Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников
материал (старшая группа)

Курданова Анжела Геннадьевна

Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon professionalnaya_kompetentnost_pedagoga.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Профессиональная компетентность педагога  в сфере общения с родителями воспитанников ДОУ» .

Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Детский сад  - это первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности воспитателей, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. С этой точки зрения дошкольное образование имеет для общества гораздо большее значение, чем просто место, где учат и развивают детей.

Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач, что требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свой жизненный опыт и собственное видение проблем, поэтому им просто необходимо уметь общаться.

На мгновение включим фантазию и представим себе.... Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются... А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать, что было анкетирование и мы там обо всем рассказали. А педагоги ответят им так: «Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано!» Согласитесь картина получилась безрадостная ...

Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

Все это приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников» .

Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

Многие педагоги, в том числе и я, испытывают проблемы, связанные с особенностями контингента родителей воспитанников. Среди них:

  • снисходительное, иногда даже пренебрежительное отношение родителей  к педагогу
  • создание конфликтных ситуаций
  • «трудные» родители (молодые родители, неблагополучные семьи )
  • отсутствие единства требований в семье и детском саду

Так же есть проблемы, связанные с особенностями личности самого педагога:

  • личные качества (застенчивость, неуверенность в себе, завышенная самооценка, снобизм)
  • нехватка специализированных знаний (о формах организации общения, семейном воспитании.)
  •  нехватка информации (о семье, об индивидуальных особенностях детей)

Всё это приводит к проблемам в общении:

  • страх публичных выступлений
  • затруднения в повседневном общении (при проведении бесед, индивидуальных консультаций)
  • трудности при проведении открытых мероприятий для родителей с детьми

Для решения проблем мне было необходимо:

  • завоевать их доверие, расположить к себе через обсуждение общих тем, дать почувствовать заинтересованность в развитии ребёнка, приобщить к выполнению ответственных заданий.
  • сохранять спокойствие,  дать собеседнику возможность высказаться, не прерывая его, чтобы понять причину проблем, затем изложить свой взгляд и предложить пути решения, проявляя терпение и заинтересованность. Не расширять предмет конфликта, если надо – извинитесь. Не допускайте категоричной формы ведения разговора и  не переходите на личности, не допускайте оскорблений личного достоинства.
  • изучить литературу о специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, о методах изучения семьи, о современных формах организации общения, об особенностях семейного воспитания; обращалась за советом к педагогу-психологу, самообразование .
  • планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей, продумать возможные вопросы и ответы на них, несколько раз прорепетировать.
  • просвещение родителей через индивидуальные беседы, памятки, консультации и т.д. (Например: родители ежедневно нарушают режим)

Знания теоретических основ общения, помогают мне завоевать доверия родителей. Чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.

Самые универсальные – это: улыбка (демонстрируем готовность общаться), имя собеседника (самый важный звук для человека), комплимент (что-то приятное о ребёнке). Использую при разговоре открытые позы (раскрытые, несжатые в кулак ладони, не скрещенные пальцы, руки и ноги дают возможность вам казаться более приветливыми и доброжелательными.); стараюсь соблюдать дистанцию общения (расстояние между собеседниками), очень важно не вторгаться в его личное пространство, а предоставить возможность выбора дистанции ему самому.

В содержание профессиональной компетентности входят следующие личностные качества и установки. 
Личностные качества и установки  (личностный компонент) 

  • Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников
  • Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями
  • Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями
  • Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность...

Умения и навыки (деятельностный компонент) 

  • Умение преодолевать психологические барьеры общения
  • Владение методами изучения семьи
  • Умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье
  • Умение ориентироваться в информации
  • Умение конструировать программу деятельности с родителями
  • Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями
  • Коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им; предвидеть результаты общения; управлять своим поведением; проявлять гибкость в общении с родителями; владеть этикетными нормами речи и поведения.

Рассмотрим пример беседы с родителями - Для снятия напряжения родителя и перехода к проблеме следует корректно и конкретно сообщить цель вызова, например: «Мне хотелось получше узнать (имя ребенка), чтобы подобрать к нему подход. Слушать внимательно и доверительно.  Сочувствуя, одобряя и поддерживая, можно услышать максимальное количество информации. Задавайте встречные вопросы с целью помощи высказаться или одобрения точности высказанных мыслей. Факты о поведении, вызывающие беспокойство у педагога, должны подаваться очень корректно, без оценочных суждений, начинающих на «не». Переходить к нелицеприятным фактам лучше всего в форме обращения за советом: «Я еще не очень хорошо знаю Петю, не могли бы Вы мне помочь разобраться. (Например: Воспитатель решил поговорить с матерью пятилетнего ребёнка по поводу драчливости мальчика. «Ваш Петя сегодня здорово рисовал, он у вас замечательный, но есть одна сторона, которая меня очень волнует. Вы своего ребенка лучше знаете, может быть, вы мне что-то посоветуете в этом плане… Я замечаю, что он часто бьет Катю, как вы считаете, с чем это может быть связано? Давайте вместе подумаем, в чем здесь дело и как ему помочь…" Это и как ему помочь…" Это позиция сотрудничества, общение на равных, обращение к родителю как к знающему и компетентному человеку.

Вывод: Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, а чтобы сохранять уровень компетентности, необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием. Непрерывное образование становится потребностью, так как  деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей «Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников ДОУ»

Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

В СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВХОДЯТ:личностные качества и установки(личностный компонент)знания(содержательный компонентзнания(содержательный компонент...

Развитие профессиональной компетентности педагога в сфере общения с родителями воспитанников

Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность является условием эффективнос...

Буклет "Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников"

Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников.Примерный кодекс общения«Педагог-родитель»•      Всегда стремиться быть в ...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ».

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ  КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА  В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ»....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ».

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ  КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА  В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ»....