Мастер-класс для педагогов по использовании мнемотехники в развитии связной речи детей
материал (младшая группа)

АБДУЛХАЛИКОВА ГЛЮЗА РАШИДОВНА

Цель:
- ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации;
- повышение компетенции педагогов в вопросах развитии речи детей дошкольного возраста;
- дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_master_klassu.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов по использовании мнемотехники в развитии связной речи детей
Цель:
- ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации;
- повышение компетенции педагогов в вопросах развитии речи детей дошкольного возраста;
- дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы.

Ход

Слайд 1. Добрый день, уважаемые коллеги, жюри! Мне очень приятно видеть всех вас сегодня.

Чтобы нам включиться в работу предлагаю ответить на несколько вопросов.

Я рада вас видеть сегодня, друзья.

Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».

Хочу я услышать ваш честный ответ,

Детей вы любите? Да или нет? (да)

Чтоб деткам своим во всем помогать

Вы новое что-то хотите узнать? (да)

Кошмар этот помним с студенческих лет

Мы скучные лекции слушаем? (нет)

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)

Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

Приветствие кончилось, можно начать.

Тема мастер–класса «Использовании мнемотехники в развитии связной речи детей».

 Современный образовательный процесс требует от нас нового подхода к собственной деятельности, использование новейших форм, методов и технологий воспитания, развития и обучения детей. В центре воспитательного процесса находится ребёнок. Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевизор, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с не сформированной связной речью.

Дошкольное детство – особый период в развитии личности. В этот период память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания.

Один из важных путей генезиса памяти – развитие ее опосредованности, запоминания при помощи вспомогательных средств, в частности символических, когда ребенок начинает управлять собственной памятью, используя один предмет, например, рисунок, в качестве заместителя другого. Этот прием называют мнемотехникой или мнемоникой.

Слайд 2. У дошкольников память носит непроизвольный характер, чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить процесс запоминания, я в своей работе использую приём мнемотехники.

 

 Слайд 3. Мнемотехника строится от простого к сложномумнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.

Слайд 4. С простейших мнемоквадратов - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. Как пример говорим о весне (капель, дождь,листик).

Слайд 5. Последовательно переходим к мнемодорожкам - ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения. Что здесь зашифровано?

Слайд 6. Мнемотаблицам - это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.). какая сказка в мнемотаблице? Как вы догадались? Так же и дети видят ключевые слова в схемах и опираясь на них воспроизводит рассказ.

Слайд 7. Какую помощь в развитии связной речи по вашему мнению нам оказывает мнемотехника?

  • Заучивания стихов, потешек;
  • При отгадывании и загадывании загадок;
  • При пересказе текстов;
  • При составлении описательных рассказов
  • Проговаривание чистоговорок
  • Проговаривание скороговорок, заучивание потешек.   

    

Слайд 8.  Для детей младшего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая. Или как я говорила “спрятать” персонажа в графическом изображении. Например, лиса – состоит из геометрических фигур (треугольника и круга). Медведь – большой коричневый круг и т.д

         Слайд 9.  Занятия средней группе состоит из нескольких этапов:

 Пересказ сказки с опорой на символы, т. е. происходит отработка метода запоминания. При этом пересказ могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого (на более поздних этапах), или пересказывать вместе с воспитателем (на ранних этапах).

      Слайд 10.   В старшем дошкольном возрасте по такому принципу

Этап 1. Зачитывается текст сказки, и выделяются её основные части.

Этап 2. Каждая часть кодируется (на начальном этапе – с помощью воспитателя, позднее дети самостоятельно кодируют информацию, причём символы они придумывают сами, давая волю своей фантазии).

Этап 3. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы (ребёнок самостоятельно выбирает цвета карандашей, а может рисовать одним цветом).

Этап 4. Пересказ сказки с опорой на мнемотаблицу.

         Слайд 11. А сейчас я предлагаю вам побыть в роли детей. Мы заучим стихотворение про овощи с использованием мнемотаблиц.

  Слайд 12. Я приглашаю к себе 6 человек. Ваша задача самостоятельно составить мнемотаблицу загадки.

 - Красная девица

- Сидит в темнице,

 - А коса на улице. (Морковь).
Есть и корешок,

Есть и шляпа,

А не гриб. (зонт)

                           

Слайд 13. 14. 15. 16. А сейчас я предлагаю расшифровать зашифрованы пословицы. 

Слайд 17. Ещё мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Глядя на схему, можно описать всё что угодно. На примере этой схемы я предлагаю вам поиграть. Вы загадываете любой овощ или фрукт и опираясь на схему нам про него рассказываете. А мы попробуем его отгадать

Слайд 18. Рефлексия
итак, мнемотехника:
- сокращает время запоминания;
- развивает основные психические процессы;
- развивает умение перекодировать информацию;
- устанавливает причинно-следственные связи;
- помогает делать выводы и схематизировать материал.

слайд 19.  В заключение мастер-класса я предлагаю вам продолжить фразы:
- Сегодня я узнала...
- Было интересно...
- Я поняла, что...
- Теперь я могу...
- Я научилась...

- Я смогла...
Желаю вам успехов и творчества в работе с детьми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс по использованию мнемотехники в развитии связной речи детей

использование мнемотехники   в развитии связной речи детей...

Мастер-класс для педагогов "Использование мнемотехники для развития связной речи детей"

Опыт использования приёмом мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста...

Мастер-класс на тему: «Использование мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста»

По мнению психологов, развитие речи идет намного активнее, если задействовано образное мышление, воображение, развита способность к замещению и наглядному моделированию. Дошкольный возраст наибол...

Мастер-класс «Использование мнемотехники в развитии связной речи детей» .

Ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации; - повышение ...