Проект "театр и мы"
проект (старшая группа)

Кудрина Ирина Васильевна

Участвуя, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_teatr_i_my.docx31.73 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий проект по театрализованной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

«Театр и мы»

«Театр - это средство для общения людей,

для понимания их сокровенных чувств.

Это чудо, способное развивать в ребенке

                                                                               творческие задатки, стимулировать развитие

                                                                                                                        психических процессов,

совершенствовать телесную пластичность,

формировать творческую активность;

способствовать сокращению духовной пропасти

между взрослыми и детьми».

К. С. Станиславский

Актуальность проекта

1. Недостаточное внимание родителей и детей к театру.

2. Несформированные умения детей в «актёрском мастерстве».

3. Поверхностные знания детей о разных видах театра в детском саду.

     Сейчас дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10−15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и переживают.

      Всё чаще дети проявляют равнодушие и чёрствость, их интересы, как правило, ограничены, а игры отличаются однообразностью. Многие дошкольники увлечены компьютерами, и взрослые, зачастую идут на поводу у детей, приобретая компьютерные игры-войны с монстрами, вампирами, не задумываясь о том, какой вред это наносит личностному развитию ребёнка.

      Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время, им скучно и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не творцы.

      У большинства дошкольников к 5-6 годам не  отсутствуют интерес к театральному искусству и деятельности, а, скорее всего, преобладает безразличие. Поскольку театр отражает явления окружающей действительности, то недостаточно сформированные  знания по такой интересной и захватывающей деятельности вызвало потребность  подробней поработать как с детьми, так и с их родителями. Итак, мы решили узнать о театре все что можно.

     Участвуя, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

    В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.

     Основная театрализованная деятельность заключается в проигрывании сюжетно-ролевых игр, применение к себе разных социальных ролей.

     Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры.

     Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, я стремлюсь донести до детей, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И делаю это в процессе слушания произведения. В процессе чтения художественных произведений у ребенка накапливается опыт разнообразных непосредственных читательских переживаний: различно окрашенных читательских эмоций - от восторга до грусти и даже страха; чувств, связанных с восприятием произведений разных жанров, стилей, авторов, исторических эпох.

     Чтобы понять, какой герой, мы с детьми анализируем его поступки, оцениваем их. Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.

     Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т. п.).

     Так, они могут переиначивать начало и концовки знакомых сюжетов, придумывать новые обстоятельства, в которые попадает герой, вводить в действие новых персонажей.

     Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению.

Учитывая актуальность проблемы и важность её для гармоничного развития детей, поставила свою цель: сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Цель и задачи проекта

Цель проекта: 

Развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность. Создание оптимальных условий для развития эмоционально - волевой, познавательной, двигательной сферы, речи, развитие позитивных качеств личности каждого ребенка.

Задачи проекта:

1. Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым

литературным произведениям, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест).

2. Поддерживать интерес детей к театральной игре путём приобретения игровых умений и навыков, способность воспринимать художественный образ, следить за развитием и взаимодействием персонажей.

3. Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников, артистические способности детей через театрализованную игру.

4. Воспитывать у детей устойчивый интерес к театру, организуя их собственную театральную деятельность

5. Обогатить уголок театрализованной деятельности.

6. Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми.

7. Пробудить интерес детей к театру.

8. Привить детям первичные навыки в области театрального искусств (использование мимики, жестов, голоса, кукловождения).

9. Развивать память, выразительную грамотную речь, словарный запас, формировать правильное звукопроизношение.

10. Воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку, умение преодолевать комплексы.

11. Расширить взаимодействие с родителями воспитанников, путем создания творческой мастерской.

12. Знакомить детей с техникой безопасности при работе с ножницами, клеем при изготовлении атрибутов к играм.

Участники проекта: воспитатель, младший воспитатель, родители, дети.

Основные формы реализации проекта:

* Анкетирование родителей.

* Речевые и дыхательные упражнения.

* Художественное слово.

* Чтение художественной литературы.

* Праздники и развлечения, беседы.

* Работа с родителями.

 Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:

1. Повышенный интерес к театру и театрализованным играм.

2. Адекватно воспринимать в театре (кукольном, драматическом) художественный образ.

3. Творческое исполнение ролевых действий и выразительная речь в играх - драматизациях, театрализованных представлениях, при чтении художественных произведений и т. д.

4. В самостоятельных театрализованных играх обустраивать место для игры, воплощаться в роли, используя художественные выразительные средства (движение, интонация, мимика, атрибуты, реквизит).

5. После просмотра спектакля, оценить игру актёров (используемые средства художественной выразительности и элементы художественного оформления постановки).

6. Иметь в творческом опыте несколько ролей, сыгранных в спектаклях в детском саду и домашнем театре; оформлять свой спектакль, используя самые разнообразные материалы (атрибуты, подручный материал, поделки).

7. У детей и родителей появляется интерес к истории театра. Родители вместе с детьми изготавливают театр своими руками. Развиваются артистические способности детей.

Продукт совместной деятельности: кукольные представления, игры, этюды, игры - импровизации, театральные физкультминутки, утренники, спортивные праздники, развлечения.

Предполагаемый результат проекта:

* Получение консультаций по вопросам театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.

* Укрепление связей между детским садом и семьёй.

* Повышение знаний в театрализованной деятельности с использованием художественной литературы для детей дошкольного возраста.

* Улучшение отношений между детьми.

* Укрепление связи между родителями и воспитателями.

* Знакомство родителей и детей с историей театра, его видами.

 *Развитие артистических способностей детей.

Перечень основных направлений проекта:

Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада:

* Оформить уголок театрализованной деятельности.

* Изготовить маски и атрибуты.

* Пополнять и обновлять уголок ряженья в группе.

* Сделать подборку театрализованных игр.

Работа с родителями:

Консультации:

*«Театр в жизни ребёнка»

*«Роль художественной литературы в развитии речи детей»

*«Играйте вместе с детьми»

*«Сказкотерапия»

*Папка-передвижка «Дети и театр»

*Буклет «Как устроить домашний театр для детей»

Краткое описание проекта по этапам

Тип проекта: групповой, творческий.

Продолжительность проекта: 2 месяца

Сроки реализации проекта: январь 2019 года – февраль 2019 года.

Информационно-аналитический этап: определение уровня знаний в области театрализованной деятельности дошкольного возраста через беседы; обыгрывание, составление плана работы; разработка содержания проекта; изучение литературы.

Исследовательский этап: мониторинг творческих способностей детей их умений и навыков; обобщение и анализ полученных данных.

Основной этап: выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми; большая совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач; подборка художественных произведений, инсценировок, мини-сценок, по данной теме.

Организационный этап: разработка проекта: определение целей и задач проекта; утверждение проекта; разработка сценариев праздников, мероприятий совместно с муз. руководителем; составление перспективного плана театрализованной деятельности с учетом возрастных особенностей детей; организация работы по театральной деятельности детей в режимных моментах дня;  оформление в схемах и таблицах формы организации театрализованной деятельности.

Практический этап: (середина января - февраль)

-Создание моделей театров в группе совместно с родителями.

-Составление списка необходимых материалов для реализации проекта.

-Создание функциональных зон для театрализованной деятельности, обогащение уже имеющихся зон.

-Сотрудничество с родителями: консультация, изготовление атрибутов в театральный уголок: пальчиковый вязаный  театр, изготовление плоскостного бумажного театра, театра на стаканчиках, театра на ложках, фланелеграфа, магнитного театра.

- Организация театрализованных спектаклей для младших групп и родителей.

Заключительный этап:

Подведение итогов работы над проектом; анкетирование родителей и опрос детей; презентация проекта.

Реализация проекта

Подготовительный этап 

*Сбор литературы по данной теме.

*Диагностика детей по данной теме.

*Составление плана работы.

*Разработка содержания проекта.

*Изготовление карточек с изображением пиктограмм.

Основной этап 

*Консультация для родителей «Театр в жизни ребёнка»

*Подборка художественных произведений, мини-сценок, инсценировок, словесных игр по данной теме.

*Художественное слово, обыгрывание знакомых сказок, чтение художественной литературы.

*Наглядная информация для родителей «Как устроить домашний театр для детей»

*Беседы «О театре», «История театра», «Что такое театр».

задачи: расширить знание детей о театре, как о разновидности искусства.

*Знакомство с театральными профессиями (художник, гример, парикмахер, музыкант, декоратор, костюмер, артист).

Цель: формировать представления детей о театральных профессиях; активизировать

интерес к театральному искусству; расширять словарный запас.

*Беседа  «Культура поведения в театре».

Цель: Дать детям представление о правилах поведения в общественных местах;

формировать личностное отношение к несоблюдению и нарушению правил.

*Восприятие художественной литературы и фольклор: чтение стихотворения Агнии Барто «В театре»

задачи: закреплять умение детей внимательно слушать, понимать характер героев, устанавливать связь описываемого события с реальностью, отвечать на вопросы по содержанию стихотворения.

*Показ магнитного  театра «Красная шапочка»

*Изготовление карточек с изображением «Мимики»

*Артикуляционная гимнастика

*Дыхательные упражнения

*Обыгрывание сказки К. И. Чуковского «Айболит»

*Игра на развитие двигательных способностей «Что мы делали, не скажем, а покажем!»

*Психогимнастика «Разные лица»

Цель: Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, жесты).

Развивать умение детей переключаться с одного образа на другой.

*Игры на выражение эмоциональных состояний: «Сделай лицо», «Хитрая лиса»

*Инсценировка по сказке «Кошкин дом» (по безопасности)

*Экскурсия в библиотеку. Книжкина неделя по сказкам К. И. Чуковского

*Развлечение «В гости к сказкам К. И. Чуковского» (Выставка книг по творчеству К. И. Чуковского; драматизация сказки «Телефон».)

*Пальчиковый театр «Теремок»

*Игра для развития мимики «Люблю – не люблю», съели кислый лимон, рассердились на драчуна, удивились, обиделись

*Вечер загадок по произведениям «Сказка о рыбаке и рыбке», «Красная шапочка»,

«Муха-Цокотуха», «Федорино горе», «Колобок», «Теремок», «Репка»

* Этюды: «Удивление», «Цветок», «Северный полюс», «Сердитый дедушка», «Провинившийся», «Вот он какой», «Игра с камушками», «Спать хочется», «Лисичка подслушивает», «Любопытный».

*Пальчиковая гимнастика: «Весёлые человечки», «Мизинчик»

*Ритмопластика: «Не ошибись» «Поймай хлопок» 

*Сценка сказки: «Заюшкина избушка»

*Оформление альбома «Театры для всех» о различных видах театров.

*Мини-сценка «Муха-Цокотуха» К. И. Чуковского.

*Разучивание стихов о животных (имитация и звукоподражание)

*Показ настольного театра по сказке «Три медведя»

*Драматизация русской народной сказки «Заяц – хвастун»

*Игра на развитие эмоций «Волшебная шляпа»

*Зарядка для языка «Конфетка»«Самый длинный язычок»

* Рисование: «Моя любимая сказка», «Нарисуй свою афишу».

*Лепка: «Мой любимый герой сказок»

* Аппликация коллективная «Колобок».

Цель: совершенствовать умение детей наклеивать готовые формы; развивать

творческое начало; составлять общую композицию.

*Сюжетно-ролевая игры «Театр», «Мы – артисты» (постановка хорошо знакомой детям сказки), «В гости к трем медведям».

Задачи:

1. Научить действовать детей в соответствии с принятой на себя ролью, формировать доброжелательное отношение между детьми.

2. Закреплять представления детей об учреждениях культуры, их социальной значимости.

3. Закреплять знания детей о театре, видах театра, о труппе театра, работниках театра, показать коллективный характер работы в театре.

4. Развивать диалогическую речь, выразительность исполнения роли.

Упражнения на три вида выдыхания со звуками: «С» «Ш» «З»

5. Побуждать детей к творческой интерпретации известных сюжетов, используя сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации и импровизации

*Творческая игра со словом: «В лесу» «В зоопарке» «Летний день»

*Развлечение:

«1,2,3,4,5- в сказку мы пришли опять»

*Самостоятельная деятельность детей в театральном уголке. Этюды с куклами на основе хорошо знакомых русских народных сказках.

 Цель:

Совершенствовать приемы кукловождения, закреплять знания о правилах

манипуляции театральными куклами разных систем.

Заключительный этап

*Викторина: «Мы любим сказки».

*Итоговый показ: «Путешествие в театр»

*Выставка рисунков на тему «Мой любимый сказочный герой»

* Составление рассказа «Я ходил в театр».

*Диагностика детей по данной теме.

Вывод: Проект был направлен на создания интереса родителей и детей к театру. Миру волшебства и загадочности. В ходе проекта дети и родители узнали об истории театра, также узнали, о том, что бывают разные виды театра. Поучаствовали в конкурсе «Театр своими руками». Обогащается предметно-развивающая среда, развивается взаимодействие с родителями.

Анкета для родителей

1.Сколько лет вашему ребенку?

2. В течение какого периода он посещает дошкольное учреждение?

3.В каких формах у ребенка проявляется творчество?

