«Дополнительная образовательная программа «Маленькие исследователи» на 2019-2020 учебный год»
рабочая программа (младшая группа)

Султалиева Луиза Абдулнуровна

Дополнительная образовательная программа «Маленькие исследователи»

на 2019-2020 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malenkie_issledovateli_peredelannyy.docx41.98 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ г. Радужный

ДЕТСКИЙ САД № 12 «Буратино»


Дополнительная образовательная программа «Маленькие исследователи»

на 2019-2020 учебный год

                                                                                                                 

Автор программы

Султалиева Луиза Абдулнуровна

воспитатель

2019г.

Паспорт программы

Наименование

Программа образовательной деятельности в рамках организации дополнительных образовательных услуг по развитию познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста по средствам опытно-экспериментальной деятельности «Маленькие исследователи»

Цель

Развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста по средствам опытно-экспериментальной деятельности

Задачи

  • Познакомить детей младшего возраста с различными способами экспериментирования, формировать интерес к познавательной деятельности.
  • Помочь детям овладеть простейшими техническими приемами работы  с различным видом материалов для экспериментирования.
  • Побуждать воспитанников  самостоятельно  развивать свой интерес к исследованиям, открытиям, применять техники экспериментирования на личном опыте.
  • Познакомить родителей с предметно-развивающей средой для опытно-экспериментальной деятельности; стимулировать их совместное творчество с детьми.

Ожидаемые результаты

В результате выполнения программы будет достигнуто:

  • формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о экспериментальной деятельности;
  • владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы  с различными элементами экспериментирования;
  • формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов;
  • повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности;
  • повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе опытно-экспериментальной деятельности, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Пояснительная записка

Ребенок растет, стремится к самостоятельности, интересуется окружающим миром, где ему хочется все потрогать и попробовать.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. 

Проанализировав исследования Н.Н. Поддьякова, который считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. 

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? Зачем? Как? Что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

Задачи:

  1. Развивать у детей младшего дошкольного возраста компетентность в области экспериментирования, формировать интерес к познавательной деятельности.
  2. Побуждать интерес обучающихся младшего дошкольного возраста к исследованиям, открытиям, применять элементарные техники экспериментирования.
  3. Сформировать предметно-развивающую среду для опытно-экспериментальной деятельности в группе.
  4. Стимулировать совместное творчество родителей и детей на основе опытно-экспериментальной деятельности.

Методическое обеспечение.

Работа с детьми 3-4 лет, направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира.

Основное содержание исследований, выполняемое ребятами, подразумевает  формирование у них представлений:

О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).

О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений — гороха, бобов, семян цветов).

О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся — ломается, высоко — низко — далеко, мягкий — твёрдый — тёплый и прочее).

Материал:

  1. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма (пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски и т.п.)
  2. Мерные ложки.
  3. Сита и воронки разного материала, объема.
  4. Резиновые груши разного объёма.
  5. Половинки мыльниц, формы для изготовления льда, пластиковые основания от наборов шоколадных конфет, контейнер для яиц.
  6. Резиновые или пластиковые перчатки.
  7. Пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл.
  8. Гибкие и пластиковые трубочки, соломка для коктейля.
  9. Гигиенически безопасные пенящиеся вещества (детские шампуни, пенки для ванн), растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки), растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая) и т.п.
  10. Природный материал: (камешки, перья, ракушки, шишки, семена, скорлупа орехов, кусочки коры, пакеты или ёмкости с землей, глиной, листья, веточки) и т.п.
  11. Бросовый материал: (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, поролона, меха, проволока, пробки, разные коробки) и т.п.
  12. Увеличительные стёкла, микроскоп, спиртовка, пробирки.
  13. Контейнеры с песком и водой.
  14. Рулетка, портновский метр, линейка, треугольник.
  15. Часы песочные.
  16. Бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры.
  17. Клеёнчатые фартуки, нарукавники (и то, и другое можно сделать из обыкновенных полиэтиленовых пакетов), щётка-смётка, совок, прочие предметы для уборки.

