничений, при отсутствии аллергических реакций. Это овощи, гречка, горох, чеснок, ростки пшеницы, грецкий орех. Но большинство лучше принимать лечебными курсами (отвары крапивы, ромашки, шиповника, мелиссы, зверобоя, боярышника, эхинацеи). Эффективнейшее средство для повышения иммунитета – отвар зерен овса, им рекомендуется поить ребенка в теплое время года в течение месяца. Прием средства может вызвать некоторое послабление стула, поэтому доза отвара должна корректироваться в зависимости от индивидуальной реакции ребенка на питье.

Иммунная система окончательно формируется к периоду полового созревания, а до этого момента организм ребенка еще слаб и нуждается в укреплении. Однако приступать к процедурам (особенно практикуя закаливание, прием иммуномодуляторов и лекарственных трав, во избежание вреда, следует с осторожностью, обязательно согласовывая свои действия с педиатром.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Как одеть ребенка осенью»

В холодную дождливую погоду следите за тем, чтобы верхняя одежда ребенка была непромокаемая и непродуваемая.

Закончилось лето. Такие прекрасные, такие беззаботные деньки, когда не надо ломать голову над тем, как одеть ребенка: схватила первые попавшиеся шортики или платьице, взяла с собой легкую ветровку и вперед, гулять хоть на весь день!

Осень все усложнила. Погода меняется моментально, и ребенок порой возвращается домой, шмыгая носом. Однако простуд можно избежать, если правильно подбирать одежду и обувь для прогулки.

У осени для нас припасено три характерные погоды: тепло и дождливо, холодно и дождливо и просто холодно. Одеть ребенка слишком тепло не выход. Это ничуть не менее опасно, чем одеть недостаточно: дети бегают, прыгают, потеют, а потом моментально замерзают на холоде.

Итак, как лучше всего одеть ребенка для осенней прогулки?

Тепло и дождливо

За окном сияет солнце, но временами уже моросит дождь, а порой переходит и в более существенные осадки. Значит, главная проблема – не промокнуть.

Резиновые сапоги в дождливую погоду незаменимы, однако, у них есть один значительный минус. Хотя по лужам в таких сапожках можно топать, сколько душе угодно, нога в резине не дышит и сильно потеет, особенно, когда тепло. Поэтому, под резиновые сапоги нужно надевать носки с хорошей впитываемостью, например, плотные носки из хлопка.

Главная осенняя неприятность не только дождь, но и ветер. Поэтому на легкий свитерок или толстовку необходимо надеть непромокаемую и непродуваемую ветровку. Это защитит ребенка, не дав ему перегреться.

Легкие непромокаемые штаны, надетые поверх обычных штанишек, дадут ребенку возможность покататься с горки, даже если она мокрая. После игровой площадки грязные верхние штаны можно снять и спокойно пойти дальше, например, в магазин.

Холодно и дождливо

Когда осень перестанет быть ласковой, тепло уйдет, а дождь останется, подход к утеплению ребенка придется пересмотреть. Если в начале осени главная проблема – вода снаружи, то при похолодании ее сменяет промозглая сырость, заползающая под одежду.

Поэтому в холодную и сырую погоду первостепенное внимание нужно уделить белью ребенка. Чтобы не дать сырости проморозить ребёнка , нужно надеть под обычную одежду плотно прилегающую футболку с длинным рукавом и колготы. Верхняя одежда по-прежнему должна быть непромокаемой и непродуваемой.

Холодно и сухо

Когда на улице становится совсем холодно, да еще и льет дождь, мало кто выходит на прогулку. А вот сухой и холодный осенний день, когда столбик термометра в основном бродит вокруг ноля, – отличное время, чтобы подышать свежим воздухом.

Одним из лучших решений в осенний морозец – многослойная одежда. Например, водолазка, свитерок крупной вязки, а сверху – не очень теплая куртка. То же самое касается и ног: колготки, рейтузы и брюки греют лучше и мешают меньше, чем толстые ватные штаны или зимний комбинезон с утеплителем.

Дети любят гулять в любую погоду: и летом, и зимой, и весной и осенью малыши носятся и резвятся. Главное – обеспечить им комфорт для таких игр, не дав ни замерзнуть, ни промокнуть.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Как подготовить ребёнка ко сну»

 Сколько часов необходимо для сна ребенку дошкольного возраста?

Однозначного ответа нет, все зависит от конкретного ребенка – его темперамента, состояния здоровья и особенностей проведенного дня.

Подвижный, резвый ребенок холерического темперамента вечером или долго не может успокоиться от перевозбуждения, или, наоборот, моментально засыпает, лишь только его голова коснется подушки. Такому ребенку требуется меньше времени для сна, нежели другим, однако родителям необходимо следить за тем, чтобы в режиме дня подвижного малыша обязательно выделялось время на послеобеденный сон. Это позволит шустрым детям немного умерить свой пыл и успокоиться.

Спокойным, медлительным детям и дневной, и полноценный ночной сон не менее необходим. Уравновешенному ребенку тяжело находиться в обществе крикливых, снующих холериков, и ему просто необходима спасительная отдушина в виде дневного сна.

Также в жизни дошкольников происходят события или ситуации, невероятно сильно влияющие на психику ребенка, но, с точки зрения взрослого, не столь значимые: переезд на другую квартиру, переход в другую группу или сад, потеря домашнего питомца и др. Это может столь сильно повлиять на неокрепшие души, что их обладатели могут надолго лишиться сна. Необходимо внимательно относиться к изменениям в поведении сына или дочери и вовремя принимать необходимые меры.

Напоследок несколько советов родителям

по подготовке малышей ко сну:

• Не допускайте шумных подвижных игр за несколько часов до сна.

• По возможности прогуляйтесь всей семьей около дома, чтобы организм получил как можно больше кислорода.

• В теплое время года форточку в спальне можно оставлять открытой всю ночь, зимой достаточно проветрить комнату перед сном.

• Создайте спокойную, умиротворяющую вечернюю обстановку.

Следуя этим несложным советам, вам не составит труда позволить своему ребенку насладиться здоровым сном, полезным и приятным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с родителями (По плану самообразования приложение 2)

Беседа с родителями о нравственно-патриотическом воспитании...

НОД в рамках темы самообразования (Приложение 7)

Конспект НОД по патриотическому воспитанию " Наша Родина-Россия"...

План по самообразованию + приложения (консультации для родителей)

План самообразования Тема: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»Цель: повышение своего уровня компетентности и профессионализма в изучении здоровьесберегающих технологий; внедрение и...

Приложение к папке по самообразованию «Приобщение детей к культуре народов ханты и манси через устное народное творчество» (Развлечения, праздники, игры и конспекты, сказки, загадки, беседы))

Народы Севера и Сибири создали своеобразную культуру, в том числе богатое устное народное творчество — фольклор. Наиболее распространённым жанром фольклора являются сказки. Сказка скрашивала тяж...

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПЛАНУ САМООБРАЗОВАНИЮ

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ....