"Концептуальные основы игровых технологий"
материал

Татьяна Ивановна Буракова

"Концептуальные основы игровых технологий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptualnye_osnovy_igrovyh_tehnologiy.docx76.73 КБ

Предварительный просмотр:

"Концептуальные основы игровых технологий"

           Особенности игровых технологий

Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.

Игра - форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности (Д.Н. Узнадзе).

Игра - пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С. Выготский).

Игра - свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А.Н. Леонтьев).

Игра - школа жизни и практика развития детей (С.Л. Рубинштейн).

Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.

Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.

В возрастной периодизации детей (Д.Б. Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста.

Особенности игровых технологий

Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, средний - общественно полезная, старший школьный возраст - учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс развития ребенка.

Оптимальное сочетание игры с другими формами учебно-воспитательного процесса - одно из самых сложных действий педагогов.

Развивающий потенциал игры заложен в самой ее природе. В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, мистика и реальность, обособленность от обыденного и постоянная связь с ним, эмоциональность и рациональность, личная заинтересованность и коллективная ответственность. Педагогическая ценность игры заключается в том, что она является сильнейшим мотивационным фактором, ребенок руководствуется личностными установками и мотивами.

Игра представляет проигрывание отношений, существующих в человеческой жизни. Именно игровая ситуация с ее двуплановым поведением, с возможностью условного вхождения в роли, недоступные для человека в реальной действительности, позволяет ему быть на голову выше своего обычного поведения, дает возможность говорить с собой на разных языках, по-разному интерпретируя свое собственное «я».

Игровые технологии в дошкольном периоде

Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них.

У ребенка формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.

В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья.

Технология развивающих игр Б.П. Никитина

Никитин Борис Павлович (1916-1999) – педагог-новатор, г. Москва.

Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.

Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решаете помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т.д. В своих книгах Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка», таблицами сотни, «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т.д. и т.п. Предметные развивающие игры лежат в основе строитель- но-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом.

Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда двух-трехлет- нему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости). Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются, в основном, только исполнительские черты в ребенке.

Методические советы Б.П. Никитина

Ребенку не навязывается никакая определенная программа обучения. Он погружается в мир игры, в котором волен выбирать сферу деятельности.

Ребенку не объясняется новая игра, он вовлекается в нее с помощью сказки, подражая старшим, участвуя в коллективных играх.

Освоение новой игры, как правило, требует активного участия старших; в дальнейшем ребенок может заниматься самостоятельно.

Перед ребенком ставится ряд задач, которые постепенно усложняются.

Ребенку нельзя подсказывать. Он должен иметь возможность думать самостоятельно.

Если ребенок не может справиться с заданием, нужно вернуться к легким, уже сделанным заданиям или временно оставить эту игру.

Если ребенок достиг потолка своих возможностей или утратил интерес к игре, нужно ее на время отложить.

Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.

В развивающих играх - в этом и заключается их главная особенность - удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;

их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;

поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно;

развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.

Цели и задачи игровых технологий

Для всего дошкольного периода цель игровых технологий можно сформулировать примерно одинаково: дать ребёнку возможность в игре прожить детство перед зачислением в школу, формируя при этом знания, основанные на мотивации. Однако задачи можно конкретизировать, отталкиваясь от возрастной группы обучающихся. Общие же задачи игровых технологий, согласно ФГОС, можно свести к следующему:

Мотивация ребёнка. Процесс обучения дошкольника в игровой форме пробуждает интерес к деятельности, радует и превращает получение знаний в занимательное путешествие в мир новой информации и навыков.

Самореализация. Именно через игру ребёнок учится познавать свои возможности, проявлять инициативу, делать осознанный выбор.

Развитие коммуникативных навыков. В игре дошкольник учится общению со сверстниками и со взрослыми, примеряет роль и лидера, и исполнителя, тренируется находить компромиссы и выходить из конфликта, развивает речь.

Игротерапия. Игру по праву можно считать проверенным способом для снятия стресса и преодоления трудностей из разных жизненных сфер.

Приёмы игровых технологий

Применяемые в детском саду приёмы принято условно делить на 3 основных группы:

словесные;

наглядные;

практические.

Суть первых в том, что все игровые действия воспитатель должен объяснить и описать детям максимально понятно, ярко и красочно. Педагог проговаривает воспитанникам правила доступным языком без использования громоздких предложений и непонятных слов. При знакомстве детей с играми воспитатель может использовать загадки или короткие истории, вводящие в сюжет игры.

Наглядные приёмы обучения опираются на зрительное восприятие мира дошкольниками. Дети буквально живут в мире ярких картинок, образов, интересных предметов. Для иллюстрации рассказа об играх (а также для демонстрации самого процесса игры) воспитатель может использовать разные средства наглядности: видеоролик, где показано, как дети играют, картинки, карточки, на которых красиво записаны правила и т. д.