4.Делится ли он своими впечатлениями о театрализованных представлениях, занятиях, праздниках, проводимых в детском саду?

5.Вызывают ли эмоциональный отклик у него кукольные спектакли?

6.Есть ли в доме детские кассеты, диски с записями сказок?

7.Устраиваете ли вы дома театрализованные представления?

8.Были ли вы со своим ребенком в театре?

9.Ваши пожелание и предложения по театрализованной деятельности в нашем саду.


Большое спасибо!

Артикуляционная гимнастика

"Окошко"

широко открыть рот — "жарко, закрыть рот — "холодно"

"Чистим зубки"

улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

"Месим тесто"

Улыбнуться, пошлепать языком между губами — "пя-пя-пя-пя-пя..."
покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)

"Чашечка"

Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка)

"Дудочка"

с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

"Заборчик"

улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

"Маляр"

губы в улыбке, приоткрыть рот, кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо

"Грибочек"

Улыбнуться, поцокать языком, будто едешь на лошадке, присосать широкий язык к нёбу

"Киска"

губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы,
выгнуть язык горкой,  упираясь кончиком языка в нижние зубы

"Поймаем мышку"

губы в улыбке, приоткрыть рот, произнести "а-а" и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик)

"Лошадка"

вытянуть губы, приоткрыть рот, поцокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки)

"Пароход гудит"

губы в улыбке, открыть рот, с напряжением произнести долгое "ы-ы"

"Слоник пьёт"

вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника",
"набирать водичку", слегка при этом причмокивая

"Орешки"

рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики - "орешки"

"Качели"

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы

"Часики"

улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку), переводить из одного уголка рта в другой

"Блинчик"

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу

"Вкусное варенье"

Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу

"Барабанщик"

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ..."

"Парашютики"

на кончик носа положить ватку, широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх

"Загнать мяч в ворота"

"вытолкнуть" широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота) дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)


Необходимо проводить артикуляционную гимнастику в игровой форме.


Дыхательные упражнения.

«Хомячок»

Ребенок изображает хомячка - надувает щеки и так проходит несколько шагов. Затем оборачивается, хлопает себя по щекам, выпуская воздух.

«Роза и одуванчик»

Ребенок стоит прямо. Глубокий вдох носом – «нюхает розу», выдох – максимально выпуская воздух, «дует на одуванчик».

«Ворона»

Малыш стоит, опустив руки и слегка расставив ноги. Вдох – руки широко разводятся в стороны (крылья), выдох – медленно опускаются руки, ребенок произносит: «Каррррр».

«Курочка»

Ребенок садится на стул, опустив руки. Быстрый вдох – руки поднимаются ладонями вверх к подмышкам (крылышки). Выдох – руки опускаются, поворачивая ладони вниз.

«Воздушный шарик»

Ребенок ложится на спину, руки на животе. На вдохе медленно надувает животик-шарик, на выдохе – животик-шарик медленно сдувает.

«Волна»

Ребенок ложится на спину, руки вдоль тела, ноги вместе. Вдох – руки поднимаются вверх и назад, касаются пола. Выдох – руки возвращаются в начальное положение, при этом ребенок произносит: «Вни-и-и-з».

«Часики»

Ребенок стоит, руки опущены, ноги на ширине плеч. Изображая часы, ребенок размахивает прямыми руками назад и вперед, говоря: «Тик-так».

«Водолаз»

 Ребенок должен представить, что он спускается под воду на море. Делается глубокий вдох, дыхание задерживается так долго, насколько это возможно.

Литература:

1.Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников: кн. Для воспитателей дет.

сада [Текст] / Л.В.Артемова.- М.: Просвещение, 1991. – 127с.

2.Ерофеева, Т.И. Игра-драматизация //Воспитание детей в игре [Текст] /

Т.И.Ерофеева, Зверева, О.Л. - М.: Просвещение, 1994. – 128с.

3.Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для

работников дет. садов [Текст] / М.Д.Маханева. – М.: Сфера, 2001. – 128с.

4. Гончарова, О.В. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического

воспитания [Текст] / О.В. Гончарова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.

5. Мигунова, Е.В. Театральная педагогика в детском саду. [Текст] / Е.В.Мигунова.

– М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)

6. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры,

упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. [Текст] / Е.А.Антипина. – М.: ТЦ Сфера,

2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)

7. Антипина, Е.А. Театрализованные представления в детском саду. Сценарии с

нотным приложением. [Текст] / Е.А.Антипина. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. –

(Детский сад с любовью)