Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя старшей группы)
статья (старшая группа)

Груздяева Наталья Юрьевна

Дошкольное детство – это тот период, когда необходимо начинать развивать у ребенка навыки учиться в течении всей жизни, межличностные и гражданские компетенции, понимание проблем защиты окружающей среды и устойчивого развития, межкультурное взаимопонимание, предприимчивость, а также навыки использования информационно-коммуникативных технологий. Роль педагога состоит в том, чтобы предоставить максимальную поддержку каждому ребенку, помогая всем детям стать сильными, уверенными в себе, заботливыми, ответственными и счастливыми членами общества.

Практика организации работы детей в малых группах в рамках дошкольного учреждения как нельзя лучше способствует вовлечению детей в различные сферы деятельности, способствуя формированию навыков, необходимых для будущего благополучного общения ребенка с окружающим миром.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_raboty_doshkolnikov_v_malyh_gruppah.docx21.52 КБ

Предварительный просмотр:

Груздяева Наталья Юрьевна

Воспитатель

ГБДОУ детский сад 19

Приморского района Санкт-Петербурга

Организация работы дошкольников в малых группах

(из опыта работы воспитателя старшей группы)

Дошкольное детство – это тот период, когда необходимо начинать развивать у ребенка навыки учиться в течении всей жизни, межличностные и гражданские компетенции, понимание проблем защиты окружающей среды и устойчивого развития, межкультурное взаимопонимание, предприимчивость, а также навыки использования информационно-коммуникативных технологий. Роль педагога состоит в том, чтобы предоставить максимальную поддержку каждому ребенку, помогая всем детям стать сильными, уверенными в себе, заботливыми, ответственными и счастливыми членами общества.

Практика организации работы детей в малых группах в рамках дошкольного учреждения как нельзя лучше способствует вовлечению детей в различные сферы деятельности, способствуя формированию навыков, необходимых для будущего благополучного общения ребенка с окружающим миром.

Взаимодействие между взрослыми и детьми, как и взаимодействие между сверстниками, имеют огромное значение для поддержки физического, социального, эмоционального и когнитивного развития детей. Их роль также чрезвычайно важна, поскольку эти взаимодействия способствуют непрерывному развитию и обучению детей, помогая обмену знаниями, опытом, чувствами и мнениями, что особенно заметно, когда педагогом организована работа детей в малых группах. Именно через взаимодействия внутри малых групп у ребенка развивается чувство собственного «Я», чувство принадлежности к определенному сообществу и приобретаются знания о мире.

Как же происходит взаимодействие во время работы внутри малых групп? При работе над темой дня дети расходятся по разным центрам, в зависимости от своих интересов. Объединяясь в малые группы, они учатся сотрудничать, ведь в будущем они не будут жить группой из 20 человек. Им надо будет сотрудничать с ограниченным кругом людей и заниматься работой, развивать свои знания в области своих увлечений в рамках определенной узкой направленности. При работе с детьми в малых группах педагог помогает детям (грамотно моделируя различные ситуации) получить навыки такой жизни. Дети согласовывают между собой правила взаимодействия, договариваются, кто и что будет делать. (кто-то примеряет на себя роль лидера, кто-то учиться подчиняться, все учатся дружить).

Одним из непременных условий работы детей в малых группах является постоянная смена их состава. Это позволяет ребенку постоянно менять свою позицию в общении, проявлять особенности характера, темперамента, поведения.  

Формирования малых групп может идти по разным направлениям:

  • использование спонтанных детских объединений (дети играют сами в каких-либо группах и в них же переходят к занятию);
  • объединение детей в малые группы по их собственному желанию и выбору (дети по предложению воспитателя находят себе товарищей для совместной работы);
  • образование малых групп по какому-либо общему признаку, сходству, жизненным ситуациям, действиям (дети выбирают сами или воспитатель задает определенный признак);
  • объединение в подгруппы по наглядному материалу (мелким раздаточным предметам или разрезным изображениям);
  • создание малых групп путем образования пар, троек, четверок, шестерок по общему делу (ребенок делает свое дело или часть общего, а затем они объединяются для совместной работы).

Выбор способа объединения детей в группы зависит от:

  • умения детей общаться и договариваться друг с другом;
  • уровня сформированности произвольности поведения;
  • содержания занятия;
  • количества детей и малых групп.

    При объединении детей в малые группы: дети могут стоять, сидеть на стульчиках, на ковре по кругу или беспорядочно. Педагог может преподнести необходимый материал на подносе (в коробке, мешочке, сундучке) или разложить (разбросать) его на столе (на полу).