Приемы и методы используемые на занятиях кружка.

Экспериментирование как основной вид деятельности детей младшего дошкольного возраста.

Наглядность как ведущий педагогический метод (проведение опытов, рассматривание материала по экспериментированию, иллюстрации).

Дидактические игры и упражнения, способствующие освоению детьми свойств элементарного экспериментирования, развитие мелкой моторики (пальчиковые игры); игровые ситуации.

Демонстрация опытов в группе.

Метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре).

Метод двигательной активности (физкультурные минутки, пальчиковые гимнастики и динамические паузы).

Слушание музыкальных произведений.

Метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, или сверстниками).

Включение элементов творчества в занятиях педагога с детьми, в игровую и самостоятельную деятельность дошкольников.

Все методы используются в комплексе.

Формы проведения итогов реализации рабочей программы.

  • беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения;
  • моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
  • опыты;
  • фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
  • подражание голосам и звукам природы;
  • использование художественного слова;
  • дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации;
  • трудовые поручения, действия.

Условия реализации программы.

 Образовательная деятельность, в рамках организации дополнительных образовательных услуг, организуются в форме кружковой работы  и   дополняет содержание основной образовательной программы в ДОУ.

Кружок по опытно-экспериментальной деятельности комплектуется из числа детей 3-4 лет.

Занятия проводятся во вторую половину дня.

Количество занятий в неделю -1, в месяц - 4, в год – 34 занятий.

Продолжительность одного занятия – 15 минут.

График работы кружка.

Среда– 16.00 - 16.15

Ожидаемые результаты

В результате выполнения программы мною были выявлены ожидаемые результаты:

  • Повысить уровень познавательной активности у детей.
  • Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
  • Обогатить предметно – развивающую среду в группе.
  • Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному методу исследования.
  • Повысить уровень владения дошкольниками простейшими техниками экспериментирования.
  • Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе экспериментирования с использованием простейших техник, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Календарно – тематический  план  занятий

Кружка «Маленькие исследователи»

Месяц

№ занятия

Тема

Задачи

Техника

Необходимые материалы

Октябрь

1

«Волшебный песок»

Познакомить детей со свойствами песка.

Экспериментирование с песком

Совочки и формочки, салфетки по числу детей, лейка по числу детей, аудиозапись для игры

2

«Надувание мыльных пузырей»

Научить пускать мыльные пузыри, познакомить со свойством мыльной воды

Экспериментирование с воздухом

Мыльный раствор в емкости (не использовать туалетное мыло), тарелка (поднос), стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечками на конце.

3

«Вода льется из крана»

Познакомить со свойствами воды; воспитывать бережное отношение к воде.

Экспериментирование с водой

Стаканчик

4

«Свойства воды»

Подвести детей к пониманию того, что вода бывает теплая, горячая, холодная.

Экспериментирование с водой

Три чайника, три емкости

Ноябрь

5

«Реактивный шарик»

Помочь выявить свойство воздуха (упругость), понять, как может использоваться сила воздуха (движение)

Экспериментирование с воздухом

Воздушные шары

6

«Ветер по морю гуляет»

Помочь детям обнаружить вокруг себя воздух

Экспериментирование с воздухом

Вода, таз, модель парусника

7

«Наблюдение за природными материалами»

Сравнить свойства сухого и мокрого песка

Экспериментирование с песком, глиной, камешками

Емкости, палочки

8

«Печенье для кукол»

Закрепить знания о песке и его свойствах; познакомить с глиной и ее свойствах.

Экспериментирование с глиной

Емкости, формочки, салфетки, кукла катя

Декабрь

9

«Бумага, ее качества и свойства»

Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет, белизна, гладкая, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется).

