Родительское собрание "Трудовое воспитание"(Апрель 2021)
консультация

Орикова Кристина Викторовна

Родительское собрание "Трудовое воспитание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_trudovoe_vospitanie.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омск 

"Детский сад № 116 комбинированного вида".

Конспект родительского собрания.

Тема: «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста».

                                                 

                                                       

Омск,2021

Цель собрания - сформировать у родителей отчетливое представление о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания детей в семье.

Беседа

Нередко родители с огорчением рассказывают, что их дети не любят и не умеют трудиться, неохотно выполняют поручения старших, мало заботятся о том, чтобы самостоятельно по мере своих сил обслужить себя; они пытаются переложить любую работу на мать, отца, бабушку. Подчас такие дети не проявляют усидчивости, настойчивости и в учении.

В чём дело? От природы ленивы эти дети? Конечно, нет! Основная причина заключается в том, что родители не воспитывали у своих ребят с раннего возраста трудолюбия, интерес и уважение как к физическому, так и умственному труду.

Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.

Выделяют основные принципы работы семьи в трудовом воспитании детей:

- приобщение к труду через самообслуживание;

- постепенный переход от самообслуживания к труду для других;

- постепенное расширение круга обязанностей, наращивание их сложности;

- тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений;

- организация обучения выполнению трудовых операций;

- формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной ему работы;

- учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при распределении трудовых поручений;

- поощрения прилежного выполнения поручений, проявления самостоятельности и инициативы;

Необходимо помочь ребенку ощутить пользу своих трудовых усилий, научить испытывать радость оттого, что его деятельность полезна окружающим.

Очень важно давать поручения, которые по силам ребенку. Умение правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе. Выполненное дело должно доставлять удовлетворение, а не создавать комплекс неполноценности.

Вы дали ребенку поручение, а он не успел его выполнить. Как поступить? Сказать: "Ты все еще подметаешь? Отойди, я сама. Сто лет будешь возиться".  Ни в коем случае! Лучше всего дать добавочное время. Можно, конечно, и мирно предложить свою помощь: "Ну, как у тебя дела? Давай вместе, хочешь?" Но если вы сумеете набрать терпения и дадите сыну или дочери довести начатое до конца, это правильнее.

Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, магазины и прочие дела – не перечислить, как их много. Изо дня в день повторяется одно и тоже, никуда от этого не деться. Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни.

Главное – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а в месте с ней – привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Наверное, самый лучший подарок для матери, если дочь или сын скажут ей, уставшей после работы: "Ты отдохни – я сам почищу картошку".

Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание, и не важно, кем станет ребенок, когда вырастет – летчиком, поваром, рабочим. Привычка, умение делать что-то своими руками пригодятся ему в любой профессии, и, кроме того, они в огромной степени содействуют умственному развитию ребенка.

-Рассмотрим несколько ситуаций

Ситуация первая.

Папа закрепляет полку на кухне Приготовил инструменты, дрель. Ребёнок «крутится» около папы и пытается достать из ящика инструменты.

Реакция папы: «Не путайся под ногами. Мне твоя помощь не нужна! Пойди, посмотри телевизор. Нечего тебе на кухне делать».

-Согласны ли Вы с папой?

-Как бы Вы повели себя в такой ситуации?»

 Ситуация вторая

Мама поручила шестилетнему Ване вычистить ковер, когда мальчик закончил работу, которую выполнил старательно, мама заметила на ковре оставшиеся соринки и, ничего не говоря сыну, взялась за чистку ковра сама. Огорченный Ваня ушел в комнату и просидел там до вечера.

-Правильно ли поступила мама, взявшись демонстративно переделывать работу сына?

-Как следовало верно поступить в данной ситуации?

Ситуация третья

Лена 6 лет, капризничает, она хочет скорее идти гулять и не желает собирать игрушки.

«Пусть бабушка убирает их одна!»- говорит Лена.

Бабушка пытается воздействовать на девочку разными способами, но ничего не помогает.

-Как бы Вы поступили в такой ситуации?

Ответ. Бабушка взяла куклу и обратилась к девочке от её лица. Попросила помочь убрать игрушки. Лена согласилась, уборка была быстро закончена.