Главное, подготовить для детей такую предметно-образовательную среду, в которой каждый ребенок мог раскрыть весь свой потенциал. Нельзя ограничивать детей в выборе деятельности. Рисование, конструирование, эксперименты или математика – ребенок сам должен выбирать, через призму какой деятельности он будет изучать этот мир и взаимодействовать с окружающими. Ведь одну и ту же тему можно изучить через разные виды деятельности. Ракеты можно считать, их можно конструировать, запускать в небо, лепить, рисовать, читать про них. Для разных интересов – разные малые группы.  Нельзя заставлять детей делать то, что им не нравится.  В своей группе мы стараемся так организовать предметно-образовательную среду, чтобы, выбирая для себя то или иное занятие в рамках малой группы, ребенок находил там каждый день что- то новое.

Очень важно правильно организовать развивающую среду для взаимодействия между детьми и педагогом, внутри малых групп и между самими группами. Эффективность такой организации можно оценить, если педагог видит, что удовлетворены такие потребности детей, как:

  • потребность в безопасности (среда должна быть более или менее предсказуема; ребенок должен знать, что позволено, а что нет; ребенок знает, что может положиться на других;)
  • потребность в любви, тепле и нежности (объятия, физический контакт, возможность давать и принимать любовь и утешение;)
  • потребность в признании и одобрении (чувство, что тебя понимают и ценят другие; что ты что-то значишь для других; что ты часть группы;)
  • потребность ощущать себя способным (ощущение, что ты можешь сделать что-то самостоятельно, без посторонней помощи; что способен добиваться успеха;)
  • потребность в смысле и ценностях (чувствовать себя «хорошим» человеком)

Удовлетворение вышеперечисленных потребностей способствует такому обучению и развитию ребенка старшего дошкольного возраста, которое мотивирует его повторять занятие на более сложном и высоком уровне.

Дети рождаются с врожденной потребностью учиться. Важно предоставить им оптимальную среду, в которой ребенок может в максимальной мере раскрыть свой потенциал. В этом помогает работа с детьми в малых группах. В большой группе нет индивидуализации. Сложно прислушиваться к потребностям каждого.

Грамотно смоделированная педагогом работа в малых группах способствует развитию в детях не только внешней мотивации (например, работу нужно делать потому, что ты заработаешь много денег), но и, с моей точки зрение, что наиболее ценно, внутренней мотивации (человек что-то делает потому, что ему нравится это занятие, т.к., люди, которые мотивированны внутренне проявляют больше интереса и уверенности в отношении задач, которые они выполняют, что способствует их благополучию в различных сферах в будущем.)

Одним из немаловажных условий работы детей в малой группе является изменение темпа и ритма этой работы. Менять темп и ритм помогает использование часов (песочных или обычных). У детей возникает понимание, что каждое дело имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.

При организации работы детей в малых группах дети:

  • учатся проявлять уважение к другим;
  • развивают представление о себе и у них возрастает самооценка;
  • улучшают свои речевые способности;
  • улучшают свои коммуникативные навыки;
  • развивают способность к эмпатии;

И самое главное для педагога – получать удовольствие от взаимодействия с детьми и быть хорошим слушателем. Дети могут выражать себя творчески самыми различными способами – через музыку, рисование, танец, ролевые игры и т.д., и их следует к этому побуждать, в том числе просить описать их идеи, действия и результаты работы.

Сегодня с уверенностью могу сказать, что, взаимодействие с детьми в рамках работы в малых группах, помогло мне лучше их узнать, создать такие условия, где наше сотрудничество помогло наладить отношения доверия и взаимопонимания между педагогом и ребенком, педагогом и родителями, между самими детьми. В рамках такой работы не только дети учатся у педагога навыкам эффективных коммуникаций, но и педагог многому учится у детей.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя старшей группы)

В малых группах происходит не только личностное, но и деловое общение, которое даёт детям развиваться....

Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя младшей группы)

Гладова Татьяна БорисовнаВоспитательГБДОУ №18 Приморского района г. Санкт-Петербурга  Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя младшей группы) В повс...

Методическая разработка по организации работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя средней группы).

Данная разработка позволяет ознакомиться с понятием "малая группа" непосредственно у дошкольников, предлагает вариативность разделения на малые группы и проблемы, которые могут возникнуть пр...

Работа дошкольников в малых группах из опыта работы воспитателя подготовительной группы.

Работа дошкольников в малых группах из опыта работы воспитателя подготовительной группы.В играх дети спонтанно объединяются в группы. Общение в таких группах имеет неформальный характер. Дети связаны ...

«Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя старшей группы)»

laquo;Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя старшей группы)»...

«Организация работы дошкольников в малых группах» (из опыта работы воспитателя средней группы).

Организация работы в малых группах способствует тому, чтобы каждый ребенок мог почувствовать себя умелым, знающим, способным (вместе с другими детьми) справиться с любой задачей.Такая работа дает возм...