Мастер-класс "Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи в логопедических группах детского сада в процессе физического воспитания"
материал

Смоленцева Марина Ивановна

В материале представлены различные игры, как большой подвижности, так и малой, направленные на профилактику и коррекцию речевых нарушений. Данные игры хорошо вписываются в физкультурные занятия с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhnye_igry.docx25.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи № 41» НМР РТ

 «Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей в логопедических группах детского сада в процессе физического воспитания»

Инструктор по физической культуре Смоленцева М.И.

Первоочередными задачами физического воспитания в детском саду, как известно, являются охрана жизни и укрепление здоровья детей, улучшение физического развития, функциональное совершенствование организма, повышение умственной и физической работоспособности. Чтобы раскрыть механизмы управления здоровья детей, необходимо учитывать системные связи между различными физиологическими функциями, реализуемые в процессе адекватной деятельности на соответствующих этапах индивидуального развития. Следовательно, целесообразно учитывать, с одной стороны, индивидуальные особенности каждого ребенка, с другой – воздействовать на наиболее зрелые ведущие функции, оказывая тем самым положительное влияние на развитие других функций.

Наряду с первоочередной задачей дошкольных учреждений общей основой воспитания и обучения детей в детском саду является овладение ими речью. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечаются недостаточная устойчивость внимания. Из-за недостаточности активного и пассивного словарного запаса дети с нарушением речи не всегда понимают требования инструктора по физической культуре. Часто речевые расстройства сопровождаются некоторым отставанием в развитии двигательной сферы, нарушением общей и мелкой моторики, у детей наблюдаются дискоординированные движения, их замедленность или, наоборот, расторможенность, неточность.

Подвижные игры занимают особое место в развитии, оздоровлении и реабилитации детей дошкольного возраста. Игровая деятельность для дошкольников – способ познания окружающего. Ее применение способствует совершенствованию двигательных умений и навыков, закреплению достигнутых результатов коррекционной работы, получению детьми удовольствия от процесса и результата игры. Разнообразные подвижные игры являются действенным средством профилактики и коррекции нарушений речи детей-логопатов в процессе физического воспитания. С этой целью на практике применяются следующие виды подвижных игр.

1. Игры на развитие речевого и фонематического слуха.                                                                                          

Игра «Цветные домики»

Играющие делятся на две команды. Игроки первой команды – это «гласные звуки», игроки второй команды – «согласные звуки». По первому сигналу педагога дети врассыпную разбегаются и бегают по залу, произнося гласные или согласные звуки. По второму сигналу игроки каждой команды должны собраться возле «домика» условленного цвета. Например, команда «гласных звуков» собирается возле обруча красного цвета, команда «согласных звуков» – возле обруча синего цвета.

2.  Игры на развитие звукопроизношения.

Игра «Придумай слово на определенный звук»

(Например, на звук [п]: пух, пальто, помидор, плита и т.д.). Игра проводится с мячом. Педагог по очереди кидает мяч игрокам, которые называют слова на определенный звук.  

3. Игры на развитие ориентировки в пространстве.

Игра «Найди и промолчи»

Дети стоят вдоль одной стороны площадки лицом к педагогу. По сигналу они поворачиваются лицом к стене. В это время педагог прячет предмет. Затем дети открывают глаза, поворачиваются и начинают искать предмет. Нашедший, не показывая вида, что он нашел, тихо подходит к педагогу, говорит на ухо, где предмет, и садится на скамейку. Игра продолжается до тех пор, пока большинство детей не найдут предмет.

4. Игры с музыкальным сопровождением (в том числе хороводные игры и музыкально-ритмические композиции).

Игра «Ежик и мыши»

Все дети становятся в круг. Ежик в центре круга, мыши – за кругом. Все идут вправо, произнося текст, а ежик имитирует движения, о которых поется:

       1.  Бежит ежик – тупу, туп, весь колючий, остер зуб!

            Ежик, ежик, ты куда? Что с тобою за беда?

       2.  Ежик ножками туп-туп! Ежик глазками луп-луп!

            Слышит ежик – всюду тишь. Чу!..Скребется в листьях мышь!

       3.  Беги, беги, ежик, не жалей ты ножек,

            Ты лови себе мышей, не лови наших детей!