Экспериментирование с предметами

Вода, писчая бумага, ножницы, ёмкости, алгоритм описания свойств материала

10

«Свойства и признаки воздуха»

Познакомить со свойствами воздуха; доказать что внутри нас есть воздух; узнать имеет ли воздух цвет и запах.

Экспериментирование с воздухом

Вода, воздушные шары, полиэтиленовые пакеты,соломинки для питья,емкости для воды.

11

«Упрямый воздух»

Показать, что воздух при сжатии занимает меньше места и что сжатый воздух обладает силой – может двигать предметы

Экспериментирование с воздухом

Вода (подкрашенная), шприцы, пипетки, емкости

12

«Носарий»

Познакомить с функцией носа, его строением

Изучаем органы чувств человека

Рисунки (контурные) профилей, изображающие разную форму носа (орлиный, пуговкой, курносый и т.п.), схематичное изображение носа.

Январь

13

«Игрушки из ниток»

Развивать мелкую моторику мышцы рук, учить реализовывать с возможность преобразования предмета и получать результат.

Экспериментирование с предметами

Нитки для вязания, ножницы, кукла из ниток.

14

«Язычок – наш помощник»

Познакомить со строением и значением языка, выполнить упражнение в определении вкуса продуктов.

Изучаем органы чувств человека

Набор разнообразных продуктов питания (горький, сладкий, кислый, солёный вкус), схематичное изображение языка с вкусовыми зонами

15

«Дышат ли рыбы»

Помочь установить возможность дыхания рыб в воде, подтвердить знания о том, что воздух есть везде

Наблюдение за жизнью животных

Вода, прозрачная емкость, аквариум, лупа, палочка, трубочка для коктейля

16

«Наблюдение за состоянием погоды»

Показать разнообразие погодных условий

Наблюдение за погодой

Февраль

17

«Почему все падает на землю»

Помочь понять, что Земля обладает силой притяжения.

Экспериментирование с предметами

Предметы из разных материалов (дерево, металл, пластмасса, бумага, пух), вода, песок, ёмкость, металлические шарики.

18

«Глаза – орган зрения»

Познакомить с органом чувства- глазами, их назначением, правилами ухода и охраной глаз.

Изучаем органы чувств человека

Вода, непрозрачная колба.

19

«Разноцветная вода»

Уточнить знания о свойствах воды; показать, как можно сделать воду цветной; воспитывать бережное отношение к воде.

Экспериментирование с водой

Вода, краска, стаканчик, аквариум, формочки

20

«Фабрика питания»

Показать, что растение может само себя обеспечить питанием

Наблюдение за жизнью растений

Горшочек с растением внутри стеклянной банки с широким горлом, герметичная крышка

Март

21

«Сравнение глины и камня»

Закрепить знания о свойствах глины; познакомить с камнем, со свойствами камня

Экспериментирование с песком, глиной, камешками

Дощечки для лепки, салфетки по числу детей, кукла

22

«Проверка зрения»

Выявить зависимость поведения объекта от расстояния до него.

Изучаем органы чувств человека

Картинки с изображением предметов

23

«Растворимость веществ в воде»

Раскрыть понятие о том, что одни вещества растворяются в воде, а другие нет

Экспериментирование с водой

Вода,соль,крахмал, речной песок, сахарный песок, два стакана

24

«Глиняные игрушки»

Развивать изобразительные умения, стремление к преобразованию предмета; учиться преобразовывать предметы, используя новые детали, изменять цвет, величину.

Экспериментирование с глиной

Глина, вода, салфетки, схемы изготовления игрушек, дощечки для работы

                                                                                 Апрель

25

«Маленький цветочек»

Познакомить с растениями и с тем, как они растут

Наблюдение за жизнью растений

Семена, два горшка для цветов

26

«Сокровища природы»

Развивать мелкую моторику

Экспериментирование с предметами

Природные материалы (листики, палки, камешки и т.д.), клейкая бумага

27

«Играем на бобах»

Развивать умение оценивать предметы и события

Экспериментирование с предметами

Красные бобы, горох, 4 полиэтиленовых пакета

28

«Как распространяется звук?»