При выполнении нового игрового задания педагог всегда объясняет и показывает на своём примере, как и что нужно делать

Практические приёмы отчасти можно связать с наглядными. Например, свои впечатления от игр дети могут выражать в поделках, аппликациях и рисунках. Кроме того, по итогам игры воспитанники могут сами создавать лэпбук с основной информацией, о правилах игры и о том, чему они научились играя. Практические приёмы обучения позволяют малышам самим создавать реквизит для будущих игр: лепить фрукты и овощи, рисовать зверюшек, мастерить макеты знакомого окружения.

Виды игровых технологий в ДОУ

Педагогическую игровую технологию стоит рассматривать как систему, покрывающую некоторую часть процесса обучения, обладающую общим содержанием и сюжетом. Ключевое отличие от развлекательных игр заключается в том, что педагогическая игра обладает чётко сформулированной целью обучения и прогнозируемым результатом. По мере взросления обучающихся и роста их возможностей в игровую технологию постепенно включаются:

игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их (подходит для младших групп);

группы игр на обобщение предметов по определённым признакам (подходит для средней и старшей групп);

группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных (подходит для старшей и подготовительной групп);

группы игр, воспитывающие умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. (подходит для старшей и подготовительной групп).

Существуют разные классификации игр, которые воспитатель может использовать в работе с детьми.

Классификация игр по характеру педагогического процесса

C:\Users\user-289\Desktop\Скриншот 23-08-2019 194854.png

По виду деятельности принято делить игры на:

физические (двигательные);

умственные (интеллектуальные);

психологические.

Современные подходы к воспитанию и обучению всё больше насыщают игровыми технологиями различные виды деятельности, и именно в ДОУ закладывается умение и желание ребёнка играть. Для взрослеющего индивида в его всё более усложняющейся деятельности элементы игры не вытесняются, а лишь обрастают новыми правилами, условиями, компонентами и способствуют формированию умения решать всё более сложные задачи. Таким образом, обучение в игре, закладываемое с дошкольной скамьи, в современных подходах актуально на протяжении всей жизни человека.

Немаловажно использование игровых компьютерных технологий в обучающих целях. Мир не стоит на месте, и сегодня использование информационно-технологических инноваций в образовательных учреждениях обретает всё большую популярность (хотя многое здесь зависит от финансовых возможностей организации). Разработано немало компьютерных игр и онлайн-сервисов по обучению детей навыкам письма, счёта, решению логических задач и многому другому. Например, обучающий сервис «По складам» предоставляет множество бесплатных заданий для дошкольников.

Пример упражнения на развитие техники речи и логики: ребёнку нужно определить, какое изображение больше подходит к предложенному слову

Другой пример — сайт-игра «Разумейкин» https://www.rаzumeykin.ru/ , предоставляющий задания для интеллектуального развития дошкольников и учеников начальных классов. Для одних только детей 3–4 лет разработано 135 развивающих заданий.

В этом задании для младших дошкольников требуется сравнить предметы и найти отличия

Ещё один интересный онлайн-сервис, который может быть полезен воспитателям при подборе обучающих игр для воспитанников, — «Мерсибо». Здесь педагог может не только найти более 200 разнообразных игр для дошкольников, но и создавать аппликации (раздаточные материалы к занятиям) в режиме онлайн.

 Задание для детей 5–7 лет предлагает определить, какой слог лишний, и избавиться от него, чтобы получилось слово

Другой вид педагогических технологий для занятий с дошкольниками — социоигровые, способствующие повышению воспитательного потенциала занятия. Их главная задача состоит в том, чтобы обучение ребёнка строилось не на принуждении со стороны взрослого, а на личной увлечённости и мотивации. Социоигровая технология меняет подход к ребёнку: дошкольник становится не объектом, а субъектом своего обучения в атмосфере взаимопонимания и уважения. Благодаря ей ребёнок перестаёт бояться совершить ошибку и задать глупый вопрос, учится эффективно поддерживать коммуникацию с людьми различного возраста.

Ещё один вид игровой технологии, который нельзя не упомянуть, — это проблемно-игровая. Ребёнок от природы любопытен, ему интересно экспериментировать, находить ответы на свои вопросы. Наиболее эффективен данный вид технологий для детей старшей и подготовительной групп, но для младших дошкольников такие игры также доступны. Суть в том, чтобы перед ребёнком была поставлена задача, решить которую он сможет, пройдя игру, и тем самым удовлетворив свой познавательный интерес. Дошкольнику должна быть предоставлена свобода в способах решения проблемы, однако у воспитателя должен быть заготовлен набор небольших подсказок, которые помогут юному исследователю встать на правильный путь.