Дискуссия

1. "Какой труд в семье вы считаете посильным (необходимым) для своего ребенка?"

2. " Труд - необходимость или обязанность?"

Ответ:

Родительский пример, как метод воспитания, занимает важнейшее место в процессе формирования личности ребенка. Там, где нет положительного трудового примера родителей, дети без просьбы или принуждения не помогут ближнему, товарищу, постороннему человеку. Если дети являются свидетелями и активными участниками положительного трудового примера, то у них воспитывается трудолюбия. И наоборот.

Плохо, если родители отрицательно отзываются о своей работе в присутствие детей. Слушая их, дети проникаются неуважением не только к специальности родителей, но и к труду вообще. Если родители не замечают старательности ребенка при выполнении трудовых поручений, то стечением времени она у него исчезает.

Уважаемые родители! Предлагаем Вам заполнить анкету. Правильно ли вы оцениваете результаты труда своих детей.

Анкета является анонимной

1. Имеет ли Ваш ребенок трудовые обязанности в семье?

2. Как он относится к выполнению своих обязанностей?

3. Поощряете ли Вы ребенка за выполнение ими своих обязанностей?

4. Наказываете ли Вы ребенка, если он не выполняет своих обязанностей?

5. Привлекаете ли Вы ребенка к совместной работе?

6. Есть ли в семье разногласия по поводу трудового воспитания?

7. Какой труд Вы считаете предпочтительным для вашего ребенка?

Педагогические рекомендации для родителей:

• Приобщать ребенка к трудовым делам семьи как можно раньше;

• Закрепить за дошкольником постоянные обязанности, за выполнение которых он несет ответственность;

• Не допускать отступлений от принятых взрослыми требований, иначе ребенок будет уклоняться от выполнения своих обязанностей;

• Не наказывать ребенка трудом: труд должен радовать, приносить удовлетворение;

• Учить ребенка трудиться, прививая ему элементарные навыки культуры трудовой деятельности: рациональные приемы работы, правильное использование орудий труда, планирование процесса труда, завершение труда;

• Не давать ребенку непосильных поручений, но поручать работу с достаточной нагрузкой;

• Не торопить, не подгонять ребенка, уметь ждать, пока он завершит работу сам;

• Не забывать благодарить ребенка за то, что требовало от него особых стараний;

• Сделанное своими руками ребенок ценит и бережет, поэтому необходимо привлекать его к общественно полезному труду. С этого начинается воспитание бережного отношения к общественному достоянию.

         Ну а Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение, которое называется «Снежинка». Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

1. Сложите лист пополам.

2. Оторвите правый верхний уголок.

3. Опять сложите лист пополам.

4. Снова оторвите правый верхний уголок.

5. Сложите лист пополам.

6. Оторвите правый верхний уголок

Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.

Нашли? Участники отвечают, что не нашли.

Воспитатель: А почему? Как вы думаете?

Варианты поступают самые разные и постепенно, по мере их поступления, аудитория приходит к выводу: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.

Этот вывод - начало разговора о том, что дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.

Когда рождаются дети, в доме исчезает: порядок, спокойствие, отдых — и приходит Счастье! Но какими будут наши дети?

Одна очень хорошая пословица гласит: «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте лучше себя». Давайте любить наших детей ни за что, не смотря на что, любить искренне за то, что они у нас просто есть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Огонь друг и враг" апрель 2021 г.

В презентации с помощью загадок рассказывается о пользе огня. В стихотворной форме даются правила безопасности при пожаре и советы как не допустить его....

План работы на апрель 2021 год.

План воспитательно- образовательной работы на апрель 2021 года...

День Земли (апрель 2021)

День Земли 22 апреля...

Консультация для родителей "Агрессивность"(апрель 2021)

Консультация для родителей "Агрессивность"...

Осторожно! Тонкий лёд! (апрель 2021)

Осторожно! Тонкий лёд !...

День здоровья( апрель 2021)

7 апреля День здоровья. Папка- передвижка....

Фрагмент календарного плана с 5 апреля по16 апреля 2021 в первой младшей группе

Фрагмент календарног плана на две недели в первой младшей группе...