Еж ловит мышей. Мыши могут бегать только за кругом, а еж может пробегать и через круг. Пойманные мышки садятся в середину круга.

5. Игры на развитие воображения, творчества.

Игры на развитие воображения способствуют проявлению творческого отношения к действительности, преодолению у детей боязни сделать что-то «не так, как надо», развитию логического мышления.

Игра «Бабушка Маланья»

Дети встают в круг, взявшись за руки.  Бабушка Маланья – в середине. Дети начинают двигаться по кругу, напевая песню, сопровождая ее выразительными движениями.

        У Маланьи, у старушки                

Жили в маленькой избушке          

Семь дочерей, семь сыновей,        

Все без бровей!                            

С такими глазами,                        

С такими ушами,                          

С такими носами,

С такими усами,

С такой головой,

С такой бородой…

Ничего не ели, целый день сидели,

На нее глядели, делали вот так!  

После этих слов дети повторяют за бабушкой любое смешное движение. Бабушка Маланья выбирает лучшую фигуру. Тот ребенок, чью фигуру выбрали, становится Бабушкой Маланьей, игра продолжается.

6. Подвижные игры на развитие общей моторики для детей с ОНР.

Игра большой подвижности «Ловишка с лентами»

По считалке выбирается ловишка, который становится в центре зала. Остальные игроки встают вокруг него, образуя круг, берутся за руки. У каждого из них цветная ленточка, которая закладывается сзади за пояс или ворот. По сигналу педагога дети начинают движение в правую сторону, повторяя за педагогом слова:

      В ловишки мы играем, друг друга догоняем!

      Раз, два, три – ленты ты бери!

После этих слов дети разбегаются по залу. Ловишка бежит за детьми, стремясь взять у кого-нибудь из них ленту. Лишившийся ленты временно выбывает из игры. На слова педагога: «1,2,3 – в круг скорей беги» дети строятся в круг. Ловишка подсчитывает количество взятых лент и возвращает их детям. Игра продолжается с новым ловишкой.

7. Игры с речевым сопровождением.

Игра «Дрозд»

Дети стоят парами лицом друг к другу в произвольном порядке по залу. По сигналу воспитателя произносят слова с соответствующими движениями:

       Я – дрозд (показывают ладошкой каждый на себя)

       И ты – дрозд (показывают на своего партнера)

       У меня нос (на свой нос)

       И у тебя нос (на нос своего партнера)

       У меня гладкие (ладошками гладят свои щеки)

       И у тебя – гладкие (гладят щеки своего партнера)

       Мы с тобой два друга,

       Любим мы друг друга (обнимаются).

  Затем дети меняются парами. Игра  повторяется.

8. Игры на развитие внимания.

Игра «Дерево, куст, ручей, тропинка»

Играющие строятся в колонну по одному. По сигналу педагога начинают движение друг за другом, выполняя следующие команды:

  • «Дерево» – игроки останавливаются, поднимают руки вверх;
  • «Куст» – приседают, пальцы рук касаются пола;
  • «Ручей» – подпрыгивают на месте на двух ногах, руки на пояс;
  • «Тропинка»  – разбиваются на пары и берутся за руки (если игроку не хватило пары, он должен встать прямо, руки вперед).

  9. Игры на развитие коммуникативных функций.

Игра «Льдинки, ветер и мороз»

Играющие встают парами лицом друг к другу по кругу и хлопают, сначала себе в ладоши, затем своей паре, приговаривая:

Холодные льдинки, прозрачные льдинки,

Сверкают, звенят. Дзинь, дзинь, дзинь, дзинь…

Играющие говорят «дзинь, дзинь» пока не услышат сигнал воспитателя «ветер». Льдинки разбегаются в разные стороны. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей.

Подвижные игры как средство профилактики  и коррекции нарушений речи детей.В сообщении даны рекомендации по  использованию различных видов игр в коррекционной работе с детьми, имеющими наруш...

Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания

Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания...

Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания.

Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания....

Рекомендации на летний период родителям детей, которые продолжают коррекцию речи в логопедической группе детского сада

Данный буклет адресован родителям детей посещающих логопедическую группу. В нем изложен материал для родитлёй на что необходимо обратить своё внимание в летний периуд....

«Развитие мелкой моторики как средство профилактики и коррекции нарушений речи».

Консультация для воспитателей и педагогов детского сада...