Игрушка «Домик» помогает младшим дошкольникам развивать мелкую моторику, навыки счёта, логическое мышление

Для старших дошкольников в рамках этой технологии можно предложить игру «Детская поликлиника». Её главная цель состоит в том, чтобы показать детям, как важна профессия врача.

Примеры проблемных ситуаций:

Ребёнок уезжал к бабушке в деревню на месяц. Чтобы пойти в детский сад, ему нужна справка.

Для поступления в садик нужна справка о состоянии здоровья. Где её можно получить? (В больнице).

Эта больница для взрослых или для детей? (Для детей).

Такая больница называется «детская поликлиника». В ней работает один врач или много? (Много).

А какой врач может дать справку? (Педиатр).

Больница находится далеко? (Да).

Как нам до неё добраться? (На автобусе).

На каком номере маршрута поедем или на любом номере? (На конкретном).

Посадка в автобус. Много ожидающих на остановке. (Организация очереди на посадку).

Проверка билетов. В автобусе один пассажир не заплатил за билет. (Выяснение отношений, разъяснительная работа, выписка штрафа).

Приехали на остановку «Детская поликлиника». Перед ней большая проезжая часть. Как правильно перейти дорогу? Как обходим автобус? (На разрешающий цвет светофора. Автобус обходим сзади).

В очереди на приём к врачу много посетителей. Вновь приходящие занимают очередь. Очередь запуталась. (Выяснений отношений между посетителями, мирное разрешение конфликта).

Маленький ребёнок стал капризничать, бегать по коридору больницы и кричать. (Беседа с ребёнком, развлечение его чтением стихотворений).

Педиатр не может поставить правильный диагноз. (Прохождение осмотра всех врачей-специалистов, сдача анализов, выдача справки в садик).

В игре дошкольники учатся взаимодействовать со сверстниками и осваивают новые социальные роли

Для воспитанников младших групп (2–4 года) основная задача педагога состоит в формировании эмоциональной связи ребёнка с воспитателем, создании атмосферы доверия и доброжелательности. Кроме того, в этом возрасте закладываются основы эвристического подхода к получению знаний детьми: именно игра активизирует любознательность дошкольников, подталкивает их задавать вопросы, поощряет стремление находить на них ответы.

В средней группе (4–5 лет) игровая деятельность усложняется, появляются игры с правилами, сюжетом и распределением ролей. Воспитатель всё больше направляет поисковый запрос детей к внешним источникам информации: вместо того, чтобы дать готовый ответ на вопрос, предлагает ребятам сыграть в увлекательную игру и найти ответ самим. Например, по ходу прогулки ребёнок задаёт вопрос о том, откуда берётся уличная грязь. Воспитатель советует вылить в песочницу немного воды и что-нибудь слепить. На этом примере дошкольнику объясняется, что грязь образуется от смешения песка/земли с водой. В этом состоит основная важность игр с воспитанниками средней группы: организовать их обучение, играя.

В старшей и подготовительной группах (5–7 лет) сюжетно-ролевая игра заметно усложняется. Посредством всем известных игр, как «Дочки-матери», «Магазин», «Больница», можно реализовывать задачи по освоению детьми элементов культуры труда и быта взрослых, воспитывать чувство взаимопонимания и уважения к чужому труду, обучать разделению обязанностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание у дошкольников самостоятельности и творческой активности в движении на основе игровых технологий

Двигательная активность - это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка....

Конспект познавательно-исследовательской деятельности на основе игровой технологии «Умники и умницы»

Задачи приоритетной образовательной области:«Познавательное развитие»Активизировать познавательно-исследовательские  действия на примере поиска заданного  предмета в ближайшем окружении на о...

«Реализация требований ФГОС дошкольного образования: проектирование образовательной деятельности на основе игровых технологий» : Народные игры, как средство патриотического воспитания дошкольников

laquo;Реализация требований ФГОС дошкольного образования: проектирование образовательной деятельности на основе игровых технологий» : Народные игры, как средство патриотического воспитания дошк...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности на основе игровой технологии квест - игра «В гости к Поварёнку»

Актуальность: в современной системе дошкольного образования все более популярной становится такая  инновационная форма организации образовательной деятельности как квест. Использование в раб...

Программа дополнительной образовательной услуги для детей 6-7 лет «Сказочный мир» на основе игровой технологии В.В.Воскобовича.

Цель : развитие интеллектуально-творческих и эмоциональных способностей на основе игровой технологии В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», элементов песочной терапии.•  Спо...

Публикация на тему: "Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста на основе игровой технологии"

quot;Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста на основе игровой технологии"...