Помочь понять, как распространяются звуковые волны

Изучаем органы чувств человека

Вода, камешки, стол с ровной поверхностью, емкости, шашки (монеты)

                                                                                    Май

29

«Посадка лука»

Познакомить со свойствами лука; научить сажать луковицы в землю и воду.

Наблюдение за жизнью растений

Луковицы, земля, вода, ящик, совочки, майонезная банка, лейка.

30

«Что внутри?»

Помочь установить, почему стебель может проводить воду к листьям; подтвердить, что строение стебля обусловлено его функциями

Наблюдение за жизнью растений

Стебли моркови, петрушки, вода, растение, деревянные бруски, лупа, емкость, алгоритм деятельности

31

«Насекомые»

учить узнавать насекомых, изображенных на картинках, развивать наблюдательность, вызывать интерес к живой природе, активизировать словарь, употребляя в речи название насекомых.

Наблюдение за жизнью насекомых

Картинки с изображением бабочки, стрекозы, кузнечика, божьей коровки.

32

«Уличные тени»

Помочь понять, как образуется тень, показать зависимость тени от источника света и предмета, их взаиморасположение

Экспериментирование с солнечным светом

«Уличные тени»

33

«Может ли растение дышать?»

Выявить потребность растения в воздухе, дыхании; помочь понять, как происходит процесс дыхания у растений

Наблюдение за жизнью растений

Комнатное растение, вазелин, трубочки для коктейля, лупа

34

«Ветер»

Помочь выявить изменение песка при взаимодействие с ветром и водой.

Экспериментирование с песком

Песок, глина, прозрачные емкости с закрытой крышкой, полиэтиленовые бутылки с прикрученной крышкой

Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами.

В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.

Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло. В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.

Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям младшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Список литературы.

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду.
  2. В.Н.Волчкова. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада. – Т.Ц. «Учитель». Воронеж. 2007 год.
  3. О.В.Дыбина. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Издательство Мозаика – Синтез, М. 2012 год.
  4. Т.М.Бондаренко. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада – Воронеж, 2008 год.
  5. С.В.Батяева. Альбом по развитию речи для дошкольников. - М.: РОСМЕН-ПРЕСС, 2013 год.
  6. С.В.Батяева. Альбом по развитию речи для самых маленьких. - М.: РОСМЕН-ПРЕСС, 2013 год.
  7. Н.М.Зубкова «Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет» - Санкт-Петербург 2007 г
  8. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2015. – 128 с.
  9. «Большая книга для малышей я и мир вокруг меня. М. «АСТ-ПРЕСС», 2002 год.
  10. Е.А. Мартынова. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. – Волгоград,: Учитель. -333 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа "Маленькие исследователи"

Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит   метод обучения дошкольников -  экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемог...

Перспективный план использования интерактивного оборудования в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования на 2019-2020 учебный год подготовительной к школе группы №21 компенсирующей направленности для детей с тяжелыми н

Цель  ИКТ в дошкольном образовании:  повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий в соответствии с ФГОС ДО.Задачи...

Дополнительная образовательная программа "Спортивная мозаика" на 2019-2020 учебный год для детей от 3 до 4 лет

Дополнительная образовательная программа спортивной направленности  "Спортивная мозаика"...

«Дополнительная образовательная программа «Юные исследователи» на 2020-2021 учебный год»

Дополнительная образовательная программа «Юные исследователи»на 2020-2021 учебный год...

Дополнительная образовательная программа "Сенсорное развитие " на 2019-2020 учебный год

Цель программы - Создание оптимальных условий для сенсорного развития детей раннего возраста, через различные виды деятельности....

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СТАРШЕЙ ГРУППЫ «РАДУГА» 2019- 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста  определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Программа обеспечивает разви...

Основная образовательная программа дошкольного образования на 2019-2020 учебный год.

Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Михайловского детского сада Карасукского района Новосибирской области (дале...